-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ШРМ

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Искусство_войны Чортова_Дюжина


Йозеф Приллер- пилот Люфтваффе, асс второй мировой.

Вторник, 11 Марта 2014 г. 14:14 + в цитатник
Цитата сообщения Ретрофан Вдвоем против десяти тысяч…

01 Приллер Йозеф Пипс (700x452, 79Kb)

ЙОЗЕФ ПРИЛЛЕР
JOSEF PRILLER

(1915-1961)

СТРАНА - Геpмания
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1939-1945 гг.
ЗВАНИЯ – лейтенант - оберст
НАГРАДЫ – Рыцарский крест с Мечами
ЧАСТИ - JG-51, JG-26
ПРОВЕЛ БОЕВ - 307
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 101
РЕКОРД 1-го БОЯ - 3

Йозеф Приллер принадлежал к элите Люфтваффе, к "Старой гвардии" германских асов, длительное время одерживавших в небе Европы только победы и практически не имевших поражений.
В списке самых результативных асов Западного Фронта Йозеф Приллер занимает второе место сразу после Адольфа Галланда. Всего на счету этого аса 101 воздушная победа, и все они приходятся на Западный фронт. Наибольшее количество боев Йозефу пришлось провести против самого лучшего британского истребителя "Спитфайр", и Приллеру в этих боях удалось уничтожить 68 таких машин!
Как и многие пилоты Люфтваффе Приллер имел свое прозвище – «Пипс» («Прыщ»). Оно приклеилось к Йозефу не только из-за его маленького роста (всего 161 см), но и из-за очень импульсивного, независимого характера, попортившего немало крови его командирам. «Пипс» никогда не лез в карман за резким словом; он не выносил наглости и глупости высшего начальства, не упуская случая высказать руководству все, что он о нем думает; в конфликтных ситуациях «Прыщ» не раз осыпал начальство руганью прямо в глаза, не считаясь с возможными последствиями. При этом Йозеф был исключительно остроумным и веселым человеком, никогда не сторонившимся выпивки. Все это делало Приллера одной из самых колоритных фигур в немецкой авиации.


Йозеф Приллер родился 27-го июня 1915 г в Ингольштадте (Бавария). В 20 лет в звании фаненюнкера он вступил в пехотный полк, а через год в звании фельдфебеля перевелся в Люфтваффе. В 1937 г Йозеф был направлен в I/JG-135 (впоследствии этот полк был переименован в I/JG-51). Это назначение стало очень важным этапом в его летной карьере - ведь в той же части служили такие талантливые летчики, как Траутлофт, Храбак и Шелльман. Под их руководством молодой пилот учился тактике ведения воздушного боя и познавал принципы руководства авиаподразделениями. Его Группе была единственной частью Люфтваффе, принявшей участие в аншлюсе Австрии в марте 1938 г.
Уже в это время Йозеф Приллер стал наносить на борт своего самолета придуманную им личную эмблему – игральную карту (сначала это была "пятерка", затем - "восьмерка червей"; а впоследствии Пpиллеp изменил ее на "туз червей" с надписью внизу карты "Juttа"). Эта эмблема выделяла все самолеты «Пипса» до самого конца войны…
02 Bf-109E Приллера 1939 Польша (700x210, 23Kb)
Истребитель Мессершмитт Bf.109E-1 пилота I/JG.51 лейтенанта Йозефа Приллера. Польша, сентябрь 1939 г.

В сентябре 1939 г Приллер вместе со своим авиаполком принял участие в нападении на Польшу. После окончания Польской кампании - в ноябре 1939 г – Йозеф был назначен командиром 6-й Штаффель (эскадрильи) в только что сформированной Группе II/JG-51. Несмотря на то, что Йозеф участвовал в боях с самого начала войны, первого успеха в воздухе он добился только 28-го мая 1940 г в бою над Францией; но этот успех был достаточно серьезен: в тот день обер-лейтенант Приллер уничтожил сразу 3 вражеских самолета! До конца же французской кампании Йозеф увеличил свой личный счет еще на 3 воздушные победы.
Во время Битвы за Англию Приллер показал себя не только прекрасным пилотом, но и превосходным командиром, ценность которого состояла в соединении отваги с трезвым пониманием ситуации и точным расчетом. Его даже прозвали "Небесным математиком"; это прозвище говорит о незаурядном таланте Приллера руководить боем так, словно все его действия были полностью просчитаны заранее. Благодаря проявившимся командирским способностям Йозефа его Штаффель понесла в Битве за Англию удивительно малые потери. При этом «математик» «Пипс» вовсе не был «серьезным занудой». Он то и дело сыпал в эфир шуточки, иногда достаточно черного содержания. Так, например, во время одного из полетов его молодой неопытный подчиненный заманеврировался и потерял свой строй. Обнаружив это, парень в панике взвыл в микрофон:
- Кто нибудь! Скорее сюда! Лечу один над Лондоном!
Наблюдавший сверху за метаниями своего подопечного "Пипс" (которого "желтоносик" просто не видел) тут же откликнулся "обнадеживающим" ответом:
- Продержись еще немного. Сейчас у тебя в хвосте появится парочка "Спитов", и ты забудешь об одиночестве!
03 Bf-109E3 Приллера (700x192, 32Kb)
Истребитель Мессершмитт Bf.109E-3 командира эскадрильи 6/JG.26 обер-лейтенанта Йозефа Приллера. Лето-осень 1940 г, Битва за Англию

На войне Приллеру, как и многим другим пилотам, иногда приходилось сталкиваться с драматичными и необычными случаями. Так, 24 августа самолет Рудольфа Дельфса из Штаба II/JG-51 был изрешечен британским истребителем; назад на свой аэродром он шел под прикрытием Приллера. Уже над Францией раненый Дельфс решил прыгать из погибающего самолета на парашюте. Однако приземлился он неудачно - на железнодорожные пути, при этом еще потеряв от удара о землю сознание. Увидев надвигающийся на лежавшего на путях летчика поезд, Приллер пролетел перед самым паровозом, дав из бортового оружия заградительную очередь... и локомотив послушно остановился!
К концу августа 1940 г на счету командира 6/JG-51 было уже 15 воздушных побед. После месячного отдыха его подразделение вновь вернулось к боям, и 17 октября Йозеф сбил свой 20-й вражеский самолет, за что через день был награжден Рыцарским крестом. Это была последняя победа Приллера в составе JG-51 - в ноябре его перевели на должность командира 1-й Штаффель 26-й Истребительной Эскадры (1/JG-26) "Шлагетер", считавшейся в то время одной из самых лучших истребительных частей Германии. Вместе с другими пилотами этой эскадры он вошел в число первых немецких летчиков, пересевших на новейший германский истребитель того времени Мессершмитт Bf-109F. Этот самолет по своим качествам превосходил современный ему лучший английский истребитель "Спитфайр Мк-V", являвшийся основным и самым опасным противником германской авиации.
04 Priller_j (312x451, 19Kb)
Обер-лейтенант Йозеф Приллер. Официальный снимок после получения Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. Июль 1941 г.

Наилучших результатов за свою боевую биографию Йозеф Приллер добился летом 1941 г, когда с июня по август ему удалось уничтожить 26 британских самолетов; после 41-й воздушной победы (20.07.41 г) Приллеру были вручены Дубовые листья к его Рыцарскому кресту. К концу года Йозеф сбил еще 12 "Спитфайров", после чего гауптман (капитан) Приллер был назначен командиром авиаполка III/JG-26. К этому времени Йозеф уже считался одним из лучших германских асов: на его личном счету было 58 воздушных побед. Из них особого внимания заслуживает победа, одержанная на высоте 10 км. В условиях сильной разреженности воздуха мощность двигателя упала и "Пипсу" пришлось увеличить угол атаки крыла. Задравшийся при этом нос почти полностью перекрыл Йозефу обзор, однако он в таком положении на пологом подъеме вышел в лоб тройке "Спитфайров" и сбил центральную машину очередью со 100 метров. Пилот сбитой машины выпрыгнул с парашютом, а Приллер спешно нырнул в сторону, уклонившись от ведомых британских самолетов...
И вновь Приллер вместе с другими пилотами JG-26 вошел в число первых германских летчиков, пересевших на новейший немецкий самолет FW-190, превосходивший по скорости и вооружению любой английский истребитель. На этой полюбившейся ему машине Приллер и воевал вплоть до 1945 г, одержав на ней большое количество воздушных побед.
05 FW-190A3 Пипса Приллера JG26 1942 (700x192, 36Kb)
Истребитель Фокке-Вульф FW.190A-2 командира III/JG.26 гауптмана Йозефа Приллера. Весна 1942 г

27-го марта 1942 г над Остенде Йозеф Приллер сбил свой 60-й самолет; 5-го мая над бельгийским городом Ипр он одержал 70-ю воздушную победу. А 17-го мая в короткой, блестяще проведенной атаке Приллер уничтожил "Спитфайр Мк-Vb" одного из лучших чехословацких асов капитана Станислава Фейфара (пилот погиб); эта победа стала 72-й воздушной победой Приллера, 401-й победой его III-й Группе и 1.094 победой эскадры JG-26.
Очень удачный бой JG-26 провела 1.06.42 г. Над Остенде немецкие истребители вышли со стороны солнца на группу истребителей-бомбардировщиков "Харрикейн", которую сопровождали "Спитфайры". В результате скоротечного боя было уничтожено 9 "Спитфайров" (включая командирскую машину), еще 5 британцев получили повреждения. После этой схватки счет Приллера пополнился еще одной (73-й) победой. Немцы потерь в тот день не имели...
В январе 1943 г Йозеф одержал 80-ю победу, получил звание майора и был назначен на должность командира всей эскадры (авиадивизии) JG-26; он явился достойным приемником предыдущих командиров эскадры - выдающихся асов Галланда и Шопфеля. Возглавив авиадивизию, Приллер стал совершать меньше боевых вылетов, отдавая большую часть своего времени и сил организации боевой работы эскадры. Соответственно, заметно замедлился и рост его победного счета; однако это не расстраивало Йозефа - ведь теперь его главной задачей было обеспечение побед своих подчиненных, а JG-26 под его командованием продолжала успешно бороться с врагом, нанося англичанам и появившимся в Европе американцам значительный урон. Тем не менее, это не значит, что сам Приллер совсем перестал летать: в этот период Йозеф уничтожил в воздушных боях 11 дальних четырехмоторных бомбардировщиков союзников, которые признавались немецкими летчиками опасной и очень трудной добычей. Именно Приллер стал одним из разработчиков тактики уничтожения этих мощных машин, которые вполне оправдывали свое прозвище "Летающие крепости"...
06 FW-190A5 Приллера JG26 1943 вариант (700x219, 33Kb)
Истребитель Фокке-Вульф FW.190A-5 командира JG.26 майора Йозефа Приллера. Франция, 1943 г

Во второй половине 1943 и в начале 1944 гг. JG-26 понесла в воздушных боях с "Летающими Крепостями" и сопровождавшими их "Тандерболтами" и "Мустангами" серьезные потери. Кроме того, в связи с высадкой союзников на Сицилии и в Италии немцам срочно понадобилось усилить свою авиацию на юге Франции и Германии. Поэтому летом 1944 г JG-26 практически была расформирована: I-я Группе была перебазирована в Мец, II-я - под Реймс, и III-я - на юг Франции. В Бельгии же остался только Штаб JG-26; в результате накануне высадки союзников в Нормандии охрану северного побережья Франции осуществлял только один оберст-лейтенант Приллер в паре со своим ведомым Хайнцем Водарчиком! Приллер был страшно возмущен таким решением командования и прямо заявил об этом начальнику 2-го Истребительного авиакорпуса генералу Юнку. Тот ответил, что командиру дивизии совсем не обязательно знать обо всех глубинах стратегических замыслов верховного командования... Таким образом, когда англо-американские войска хлынули на Нормандское побережье, 10.000 их самолетов противостояли всего 2 Фокке-Вульфа! Понятно, что при таком подавляющем превосходстве врага Приллер и Водарчик уже ничего не могли изменить в ходе событий. Они могли только "огрызаться", отступая, и они "огрызались"...
07 50_b5 (700x259, 28Kb)
Истребитель Фокке-Вульф FW.190A-8 командира JG.26 оберст-лейтенанта Йозефа Приллера. Июнь 1944 г

Когда 6 июня 1944 г началась высадка Союзных войск на территории Нормандии, Приллер совершил самый трудный за всю свою биографию боевой вылет. Как уже говорилось, этот день Йозеф и его ведомый Хайнц Водарчик были единственными в том районе пилотами-истребителями Люфтваффе, кто мог сопротивляться вторжению. Они поднялись в воздух, чтобы оценить ситуацию, при этом еще до вылета понимая, что у них нет никаких шансов на возвращение: два «Фокке-Вульфа» Приллера и Водарчика против тысяч самолетов врага - такой полет был чистым самоубийством! В ходе рейда Приллер докладывал на базу о большом количестве встреченных вражеских самолетов и о целой массе Союзнических кораблей, приближающихся к берегам Нормандии, а затем он «на бреющем» проштурмовал уже находившиеся на берегу войска неприятеля. Эта одиночная атака пары Фокке-Вульфов на всю союзническую армаду вошла в историю! Тем не менее, оба немецких летчика к своему удивлению смогли вернуться на аэродром безо всякого ущерба для себя – гордые своим подавляющим количеством летчики противника просто не обратили на них внимания... Вернувшись живыми из смертельного вылета, "Пипс" и Водарчик зверски напились. А уже утром следующего дня им пришлось вновь лететь в бой: к месту высадки вновь были переброшены их подчиненные из JG-26. Похмельный "Прыщ" в вылетах того дня "завалил" Р-47 "Тандерболт" и Р-51 "Мустанг" (97-я и 98-я победы).
08 ФВ-190 Приллера в штурмовке (614x602, 110Kb)
6 июня 1944 г. Йозеф Приллер штурмует высаживающиеся в Нормандии войска американцев и англичан.

15 июня 1944 г Приллер одержал свою 100-ю воздушную победу ("Либерейтор" был поражен им в кабину и в оба мотора левого крыла; пылающий, он провалился вниз, однако за дальнейшим его падением Йозефу наблюдать было некогда). А через три дня за чрезвычайно высокую для Западного фронта результативность "Пипс" был награжден Мечами к Рыцарскому кресту.
Ставший оберстом (полковником) Йозеф Приллер после высадки союзников в Нормандии непрерывно руководил боями JG-26 вплоть до января 1945 г, правда, с земли: командование Люфтваффе запрещало ему летать в бой самому. Тем не менее, время от времени "Пипс" все же сбегал от начальства, совершая «партизанские» вылеты, и ввязывался в воздушные схватки. Однако в условиях неравных боев он уже не мог увеличивать свой счет: теперь немцам приходилось прилагать все силы уже только для того, чтобы остаться в живых... Поэтому в данный период ему удалось уничтожить только 1 вражеский самолет (12.10.44 г – истребитель «Мустанг»), доведя свой общий счет до 101 подтвержденной воздушной победы.
09 FW-190D-9 Йозеф Приллер наверное (700x221, 31Kb)
Истребитель Фокке-Вульф FW.190D-9, на котором командир JG.26 оберст Приллер в ходе операции «Боденплатте» 1.01.1945 г провел свой последний боевой вылет.

Последним боевым делом Приллера стало участие в операции «Боденплатте». Утром 1 января 1945 г все имевшиеся в наличие на Западном фронте германские истребители дружно атаковали аэродромы противника, стремясь уничтожить на земле как можно больше вражеских самолетов и таким образом перехватить господство в воздухе. «Прыщ» в этой операции руководил атакой аэродромов Брюссель-Эвре и Брюссель-Гримберген; при проведении штурмовки он потерял своего постоянного ведомого Хайнца Водарчика…
Операция «Боденплатте» была проведена немцами блестяще, однако успеха она не принесла: уничтожив множество вражеских самолетов, немцы потеряли не меньше и своих – от зенитного огня с земли. Сразу же по завершении вылетов в этой операции "Пипса" перевели на штабную работу. Войну Йозеф закончил в должности Инспектора истребительной авиации Западного фронта.
После войны Йозеф Приллер поселился в Аугсбурге и занялся производством баварского пива. Впоследствии он написал историческое исследование "История одной Ягдгешвадер", которое стало одной из первых книг по истории германской истребительной авиации времен 2-й Мировой войны. 20-го мая 1961 г в возрасте 45 лет Йозеф скончался от инфаркта.
10 Приллер еще (381x511, 55Kb)
Оберст Йозеф Приллер в конце войны. А ведь ему нет еще и 30-ти...

Оберст Йозеф Приллер участвовал во 2-й Мировой войне с первого и до последнего ее дня, пройдя за это время путь от рядового летчика до командира эскадры и Инспектора истребительной авиации. В 307 боях он уничтожил 101 вражеский самолет, 68 из которых были лучшими британскими истребителями "Спитфайр", а 11 - отлично защищенными 4-моторными дальними бомбардировщиками В-17 и "Либерейтор". За такой результат он был награжден одной из высших наград III-го Рейха - Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями и Мечами. При этом показателен факт, что британские исследователи по своим документам и отчетам подтвердили практически все заявки побед Приллера. Однако главным достоинством "Пипса" было все же не количество сбитых им самолетов, а стиль его руководства и личный пример, поднимавший боевой дух его подчиненных.
11 (700x525, 32Kb)
Рубрики:  История/2-я мировая война
История/Личности в Истории
Авиация
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку