Я всегда был без ума от этой сонаты Бетховена. Я знаю ее наизусть. Мне слышится в ней и вселенская скорбь, и быстротечная радость, и умиротворение, и сожаление, и рождение надежды, и ее угасание. Реки чувств, моря эммоций, океаны мыслей...
Но я никогда не мог понять - при чем тут Луна? Такие чувства, такие эммоции, такие мысли могла родить только Любовь. Любовь к женщине. Яркая и, скорее всего, неразделенная.
И только недавно я узнал, что Луна тут, действительно, не при чем. А "при чем" - юная женщина, почти девочка, Джульетта Гвиччарди, дочь графа Гвиччарди, получившего назначение в Вену надворным советником при Богемской канцелярии. Джульетта была ненамного старше своей шекспировской тезки, и не менее соблазнительна. Бетховен давал юной графине уроки музыки, но не брал с нее платы. А она, в свою очередь, дарила ему рубашки, которые сама шила.
Зимой 1801 – 1802 годов Бетховен сочиняет и посвящает Джульетте эту прекрасную сонату. Он был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. "Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой, чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною" - писал великий композитор. Даже много лет спустя Бетховен, уже глухой, писал: "Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем".
Разочарование наступило быстро. Джульетта отдала предпочтение молодому графу Роберту Галленбергу, который был всего на год старше ее.
После смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба было обнаружено так и не отправленное Джульетте письмо "к Бессмертной возлюбленной".
Значит, 14-я соната Бетховена - никакая не Лунная. Это соната о Любви.
Но, оказывается, "Лунной" эту сонату назвал не сам Бетховен, а его поклонник, поэт с романтическим воображением, Людвиг Рельштабу. Музыка первой части напомнила ему пейзаж горного озера в лунную ночь...)
FiZiK LiRiK