Цитата сообщения Denyskin
лучший корабль ВМФ СССР
Легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68-бис. Крейсер красавец. Любимый крейсер Главкома ВМФ СССР Горшкова С.Г., который, посещая Северный флот, не упускал случая побывать на нём. Корабль, богатый своей историей, известный своими «крейсерскими» порядком и дисциплиной. Один из немногих на Северном флоте, которому довелось посетить не один иностранный порт в советские времена. Вряд ли найдётся еще одина военный корабль, который за свою историю прошёл такое количество миль, что равно почти одиннадцати кругосветным путешествиям по линии экватора. Служба на крейсере «Мурманск» считалась почётом и была мечтой многих моряков-североморцев. Недаром и поныне история этого замечательного корабля вызывает неподдельный интерес.
После Великой Отечественной войны в СССР начинается разработка программы строительства и возрождения Военно-Морского Флота, сильно «потрёпанного» за суровые годы. Программой предусматривается и строительство принципиально новых лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Закладки корпусов осуществлялись на судостроительных заводах Ленинграда, Николаева и Молотовска.
Первым в 1952 году со стапелей сошёл легкий крейсер «Свердлов», внесший не меньший вклад в дело прославления Советского Флота, чем другие корабли. Последним, четырнадцатым по счёту, сошёл корабль, названный «Мурманск».
Крейсер заложен в 1953 году в южном доке завода в г. Молотовске (ныне Северодвинск) Архангельской обл. Сразу включен в состав 81 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Беломорской военной флотилии.
Для постройки Мурманска» используются днищевые конструкции крейсера «Козьма Минин», который закладывался на заводе в г. Ленинграде. После того, как этот завод перешёл на постройку крупных танкеров, конструкции крейсера перевели по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск.
1955 год. Знаменательный год в истории Северного флота. В этом году,впервые осуществлён старт баллистической ракеты с подводной лодки, у о. Новая Земля впервые испытана торпеда с ядерной боевой частью ,заложена первая советская атомная подводная лодка, и в этой череде событий оказался лёгкий крейсер «Мурманск». В этом же году, он спущен на воду и на крейсере впервые поднят Военно-Морской флаг СССР.
Формирование экипажа крейсера началось до его спуска на воду.Офицерский состав набирался из состава кораблей Северного и Черноморского флотов, а также из выпускников военно-морских учебных заведений. Старшинский и рядовой состав набирался из личного состава кораблей Черноморского флота, имеющих, в основном, опыт службы на кораблях данного проекта.
В 1956 году на Северном флоте начинаются преобразования, в эскадре СФ создаётся
вторая дивизия крейсеров, в которую включается и легкий крейсер «Мурманск». У крейсера появляются шефы труженики Мурманского тралового флота.
В это же время полным ходом идёт и реорганизация на всём Военно-Морском Флоте. Новые корабли получают новое, ракетное вооружение. Начиная с 1954 года, по требованию Первого Секретаря ЦК КПСС разрабатывается программа десятилетнего строительства Флота. Принятие её проходит «со скрипом». Она долго не утверждалась, исправлялась, дополнялась. Никита Сергеевич хотел видеть Флот атомным и ракетным. В основном подводным. Обстановка усугублялась и тем, что Хрущев Н.С., на первых порах, пользовался поддержкой Министра Обороны Жукова Г.К.. Оба относились к Флоту, мягко говоря, недружелюбно. Все доводы флотского руководства о недопустимости нарушения дисбаланса в строительстве, что флоту нужны корабли разных классов и видов натыкались на «стену» непонимания. Спорить с высшим руководством страны, в то время было трудно… Особенно жаркие споры велись вокруг решения о том, нужны ли нашему государству авианосцы. Мнения были разные, от понимания, что они нам действительно нужны, до их полного отрицания. Строить или не строить авианосцы ещё предстояло только решить, а судьба уже построенных артиллерийских кораблей была решена. На Флоте начинается сокращение. Увольняются квалифицированные кадры, прекращается строительство недостроенных и отправляются на металлолом уже построенные корабли. Всего, за период с 1955 по 1958 годы, было порезано и пущено на металлолом 240 кораблей и судов. Нависла угроза и над лёгким крейсером «Мурманск», только что вступившим в строй. С народными деньгами тогда не считались.
В марте 1957 года на эскадре СФ проходит инспекторская проверка Министерства Обороны ССССР под руководством Маршала Советского Союза Малиновского. Как бы издеваясь над крейсером, его, напоследок, посылают участвовать в артиллерийских стрельбах главным и универсальным калибрами по воздушной цели, летящей «на пониженной высоте». Стрельба проводилась исключительно радиолокационным способом наведения. Крейсер не подкачал, получил оценку «Отлично». Но уже в апреле на нём начинаются работы по подготовке к ремонту и консервации. Сокращается экипаж. Из 1270 человек на нем остается 925. Часть экипажа досрочно увольняется в запас или переводится на другие корабли. Корабль выходит из состава действующих.В сентябре 1957 г. крейсер переводится в состав 176-й бригады резерва кораблей эскадры СФ, переходит на новое место базирования в губу Сайда, где становится на бочки. Начинаются работы по его консервации. С декабря 1957 г. корабль переходит на новый штат и на нем остается экипаж только в 495 человек…
1961 год. Начинается пересмотр политики в отношении артиллерийских крейсеров. Соединённые Штаты усиливали свое влияние на просторах Мирового океана. Созданный в 1948 г. шестой оперативный флот ВМС США постоянно барражировал в Средиземном море, демонстрируя свою силу. Возросшая возможность вероятного противника по организации внезапного нападения на СССР с морских направлений, потребовали от руководства нашего ВМФ поиска новых подходов и принципов совершенствования форм и методов применения сил флота, направленные на предотвращение такого нападения. Начинает складываться и неуклонно совершенствоваться организация управления силами ВМФ в океане, которая привела к необходимости включения в их состав специализированных кораблей управления. Для этого крейсеры проекта 68-бис подходили как нельзя лучше. Крейсер «Мурманск» начинает «оживать». В соответствии с Директивой ГК ВМФ СССР 1961 года корабль переходит в п. Роста для ремонта и расконсервации, переводится на новый штат и включается в состав шестой дивизии ракетных кораблей. Численность экипажа начинает пополняться.В июле 1962 года крейсер уже приступает к отработке основных задач. Возрождается боевая подготовка.
Начинается и его боевая деятельность. С июля 1963 г. «Мурманск» впервые участвует в командно-штабном учении с участием флотилии атомных подводных лодок, эскадры дизельных подводных лодок и авиации флота, под командованием Командующего СФ адмирала Владимира Афанасьевича Касатонова. А после учений, проходивших в августе, крейсер со спецзаданием, с резервным экипажем атомной подводной лодки на борту, уходит в свой первый дальний поход,в Атлантику. В течение 1964 года корабль несколько раз выходит в дальние походы в составе отряда боевых кораблей, с выполнением учебных стрельб.
С 1964 года крейсер начинает и свои международные визиты. Так, совместно с эскадренным миноносцем «Настойчивый» октябре1964 года крейсер, по приглашению Правительства Норвегии впервые находился с официальным визитом в Норвегии, в порту Тронхейм. Участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных освобождению Норвегии войсками Карельского флота и моряками Северного флота.
По возвращению из Норвегии боевая деятельность крейсера продолжилась. Шёл разгар «холодной войны». Северный флот бдительно нёс службу по охране северных рубежей, которые пытались нарушить Соединённые Штаты Америки, пытаясь спровоцировать столкновения. Дважды, в 1965 г. и в 1967 г. крейсер «Мурманск» выходил в Карское море на перехват и пресечение попыток американских военных ледокольных пароходов пройти нашим Северным морским путем на восток.
В 1965 г. крейсер «Мурманск» по итогам боевой и политической подготовки становится «Отличным» среди крейсеров и с тех пор регулярно поддерживал это высокое звание.
В мае 1967 года крл «Мурманск» находился в г. Северодвинске, где удостоился чести
принять на борт Правительственную делегацию,на крейсере совершают переход из г. Северодвинска в губу Западная Лица Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и сопровождающие лица.А в октябре корабль был награждается Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за
второе место в ВМФ по состязательной артиллерийской стрельбе на приз Главкома ВМФ.
С декабря 1967 г. по сентябрь 1968 г. крейсер находился в Кронштадтском морском заводе в текущем ремонте. На нём была произведена замена главного паропровода и поставлена новая, на тот момент, РЛС обнаружения воздушных целей «Киль». По окончании ремонта корабль прошел, ходовые испытания и сдал первую курсовую задачу. После отработки задач крейсер удостоился чести участвовать в параде кораблей дважды Краснознамённого Балтийского флота на Неве в г. Ленинграде, где находился с октября по ноябрь 1968 года. По возвращении в родную базу корабль входит в состав, сформированной в феврале, седьмой оперативной эскадры Северного флота и становится её флагманом.
В июне 1967 года, в связи с началом Арабо-Израильского военного конфликта, для поддержания интересов СССР в Средиземноморском регионе, в противовес шестому флоту США, создается пятая оперативная средиземноморская эскадра. В состав эскадры входили подводные лодки и надводные корабли. Состав был сменный и состоял из боевых единиц Черноморского, Балтийского и Северного флотов. В состав эскадры был включен и крейсер «Мурманск» в качестве корабля управления. С марта по май 1969 г. и с августа по октябрь 1969 г. он находился на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море. В марте 1969 г., являясь кораблем управления в составе седьмой оперативной эскадры СФ, участвует в сопровождении эскадры ДПЛ на первую длительную восьмимесячную боевую службу в Средиземное море. Подводные лодки, двумя кильватерными колоннами, в окружении кораблей эскадры вышли в открытое море. Ширина отряда по фронту составляла десять миль. Советский Северный флот демонстрировал свою силу и право называться океанским флотом. Зрелище было впечатляющим. Движение советской «Армады» вызвало переполох и нервозность во всём мире.
С марта по апрель 1971 г., находясь на боевой службе в Средиземном море, посещает с деловым визитом порт Дубровник Социалистической Федеративной Республики Югославия, после чего возвращается в родную базу. А с ноября 1971 г. крейсер снова уходит в дальний поход, начиная движение на Черноморский флот для ремонта в г. Севастополь. Однако получает приказ Главного штаба ВМФ СССР о присоединении к
пятой Средиземноморской эскадре для участия в боевой службе и учении «Узел» в Тирренском море, которые проходили с ноября по декабрь 1971 г.. После учений, корабль заходит в г. Севастополь и становится в судоремонтный завод им. Орджоникидзе.
В сентябре 1973 года крейсер снялся с якоря и начал движение в родную базу, в г. Североморск. Однако снова получает приказ о следовании в зону боевых действий в район Арабо-Израильского конфликта в Средиземном море. В зоне фактических боевых действий находится по ноябрь 1973 г. За это время корабль выполняет артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО, РЭП и минным постановкам.
Дальнейшая служба крейсера продолжала складываться успешно и, казалось, что он «обречён» быть вечным и успешным. За 1974 год, продолжая свою боевую деятельность, участвует в учениях «Амбразура», «Омега» и «Арктика-74». В связи с переклассификацией, с января 1976 г. легкий крейсер «Мурманск» стал относиться к классу просто крейсеры. С мая 1978 г. совместно с БРК «Смышленый» «Мурманск» находится с официальным визитом во Франции, в порту Бордо. В 1981 году участвует в крупномасштабных учениях «Запад-81». А в 1982 г. становится в средний ремонт на в п. Роста и входит в состав отдельной бригады подводных лодок.
За время своей службы с 1955 по 1982 годы крейсер «Мурманск» прошёл 242703 мили! Был награждён: Переходящим Красным Знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ и призом-моделью Маяка со знаками воинской доблести, а комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи Флота.
Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Памятное Знамя оставлено на вечное хранение как символ воинской доблести.Начиная с 1964 года и до окончания своей боевой деятельности крейсер практически ежегодно награждался Кубками и грамотами как Главнокомандующим ВМФ СССР, так и командующим Северным флотом за отличную и хорошую артиллерийскую стрельбу. Одни его звания говорят о многом: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР»!
В 1989 году корабль выполнил последние в своей истории, артиллерийские стрельбы. По результатам стрельб объявлен ЛУЧШИМ кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского Флота СССР и награждён переходящим Кубком Главнокомандующего ВМФ. Казалось, что крейсер говорит: «Я ещё не стар, я на многое способен…» Но уже в декабре 1989 года он окончательно выводится из боевого состава и консервируется…
В декабре 1992 года крейсер «Мурманск» окончательно расформировывается.
В свой последний поход крейсер вышел под буксирами, в конце 1994 года. Предстояла его разделка на металлолом в Индии, куда он был продан. Не даром моряки говорят, что корабль это живое существо. Корабль, пропитанный мужеством и духом матросов и офицеров, морскими ветрами чувствует всё. Крейсер не желал покидать родных берегов. Его уводили в последний поход, как скот уводят на убой на аркане. Родные воды Баренцева моря тоже не хотели расставаться с тем, с кем провели не один десяток лет. Море яростно боролось за него. Рвало и метало, обрывая стальные тросы, опутавшие могучее тело. И, добившись своего, оно взяло крейсер в свои объятья, не подпуская к нему никого… Бережно поставило его на отмель, позволив грустно взирать на мир пустыми «глазницами» его орудий…
И поныне этот исполин, эта гордость Советского Флота,у норвежских берегов, у мыса Нордкап, как бы вопрошая своим видом: «За что со мной так поступили?»