-Цитатник

Модный снуд (манишка) - (0)

Манишка платочной вязкой В поисках чего-нибудь простого и интересного на шею наткнулась на вот...

Без заголовка - (0)

Часовня. Часовня Икона Спас Вседержитель Перед иконописным ликом Господа Иисуса просят о пом...

Следки спицами - (0)

Красивые следки спицами самым простым способом Красивые следки спицами самым простым способом ...

Modigliani - Liberta - Модильяни - (0)

Modigliani - Liberta - Модильяни Случаю было угодно, чтобы одни знали этого неоцененного при ...

жилеточка для малыша - (3)

жилеточка для малыша от Ирины Базалеевой Найдена на сайте одноклассников,размещена с разрешения...

 -Всегда под рукой

 -Метки

paint анимация баннер бордюры веер видео винтаж винтажные рамочки вязание вязание крючком вязание спицами гадание гарем генератор глициния дача дворики девушки деревья дети дизайн дом домашнее мыло домики еда женщины живопись здоровье золотые кружева идеи для сада иконы интересненькое информеры искусство история картинки ким якобс клипарт кошки кулинария кустарники лаванда любовь маски для фотошопа метки молитва море музыка мультфильм мыло мыло ручной работы мыло своими руками натюрморты новый год обои осень открытки парки пейзажи плейкаст полезное полезные ссылки праздник природа притчи прозрачные фоны птицы радиоспектакли разделители рамки рамочки рамочки от дефне рецепты рождество сад сады семья сказка скатерть самобранка скрап скрап-набор слайд-шоу стихи схемы урок уроки уют уютный дом фарфор фильмы флешка флешки фоны фоны новогодние фото франция фэнтези художники цветы часовня часы эротика юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Субмарина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.02.2009
Записей: 1078
Комментариев: 4418
Написано: 13050


Лабиринты.

Суббота, 02 Мая 2009 г. 14:18 + в цитатник
 (349x427, 36Kb)

Тайны истории: Египетский лабиринт
Что было самой выдающейся постройкой египтян? По словам некоторых писателей, это были не пирамиды, как полагает большинство, а огромный лабиринт. Он был построен рядом с озером Мойрис, известным сегодня как озеро Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил - в 80 километрах к югу от современного города Каира.

В V веке до н. э. греческий историк Геродот написал: "Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт". Он добавил: "Лабиринт размерами превосходит... пирамиды".

Лабиринт был построен на заре египетской истории. В нем было 3000 помещений, поровну поделенных между подземным и надземным этажами. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров.

Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома. После падения Египетской мировой державы впечатляющие колонны красного гранита, огромные каменные плиты и отполированный известняк были украдены и использованы для строительства других построек.

Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.

Связь лабиринта с мифами лучше всего понимаешь, когда знакомишься с религиозными ритуалами, посвященными египетскому богу Осирису, который, по представлениям древних египтян, когда-то был царем Египта.

Осирис был богом мертвых, или богом загробного мира. Ежегодно его смерть разыгрывали в религиозной мистерии. Под громкое причитание и плач проходил обряд принесения в жертву священного быка Аписа, который символизировал Осириса. Этот плач обращался в радостные возгласы, когда жрец объявлял народу радостную весть о воскресении Осириса. С этими мистическими обрядами египтяне связывали свои надежды на жизнь. Они верили, что каждый человек, а не только царь, после смерти уподобляется Осирису.

В первоначальном египетском мифе об Осирисе говорится о силах, угрожавших жизни бога-царя как на земле, так и в загробном мире. Считалось, что лабиринт с его запутанной системой переходов защищал бога-царя в этой и в следующей жизни от врагов и даже от самой смерти.
ЛАБИРИНТЫ
"Жизнь каждого человека -- лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт".
Исследователь Майкл Эртон


Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое: войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может лишиться жизни.
Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращала жертву к исходной точке… Лабиринт отказывался отпускать своих гостей…
Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику. В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы "украшали" человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.
В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами.

Египетский лабиринт.


Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каира. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов -- священных в Египте животных.
Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть -- вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это -- бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.
Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.
Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку -- огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

Критский лабиринт.


Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал.
За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.
Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.
Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, а гранитный исполин в это время начинал вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.
По легенде, в Критском лабиринте обитал Минотавр -- человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Тесею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.
Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра?

По всему свету.


* Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.
В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н.э., тоже находилось два лабиринта. Один из них, "Дом с лабиринтом", известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.
* Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет -- станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.
* Были свои лабиринты в Индии -- в храме Халебид в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от злых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход в дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.
* В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.
* В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко II-I тысячелетиям до н.э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест. А эту историю с Соловецким лабиринтом рассказал один из монахов:
"Та зима была первой, когда я начал жить в монастыре. Малознакомый с местностью, я по поручению настоятеля отправился за рыбой в ближайшую деревню. И по дороге заблудился. Вместо крестьянских изб мне попадались огромные валуны, над головой каркали вороны и непонятная тоска закрадывалась в душу. Ранняя весна еще не радовала погодой, и скоро я промерз до костей, но картинка передо мной была все та же: поле с прогалинами черной земли, камни и графитовое небо с набрякшими тучами над головой. Мне ничего не оставалось, как обратиться к Всевышнему с горячей молитвой о помощи. Свой путь я продолжил, перебирая в руках четки. Довольно скоро вдалеке замелькали деревянные постройки. Я увидел дымок, исходящий из труб. Переночевать мне таки пришлось в деревне. Оказалось, что я провел в каменном лабиринте почти весь день".
* В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.
* С конца XII века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".

Месть.


Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью из зеленых насаждений (ныне разрушенный) был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался Будуар Розамунды. Генрих создал украшение для своего сада неспроста. В центре лабиринта король спрятал особнячок фаворитки Розамунды Клиффорд. Естественно, что кроме самого монарха, до поры до времени никто не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы. Однако королева Элеонора узнала о тайных похождениях своего царствующего супруга, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу. По слухам, за разгадку лабиринта королева отдала немало денег и драгоценностей.

История с лабиринтом.

"Перед самым Новым годом я прогуливался по улицам Нюрнберга. Крепостная стена и часть старинных сооружений сохранились и были реставрированы. Когда так прогуливаешься по этим улицам, не торопясь никуда и рассматривая все основательно, события давно прошедших времен, сохранившиеся в памяти улиц, иногда вспыхивают в воображении. А еще у меня появилось и быстро исчезло ощущение, что извилистые и крутящие улочки старого города немного напоминают лабиринт... Мысль не очень приятна, так как блуждать в лабиринте совсем не хотелось. На мой страх лабиринт отреагировал мгновенно, и я, потеряв всякую надежду найти гостиницу, три часа бродил по одним и тем же местам. Утомившись, я присел на лавочку в парке и закрыл глаза. Из полусна меня выдернул чей-то голос. Открыв глаза, я увидел перед собой маленькую девочку. Она взяла меня за руку и повела куда-то. Я поспешил за ребенком и через пять минут оказался рядом с антикварным магазином, находившимся как раз напротив моего жилья. Оставив меня в недоумении возле магазина, девочка засмеялась и вприпрыжку убежала в сквер, находящийся по правую руку от меня. Когда я оглянулся ей вслед, то даже не удивился, что улица была пуста. Вечером из новостей узнал, что в парке, где я прогуливался днем, был найден труп семилетней девочки. Тогда понял, что из лабиринта меня вывел призрак девочки..."

Продолжить игру?


Лабиринты возводились и возводятся во всем мире для развлечения. Нарисованные лабиринты, детские головоломки. Все тихо, мирно, пока лабиринт не вошел в мир компьютерных игр. Виртуальная игра - "Лабиринт смерти" -- захватил многих. Попасть в мир лабиринта хотелось вновь и вновь. Еще бы! Нет ничего более захватывающего, чем переходить от простых к сложнейшим уровням и выходить победителем. Однако выигрыш не всегда приносит счастье. По свидетельству психиатров, в клинике для душевнобольных на сегодняшний день лежит немало людей, пострадавших от, казалось бы, безвредных компьютерных игрушек.
Так, 35-летний инженер из г. Новосибирска, некий П.П. Колынов, засел за компьютерный лабиринт поздно вечером. Провел за игрой чуть ли не сутки, а на следующее утро вернувшаяся из командировки жена обнаружила его возле компьютера без чувств. Вполне нормальный еще недавно человек стал невменяемым. На мониторе застыла картинка с устрашающей надписью: "выход из лабиринта не найден".

Коротко.


* Лабиринты бывают разные. В одних извилистые дорожки сообщаются между собой и ведут к единому центру. В других -- наряду с проходами могут быть и тупики, и для идущего по нему задача состоит в том, чтобы, минуя тупики, найти выход в противоположном конце лабиринта. Удивительно, но основная схема лабиринта за последние 500 лет приобрела более усложненную форму.
* Лабиринт можно понимать не только буквально. По сути, любая неразрешимая ситуация и есть лабиринт. Древние говорили: "Найдешь выход из лабиринта -- обретешь бессмертие". Так и в жизни нельзя зацикливаться на проблеме, а искать выход.
* Важно иметь в виду, что выход из лабиринта находится недалеко от его центра. То есть решение проблемы всегда на поверхности. Не пройдет лабиринт тот, кто, видя темные закоулки и перепутья, пугается и обращается в бегство; не пройдет его тот, кто убегает от центра и беспорядочно блуждает.
* Если вы оказались в плену лабиринта, важно не паниковать и сохранять спокойствие. Чтобы не вернуться к исходной точке -- помечайте путь. Слушайте внутренний голос. Попробуйте закрыть глаза и довериться своим ощущениям. Зрение может обмануть, но не интуиция.
* В лабиринт не следует заходить нервным и впечатлительным людям, а также тем, кто страдает заболеваниями сердца и легких.
* Лабиринты-головоломки психологи называют идеальным средством для развития мозга, памяти и внимания.
* Если вам вздумается побродить по лабиринту, запомните, что не следует отправляться на прогулку на голодный желудок, лабиринт и так отнимет у вас достаточно энергии.

Суеверия из лабиринта.


* В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.
* Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.
* В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.
* Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.
* Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.
* В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.
* Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.
* Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.


Древние лабиринты
Все для туристов и путешественников! В ОТПУСК.РУ Ваш гид в мире путешествий.

Их смысл и поныне остается тайной. Лабиринты распространены во всем мире в виде уникальных изображений или сооружений и характерны для всех известных культур.


Наскальные рисунки. Эти два лабиринта были обнаружены неподалеку от корнуоллъского Тинтаджела. Их желобки, вырезанные под одним и тем же углом, говорят о том, что высечены они железным инструментом, вероятно, в XVI-XVII веках.


Лабиринт-надгробие. Этот надгробный камень установлен в селении Алкборо в память о местном землевладельце, ухаживавшем за расположенным поблизости средневековым лабиринтом Юлианова беседка.

Воспроизведение спиралей и лабиринтов относится к самым древним творениям человеческих рук, это первые картины, рисующие не события - сцены охоты или битвы, - а идеи. Они появились одновременно в различных частях света, на больших расстояниях друг от друга, так что их возникновение нельзя объяснить взаимовлиянием культур. Изображения лабиринтов, относящиеся к одному времени, были обнаружены в Северной Америке, Индии и на Суматре, а также на территории Европы.

У всех народов они ассоциировались с религиозными понятиями смерти и возрождения, поэтому и заняли основное место в ритуалах, призывающих весеннее плодородие на смену долгой зимней смерти солнца. Одни -ранние обитатели южной части Европы - вырезали изображения лабиринтов на камнях гробниц и монументов. Другие, например жители Скандинавии, строили настоящие лабиринты. Проходы таких лабиринтов обычно обкладывали дерном или валунами и использовали в ритуальных танцах во время весеннего солнцестояния.

Самый знаменитый лабиринт западного мира - это лабиринт царя Миноса на Крите, в котором некогда, согласно мифу, обитал Минотавр - получеловек-полубык. Афинский герой Тесей прошел через лабиринт и убил Минотавра. Раскопки Кносского дворца на Крите не обнаружили и намека на лабиринт. В то же время были получены явные свидетельства существования культа быка, эмблемой которого служил двуглавый топор, или lahrys, от названия которого, возможно, и произошло слово «лабиринт».

Самый ранний из когда-либо сооружавшихся лабиринтов неизвестен. В V веке до н. э. древнегреческий историк Геродот писал об огромном здании в Файюмском оазисе в Египте, построенном в 1800 году до н. э., возможно, Аменемхетом III и известном как Лабиринт. Хотя это сооружение предназначалось для развлечений и состояло из 12 двориков и множества помещений, которые соединялись между собой извилистыми коридорами, не похоже, чтобы оно и в самом деле было задумано как лабиринт.

Одно из древнейших изображений лабиринта на севере Европы, относящееся примерно к 2500 году до н. э., представляет собой тройную спираль, высеченную на внутренней стене захоронения Нью-Грейндж в ирландском графстве Мит.

С конца XII века лабиринты начали появляться в европейских церквах, на плитках церковного пола. Такие рисунки встречаются во многих кафедральных соборах средневековой Франции, в том числе в городах Байё, Амьен, Шартр и Сан. В христианских церквах напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью епитимьи, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась «дорога в Иерусалим».

Использовались лабиринты и в народных ритуалах, уходящих корнями в языческие обряды плодородия. В Англии выложенные из дерна лабиринты, например Юлианова беседка в Алкборо, использовались во время пасхальных и майских празднеств. Цепочка молодых мужчин и женщин сперва закручивалась к центру, а затем снова раскручивалась, такие танцы были популярны чуть ли не до середины XIX века.

Начиная с XVI века по Европе прокатилась волна увлечения садовыми лабиринтами. Стенами лабиринтов служили высокие живые изгороди. Сегодня крупнейший в мире лабиринт, впервые открытый в 1978 году, находится в Лонглит-Хаусе, графство Уилтшир.

Египетский лабиринт

Самый древний египетский лабиринт находился рядом с озером Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил, в 80 километрах к югу от современного города Каира. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных.

Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это - бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.

Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.

Связь лабиринта с мифами лучше всего понимаешь, когда знакомишься с религиозными ритуалами, посвященными египетскому богу Осирису, который, по представлениям древних египтян, когда-то был царем Египта.

Осирис был богом мертвых, или богом загробного мира. Ежегодно его смерть разыгрывали в религиозной мистерии. Под громкое причитание и плач проходил обряд принесения в жертву священного быка Аписа, который символизировал Осириса. Этот плач обращался в радостные возгласы, когда жрец объявлял народу радостную весть о воскресении Осириса. С этими мистическими обрядами египтяне связывали свои надежды на жизнь. Они верили, что каждый человек, а не только царь, после смерти уподобляется Осирису.

В первоначальном египетском мифе об Осирисе говорится о силах, угрожавших жизни бога-царя как на земле, так и в загробном мире. Считалось, что лабиринт с его запутанной системой переходов защищал бога-царя в этой и в следующей жизни от врагов и даже от самой смерти.

Египетский «лабиринт» не является лабиринтом-путаницей, а представляет собой погребальный храм, который выстроил величайший из фараонов XII династии Аменемхет III (он правил с 1842 по 1797 до н. э. под тронным именем Ламареса) к югу от своей пирамиды поблизости от Хавары, недалеко от Эль-Фаюма.

Египетский лабиринт представляет собой необычайно большое сооружение — размеры его основания составляют 305 х 244 метров. Греки восхищались этим лабиринтом больше, чем любыми другими египетскими постройками, за исключением пирамид. Во времена античности его называли «лабиринт», и он послужил моделью для лабиринта на Крите.

За исключением нескольких колонн, в настоящее время он полностью разрушен. Все, что нам о нем известно, основывается на древних свидетельствах, а также на результатах раскопок, выполненных сэром Флиндерсом Петри, который предпринял попытку реконструкции данной постройки.

Самое раннее упоминание принадлежит греческому историку Геродоту Галикарнасскому (около 484— 430 до н. э.), он упоминает в своей «Истории», что Египет разделен на двенадцать административных округов, которыми правят двенадцать правителей, и далее приводит свои собственные впечатления от этого сооружения:

«И вот они решили оставить общий памятник, а решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера, близ так называемого Города Крокодилов. Я видел внутри этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. А между тем храмы в Эфесе и на Самосе — весьма замечательны. Конечно, пирамиды — это огромные сооружения и каждая из них по величине стоит многих творений [эллинского строительного искусства], вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит [размерами] и эти пирамиды. В нем двадцать дворов с воротами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать мне их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят [все] творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий, с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход».

Информацию о трех тысячах помещений не следует воспринимать слишком буквально, это скорее отражение египетских верований о том, что странствия души продолжаются в течение трех тысяч лет. Эти идеи получили некоторое распространение и в Греции.

В данном описании привлекает к себе внимание и еще один факт: а именно что много путешествовавший Геродот не упоминает о критском лабиринте ни здесь, ни в каком-либо другом из своих трудов. Не говорит он и о том, что Дедал выстроил критский лабиринт по образцу египетского — а Дио-дор и Плиний несколько веков спустя отмечают этот факт. Возможно, это связано с тем, что данное сооружение не показалось Геродоту запутанным и сложным. Он ходил по верхним помещениям один, без сопровождения, не испытывая никаких трудностей в определении своего местонахождения — что и неудивительно, вследствие правильного внутреннего устройства здания. Можно также предположить, что во времена Геродота словом «лабиринт» называли в метафорическом смысле любое сколько-нибудь величественное, выдающееся сооружение.

Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя, который писал на греческом, отмечает в своем сохранившемся в отрывках труде, датируемом III веком до н. э. и посвященном истории и религии древних египтян (дошедшем до нас в виде цитат, приводимых другими авторами), что создателем лабиринта был четвертый фараон XII династии, Аменемхет III, которого он называет Лахарес, Лампарес или Лабарис и о котором он пишет так: «[Он] правил восемь лет. В Арсинойском номе он выстроил себе гробницу — лабиринт со множеством комнат».

В период между 60 и 57 годами до н. э. греческий историк Диодор Сицилийский временно жил в Египте. В своей «Исторической библиотеке» мировой историион утверждает, что египетский лабиринт находится в хорошем состоянии, хотя видеть его собственными глазами он никак не мог. И если критский лабиринт к тому времени был полностью разрушен и никто из древних авторов не видел его, то египетский лабиринт еще существовал, о чем свидетельствует следующий отрывок из Диодора:

«После смерти этого правителя египтяне вновь стали независимыми и возвели на престол правителя-соотечественника, Мендеса, которого некоторые называет Маррус. Он не вел никаких военных действий, но выстроил для себя гробницу, известную под названием Лабиринта. Этот Лабиринт примечателен не столько своими размерами, сколько хитростью и искусностью внутреннего устройства, воспроизвести которое невозможно. Ибо когда человек входит в этот Лабиринт, он не может, сам найти дорогу назад, и ему необходима помощь опытного проводника. которому устройство здания известно досконально. Некоторые говорят еще, что Дедал, посетивший Египет и восхищенный этим чудесным творением, построил похожий лабиринт для критского царя Миноса, в котором сожержалось. как гласит миф, чудовище по имени Минотавр. Однако критского лабиринта более не существует, возможно, его сровнял с землей кто-то из правителей или же время выполнило эту работу, тогда как египетский лабиринт простоял в полной неприкосновенности до наших времен».


Хавара близ Эль-Фаюма

Место, где в древности находился египетский «лабиринт» (на заднем плане — пирамида фараона Аменемхета III, вид с юга). Фотография: Дитрих Вилдунг (Мюнхен).

Здесь впервые просматривается определенная связь египетского «лабиринта» с идеей лабиринта-путаницы, пусть и в самом нечетком, только зарождающемся виде. Диодор говорит лишь о том, что, «когда человек входит в этот Лабиринт, он не может сам найти дорогу назад». Он не упоминает ничего о «множестве запутанных переходов», как это делает Плиний сотню лет спустя. Более того, в отношении размеров постройки Диодор высказывается значительно более сдержанно, нежели Плиний, который утверждает, что египетский «лабиринт» в сто раз больше, чем лабиринт на Крите. Диодор сам не видел этой постройки, он лишь собрал воедино те данные, которые оказались для него доступны. При описании египетского лабиринта он пользовался двумя противоречивыми источниками и не сумел распознать, что оба они повествуют об одном и том же здании. Вскоре после составления своего первого описания он начинает рассматривать данное сооружение — возможно, следуя примеру Геродота — как общий памятник двенадцати номархам Египта:

«Два года не было в Египте правителя, и в народе начались мятежи и убийства, тогда двенадцать самых главных вождей объединились в священный союз. Они собрались на совет в Мемфисе и заключили соглашение о взаимной верности и дружбе и провозгласили себя правителями. Они правили в соответствии со своими клятвами и обещаниями, поддерживали взаимное согласие в течение пятнадцати лет, после чего решили выстроить для себя общую гробницу. Замысел их был таков, что как и при жизни они лелеяли сердечное расположение друг к другу, им воздавались равные почести, так и после смерти их тела должны покоиться в одном месте, а монумент, воздвигнутый по их приказу, должен символизировать собой славу и мощь погребенных там. Это должно было превзойти творения предшественников. И вот, избрав место для своего памятника близ Меридова озера в Ливии, они выстроили гробницу из великолепного камня в форме квадрата, однако по величине каждая сторона его была равна одной стадии. Искусность резных украшений и всякой прочей работы потомки никогда не смогли бы превзойти. За оградой был сооружен зал, опоясанный колоннами, по сорок с каждой стороны, крыша же двора была сработана из цельного камня, выдолбленного изнутри и изукрашенного искусной и многоцветной росписью. Двор также украшали великолепные живописные изображения тех мест, откуда родом был каждый из правителей, а также имевшихся там храмов и святилищ. В целом же про этих правителей известно, что так велик был размах их планов по сооружению своей гробницы — и по размерам ее, и по затратам, — что если бы до завершения строительства их не свергли, то творение их осталось бы непревзойденным. И после того как царствовали эти правители в Египте в течение пятнадцати лет, случилось так, что правление перешло к одному человеку...»

В отличие от Диодора, греческий географ и историк Страбон Амасейский (около 64 до н. э. — 24 н. э.) приводит описание, основанное на личных впечатлениях. В 25 году до н. э. он в составе свиты префекта Египта Гая Корнелия Галла совершил путешествие в Египет, о чем он подробно повествует в своей «Географии»:

«Кроме того, в этом номе есть лабиринт — сооружение, которое можно сравнить с пирамидами, — а рядом с ним гробница царя, строителя лабиринта. Около первого входа в канал, пройдя вперед 30 или 40 стадий, достигнем плоской местности в форме трапеции, где находится селение, а также большой дворец, состоящий из многих дворцовых помещений, числом столько, сколько в прежние времена было номов; ибо там находится столько залов, которые окружены примыкающими друг к другу колоннадами; все эти колоннады расположены в один ряд и вдоль одной стены, которая подобна длинной стене с залами перед ней; пути, ведущие к ним, находятся прямо напротив стены. Перед входами в залы находится много каких-то длинных крытых сводов с извилистыми путями между ними, так что без проводника ни одному чужеземцу не найти ни входа, ни выхода. Вызывает удивление, что крыша каждого покоя состоит из одного камня и что крытые своды в ширину точно так же покрыты плитами из цельного камня чрезвычайно большой величины, без всякой примеси дерева где-либо или какого-нибудь другого вещества. Поднявшись на крышу небольшой высоты, так как лабиринт одноэтажный, можно видеть каменную равнину, состоящую из камней такой же большой величины; отсюда, спустившись снова в залы, можно заметить, что они расположены вряд и покоятся на 27 колоннах; стены их сложены также из камней не меньшей величины. В конце этого здания, занимающего пространство больше стадии, помещается гробница — четырехугольная пирамида, каждая сторона которой имеет около плефра в ширину при равной высоте. Имя погребенного там — Имандес. Говорят, что такое количество залов построено в силу обычая собираться здесь всем номам соответственно значению каждого, вместе со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений, принесения даров богам и для судопроизводства по важным делам. Каждому ному был отведен предназначенный ему зал».

Несколько далее, в 38-й главе, Страбон приводит описание своей поездки к священным крокодилам Арсинои (Крокодилополь). Это место расположено рядом с лабиринтом, поэтому можно предположить, что и лабиринт он тоже видел.

Плиний Старший (23/24—79 н. э.) в своей «Естественной истории» приводит наиболее подробное описание лабиринта. Плиний, который, без сомнения, тоже никогда не видел египетского лабиринта, в своем труде составил классический перечень из четырех древних лабиринтов:

«Скажем и о лабиринтах, самом, пожалуй, диковинном творении человеческой расточительности, но не вымышленном, как могут подумать. До сих пор еще существует в Египте в Гераклеопольском номе тот, который был создан первым, как передают, 3600 лет тому назад царем Петесухом или Титоесом, хотя Геродот говорит, что все это сооружение создано 12 царями, последним в числе которых был Псамметих. Назначение его истолковывают по-разному: по Демотелу, это был царский дворец Мотерида, по Ликею — гробница Мерида, по истолкованию многих, оно было построено как святилище Солнца, что наиболее вероятно. Во всяком случае нет сомнения в том, что отсюда заимствовал Дедал образец того лабиринта, который он создал на Крите, но воспроизвел только его сотую часть, которая содержит коловращение путей и запутанные ходы туда и обратно, не так, как мы видим на павиментах или в Полевых играх мальчиков, содержащий на небольшом клочке много тысяч шагов ходьбы, а с множеством вделанных дверей для обманных ходов и возврата к тем же самым плутаниям. Это был второй лабиринт после египетского, третий был на Лемносе, четвертый в Италии, все крытые сводами из тесаного камня. В египетском, что меня лично удивляет, вход и колонны — из камня с Пароса, остальное в нем сложено из глыб сиенита [розового и красного гранита], которые едва ли могут разрушить даже века, хотя бы и при содействии гераклеопольцев, которые относились к этому сооружению с необычайной ненавистью. Подробно описать расположение этого сооружения и каждую часть в отдельности невозможно, так как оно разделено на регионы, а также на префектуры, которые называют номами, и 21 названию их отведено столько же обширных помещений, кроме того, в нем есть храмы всех богов Египта, и, сверх того, Немесис в 40 эдикулах [закрытых молелен заупокойных храмов] заключил много пирамид по сорока обхватов, занимающих по шести арур [0,024 га] в основании.

Устав же от ходьбы, попадают в ту знаменитую запутанную ловушку дорог. Мало того, здесь и вторые этажи высоко на склонах, и нисходящие девяноста ступенями портики. Внутри — колонны из камня порфирита, изображения богов, статуи царей, чудовищные фигуры. Некоторые помещения устроены так, что, когда отворяют двери, внутри раздается страшный гром. А проходят большей частью в потемках. И еще за стеной лабиринта есть другие громадные строения — их называют птерон [колоннады]. Оттудапро-рытые под землею ходы ведут в другие подземные помещения. Кое-что восстановил там всего лишь один Херемон, скопец царя Нектеба [Нектанеба I], за 500 лет до Александра Великого. Передают также, что при сооружении сводов из тесаного камня подпорки были сделаны из стволов спины [египетской акации], проваренных в масле».

Описание римского географа Помпония Мелы, который в 43 году н. э. изложил в своем сочинении «О положении земли», состоящем из трех книг, принятые в Риме воззрения на известный мир, также основывается на слухах: «Лабиринт, построенный Псамметихом, охватывает одной непрерывной стеной три тысячи зал и двенадцать дворцов. Стены и крыша его мраморные. Лабиринт имеет только один вход. Внутри его имеется бесчисленное количество извилистых ходов. Все они направлены в разные стороны и сообщаются между собой. В коридорах лабиринта есть портики, попарно похожие один на другой. Коридоры огибают друг друга. Это создает большую путаницу, но разобраться в ней можно». Очевидно, что Помпоний Мела приукрашивает описание, выполненное Геродотом, привнося в него такие детали, которые во времена Мелы считались типичными признаками лабиринта: множество извилистых дорожек, запутанная структура, а также тропа, ведущая под землю (для этой характеристики, возможно, значение имела концепция лабиринта как пещеры). Метафоричезюе использование у Геродота сочиняется с более поздним понятием лабиринта-путаницы.

Авторы древности не предлагают никакого единого, последовательного определения этого выдающегося сооружения. Однако поскольку в Египте времен фараонов из камня строились только святилища и сооружения, посвященные культу умерших (гробницы и погребальные храмы), — тогда их все прочие здания, включая и дворцы, строились из дерева и глиняных кирпичей, — значит, лабиринт никак не мог быть дворцом, административным центром или памятником (при условии что Геродот, говоря о «памятнике, монументе», не имеет в виду «гробницу, что вполне возможно).

С другой стороны, поскольку фараоны XII династии сооружали в качестве гробниц пирамиды, единственно возможным предназначением «лабиринта» остается храм. Согласно весьма правдоподобному объяснению, приводимому Аланом Б. Ллойдом, он, вероятно служил и погребальным храмом для Аменемхета III, который был погребен в пирамиде неподалеку, а также храмом, посвященным некоторым богам.

Неубедительным остается и ответ на вопрос о том, как этот «лабиринт» получил свое название. Предпринимались попытки вывести данный термин из египетских слов «al lopa-rohun, laperohunt» или «ro-per-ro-henet», обозначающих «вход в храм у озера». Но между этими словами и словом «лабиринт» нет фонетического соответствия, также и в египетских текстах не обнаружено ничего похожего. Высказывалось также предположение, что тронное имя Аменемхета III, Ламарес, эллинизированный вариант которого звучит как «Лабарис», происходит от названия храма Лабариса. Такую вероятность нельзя исключить, однако это не объясняет сути явления. Более того, веским аргументом против подобной интерпретации служит тот факт, что Геродот, автор самого раннего письменного источника, не упоминает об Аменемхете III и его тронных именах. Не упоминает он и о том, как это сооружение называли сами египтяне («Аменемхет живет»). Он просто повествует о «лабиринте», не считая нужным объяснять, что это такое. Для описания огромного, внушающего благоговение, искусно выполненного каменного сооружения он использует греческий термин, словно этот термин выражает некое общее значение, концепцию. Именно такого рода описания приводятся и во всех прочих письменных источниках, и лишь авторы более позднего времени упоминают об опасности заблудиться. Следовательно, можно сделать вывод, что термин «лабиринт» в данном случае используется метафорически, он служит названием для некой постройки, выдающегося сооружения, выполненного из камня. М. Будимир, прибегая к историко-лингвистической аргументации, пришел к аналогичному заключению, трактуя лабиринт как термин, обозначающий «постройку большой величины».



Рис. Реконструкция египетского «лабиринта». Атанасий Кирхер.

Немецкий иезуит и ученый Атанасий Кирхер (1602—1680), известный современникам как Доктор сотни искусств (Doctor centum artium), попытался реконструировать египетский «лабиринт», очевидно основываясь на античных описаниях. В центре рисунка помещен лабиринт, который Кирхер, возможно, смоделировал по образцам с римских мозаик. Вокруг расположены изображения, символизирующие двенадцать номов — административных единиц Древнего Египта, описанных Геродотом (II. 148). Этот рисунок, гравированный на меди (50 X 41 см), помещен в книге «Вавилонская башня, или Архонтология»

мотри не заблудись!

"Жизнь каждого человека -- лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт".
Исследователь Майкл Эртон

Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое: войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может лишиться жизни.
Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращала жертву к исходной точке… Лабиринт отказывался отпускать своих гостей…
Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику. В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы "украшали" человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.
В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами.

Египетский лабиринт.

Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каира. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов -- священных в Египте животных.
Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть -- вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это -- бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.
Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.
Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку -- огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

Критский лабиринт.

Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал.
За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.
Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.
Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, а гранитный исполин в это время начинал вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.
По легенде, в Критском лабиринте обитал Минотавр -- человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Тесею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.
Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра?

По всему свету.

* Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.
В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н.э., тоже находилось два лабиринта. Один из них, "Дом с лабиринтом", известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.
* Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет -- станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.
* Были свои лабиринты в Индии -- в храме Халебид в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от злых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход в дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.
* В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.
* В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко II-I тысячелетиям до н.э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест. А эту историю с Соловецким лабиринтом рассказал один из монахов:
"Та зима была первой, когда я начал жить в монастыре. Малознакомый с местностью, я по поручению настоятеля отправился за рыбой в ближайшую деревню. И по дороге заблудился. Вместо крестьянских изб мне попадались огромные валуны, над головой каркали вороны и непонятная тоска закрадывалась в душу. Ранняя весна еще не радовала погодой, и скоро я промерз до костей, но картинка передо мной была все та же: поле с прогалинами черной земли, камни и графитовое небо с набрякшими тучами над головой. Мне ничего не оставалось, как обратиться к Всевышнему с горячей молитвой о помощи. Свой путь я продолжил, перебирая в руках четки. Довольно скоро вдалеке замелькали деревянные постройки. Я увидел дымок, исходящий из труб. Переночевать мне таки пришлось в деревне. Оказалось, что я провел в каменном лабиринте почти весь день".
* В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.
* С конца XII века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".

Месть.

Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью из зеленых насаждений (ныне разрушенный) был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался Будуар Розамунды. Генрих создал украшение для своего сада неспроста. В центре лабиринта король спрятал особнячок фаворитки Розамунды Клиффорд. Естественно, что кроме самого монарха, до поры до времени никто не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы. Однако королева Элеонора узнала о тайных похождениях своего царствующего супруга, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу. По слухам, за разгадку лабиринта королева отдала немало денег и драгоценностей.

История с лабиринтом.

"Перед самым Новым годом я прогуливался по улицам Нюрнберга. Крепостная стена и часть старинных сооружений сохранились и были реставрированы. Когда так прогуливаешься по этим улицам, не торопясь никуда и рассматривая все основательно, события давно прошедших времен, сохранившиеся в памяти улиц, иногда вспыхивают в воображении. А еще у меня появилось и быстро исчезло ощущение, что извилистые и крутящие улочки старого города немного напоминают лабиринт... Мысль не очень приятна, так как блуждать в лабиринте совсем не хотелось. На мой страх лабиринт отреагировал мгновенно, и я, потеряв всякую надежду найти гостиницу, три часа бродил по одним и тем же местам. Утомившись, я присел на лавочку в парке и закрыл глаза. Из полусна меня выдернул чей-то голос. Открыв глаза, я увидел перед собой маленькую девочку. Она взяла меня за руку и повела куда-то. Я поспешил за ребенком и через пять минут оказался рядом с антикварным магазином, находившимся как раз напротив моего жилья. Оставив меня в недоумении возле магазина, девочка засмеялась и вприпрыжку убежала в сквер, находящийся по правую руку от меня. Когда я оглянулся ей вслед, то даже не удивился, что улица была пуста. Вечером из новостей узнал, что в парке, где я прогуливался днем, был найден труп семилетней девочки. Тогда понял, что из лабиринта меня вывел призрак девочки..."

Продолжить игру?

Лабиринты возводились и возводятся во всем мире для развлечения. Нарисованные лабиринты, детские головоломки. Все тихо, мирно, пока лабиринт не вошел в мир компьютерных игр. Виртуальная игра - "Лабиринт смерти" -- захватил многих. Попасть в мир лабиринта хотелось вновь и вновь. Еще бы! Нет ничего более захватывающего, чем переходить от простых к сложнейшим уровням и выходить победителем. Однако выигрыш не всегда приносит счастье. По свидетельству психиатров, в клинике для душевнобольных на сегодняшний день лежит немало людей, пострадавших от, казалось бы, безвредных компьютерных игрушек.
Так, 35-летний инженер из г. Новосибирска, некий П.П. Колынов, засел за компьютерный лабиринт поздно вечером. Провел за игрой чуть ли не сутки, а на следующее утро вернувшаяся из командировки жена обнаружила его возле компьютера без чувств. Вполне нормальный еще недавно человек стал невменяемым. На мониторе застыла картинка с устрашающей надписью: "выход из лабиринта не найден".

Коротко.

* Лабиринты бывают разные. В одних извилистые дорожки сообщаются между собой и ведут к единому центру. В других -- наряду с проходами могут быть и тупики, и для идущего по нему задача состоит в том, чтобы, минуя тупики, найти выход в противоположном конце лабиринта. Удивительно, но основная схема лабиринта за последние 500 лет приобрела более усложненную форму.
* Лабиринт можно понимать не только буквально. По сути, любая неразрешимая ситуация и есть лабиринт. Древние говорили: "Найдешь выход из лабиринта -- обретешь бессмертие". Так и в жизни нельзя зацикливаться на проблеме, а искать выход.
* Важно иметь в виду, что выход из лабиринта находится недалеко от его центра. То есть решение проблемы всегда на поверхности. Не пройдет лабиринт тот, кто, видя темные закоулки и перепутья, пугается и обращается в бегство; не пройдет его тот, кто убегает от центра и беспорядочно блуждает.
* Если вы оказались в плену лабиринта, важно не паниковать и сохранять спокойствие. Чтобы не вернуться к исходной точке -- помечайте путь. Слушайте внутренний голос. Попробуйте закрыть глаза и довериться своим ощущениям. Зрение может обмануть, но не интуиция.
* В лабиринт не следует заходить нервным и впечатлительным людям, а также тем, кто страдает заболеваниями сердца и легких.
* Лабиринты-головоломки психологи называют идеальным средством для развития мозга, памяти и внимания.
* Если вам вздумается побродить по лабиринту, запомните, что не следует отправляться на прогулку на голодный желудок, лабиринт и так отнимет у вас достаточно энергии.

Суеверия из лабиринта.

* В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.
* Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.
* В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.
* Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.
* Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.
* В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.
* Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.
* Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.


Египетский лабиринт

Что было самой выдающейся постройкой египтян? По словам некоторых писателей, это были не пирамиды, как полагает большинство, а огромный лабиринт. Он был построен рядом с озером Мойрис, известным сегодня как озеро Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил - в 80 километрах к югу от современного города Каира. В V веке до н. э. греческий историк Геродот написал: "Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт". Он добавил: "Лабиринт размерами превосходит... пирамиды".
Лабиринт был построен на заре египетской истории. В нем было 3000 помещений, поровну поделенных между подземным и надземным этажами. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров.
Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома. После падения Египетской мировой державы впечатляющие колонны красного гранита, огромные каменные плиты и отполированный известняк были украдены и использованы для строительства других построек.
Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.
Связь лабиринта с мифами лучше всего понимаешь, когда знакомишься с религиозными ритуалами, посвященными египетскому богу Осирису, который, по представлениям древних египтян, когда-то был царем Египта.
Осирис был богом мертвых, или богом загробного мира. Ежегодно его смерть разыгрывали в религиозной мистерии. Под громкое причитание и плач проходил обряд принесения в жертву священного быка Аписа, который символизировал Осириса. Этот плач обращался в радостные возгласы, когда жрец объявлял народу радостную весть о воскресении Осириса. С этими мистическими обрядами египтяне связывали свои надежды на жизнь. Они верили, что каждый человек, а не только царь, после смерти уподобляется Осирису.
В первоначальном египетском мифе об Осирисе говорится о силах, угрожавших жизни бога-царя как на земле, так и в загробном мире. Считалось, что лабиринт с его запутанной системой переходов защищал бога-царя в этой и в следующей жизни от врагов и даже от самой смерти.
Критский лабиринт

Лабиринт в Кносе на острове Крит, очевидно, был построен после египетского лабиринта. Хотя его местонахождение до сих пор не определено, согласно сообщениям, он был похож на египетский образец, только его размеры были намного меньше (В I веке н. э. римский ученый Плиний заметил, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта). Слово "лабиринт", вероятно, связано со словом лабрис, которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии.
Критский лабиринт был известен в мифологии тем, что считался жилищем Минотавра - мифического человека с головой быка. Согласно мифу, Пасифая, жена Миноса, царя Крита, родила это существо; его назвали Минотавром, что означает "бык Миноса". Согласно мифу, Афины потерпели поражение в войне с Критом и каждые 9 лет афиняне должны были посылать 7 девушек и 7 юношей на Крит, чтобы там их приносили в жертву Минотавру. Этих молодых людей отправляли в лабиринт, и, как предполагалось, там их съедал Минотавр.
Но однажды юноша по имени Тесей осмелился войти в лабиринт с целью покончить с этим чудовищем. Согласно мифу, столкнувшись с Минотавром, Тесей убил его своим мечом. Он выбрался из лабиринта благодаря золотой нити, которую юноша тянул за собой от самого входа. Эту нить ему дала Ариадна, дочь царя Миноса.
Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет: "Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт". В свете такого понимания мифологическое избавление Тесея из лабиринта символизировало его второе рождение, избавление от смерти.
Греция и Рим

Вскоре лабиринты появились у греков и римлян. Плиний упоминает о лабиринтах на острове Самос и на острове Лемнос в Средиземном море, последний был известен благодаря 150 прекрасными колоннами. Плиний также упоминает о роскошной этрусской гробнице, о которой еще раньше писал Варрон и в которой, якобы, находился подземный лабиринт.
В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., находилось, по крайней мере, два декоративных лабиринта. Один из них, Дом с лабиринтом, известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром. Писатель Марсель Брион утверждает, что это "аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия".
Дети в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Сегодня повсюду в Европе можно встретить много фрагментов мозаичных полов, выполненных в виде лабиринтов, которые были найдены во время раскопок римских вилл и гражданских построек. Мифологические представления вскоре распространились еще дальше.
В храме Халебид в Майсуре (Индия) на части фриза можно увидеть изображение лабиринта. Эта постройка XIII века н. э. отображает эпизод из эпоса "Махабхарата". Китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов.
В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Есть мнение, что многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.
На маленьком острове Сент-Агнес у юго-западного побережья Корнуолла (Англия) есть лабиринт, который в 1726 году был восстановлен смотрителем маяка на основании оставшихся планов.
Рубрики:  интересненькое
тайна, загадки природы
немного истории
Метки:  

Vikylia68   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2009 г. 14:30 (ссылка)
Очень интересно, я не знала этого.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 02 Мая 2009 г. 15:45ссылка
Большое спасибо Виктория что зашли ко мне. Я чувствую себя сейчас здесь чужой т.к. здесь такие продвинутые люди, а я ......просто я есть!
Спасибо за негласную поддержку!!!
 (400x486, 264Kb)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку