-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ШРМ

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 8) Эммануэль_ Корабли Camelot_Club Geo_club Libertalia Vladivostok Только_для_мужчин Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Искусство_войны Чортова_Дюжина


Эскадренный миноносец «СКОРЫЙ»

Среда, 13 Мая 2009 г. 18:57 + в цитатник

В русском флоте название «Скорый» носили 11 кораблей и судов различных классов - парусные линейные корабли, фрегаты, пароходы, тендер, катер и миноносец.
Последним название «Скорый» носил эскадренный миноносец самой крупной серии судов этого класса, насчитывающей 26 единиц.Ее родоначальник - «Сокол», позже переименованный в «Прыткий», построен английской фирмой «Ярроу» по тактико-техническим заданиям, разработанным Морским Техническим Комитетом (МТК) морского ведомства. После всесторонних испытаний «Сокола» высшие чины морского ведомства и ведущие морские инженеры пришли к однозначному выводу, что последующие суда следует строить на отечественных заводах, причем с более прочными корпусами и надежным отоплением котлов, вследствие чего проектное водоизмещение должно возрасти до 240 т. С 1898 по 1902 год на верфях заводов Крейтона в Або и на Охте, Невском и Ижорском были подготовлены к сдаточным испытаниям все миноносцы улучшенного типа. Двенадцать из них - в разборном варианте - предназначались для отправки на Дальний Восток. Именно поэтому на них вместо 4 устанавливалось 3 котла, более подходящих по размерам для транспортировки на пароходах. Опыты с нефтяным отоплением котлов, кстати, одни из первых в мировой практике, оказались неудовлетворительными, котлы пришлось переделать под уголь. Представители Главного управления кораблестроения бдительно следили за постройкой миноносцев, в процессе которой по мере необходимости исправляли огрехи и промашки. Так, на Невском заводе капитан 2-го ранга А. Муравьев, обращая внимание на недостаточную прочность корпусов, писал: «Погоня за скоростью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязанным выдерживать шторм». Далее он отмечал, что атаковать неприятельские броненосцы надо в такую погоду, когда качка будет мешать им вести точный артиллерийский огонь, указывал на возможность применения в качестве главных двигателей турбин, дающих значительную экономию массы при резком росте мощности, и в связи с этим предлагал усилить корпуса.
По настоянию МТК масса кораблей была увеличена на 12 т, что позволило сделать листы обшивки в средней части 6 - 7,5 мм, в оконечностях - 4,5 - 6, палубного настила - 4,5 - 7,5 и карапасной палубы - 4,5 мм. При некотором усилении поперечного набора полное водоизмещение достигло 258 т, а скорость полного хода, по расчетным данным, должна была составлять не менее 26,5 узла, что и подтвердилось сдаточными испытаниями.
В течение 1899 и 1900 годов миноносцы в разобранном виде были доставлены на пароходах Добровольного флота (ныне Дальневосточное морское пароходство) в Порт-Артур. В начале 1900 года на полуострове Тигровый Хвост приступили к строительству крытого эллинга, рассчитанного на одновременную сборку трех единиц. В первую очередь велись работы над миноносцами Невского завода, доставленными в лучшем состоянии и более полной комплектности.
11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого из собранных миноносцев «Баклан», переименованного через несколько дней в «Кондор» (с марта 1902 года - «Решительный»). На воду его спустили уже через три с половиной месяца. Постройка остальных продвигалась крайне медленно, так как детали корпусов и механизмов за время перевозки морем и «хранения» под открытым небом в Порт-Артуре покрылись ржавчиной. Сборка продукции Ижорского завода считалась «постройкой заново», и не случайно - некоторые детали были либо сильно испорчены, либо их приходилось изготовлять на месте. Испытания «Решительного» начались в октябре 1901 года и продолжались до лета следующего года. В 1902 году испытания прошли еще два корабля Невского завода, а в 1903-м - три «невских» и три «ижорских». Работа над последними тремя завершилась в 1904 году, уже после нападения японцев на Порт-Артур.
В ходе войны выяснилось, что прочность корпусов и непотопляемость миноносцев довольно высокие: при подрыве на минах они, как правило, оставались на плаву. Хуже обстояло дело с энергетическими установками: почти каждый выход в море сопровождался поломкой механизмов.Эскадренный миноносец «Скорый» (первоначальное название «Перепел») с начала войны с Японией входил в состав второго отряда миноносцев 1-й Тихоокеанской эскадры и выполнял при обороне Порт-Артура самые разнообразные боевые задачи: нес дозорную и разведывательную службу, неоднократно вступая при этом в бой с японскими кораблями, обстреливая занятое врагом побережье, тралил неприятельские и ставил свои мины. Однажды, выйдя в море на задание, «Скорый» не смог выполнить его из-за светлой ночи. В два часа после полуночи он встретился с японскими кораблями. Те приняли его за своего и, вступив ему в кильватер, провожали до Порт-Артура. «Скорый» же, пытаясь завлечь японцев к батареям, не увеличивал ход. У самой гавани он, показав опознавательные, дал полный вперед. В это время береговые батареи открыли по вражеским миноносцам шквальный огонь. Те, получив несколько попаданий, разом отвернули в море.
20 августа «Скорый» поставил на обычных путях патрулирования неприятельских кораблей 16 мин. На следующий день на одной из них взорвался японский эсминец «Хаядори».

А вообще, миноносцы этого типа во время Русско-Японской войны называли «Морскими казаками Порт-Артурской экадры»
В боях с многократно превосходящими силами противника героически погибли миноносцы «Стерегущий» и «Страшный», подорвались на минах и были затоплены своими командами в конце осады Порт-Артура «Сторожевой», «Разящий», «Стройный» и «Сильный». 31 июля 1904 года японцы захватили «Решительный», посланный в нейтральный порт Чифу для передачи сведений о ходе боевых действий. В том же порту в ноябре был затоплен «Расторопный». Остальные четыре, в том числе и «Скорый» в конце осады крепости, 19 декабря 1904 года, успешно прорвали блокаду, прибыли в китайский порт Чифу, где и были разоружены до конца войны, а после ее окончания вошли в состав Сибирской флотилии.


Краткая хронология 
Заложен в 1900 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге.
27 февраля 1902 года после перевозки по железной дороге начат сборкой в Порт-Артуре.
4 мая 1903 года спущен на воду.
В декабре 1903 года Принят в казну.
Корабль участвовал в Русско-Японской войне, 20 декабря 1904 года интернировался в Чифу.

Позже миноносец вошел в состав Сибирской флотилии.
17 (30) октября 1907 года на «Скором» произошёл бунт матросов. В результате его подавления корабль получил сильные повреждения и выбросился на берег бухты Золотой Рог. Восстановительный ремонт затянулся до конца 1908 года.
В Первой мировой войне участие не принимал.
Весной 1918 года сдан к порту.
30 июня 1918 года захвачен японцами.
В октябре 1920 года выведен ими из строя.
31 мая 1923 года сдан на слом

ТТД
Водоизмещение полное: 258 т.
Размерения: 57,91x5,67x2,3 м
Вооружение:
75-мм орудие - 1
47-мм пушки - 3
7,62-мм пулемет - 2
минные аппараты - 2
С 1912 года после ремонта и перевооружения:

75-мм орудие - 2
7,62-мм пулемет - 2

Торпедные аппараты 456 мм - 2

Силовая установка - две вертикальные машины тройного расширения, 8 котлов Ярроу, 2 винта.
Общая мощность, л. с. - 3800

Максимальная скорость на испытаниях: 27 узлов.
Бронирования нет
Дальность плавания: 660 миль.
Экипаж: 4 офицера и 48 матросов.

Рубрики:  МОРЕ/Корабли и люди. Судьбы морские

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку