-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ШРМ

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Искусство_войны Чортова_Дюжина


Без заголовка

Четверг, 20 Ноября 2014 г. 12:49 + в цитатник
Цитата сообщения Ретрофан "Альбатросы" Балтики – они были первыми…

01 Антоненко и Бринько (700x568, 112Kb)

Неразлучные друзья – русский Алексей Антоненко и украинец Петр Бринько – составляли собой пару истребителей, бывшую страшной грозой для противника. Они стали первыми Героями Советского Союза и первыми асами морской авиации Балтийского Флота в Великой Отечественной войне.
Алексей Антоненко вошел в историю как первый балтийский летчик, сбивший в этой войне самолет врага, а Петр Бринько стал первым морским пилотом, совершившим таран вражеского самолета. Кроме того, к сентябрю 1941 г Петр Бринько был еще и самым результативным летчиком Балтики, на которого равнялись все остальные летчики-истребители Краснознаменного Балтийского флота.


Алексей Касьянович Антоненко родился 23 февраля 1911 года в деревне Васьковичи Могилевской области в семье русского рабочего. С 17 лет, по окончании ФЗУ, он работал слесарем в железнодорожном депо. В 1929 году юноша поступил в летную школу в Ейске; закончив ее в 1932 году, он несколько лет служил летным инструктором в Батайском авиационном училище. В 1938 году Алексея перевели в авиацию Балтийского флота, а летом 1939 года его часть послали на Дальний Восток для участия в сражениях на реке Халхин-Гол. В небе Монголии Алексей Антоненко принял участие в 40 воздушных схватках, и в составе группы сбил 6 японских самолетов. Начало Советско-Финской «Зимней» войны 1939-1940 годов старший лейтенант Антоненко встретил в рядах 13-го истребительного авиационного полка, входившего в 10-ю смешанную авиабригаду ВВС Балтийского флота. Здесь-то судьба и свела Алексея с Петром Бринько, который стал его другом на всю жизнь.
Петр Антонович Бринько родился 17 сентября 1915 г. в посёлке Мандрыкино (сегодня этот поселок вошел в черту города Донецка) в семье украинского рабочего. Окончив 10 классов, Петр отучился еще и в Запорожском аэроклубе, поэтому после призыва в 1935 году на службу в Военно-Морской флот его послали учиться в Ейскую школу морских летчиков. По окончании авиашколы Бринько в 1937 году направили служить на Тихоокеанский флот. В составе тихоокеанской авиации Петр Бринько участвовал в боевых действиях у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол (1939). И хотя в этих сражениях Петр не добился никаких заметных успехов, он приобрел самое ценное для военного пилота - боевой опыт. С началом Советско-Финской войны 1939-40 гг. он для борьбы с финнами вместе с отрядом дальневосточных летчиков перелетел на Балтику; отряд был включен в состав 13-го ИАП КБФ, того самого, в котором служил Алексей Антоненко. Совместное участие в разведывательных полетах, охране бомбардировщиков и штурмовке наземных войск врага быстро сблизили молодых людей, породив дружбу, которой они остались верны до конца.
В Великую Отечественную войну летчики вступили, будучи уже орденоносцами (Алексей получил орден Ленина за победы на Халхин-Голе и медаль «За боевые заслуги» за «финскую»; Петр был награжден орденом Красного Знамени за заслуги в «Зимней» войне). Капитан Антоненко в это время занимал должность заместителя командира 1-й эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка (полк входил в 61-ю истребительную бригаду ВВС КБФ), лейтенант Бринько был его ведомым. Причем летали друзья в паре, в нарушение всех уставов того времени, предписывавших истребителям вести бой тройками.
Первые дни войны на Балтике не отличались напряженностью: финны еще не вступили в войну, немцы были пока далеко, и над морем лишь иногда пролетали одиночные вражеские разведчики. Перехватить их было сложно, поскольку самолеты шли на большой высоте, и поднятые по тревоги советские истребители просто не успевали догнать уходящего врага. Именно поэтому Петр Бринько постоянно - даже во время обеда - тренировался в ускорении вылета по тревоге, для чего развешивал парашютную сумку на кустах рядом с самолетом - чтобы одевать ее без помощи механика.
Лишь через три дня после начала войны – 25 июня 1941 года – Антоненко и Бринько удалось-таки нагнать уходивший морем к своим разведывательный Юнкерс-88, и атаковать врага. Алексей, как ведущий пары, открыл огонь первым; шедший позади Петр готов был добить врага в случае неудачи ведущего. Но это не понадобилось: точные очереди Антоненко зажгли оба мотора Юнкерса, и враг рухнул в волны Балтики. Так капитан Алексей Антоненко открыл победный счет морской авиации Балтийского флота…
Вскоре война начала стремительно «набирать обороты». Финляндия объявила войну Советскому Союзу, и финские войска устремились к полуострову Ханко, на котором н6аходилась передовая база советского флота. Немногочисленная авиация Балтийского флота, базировавшаяся на полуострове, с первых дней войны вела ожесточённые бои в воздухе. Балтийским лётчикам приходилось действовать в исключительно сложных условиях. Они обеспечивали вход и выход из базы кораблей, прикрывали её с воздуха, вели воздушную разведку, корректировку огня береговых батарей, наносили удары по батареям и аэродромам противника, поддерживали десантников. Для усиления авиации базы на помощь защитникам Ханко был послан 13-й ИАП КБФ.
Вечером 2-го июля 1-я эскадрилья 13-го ИАП перелетела на полуостров. В первый день своего пребывания на Ханко Антоненко и Бринько не летали – осваивались на новом месте и изучали обстановку. Но рано утром 4 июля они поднялись по тревоге в воздух прямо под огнем 2-х атаковавших аэродром финских истребителей Фоккер D.XXI (правда, еще не слишком разбиравшиеся в силуэтах вражеской техники советские летчики приняли эти самолеты за Бристоль "Бульдог"). Устремившись вверх, Петр с первой же очереди точным огнем поразил выходивший из атаки на Алексея ведомый финский самолет; финн вспыхнул и рухнул на землю. Второго уходящего Фокера уже с дальней дистанции обстрелял увернувшийся от атаки врага Антоненко; и хотя финн был далеко, пули попали точно в цель. Самолет загорелся и упал – но уже в расположении финских войск, находившихся совсем рядом с базой. Тем не менее, наземные наблюдатели подтвердили эту победу, и она была записана на счет Алексея.
02 и-16 Антоненко (700x271, 28Kb)

На следующий день пара Антоненко - Бринько отличилась вновь. Взлетев по тревоге на перехват разведчика Ju.88, они совместным огнем уничтожили его (групповая победа), затратив на взлет, атаку и посадку всего 4 минуты! 8 июля Антоненко и Бринько совместно уничтожили еще одного разведчика. Это произошло над морем во время их рейда к Таллину. Бринько считал, что они сбили Ju-86, хотя на самом деле это был Do-17Р из 3(F)/100. На следующий день летчики совершили рейд в район Таллина; при возвращении на Ханко Антоненко и Бринько перехватили над базой торпедных катеров 2 финских "Фиата" и уничтожили их, совершив после этого рискованную посадку на закрытый туманом аэродром.
10 июля Антоненко и Бринько прикрывали штурмовой удар пары советских "Чаек" (истребители-бипланы И-153) по финскому ангару гидросамолетов; им пришлось вступить в бой с 6-ю истребителями Фоккер D.XXI, но друзей тут же поддержали отштурмовавшиеся "Чайки". В результате советские летчики сбили 5 Фоккеров без потерь со своей стороны, причем 1 победа пришлась на долю Антоненко, и 2 Фоккера уничтожил Петр Бринько.
03 brinko3 (700x495, 61Kb)
Петр Бринько (слева) рассказывает об удачно проведенном бое.
В центре (в летном комбинезоне) «трёп» друга слушает Алексей Антоненко

За успешные бои и постоянно растущее количество сбитых вражеских самолетов и Антоненко, и Бринько - первым на Балтике - приказом от 14 июля 1941 г были присвоены звания Героев Советского Союза (высшая награда в СССР). И в тот же день произошло несчастье: Петр Бринько по ошибке сбил советский самолет И-153 Ивана Козлова. Козлов погиб, однако Петра не наказали - финны действительно воевали против русских на трофейных "Чайках", и в таких условиях ошибиться было не мудрено (впоследствии такую же ошибку совершили еще два балтийских аса - Игорь Каберов и Георгий Костылев - сбившие совместно И-153 капитана Бискупа).
16 июля истребители И-16 13-го ИАП совместно с бипланами И-153 атаковали направлявшиеся к Ханко финские корабли. Сразу же после штурмовки в воздухе над флотилией завязался бой с подошедшими на помощь финским морякам Фоккерами. В этой схватке Петр Бринько уничтожил 2 Фоккера, сняв одного из них с хвоста Антоненко. Всего же в этом бою советские летчики сбили 7 вражеских самолетов и потопили миноносец без потерь со своей стороны. 23 июля наша пара асов атаковала вражескую базу летающих лодок и сожгла 4 из них. А 25 июля Петр по тревоге поднялся в воздух один (Антоненко отправился по делам в штаб) и прямо над базой сжег разведывательный самолет Ju.88. Но по возвращении он узнал, что его друг Алексей Антоненко погиб: оказалось, что тот вернулся на аэродром, тоже взлетел по тревоге, но так как разведчик уже был сбит, пошел на посадку и попал прямо под артобстрел взлетной полосы...
Алексей Антоненко провоевал всего 34 дня; но за это время он совершил около 100 боевых вылетов и уничтожил 11 самолетов противника; еще несколько вражеских самолетов он сжег на земле при штурмовках аэродромов.
Петр очень болезненно переживал гибель друга. Но война продолжалась, и нужно было воевать дальше. В начале августа Бринько вылетел в Таллин для замены выработавшего ресурс мотора его истребителя. Он уже сдал самолет механикам мастерских, когда над городом появился немецкий разведчик Ju.88. Бринько прямо без парашюта прыгнул в свой самолет, не жалея мотора форсировал его до предела, вышел на перехват немца и в короткой схватке уничтожил его. После замены мотора Петр вернулся на фронт. А 5 сентября ему пришлось впервые встретиться в бою с германскими истребителями - немцы, обеспокоенные долгой "возней" финнов с русскими, решили помочь союзникам... Бой против 18-ти Мессершмиттов-110 был долгим и трудным; Бринько израсходовал весь свой боезапас и, отчаявшись сбить хоть одну живучую "стодесятку" обычным способом, пошел на таран! Отрубив Bf-110 хвост, он с выключенным двигателем спланировал к аэродрому и удачно посадил свой поврежденный "41" на полосу. Такова была 12-я воздушная победа балтийского аса...
04 и-16 Бринько (700x271, 43Kb)

3 дня спустя на отремонтированном "Ишаке" номер "41" Петр уничтожил 2 разведчика – FW.187 и Hs.126, а на следующий день - 9.09.41 г - самолет Ju.88, который стал 15-й и последней воздушной победой Бринько.
Вечером 9.09.41 г немцы подняли в районе Ропши аэростат, с которого они корректировали свой артиллерийский огонь. Русские попытались его уничтожить, но оказалось, что аэростату обеспечено мощное зенитное прикрытие. Тогда задание на уничтожение аэростата было дано группе Бринько. Но тот для большей внезапности атаки решил лететь один. Спикировав сначала на зенитки, Петр в 800 метрах от аэростата пошел на вертикаль, и дал по "колбасе" 6-ракетный залп снарядами РС-82 с дистанционными взрывателями. Ударив для верности в облако черных разрывов, образовавшееся на месте аэростата, тремя длинными очередями, Бринько восходящей бочкой взлетел над пылающим аэростатом, сделал полупетлю и понесся вниз сквозь разрывы зенитных снарядов и цветные трассы пулеметов. И тут в его "Ишачка" угодил снаряд! Весь изрешеченный, Петр попытался еще посадить подбитую машину, но на бреющем полете зацепился крылом за опору высоковольтной линии и рухнул вниз. Когда к обломкам его машины подбежали пехотинцы, Петр Бринько уже скончался от множественных осколочных ранений и повреждений, полученных при падении...
26-летний заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Петр Антонович Бринько участвовал в Великой Отечественной войне всего 2,5 месяца. За это короткое время он совершил более 100 боевых вылетов и одержал 15 воздушных побед над вражескими самолетами. Кроме того, он уничтожил еще и 1 аэростат, который обычно не учитывается в списке его побед (хотя в 1-ю мировую войну учет сбитых аэростатов велся обязательно, как особо опасной цели). На момент своей гибели Петр Бринько являлся самым результативным летчиком-истребителем Балтики…

Написано по мемуарам И. Каберова "В прицеле - свастика" и В. Голубева "Крылья крепнут в бою".

05 Антоненко и Бринько атакуют (700x393, 52Kb)
«Альбатросы» Балтики атакуют врага
Рубрики:  История/2-я мировая война
Авиация
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку