-Метки

9мая актеры актрисы архитектура афоризмы ботанический сад весна видео война гео города дом достопримечательности еда женщины живопись жизнь зайцы заяц здоровье зима знаменитости знаменитые женщины знаменитые люди игры изобретения иллюстрации интересно интересное интересные сайты интернет искусство история история СССР история вещей история песни история россии календарь картинки картины кино книги котики коты кошки красавицы красота креатив кролик кулинария культура легенды лето литература мифы мозг мой петербург мудрость музеи музыка мысли наука необычное новый год осень оформление дневника памятники песни петербург писатели поздравления полезное политика породы кошек праздник праздники природа прогулки по городу психология путешествия рейтинги рецепты россия символ года символы года слова советы современное искусство ссср старый новый год стихи страны страны и города страны мира сюр сюрреализм тесты тигры фантазия фильмы фотографии фотоподборка фотоподборки фотопрогулка фотопрогулки фразы художники цветение цветущие деревья цветы чтение шутки юбилеи юмор

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Астронель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 28722


Бычок: символ года в живописи

Среда, 10 Ноября 2021 г. 17:37 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Идет бычок: символ года в живописи

Bo4kaMeda




Символизм тотемного животного этого года необычайно широк, вплоть до диаметральных противоположностей. В разных традициях бык олицетворял как мужское начало, солнечную энергию и небесных богов, так и женскую силу, поддержку лунных богинь, плодородие и землю. Его рога ассоциировались с луком, из которого выпускали солнечные стрелы, и с молодым полумесяцем.




Оседлание быка 1800-е
Кацусика Хокусай
Гравюра, Дерево
39.4 × 26.1 см
Британский музей, Лондон




Загнанный бык
Франс Снейдерс XVII век
100 × 98 см
Национальный музей Прадо, Мадрид




Черный бык
Густав Климт 1900
80 × 80 см
Масло Холст
Частная коллекция




Бык под цветущим вишневым деревом 1830-е
Утагава Хиросигэ
Гравюра
22.7 × 17 см
Ксилография Бумага
Бостонский музей изящных искусств, Бостон




Быки в море
Хоакин Соролья (Соройя) 1903
131×190 см
Масло Холст
Частная коллекция




Крестьянин с быком
Нико Пиросмани (Пиросманашвили) 1916
Масло
Центр изобразительных искусств имени М. Т. Абрахама




Отдыхающий бык
Жак Раймон Браскасса 1850-е
144.8 × 192.4 см
Масло Холст
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля, Омск




Голова быка
Михаил Федорович Ларионов 1913
70 × 64 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Быку поклонялись как могущественному животному — символу жизненной силы, и спутнику самой Смерти, что ездила на черном быке. Создавали идола в виде золотого тельца и почитали его, надеясь на чудо. Его приносили в жертву богам и устраивали бои с быками, заигрывая со смертью. Поединок человека и быка стал основой для отдельного сюжета в искусстве — тавромахии.



Бой быков. Суэрте де варас
Франсиско Гойя 1824
49.8 × 70.8 см
Масло Холст
Музей Гетти, Лос-Анджелес




11. Севилья. Бой быков
Василий Иванович Суриков 1910
25 × 34 см
Акварель, Графитный карандаш Бумага
Государственная Третьяковская галерея, Москва




12. Бой с молодым быком
Франсиско Гойя 1780
259 × 136 см
Масло Холст




13. Тавромахия. Бой быков
Сальвадор Дали 1968
Акварель, Гуашь Бумага
Частная коллекция




14. Бой быков
Хоан (Жоан) Миро 1945
114.9 × 145 см
Масло Холст
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж




15. Бой быков
Георгий Константинович Савицкий 1919
Масло Холст
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир


Главным поставщиком сюжетов для живописных полотен с быками можно считать древнегреческие мифы: сразу в нескольких главные роли отведены могущественным героям в образе быков. Самые известные из них — легенды о лабиринте Минотавра и похищении Европы. Согласно сказаниям, Минотавр был созданием с телом человека и головой быка, родившимся от союза супруги Миноса Пасифаи и быка. Он обитал в лабиринте на острове Крит, куда ему на растерзание приводили преступников или приносили в жертву детей и молодых людей. Среди них оказался отважный Тесей, сын морского царя Посейдона. Он расправился с Минотавром и смог выбраться из лабиринта при помощи клубка ниток, который ему дала Ариадна, сестра Минотавра по матери.



Минотавр
Джордж Фредерик Уоттс 1885
118.1 × 94.5 см
Масло Холст
Тейт Британия, Лондон


Европа была дочерью Агенора, царя финикийского города Сидона. Ее красота поразила самого Зевса, и он решил похитить ее, превратившись в быка. Когда девушка гуляла с подругами у берега моря, он подошел к ним, притворившись необыкновенно кротким животным. Бык позволил Европе гладить себя и даже сесть себе на спину, а затем резко бросился в море. Он плыл до самого Крита, где они стали жить и растить трех сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона.



Похищение Европы
Валентин Серов 1910
71 × 98 см
Темпера Картон
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Похищение Европы
Рембрандт Харменс ван Рейн 1632
64.6 × 78.7 см
Масло Дерево
Музей Гетти, Лос-Анджелес




Похищение Европы (Европа на быке). Помпейская фреска
Национальный археологический музей, Неаполь




Похищение Европы
Эразм Квеллин Младший 1638
126 × 87 см
Масло Холст
Национальный музей Прадо, Мадрид




Похищение Европы
Тициан Вечеллио 1562
178 × 205 см
Масло Холст
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон




Похищение Европы
Ноэль-Никола Куапель 1727
127.6 × 194 см
Масло Холст
Художественный музей Филадельфии, Филадельфия




Похищение Европы (по Веронезе)
Джованни Баттиста Тьеполо 1743
74.3 × 66.1 см
Масло Холст
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург


Возможно, мы рискуем накликать на себя гнев покровителя года, но, говоря о быках в живописи, без упоминания об известных произведениях с изображением разделанных бычьих туш просто невозможно обойтись. Первым запустил этот живописный флешмоб никто иной, как Рембрандт. Его «Бычья туша» (1655) стала в некотором роде размышлением о бренности существования, конечности жизни и неизбежности встречи с вечностью. Величественность свежеразделанной туши противопоставляется бытовой суете: на заднем фоне женщина деловито заглядывает в приоткрытую дверь.



Бычья туша
Рембрандт Харменс ван Рейн 1655
94 × 69 см
Масло Дерево
Лувр, Париж


Картина произвела незабываемое впечатление как на современников Рембрандта, так и на его коллег, живших столетия спустя. Так, Хаим Сутин «заболел» этой картиной старого мастера, после того как увидел ее в Лувре. Пытаясь осмыслить и творчески переработать наследие кумира, по возвращении из Франции он пишет целых шесть версий своих бычьих туш.



Бычья туша
Хаим Соломонович Сутин 1924
140.3 × 107.6 см
Масло Холст
Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало


Немецкого экспрессиониста Ловиса Коринта также можно было бы заподозрить в любви к голландскому шедевру, если бы не тот факт, что он вырос в семье кожевенника, бизнес которого был напрямую связан с убоем крупного рогатого скота, а бизнес-партнером его отца был местный мясник.



На скотобойне (На бойне)
Ловис Коринт 1893
78 × 89 см
Масло Холст
Государственная галерея Штутгарта, Штутгарт


Художник вспоминал, как во время забоя река в их городе окрашивалась в алый цвет, а из расколотых туш струился белый пар: «Внутренности — красные, фиолетовые, перламутровые — были развешены на железных столбах». Словом, натуралистических впечатлений из детства у него хватало с лихвой, и в начале 1890-х Коринт воплотит их в серии полотен «На скотобойне».



Фрэнсис Бэкон 1946
198 × 132 см
Масло, Пастель Холст
Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк




Туша теленка
Петр Петрович Кончаловский 1946
116 × 89 см
Масло Холст
Частная коллекция




Освежеванный бык
Марк Захарович Шагал 1947
100.8×80.9 см
Масло Холст
Частная коллекция


Пикассо был одним из главных почитателей грозной бычьей натуры: он писал их бесчисленное количество раз, создавал скульптуры и даже фотографировался в маске быка для журнала Life в 1949 году. Возможно, так давала о себе знать испанская кровь (какая Испания без корриды), или художника привлекала величественная сила животного — в любом случае, исследователи творчества Пикассо часто склонны считать быка его альтер-эго.





Хотя он сам не спешил признавать это, опровергая вообще какой-либо символизм, как это было в случае с картиной «Герника». Быка на ней рассматривали и как метафору растерзанной войной Испании, и как своеобразный автопортрет художника, с ужасам взирающего на кровопролитие. Но Пикассо отвечал: «Это животные. Забитые животные. И на этом все — что касается меня».



Герника
Пабло Пикассо 1937
349.3 × 776.6 см
Масло Холст
Центр искусств королевы Софии, Мадрид


С другой стороны, ему также принадлежит высказывание: «Если бы все пути, которыми я прошел, были отмечены на карте и соединены линией, это могло бы стать изображением минотавра». К мифологическому существу — наполовину человеку, наполовину быку — Пикассо был также весьма неравнодушен. Он обращался к этому образу десятки раз на протяжении трех десятилетий. И в том, с какой нежностью он изображает человекобыка, действительно так и хочется усмотреть его отождествление с самим собой.



Натюрморт со свечой, палитрой и красной головой Минотавра
Пабло Пикассо 1938
73 × 92 см
Масло Холст
Частная коллекция




Король минотавров
Пабло Пикассо 1958
Масло Холст
Частная коллекция



Натюрморт со свечой, палитрой и головой Минотавра
Пабло Пикассо 1931
74 × 90 см
Масло Холст
Национальный музей современного искусства, Киото




Сирены и Минотавр, спасающий женщину
Пабло Пикассо 1937
22 × 27 см
Гуашь, Чернила Картон
Частная коллекция




Минотавр с мертвой лошадью у пещеры перед девушкой в вуали
Пабло Пикассо 1936
50 × 65 см
Гуашь, Тушь Бумага
Музей Пикассо, Париж




Минотавр с телегой
Пабло Пикассо 1936
45.5 × 54.5 см
Масло Холст
Частная коллекция




Минотавр в костюме арлекина
Пабло Пикассо 1936
83 × 132.5 см
Масло Холст
Музей Августинцев, Тулуза




Минотавр в костюме арлекина (фрагмент)
Пабло Пикассо 1936
83 × 132.5 см
Масло Холст
Музей Августинцев, Тулуза


В 1945 — 1946 годах Пикассо создает серию из 11 литографий, на которых он изображает эволюцию быка: от реалистического изображения к схематическому. Он сначала производит деконструкцию животного, раскладывая его на составные части, чтобы затем определить основной каркас: тот минимум, без которого его силуэт перестанет быть узнаваемым.





В 1973 году, когда умер Пикассо, Рой Лихтенштейн создает две серии картин по мотивам эксперимента испанского художника. С тем отличием, что американец исследовал превращение узнаваемой фигуры быка в нечто совсем абстрактное, как если бы он задумал наглядно показать процесс трансформации реальных образов в то, что мы обычно видим на картинах представителей беспредметного искусства.





Говоря о быках в живописи, не стоит забывать об анималистах. Подробнее остановимся на двух из них.



Голова быка
Роза Бонёр 1881
31 × 23.5 см
Масло Дерево
Частная коллекция


Француженка Роза Бонер была одной из ведущих анималисток 19-го века. Ей трудно давалось обучение грамоте, а рисовать она научилась раньше, чем говорить. За скверное поведение ее исключали из одной школы за другой, учеба на швею тоже не задалась и ее отец, художник Оскар-Раймон Бонёр, решил обучать строптивую девочку рисованию — единственному, что ее привлекало. Он приносил в свою студию живых зверей для изучения и позирования, так Роза стала специализироваться на их изображении.



Повозки, запряженные быками, в Оверни
Роза Бонёр 1889
48.3 × 65.7 см
Масло Холст
Частная коллекция


Уже в 19-летнем возрасте она приняла участие в Парижском салоне 1841 года, а семь лет спустя получила первую награду за картину «Волы и быки в Кантале». Первым крупным успехом стала картина «Пахота в Ниверне», написанная по заказу правительства Франции. Ею восхищались британская королева Виктория и французская императрица Евгения, а картины в течении нескольких лет подряд не выставлялись в Салоне, так как распродавались еще до его начала. Художница открыто жила с женщинами: на протяжении жизни у нее было всего две партнерши. Бонёр говорила, что единственными мужчинами, на которых она имела время или внимание, были быки, которых она писала.



Роза Бонёр. Пахота в Ниверне, 1849


Если Бонёр писала в реалистичной манере, то быки немецкого экспрессиониста Франца Марка, соратника Василия Кандинского по объединению «Синий всадник», примечательны своими авангардными формами. И хотя он всю жизнь писал по большей части животных, его почти никогда не причисляли к анималистам, поскольку его работы резко отличаются от традиционного представления о художниках этого жанра.



Красный бык
Франц Марк 1913
66 × 71 см
Масло Холст
Базельский художественный музей, Базель


Марк почитал животных как высших существ и пытался не просто изображать их, но живописать мир зверей изнутри, поставив себя на их место. Он видел чистоту и искренность животного мира, которых ему не хватало в мире людей, что находило отражение на картинах. Чистые и яркие цвета, простые четкие линии — как поиск хрупкости и невинности, утраченных в современном обществе. Кандинский отмечал: «В городе он казался столь массивным, столь несоответствующим. Его лучше было видеть среди гор, лугов и лесов. Там он был «дома».



Лежащий бык
Франц Марк 1913
40 × 46 см
Темпера
Музей Фолькванг, Эссен




Бык
Франц Марк 1911
48 × 56 см
Темпера
Частная коллекция




Красный бык
Франц Марк 1912
34 × 43 см
Гуашь Бумага
Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина, Москва




Бой быков
Франц Марк 1911
83 × 135 см
Масло Холст
Частная коллекция


Так совпало, что самые интересные скульптурные композиции с участием быков были созданы в течение последних трех десятилетий и так или иначе связаны с миром финансов. Первым скандальным высказыванием на эту тему стал «Атакующий бык» из бронзы авторства сицилийца Артуро ди Модика. Он задумал ее после краха фондовой биржи в Черный понедельник 1987 года — как символ агрессивных методов достижения успеха в финансовой сфере. Два года спустя он самовольно установил скульптуру высотой больше трех метров и весом более трех тонн в финансовом районе Нью-Йорка. Полиция убрала ее и вернула лишь через неделю, после получения временного разрешения. «Атакующий бык» стал пользоваться такой популярностью у туристов, что обрел постоянную прописку на Манхэттене.





В 2009 году Чен Вэньлин представил в Пекинской художественной галерее инсталляцию, которую он культурно назвал «То, что вы видите, может быть ненастоящим». Естественно, никто ее никогда не именовал иначе чем «Пердящий бык». Она посвящена американскому мошеннику Берни Мэдоффу, автору крупнейшей финансовой аферы в истории США, за свои деяния осужденному в общей сложности на 150 лет. Именно его пригвождает к стене разъяренный бык на реактивной тяге из-под собственного хвоста.





Дэмиен Херст парадоксальным образом сколотил целое состояние на высмеивании гонки человечества за материальными ценностями. Его произведение 2012 года представляет собой резервуар с быком и петухом в формальдегиде, водруженных друг на друга. Особой пикантности ситуации придает контекст: работа была установлена в центре лондонского ресторана Tramshed, где подавали исключительно блюда из телятины и курицы. Безусловно, это очень концептуально — поглощать жареного цыпленка и стейк под такое визуальное сопровождение, но, похоже, не у всякого посетителя эта концепция способствовала хорошему аппетиту. В любом случае, ресторан не пережил пандемию: скульптуру убрали, а заведение переименовали в Tramshed Project. Теперь оно позиционируется как место, где можно прийти поработать с ноутбуком и поесть (уже не только птицу и мясо), когда становится совсем невыносимо продолжать оставаться на удаленке дома.





В заключение (и чтобы задобрить белого быка — покровителя наступившего года) предлагаем насладиться красотой этого царственного зверя на полотнах разных эпох и стилей.



Белый бык
Жан Оноре Фрагонар XVIII век
91 × 73 см
Масло Холст




Белый бык в Сиене
Джон Сингер Сарджент 1910
342.9 × 495.3 см
Акварель Бумага
Частная коллекция




Белый бык
Франц Марк 1911
100 × 35 см
Масло Холст
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк




Белый бык
Эжен Буден 1888
46.5×61.5 см
Масло Холст
Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр




Бык
Леонора Каррингтон 1959
20.3 × 25.4 см
Мел, Темпера Дерево
Частная коллекция




Бой быков
Джордж Стаббс 1786
61 × 82 см
Масло Дерево
Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен




Стоящий бык
Роза Бонёр
Середина XIX века
17.1 × 19.7 см
Акварель, Тушь, Карандаш Бумага
Частная коллекция



Ян Усмовец, удерживающий быка
Евграф Семенович Сорокин 1849
266 × 207 см
Масло Холст


https://artchive.ru/encyclopedia/4609~new_publication

.
Рубрики:  Искусство/Живопись
Мифы и легенды/Символы года
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку