Цитата сообщения I_LENA
Предлагаю несколько упражнений, после которых будет легче пересказать или рассказать какой-либо текст.
Чтобы легче было выучить стихотворение, можно написать подстроф. Например: "Люблю грозу в начале мая…", подстроф- л г в н м, и так каждую строчку расписываете по первым буквам слов стихотворения.
Для того чтобы научить ребенка пересказывать текст необходимо ежедневно выполнять следующие упражнения.
1. Берем простой текст, рассказываем, затем задаем вопросы к рассказу, просим чтобы ребенок отвечал полным предложением. Дальше можно предложить несколько предложений и отгадать какие из них были в этом тексте. Потом попробовать перемешать все предложения, а затем установить их порядок. На каждом этапе все предложения ребенок проговаривает. Следующее задание выбрать все глаголы и попробовать установить их по порядку. В заключение пересказать текст.
2. Можно точно также поработать с текстом, но не предлагать готовый текст, начать с рассматривания сюжетной картинки, затем с помощью вопросов составить рассказ.
3. Пересказ с помощью фланелеграфа. По ходу рассказа Вы выставляете картинки на фланелеграф. Затем отвечаете на вопросы. Добавляете задания: ответить кому подходят перечисленные качества, подбираете что могут делать еще герои рассказа, вы читаете предложение, а ребенок продолжает рассказ, попробовать образовать новые слова (от прилагательного наречие "грустный - грустно"), восстановить предложение по одному ключевому слову, исправить предложение, т.е. установить правильный порядок слов в предложении.
4. Пересказ по серии сюжетных картинок. Рассматриваете серию сюжетных картинок, читаете рассказ. Выполняете следующие задания: слова в предложении перепутались, нужно навести порядок; восстановить предложение по нескольким словам, установить последовательность событий, подобрать слов, характеризующих персонажей рассказа, составление цепочки предложений от заданного, уточнять значение непонятных слов, придумывание реплик для героев рассказа. Далее можно не давать готовый текст, а составить по вопросам.
5. Пересказ по одной сюжетной картинке. Это самое сложное задание. Упражнения те же самые, но увеличивается объем пересказываемого текста.
6. Пересказ цепного текста. Образец текста:
Около дома был сад.
В саду росла высокая сосна.
Под сосной стояла скамейка.
На скамейке сидела Соня.
Соня увидела собаку…
Предложения зарисовываются схемами или символами, затем по этим символам пересказываете текст.
Главное, чтобы ребенок вместе с Вами все проговаривал, отвечал полными предложениями. В своей работе Вы можете использовать рабочие тетради Т.А. Ткаченко по формированию и развитию связной речи.
http://www.e1.ru/articles/kid/archive_2005_6/page_1/000/941/article_941.html