Brassai (Gyula Halasz) /// Paris |
«Он уважал каждого: шлюх и воров, клерков и финансистов. И это видно. Таков и его вкус к жизни, в каком бы виде он себя не проявлял. Как если бы фотографии говорили: «не важно, какова вина в нашем интересе, мы наилучшим образом приняли все, что видим, как часть нашего мира»
(мадам Жильбер Брассай)
Brassai был необычайной личностью
– реализовав десятки своих талантов, он и в старости мечтал о новых достижениях. Он приехал в Париж бедным студентом, а через десять лет открыл абсолютно новый образ этого города. Его альбом «Ночной Париж» (1933) восхитил и удивил весь мир, потому что Брассай был первым, кто не побоялся бродить с камерой по ночным улицам этого города, полным бандитов, проституток, сутенеров, воришек и других обитателей «городского дна». Брассай был пленен атмосферой ночных баров, где постоянно собирались писатели, актеры, художники – беженцы из других стран, ищущие спасения именно в Париже – мировом центре культуры, искусства, самом свободном и раскрепощенном городе во всем мире.
Венгр Дьюла Халаш (Gyula Halasz, 1899-1984) взял себе псевдоним Брассай (Brassai) по имени трансильванского города Брассо в котором он родился.Студентом он 3 года учился живописи в Берлине, создал целую серию рисунков – главным образом, ню.Брассай пришел к убеждению, что он должен посвятить свою жизнь искусству, невзирая ни на какие материальные трудности, но считал, что настоящему искусству можно научиться только в Париже.
Около четырех лет он не творил, а только жадными глотками пил очарование и страх парижских улиц, упоенно восхищался блеском брусчатки и сиянием глаз ночных див. Одновременно с безмерным восхищением и погружением в мир города, Брассай считал Париж «полем боя, где он изучал, как город живет и движется и как движутся вместе с ним люди». Он знал, что именно здесь его талант должен раскрыться.Несмотря на все усилия, его финансовое положение оставалось очень трудным, но он не отчаивался. Уже позже, будучи семейным человеком, Брассай постоянно говорил своей супруге в трудные минуты:
«Само решится. Смотри на жизнь смелее. Жизнь — это смелость».
Сохранять оптимизм помогало и очарование Парижа. Как только наступала ночь, дневные проблемы уходили на задний план, и Брассай с восторгом присоединялся к парижскому миру художников и интеллектуалов, искателей приключений и дам полусвета – легендарному миру квартала Монпарнас. В течение ночи он беседовал со своим другом Андре Кертесом в «Ля Куполь», потом с Сальвадором Дали и Рибмон-Дессеньем, с Нэнси Кунар, Ман Рэем, Генри Миллером и другими. Именно в этом калейдоскопе ночной жизни и зародилась идея Брассая о проекте «Ночной Париж». Для ее реализации он выбирал именно фотографию:
Брассай снимал на улицах проституток и сутенеров, воришек и бандитов. Он заходил в кабаре, где делал фотографии парочек или танцовщиц. Иногда Брассай стучался в двери незнакомых квартир ночью, чтобы попросить хозяина сделать пару кадров из его окна.
Результатом всех этих испытаний и творческих опытов стал альбом «Ночной Париж»(1933), который мгновенно сделал Брассая популярным фотографом. Ощутив успех и признание, через два года он выпустил следующий альбом «Парижские удовольствия»(1935) – этот цикл фотографий принес ему успех и за границами Франции.
Пикассо называл Брассая прирожденным художником, Миттеран – тонким писателем, сам Брассай признавался, что фотография не была для него главным способом выражения. Он издал книги прозы «История Марии» (1949), «Слова, повисшие в воздухе» (1977), альбомы и мемуарные книги «Скульптуры Пикассо» (1948), «Праздник в Севилье» (1954), «Граффити Брассая» (1961), «Разговоры с Пикассо» (1964), «Неизвестный Париж 1930-х» (1976), «Генри Миллер» (1975), «Художники моей жизни» (1982), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (1997). Также Брассай иллюстрировал книги Бретона и Пере, сделал несколько впечатляющих фотографических задников для балета Превера «Свидание» - их высоко оценили в Париже и Лондоне, где балет ставился в течение нескольких лет. Он снял короткометражный фильм «Пока есть животные»(1956), которая в тот же год завоевала приз в Каннах...
Рубрики: | ретро фотография,photography |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |