-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ШРМ

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Искусство_войны Чортова_Дюжина


Чайные гонки

Воскресенье, 24 Августа 2014 г. 13:36 + в цитатник
Цитата сообщения кофейный_променад Но это сон... Волны веселой пену
Давным-давно не режут клипера.
И парусам давно несут на смену
Дым тысяч труб соленые ветра!..


Одна из самых красивых страниц английской чайной традиции связана с гонками чайных клиперов, которые проходили во второй половине 19-го века. Суэцкого канала тогда еще не было и корабли из Индии и Китая шли вокруг Африки. Около трех месяцев. Чай портился (море, сыро…) и время в прямом смысле превращалось в деньги.

 (700x525, 66Kb)

По прошествии века с лишним от этих гонок осталось только одно воспоминание. Самым знаменитым чайным клипером стал «Катти Сарк». Однако жизненный путь этой «знаменитости» - это другая, не менее интересная история. Сейчас - о соревнованиях.

 (476x698, 114Kb)
английский клипер "Катти Сарк" 1869г.

Итак, середина XIX в. К тому времени в лучших домах Лондона научились тонко различать сорта и марки чая, ценить его вкусовые достоинства, во многом зависевшие от упаковки, метода и длительности транспортировки этого «чувствительного» продукта. Особенно ценились партии чая, доставленные из Китая после первого весеннего сбора (в середине апреля) наиболее нежных и ароматных «типсов», и эти партии ожидались в Лондоне с особенным нетерпением.

 (700x580, 149Kb)

В 1845 г. американцы построили парусник нового типа, с более обтекаемым корпусом и множеством парусов - клипер, который отличался необычайной быстроходностью. Доставляя к американским берегам партии чая непосредственно из Китая за какие-нибудь три месяца, клиперы побивали все существовавшие тогда рекорды скорости перевозок. Вскоре они стали доставлять чай и в Англию, что впервые создало острую конкуренцию обычным парусным судам, которым требовалось 12—15 месяцев, чтобы добраться с товарами из Китая до родных берегов. Первым клипером, который доставил товар из Индии в Англию был «Ориентал». 3 декабря 1850 года он прибыл в Лондон после 97 дней пути. Этот рекорд вдохновил британских судостроителей построить свой быстроходный парусник. Первым их детищем был клипер «Сторнэвэй», построенный в 1850 году.

 (700x456, 135Kb)
 (699x526, 94Kb)

Вскоре Англия начала строить свои клиперы. В целом они были похожи на американских «прародителей». Однако отличие в строении кормы делало их менее быстроходными при сильном ветре и более скоростными при слабом и умеренном. Америку и Англию охватил дух соревнования. В гонку «кто быстрее доставит чай» включились все, кто имел отношение к чайной индустрии и мореходству.

 (621x699, 180Kb)

Эти международные соревнования длились относительно недолго. С середины 1800-х Америка постепенно самоустранилась от парусных соревнований. Но и без заморского «соперника» у англичан оставалось еще достаточно запала для продолжения гонок.

 (500x399, 30Kb)

Дух соревнования вспыхнул с новой силой в 1853 году, когда в Китае открылись новые торговые порты. Они находили гораздо ближе к районам выращивания чая, чем прежние. Поэтому продукт поступал на борт более свежим, и клиперы могли отправиться в путь в конце мая - начале июня. Иногда это случалось даже до завершения всей бумажной волокиты, сопутствующей бизнесу, - гонки не терпели промедления. Корабли пулей проносились по Южнокитайскому морю, выходили в Индийский океан, огибали самую южную точку Африки - Мыс Доброй Надежды. Потом мчались по Атлантическому океану, по Английскому Каналу (Ла-Манш) к устью Темзы, откуда парусники на буксире доставляли к Лондону. Груз корабля-победителя продавался по самой высокой цене, а капитан и команда получали награду от благодарных владельцев чайного груза.

 (699x516, 146Kb)

Но не только материальная сторона дела подстегивала экипаж быть первыми. Экипаж клипера (около 40 человек) состоял из опытных моряков, которые гордились судном, на котором плавали, и своими профессиональными качествами. Поэтому для них было делом чести преодолеть все препятствия Мирового Океана и привести родной клипер в порт до того, как туда прибудут «конкуренты».

 (628x699, 161Kb)

Дух соревнования был так силен, что доводил порой до курьезных инцидентов. Типичный пример - история о позолоченной фигуре петуха, которую выставила на корабле команда клипера «Фермопилы». Другие команды сочли это за оскорбление, ведь «Фермопилы» еще не выиграли гонку. Поздно вечером, когда экипаж «выскочек» находился на берегу, моряк с клипера «Тайпин» пробрался на корабль и украл фигурку. Обнаружив пропажу, команда «Фермопил» разозлилась, и до отплытия произошло немало стычек между ними и моряками с других клиперов.

 (543x699, 131Kb)
английский клипер "Фермопилы" 1868г. Самый быстрый в мире.

Но не только экипажи были захвачены соревнованием. У большинства англичан гонки чайных клиперов были столь же популярны, как скачки, крикет и состязание гребных восьмерок. У клиперов были свои болельщики, которые держали пари на исход гонки, а судовладельцы, чайные купцы и капитаны клиперов бились об заклад немалыми суммами. Не удивительно, что молодые, симпатичные капитаны клиперов пользовались большей популярностью, чем государственные мужи. Ими восхищались юноши, их обожали женщины. Девочки-подростки осаждали их, требуя автографы. Портреты их не сходили со страниц газет и модных журналов. И это было еще одной причиной, кроме денег, которая побуждала экипаж «изо всех парусов» стремиться к финишу.

Эра чайных клиперов закончилась, когда на смену им пришли первые пароходы. Именно они, входя в море под черным шлейфом угольного дыма, перехватили коммерческую инициативу, сделавшись куда более выгодными.

источник: http://www.ahmadtea.ua/513/

Интересные статьи о чайных гонках :

"Морские королевы" - здесь: http://flot.com/publications/books/shelf/hanke/9.htm

и здесь:

Блон Ж. Индийский океан.ЧАЙНЫЕ ГОНКИ - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/blon_ind/06.php



«Катти Сарк»

 (700x481, 57Kb)
Катти Сарк в сухом доке в Гринвиче

«Катти Сарк» — единственный сохранившийся представитель великолепной плеяды «гончих псов океана» (и тем самый известный в мире). По пропорциям, конструкции и размерам корабль почти в точности соответствует непревзойденному скороходу — клиперу «Фермопилы». Клипер «Катти Сарк» построили в 1869 году на шотландской верфи «Линтон энд Скотт» по специальному заказу судовладельца Джона Виллиса, для участия в чайных гонках.

С 1870 года «Катти Сарк» эксплуатировалась на «чайной» линии, но показанные результаты оценивались как средние. Наивысшим достижением стало третье место в гонке 1871 года, когда «Катти Сарк» пропустила вперед только легендарных «гончих» — «Титанию» и «Фермопилы». В настоящее время «Катти Сарк» стоит на вечной стоянке в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

 (700x589, 129Kb)

Интересна история его названия. В переводе с шотландского «Cutty Sark» — короткая рубашка. Будущий владелец клипера, Джон Виллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Судовладелец влюбился в картину (а может быть и в ведьму). Когда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки — народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Виллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию. Кроме того, носовая фигура клипера изображала эту ведьму.

 (700x465, 83Kb)
 (699x415, 65Kb)

Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потеряла руль и в результате прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.

Вопреки суевериям, «Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Он не пропал в море, не был разобран, а поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича.

 (699x474, 234Kb)
 (699x412, 54Kb)
Рубрики:  МОРЕ/Мировое судоходство
МОРЕ/Знаменательные события
МОРЕ/История флота
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку