Российское кино на текущей неделе доминирует в прокате: «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Дом Солнца» Гарика Сукачева и «Поп» Владимира Хотиненко. С опозданием, но тем не менее все равно стартуют эстонский «Класс» и корейская «Жажда». Из голливудских лент в России выходят «Потрошители» Мигеля Сапочника и «Слишком крута для тебя» Джима Филда Смита.
«Как я провел этим летом»
На полярной станции, расположенной на Чукотке, всего двое обитателей: опытный метеоролог Сергей (Сергей Пускепалис) и молодой практикант Павел (Григорий Добрыгин). Первый — сторонник старых методов работы, второй — адепт новых технологий, на почве чего коллеги часто ссорятся. Когда их совместная вахта наконец подходит к концу, Сергей, готовясь к долгожданной встрече с родными, уходит в самоволку за рыбой. В отсутствие начальника, оставшийся за главного Павел получает с большой земли радиограмму, которая придаст тягучим полярным будням трагический накал.
Практически каждый критик, следивший за ходом Берлинского кинофестиваля, не удержался от того, чтобы прямо намекнуть на большие шансы фильма «Как я провел этим летом» на победу в состязании за награды смотра. Главным образом такая уверенность подстегивалась именем председателя жюри, которым в 2010 году был Вернер Херцог. Его имя и само понятие «съемки в экстремальных условиях» для широкой общественности являются практически синонимами.
Экстрима во время создания «Лета» создателям фильма хватило по полной, так как снималась картина на Чукотке, не самом, мягко говоря, приспособленном для подобных действий месте. То и дело в процесс вмешивались самые разные факторы. Погода, дикая и непредсказуемая. Местные звери, в основном медведи, временами сновавшие вокруг. Полчища комаров, а также повсеместно натыканные РИТЭГи (радиоизотопные электрогенераторы), нахождение рядом с коими представляет некоторую опасность для жизни.
Как итог — три приза на Берлинале, чего российское кино не могло добиться со времен «Темы» Глеба Панфилова, и последовавшее за этим серьезное расширение проката для данного фильма, рассчитанного на не самую массовую аудиторию. Впрочем, «Как я провел этим летом» в принципе смотрится куда увереннее многих своих собратьев по российской «новой волне». Алексею Попогребскому удалось поставить свой фильм на устойчивые сюжетные рельсы, и начинающаяся как медитативная драма, картина в скором времени трансформируется в остросюжетный триллер, напряженный и изобретательный, хоть и порой чересчур размеренный.
Последнее качество обуславливается местом действия — Чукоткой, где течение жизни практически остановилось, и впечатляющими живописными видами которой фильм заполнен до краев. Как и герои Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина, природа является таким же правомерным действующим лицом картины, в оцепенении наблюдающим за разворачивающимся на ее глазах конфликтом двух миров — нажитого опыта и беспечной молодости.
«Очень уж хочется обозвать этот фильм «оммажем Херцогу», благо причин для этого хватает. И все же это не Херцог, это именно что Попогребский: психологическая драма с отличными натурными съемками, передающими внутреннее состояние героев не хуже, чем в другом выдающемся российском фильме последних лет — «Диком поле», — Дмитрий Карпюк, maptype.com.
«Как я провел этим летом» выходит в количестве больше ста копий – небывалый тираж для двухчасового фильма, в котором нет ни любовной линии, ни спецэффектов, ни драк, ни звезд КВН. Дело ведь не только в том, насколько оправданы ожидания относительно картины Попогребского, вопрос глобальней: что первично и кто диктует условия. Киноиндустрия вынуждает зрителей смотреть чепуху, не решаясь выпускать в широкий прокат авторское кино, или зритель искренне предпочитает «Самый лучший фильм». Делаем ставки — кто рискнет?», — Дарья Горячева, gazeta.ru.
«Тем не менее, «Как я провел этим летом» — пример передового кинематографа, без скидок на доморощенное производство. Именно так сегодня снимают кино от Таиланда до Мексики, делая ставку на экзотику и «гений места», на съемки, сопряженные с риском, не зацикливаясь на известных формах наррации, размыкая сюжет во внешний контур, стирая грань между игрой и естественной непрерывностью событий», — Владислав Шувалов, cinematheque.ru.
«Потрошители»
Реми (Джуд Лоу) — один из потрошителей, которые в недалеком будущем будут вламываться в дома людей, приобретших искусственные органы в кредит, но не сумевших за них расплатиться перед крупной медицинской корпорацией. Из своих «клиентов» герой выбивает долги своеобразным способом — не деньги из них вытрясает, а забирает пересаженную селезенку или печень. Однако после неудачного рейда Реми сам становится обладателем искусственного сердца, за которое так же, как и все предыдущие его жертвы, не может расплатиться, а потому пускается в бега от бывших коллег.
Антиутопии чрезвычайно любимы Голливудом и в последнее время выходят с ускоренной периодичностью. Только успели отгреметь «Суррогаты» Джонатана Мостоу (оглушительно провалившиеся в прокате), и теперь с устоявшимся мироустройством недалекого будущего борется Джуд Лоу. «Потрошители» в немалой мере копируют фабулу мюзикла «Рипо! Генетическая опера», только картина Мигеля Сапочника более ориентирована на экшн, но также не гнушается черного юмора и самоиронии. Критики, правда, ленту приняли довольно равнодушно, изрядно обвинив ее в неровности и глупости.
«Если вы расположены к этому фильму, то постарайтесь побыстрее увидеть его на большом экране, ведь когда он перейдет в разряд культовых, вы сможете говорить, что смотрели его еще, когда он впервые шел в кино», — Дэниэл Киммел, New England Movies Weekly.
«Режиссура впечатляет, но в третьем акте фильм начинает резко пикировать вниз. Сюжет разваливается, общую атмосферу заносит из стороны в сторону, а некоторые заключительные сцены вообще отдают сумасбродством», — Кристофер Смит, Bangor Daily News.
«Дом Солнца»
У Саши (Светлана Иванова) в жизни было все ясно и разложено по полочкам, пока она не повстречалась с Солнцем (Станислав Рядинский), лидером хиппи и вообще незаурядной личностью.
Свой третий фильм Гарик Сукачев снимал в течение нескольких лет и во время премьеры «Дома Солнца» открыто заявил, что картина его «переживет», и это, в общем-то, не пустые слова, так как создание такой ленты стало для режиссера и музыканта делом чрезвычайной важности. Ибо в ее основу лег собственный опыт Сукачева, его воспоминания, а также ностальгия по ушедшей эпохе, воспроизведенной в фильме с невероятной нежностью и старанием.
«Вначале была одна прокатная компания, потом продюсеры прекратили с ней отношения. Пришли другие прокатчики. Но все это имело ко мне очень опосредованное отношение. Сам-то я мог показать «Дом солнца» еще в прошлом году. А пока на мне висел этот груз — ожидание премьеры, я даже на время распускал «Неприкасаемых». Сидел дома и ждал. Надоело. Очень хотелось скорей перелистнуть эту страницу биографии и двигаться дальше», — поведал в интервью Российской газете режиссер фильма Гарик Сукачев.
«Жажда»
Согласившись на участие в медицинском эксперименте, уважаемый многими прихожанами священник (Кан Сонг) сначала подхватывает смертельный вирус, однако после переливания крови быстро идет на поправку, постепенно обнаруживая, что становится вампиром. Новые физические возможности (вроде прыжков с высоток на землю) и определенные психические изменения, связанные с подобным «перерождением», рождают в некогда примерном религиозном служителе порочный интерес к супруге его старого приятеля.
Несомненным представляется наличие Чхан ук-Пака в рядах ведущих корейских постановщиков — заслужившего репутацию кровавого эксцентрика, порой способного на головокружительные сюрпризы. В «Жажде» режиссер взял за основу «Терезу Ракен» Эмиля Золя, только сделав главных героев своей ленты вампирами, что в сущности лишь атрибут. Основная фабула новой работы корейца копирует Золя, только с издержками на вампирскую эстетику, которая здесь не подвергается романтизации, а скорее наоборот. С каждым последующим изгибом сюжета крови становится все больше, а намерения и поступки героини Ким ок-Бин все более ужасающими. Однако, что не дает поводу Чхан ук-Паку иной раз добавить некоторых комических ноток, которые облегчают общий настрой фильма, хоть и также способны вызвать у зрителей неоднозначные впечатления.
«Начинаясь, как фильм о кризисе веры, под конец «Жажда» рассказывает о кризисе самоидентификации», — Уильям Госс, Orlando Weekly.
«Жажда» — одно из самых экстремальных и лучших развлечений в этом году», — Том Хаддлстон, Time Out.
«Класс»
Над щуплым и тихим школьником Йозепом беспрестанно и по-злому издеваются сверстники. Однако на защиту подростка становится его одноклассник Каспар (он тоже раньше был в стане обидчиков), что способствует лишь обострению конфликта.
Вышедший еще три года назад эстонский фильм «Класс» добрался до российских экранов только сейчас. Из его ближайших аналогов для сравнения просится «Слон» Гаса Ван Сента, только будто переснятый Валерией Гай Германикой: намеренно лишенный какой-либо поэтики и наполненный пугающе реалистичными типажами и ситуациями слепок школьной действительности, мало кого способный оставить равнодушным. Резонанс после выхода «Класс» оказался огромный, что сделало его одним из самых обсуждаемых и титулованных фильмов за всю историю эстонского кинематографа.
«Рааг заметил еще одну важную вещь, до которой Германика добралась только на сериале. Взрослые не просто посторонние, они никакие. Им нужно во что бы то ни стало сохранить статус-кво. Проще говоря, чтобы их не трогали. Удобнее поддержать подлеца с ухватками авторитарного лидера, чем разбираться, что к чему. Добиваться дешевого успеха и вместе со всем классом травить выбранную жертву. Исходить из внешних причин (например, социальное положение родителей) и списывать вину на безответных», — Ян Левченко, cinematheque.ru.
«Слишком крута для тебя»
Кирк Кеттнер (Джей Барушель), неуверенный в себе сотрудник аэропорта, постоянно служащий объектом шуток со стороны собственных друзей, знакомится с привлекательной блондинкой Молли (Элис Ив). Неожиданно для всех вокруг девушка начинает испытывать симпатию к парню. Приятели последнего считают себя обязанными вмешаться в романтические отношения пары, чтобы «помочь» товарищу удержать подружку.
Тандем сценаристов и продюсеров Шона Андерса и Джона Морриса третий проект подряд умудряется создавать не особо утонченные, зато вполне потешные комедии, которые отчего-то не находят особого признания у большой публики и постоянно проваливаются в прокате (среди других их проектов «Сексдрайв» и «Машина времени в джакузи»). Их совместный фильм с британским режиссером Джимом Филдом Смитом также более чем способен развлечь, но любви ни зрителей ни критиков он не снискал, хоть и последние отнеслись к нему не так плохо, как могли бы.
«Я нахожу некоторые фильмы Джудда Апатоу весьма забавными, а «Слишком крута для тебя» лишь их бледная копия. Не слишком уж и крутая», — Маргарет Померанц, At the Movies.
«Возможно одна из самых смешных безудержных американских комедий со времен «Все без ума от Мэри», — Джейсон Ди Россо, MovieTime.
«В целом умеренно забавный и очаровательный фильм. Но часто вялый и утомительный настолько же, насколько и смешной», — Эйви Оффер, NYC Movie Guru.
«Поп»
1941 год. Небольшое село Тихое в Латвии захватывают немцы. И с этого момента настоятель местного прихода отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий), до того живший в покое и проводивший свободное время в благодатных беседах с матушкой Алевтиной (Нина Усатова), начинает в числе других священников-миссионеров возрождать на оккупированной территории церковную жизнь.
«Поп» Владимира Хотиненко шел к прокату долго, успев по дороге к нему завоевать не одну престижную премию и стать одним из потенциальных выдвиженцев от России на «Оскар-2010». Предыдущая картина авторитетного режиссера «1612» часто критиковалась за свою неприкрытую лубочность и неуместную метафоричность. Новая работа постановщика «Поп» также основана на историческом материале и не чурается излишней патетики, а за ее производство отвечала кинокомпания Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». Вдобавок в активе ленты не только удачная фестивальная судьба, но и благословление покойного Патриарха Московского Алексия II и доброжелательное отношение Патриарха нынешнего — Кирилла.
«Живые и по-житийному светлые герои вложивших в фильм душу Маковецкого и Усатовой вязнут в неуклюжем фильме с лакированной картинкой, вечно теряемым ритмом и пошлыми кинокрасивостями вроде взгляда на мир глазами мухи, кружащейся в обратную сторону патефонной пластинки или старательно танцующего на ветру письма», — считает обозреватель журнала «Афиша» Петр Фаворов.
«Это не только история священнического подвига, который каждый день совершали миссионеры, но и рассказ о любви отца Александра и матушки Алевтины. Такой истории любви в кинематографе пока еще не было», — заявляет сценарист фильма Александр Сегень.
Также в российском прокате стартуют фильмы «Муж моей вдовы» Леонида Горовеца и «Толстяки» Дэниэла Санчеза Аревало.