-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анастасия_Павлинова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2009
Записей: 32638
Комментариев: 2741
Написано: 35617


«Театр песни» Аллы Пугачёвой

Четверг, 18 Июля 2024 г. 13:55 + в цитатник
Статья о творчестве Аллы Пугачёвой, опубликованная в журнале «Театр» (1978, № 2, февраль). Пугачёва упоминает эту публикацию в интервью журналу «Журналист» (1978, № 12, декабрь — см. первый выпуск нашей рубрики).

Миллионы телезрителей уже привыкли к телеэкранной звезде — Алле Пугачёвой. К её победному взгляду, ладной фигуре, красивой причёске… И только взволнованно-трагический голос звучит каким-то диссонансом этому облику, выдаёт иной внутренний настрой.

Достаточно хоть раз побывать на её концерте, чтобы навсегда понять: телеэкранная Пугачёва никакого отношения не имеет к той, действительно прекрасной, одарённой, трагически-глубокой актрисе, которая работает на эстраде.

…Она вышла на сцену. Бледное лицо с живыми встревоженными глазами причудливо декорируют длинные рыжие волосы. Тело вздрагивает в такт остро ритмизированной музыки, голос резко, пронзительно впивается в воздух, наполняя его какими-то неожиданными для слуха интонациями:

…Я шут.
Я Арлекин.
Я просто смех…
Тоненькая фигурка приблизилась к авансцене, глаза напряжённо смотрят в зал:

над кем…
пришли…
повеселиться…
вы.
Надломленный голос, неестественный громкий смех и грустно-фарсовая интонация. Он вызывает жалость, этот маленький завистник Арлекино. Но он же вызывает и восхищение. Не оттого ли, что в невесёлом рассказе Арлекино всё-таки живёт обаяние цирка, того прекрасного, волшебного мира, где всё так празднично. Не оттого ли, что сам он, этот смешной Арлекино, рассказывает о себе так искренно и не скрывает своих выстраданных слёз. Этого Арлекино мы сразу же полюбили. Точно так же, как немедленно и навсегда полюбили талант Аллы Пугачёвой.

Мы нередко говорим о театрализации песни. Термин «театр песни» стал популярен. Сегодняшние мастера «театра песни» владеют не только школой актёрского искусства, умея раскрыть песню во всём её драматургическом, конфликтном, игровом выражении, но и обладают неоспоримыми вокальными данными.

Всё это ярко проявляется и в творчестве Аллы Пугачёвой. Но, в отличие от всех, она предложила своё понимание задач и законов «театра песни».

«Театр песни» родил множество разнообразных героев… «Театр песни» дал эстраде немало мастеров. «Театр песни» до отказа населён сегодня героями и героинями — сильными, мужественными, прекрасными. Одни поражают способностью любить, другие фантастическим свойством быть любимыми всеми. «Театр песни» как-то излишне легко избегает героев-неудачников, судьбы трагические, несложившиеся, лица некрасивые. И именно об этом заговорила Алла Пугачёва.

Певица удивительно ярко выявила себя как острохарактерная актриса, наиболее интересно проявляющаяся в эксцентрически-резком, неожиданно остром репертуаре.

Пугачёва уже давно начала свои выступления. Её первое появление — в эфире, а не на эстраде — с песней для передачи «С добрым утром» «Робот, будь человеком» предвещало хорошее начало. Несмотря на достаточно стандартное «общелирическое» звучание песни, несмотря на её излишне задушевную инфантильность, в исполнении Пугачёвой она содержала элементы и полумальчишеского задора, и ноты подлинной серьёзности, и юмор живого человеческого характера. «Робот» понравился слушателям, но певица вдруг исчезла. Это были десять лет кропотливой ежедневной работы: учёба в музыкальном училище, концертмейстерская деятельность, неторопливое складывание репертуара, поиски своей исполнительском манеры. В 1969 году А. Пугачёва вместе с инструментальным ансамблем «Новый электрон» начинает работать в Липецке. Через пять лет она становится лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а через год победительницей международного конкурса «Золотой Орфей-75». Широкую известность актрисе приносит песня «Арлекино» болгарского композитора Э. Димитрова на слова А. Василова с русским текстом Б. Баркаса. Успех здесь превзошёл все ожидания вовсе не потому, что сама песня содержала некие музыкальные откровения. Успех родился вместе с исполнением.

Молодая певица выступила со всем профессиональным блеском зрелости, раскрывая поэзию музыкального образа и музыкальность поэтического слова, понимая не только глубину, звучность, взрывчатую силу слова и мелодии, но и контрастную динамику интонации, которая способна помочь глубже выразить характер героя. Свободно-раскованная жизнь Пугачёвой на сцене, острота и эксцентрически-цирковая манера раскрытия образа утвердили певицу как мастера, бросившего вызов штампу и стандартности.

Она рассказывает о себе: «Мать хотела стать певицей, отец — клоуном-эксцентриком. Но оба стали инженерами, а во мне странно синтезировались эти страсти, я стала «поющей циркачкой». Да, всё в ней по-цирковому ярко и во всём истинно музыкальное чувство меры и такта. Она стремиться выбирать себе в союзники хороших поэтов, в частности недавно обратилась к поэзии Шекспира. В его девяностом сонете (в переводе С. Маршака) она услышала страдания великого поэта и выразила их с помощью прекрасной музыки (А. Пугачёва — её автор), голоса, пластики, жеста, мимики.

…Актриса стоит спиной к зрительному залу. Руки подняты над головой:

Уж если ты разлюбишь, — так теперь,
Когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!..
Песня заканчивается рыданием героини. А затем актриса спокойно объявляет следующий номер. И чтобы ещё отчётливее проложить черту между трагическим образом, созданным в «Сонете», и своей актёрской индивидуальностью, она тут же поёт полуфарсовую «Почему так получилось» (музыка П. Гарина, слова Н. Олева), создавая характер совсем другого плана.

Пугачёва садится на стул. Нога на ногу. Рука закинута за спинку стула.

Он меня не пригласил,
Только стулья попросил.
Она рассказывает о какой-то квартирно-коммунальной истории. Говорит о мире мелком и нарочито бытовом. Она с гордостью кухонной примадонны сообщает о соседе, который забыл позвать её на день рождения. И вдруг мы понимаем, как страдает наша незатейливая героиня, ощущаем всю безмерную степень её горечи.

Алла Пугачёва поёт песни-баллады, песни-молитвы, песни-памфлеты, зонги, заклинания, исповеди, диалоги, в которых возникает множество подтекстов, широкий круг ассоциаций. Но все её песни отмечены страстной, из сердца рвущейся трагедийностью. Она убеждает нас в необходимости внимания к каждому человеку — и маленькому и великому. И ещё есть одна поразительная черта творчества Пугачёвой. Ей пришлось участвовать в создании нескольких фильмов, где она поёт за кадром от имени той или иной героини. Она умеет почувствовать характер, манеру поведения, стилистику тех образов, которые предлагаются режиссёрами и актрисами. Она поёт лирические, элегические, грустные и весёлые песни, ни в чём не нарушая художественного замысла произведения.

«Театр песни» А. Пугачёвой по существу только начал свою жизнь. Но он уже обрёл и свою индивидуальность и своих героев. Поиски Пугачёвой продолжаются. Её яркая индивидуальность, мастерство, талант заставляют верить, что встречи с певицей ещё долго будут дарить зрителю радость.

Нат. Смирнова.

***
Театр. — Москва, 1978. — № 2 (февраль). — С. 93—94.

Серия сообщений "февраль":
Часть 1 - 10 февраля день рождения Алексея Мажукова
Часть 2 - 5 февраля 2011 года - специальная награда «Признание» премии «МОСКВА MEDIA» за цикл радиоинтервью «В гостях у Аллы» (радио «АЛЛА»)
...
Часть 24 - АРТ-СТУДИЯ «АЛЛА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Часть 25 - Письмо Алле
Часть 26 - «Театр песни» Аллы Пугачёвой

Рубрики:  Алла Пугачева

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку