Цитата сообщения milana07
Из истории натюрморта , 1часть
Рождение натюрморта как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю Н. как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompel'oeil" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов.
![(385x470, 28Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/813/30813111_barbari.jpg)
Однако распространение этого жанра приходится на 2-ю половину 16 - начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари.
Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика.
![(462x600, 89Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/814/30814118_26550458_YAn_Br_Eygel_Cvetuy_v_stekl_vaze.jpg)
17 в. - эпоха расцвета натюрморта. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского натюрморта.
М. Кампидольо,
![(677x440, 52Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/815/30815724_KAMPI.jpg)
Дж. Рекко
![(699x514, 95Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/816/30816052_Rekko1.jpg)
Э. Баскенис
- цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта
Х. Санчес Котан,
![(700x572, 107Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/817/30817566_Sanches.jpg)
Ф. Сурбаран
Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте.
Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" П.Класа
![(700x515, 55Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/820/30820724_Klas.jpg)
до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В Калфа ("десерты").
![(500x666, 75Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/819/30819148_KALF.jpg)
Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен)
![(600x678, 162Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/821/30821603_BEJEREN.jpg)
"цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем)