-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в причастник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 875


Костюмированный бал в Зимнем Дворце (1903 год) в фотографиях

Воскресенье, 10 Января 2010 г. 22:15 + в цитатник
Цитата сообщения klassika Костюмированный бал в Зимнем Дворце (1903 год) в фотографиях



Грандиозный костюмированный бал, за которым закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II - последнего императора из рода Романовых.

 

Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

 

 

11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Театре Эрмитажа, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов», (исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

Император Николай II - выходное платье царя Алексея Михайловича
Император Николай II - выходное платье царя Алексея Михайловича
Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы
Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы
Гости бала
Гости бала
 
Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).
 
13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.   «Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания»
 
 

После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

 
 
 

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях.

 
 
 

В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.

 

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.

Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д.Асикритова, А.Ясвоина, Л.Городецкого и Е.Мразовской, Д.Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф.Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников. В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.


 
 
Elena Mrozovskaya, Princess Orlova-Davydova in Masquerade Costume for the Ba
Elena Mrozovskaya, Princess Orlova-Davydova in Masquerade Costume for the Ba
Баронесса Эмма Фредерикс
Баронесса Эмма Фредерикс
Вел. кн. Андрей Владимирович
Вел. кн. Андрей Владимирович
Вел. кн. Мария Георгиевна
Вел. кн. Мария Георгиевна
Вел. кн. Мария Павловна, герцогиня Мекленбург-Шверинская
Вел. кн. Мария Павловна, герцогиня Мекленбург-Шверинская
Вел. кн. Сергей Александрович
Вел. кн. Сергей Александрович
Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня
Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня
Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка
Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка
Генерал Мейендорф, Феофил Егорович
Генерал Мейендорф, Феофил Егорович
Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын - Начальник царской охоты
Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын - Начальник царской охоты
Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий - Стрелец стремянного полка царя Алексея Михайловича
Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий - Стрелец стремянного полка царя Алексея Михайловича
Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын
Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын
Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня
Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня
Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня
Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня
Князь Феликс Феликсович Юсупов - Боярин
Князь Феликс Феликсович Юсупов - Боярин
Константин Александрович Горчаков
Константин Александрович Горчаков
Мария Николаевна Воейкова
Мария Николаевна Воейкова
Портрет великого князя Михаила Николаевича
Портрет великого князя Михаила Николаевича
Портрет великой княгини Ксении Александровны и великого князя
Портрет великой княгини Ксении Александровны и великого князя
Портрет офицеров Преображенского полка в костюмах для бала 1903 г
Портрет офицеров Преображенского полка в костюмах для бала 1903 г

В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Кроме того, подобный бал а-ля рюсс имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых.

 

Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.

   Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских)

Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны -Боярыня
Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны -Боярыня
Маскарадный костюм гофмейстера двора графа Алексея Александровича Бобринского - Боярин
Маскарадный костюм гофмейстера двора графа Алексея Александровича Бобринского - Боярин
Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой - Боярыня
Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой - Боярыня
 
Размещено с помощью приложения Я - фотограф
 
Метки:  

причастник   обратиться по имени Воскресенье, 10 Января 2010 г. 23:06 (ссылка)
каждый постарался одеться так, как предположительно одевались его предки лет за 300 до того времени.
По свидетельствам некоторых иностранцев, такого количества таких красавиц они не видели нигде, кроме как на балах в Москве и в Петербурге.
Спасибо за ценную подборку.
Ответить С цитатой В цитатник
klassika   обратиться по имени Вторник, 12 Января 2010 г. 00:36 (ссылка)
.
50401950_44785702_099863195a65 (699x91, 44Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 14 Января 2010 г. 00:06ссылка
это я благодарю вас за огромную работу на пользу нашего просвещения. Вы собирали материал и преподнесли его так, что всем сразу многое стало понятно: оказывается наши аристократы не всегда следовали французской моде. Костюмы шили опытные портные придерживаясь исторических сведений о фасонах 17 века. Именно начало 17 века было временем становления династии Романовых. Ещё раз большое вам спасибо, а меня благодарить и не за что, - я всего лишь нажимаю кнопочки.
У вас очень много интересного и я уверен, что мне захочется процитировать ещё кое-что.
причастник   обратиться по имени Вторник, 12 Января 2010 г. 23:46 (ссылка)
это я благодарю вас за огромную работу на пользу нашего просвещения. Вы собирали материал и преподнесли его так, что всем сразу многое стало понятно: оказывается наши аристократы не всегда следовали французской моде. Костюмы шили опытные портные придерживаясь исторических сведений о фасонах 17 века. Именно начало 17 века было временем становления династии Романовых. Они героизировали это время, к сожалению, часто искажая предыдущую историю. Ещё раз большое вам спасибо, а меня благодарить и не за что, - я всего лишь нажимаю кнопочки.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку