-Метки

9мая актеры актрисы архитектура афоризмы ботанический сад весна видео война гео города дом достопримечательности еда женщины живопись жизнь зайцы заяц здоровье зима знаменитости знаменитые женщины знаменитые люди игры изобретения иллюстрации интересно интересное интересные сайты интернет искусство история история СССР история вещей история песни история россии календарь картинки картины кино книги котики коты кошки красавицы красота креатив кролик кулинария культура легенды лето литература мифы мозг мой петербург мудрость музеи музыка мысли наука необычное новый год осень оформление дневника памятники песни петербург писатели поздравления полезное политика породы кошек праздник праздники природа прогулки по городу психология путешествия рейтинги рецепты россия символ года символы года слова советы современное искусство ссср старый новый год стихи страны страны и города страны мира сюр сюрреализм тесты тигры фантазия фильмы фотографии фотоподборка фотоподборки фотопрогулка фотопрогулки фразы художники цветение цветущие деревья цветы чтение шутки юбилеи юмор

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Астронель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 28722


Замки Луары: Амбуаз в истории Франции

Воскресенье, 06 Декабря 2015 г. 11:49 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Замки Луары: Амбуаз в истории Франции.Часть 2

Как обещала вот история бедной Маргариты и ее несбывшихся надежд...

Меня, Маргариту, избрав среди многих прекрасных цветов,
Сделали гостьей великих французских садов,
Где нарушить должна я была одиночество царственных лилий.
Там мимо меня прошли схватки жестокие, танцы, турниры…
Теперь же бессильно смотрю я на то, что уйдет навсегда,
Ибо изгнана я, и жизнь мне дана лишь на миг, тщетно манящий.

Портрет Маргариты Австрийской в детстве, Муленский мастер, музей Метрополитен

Эти меланхолические стихи написаны вовсе не великим поэтом, а девочкой двенадцати лет, в день, когда она должна была покинуть дом, где рассчитывала когда-то счастливо провести всю свою жизнь. Ее выгнали или почти выгнали, ее, высочайшую из принцесс Европы. Каково ее имя?

Маргарита Австрийская. Дочь императора Максимилиана, внучка Карла Смелого, легендарного Великого герцога Запада, и Маргариты Йоркской. И все же, молодой король Франции, которого она полюбила навек и с которым была обручена, что в те времена было равнозначно женитьбе, рядом с которым она воспитывалась по королевским обычаям, Карл VIII женится на другой. На другой, что и потребовала ее отъезда…

Все началось девятью годами раньше, вечером 22 июня 1483 года, около 5 часов, перед мостом, перекинутым через Луару. Там собралось множество сеньоров и дам из свиты Анны Французской, старшей дочери Людовика XI, и ее супруга Пьера де Беже. Все это общество ожидало прибытия императорского кортежа, сопровождавшего некую путешественницу.

Краткое ожидание. Встреча была прекрасно устроена знающими свое дело царедворцами. Французы стояли на углу моста, где вскоре появились немного запыленные носилки. Внутри находилась миниатюрная трехлетняя Маргарита, светловолосая и розовая как куколка. Когда тяжелая повозка остановилась, двенадцатилетний мальчик, будущий дофин, отдернул бархатную штору, показывая присутствующим свою будущую супругу, тихо сидевшую среди воспитательниц: фламандкой мадам Равенстейн и француженкой мадам де Сегре.

Серебряные трубы зазвенели в их честь со стен замка. Их звук был подхвачен колоколами Сен-Дени и Нотр-Дам де Грев, которые начали звонить, когда юная чета, держась за руки, среди приветственных криков поднялась к замку, где их ждала королева Шарлотта, вторая жена Людовика XI и мать дофина Карла.

                         

                          Маргарита и Карл


Молодой принц не был красив. Но несмотря на огромный нос, слишком полные губы и сутулую спину, Маргарита находила его очаровательным. На следующий день, в капелле, детей соединил «предварительный» брак. Весь двор был вокруг них. Кроме короля. Этот союз был плодом его труда и терпения, ибо он возвращал королевству легендарное наследство Маргариты: Артуа, Шароле и Маконе.

                          

                                             Дофин Карл

Но Людовик XI, в час когда звонили колокола, находился при смерти в своем замке Плесси-ле-Тур, под присмотром святого Франциска де Поля.Он умер спустя два месяца. Его дочь Анна, о которой он имел обыкновение говорить, как о наименее безумной женщине Франции, «ибо разумных он не знал», стала регентшей при малолетнем брате. То есть она принялась вести все дела твердой рукой, в том числе занимаясь воспитанием юной королевской четы.

                           

Анна,регентша и воспитательница

Кроме того, мадам ла Гранд воспитывала в Амбуазе бедную сироту, кузину, Луизу Савойскую, которая стала для маленькой королевы верным и истинным другом. Однажды, гораздо позднее, после разгрома Павии, принцессы подпишут Женский мир: Луиза за своего сына Франциска I, а Маргарита от имени племянника, Карла V. В тот памятный день их дружба, которую Маргарита сохранила со времен «великих французских садов», сыграла огромную роль в политике.

Сейчас же никто даже представить себе не мог ее одновременно горькой и красивой судьбы. Жизнь в Амбуазе была восхитительна. Имя замку дали его первые хозяева, у которых он был отобран Карлом VII; много позже Людовик XI отдал замок женщине, которой не интересовался, и детям, в которых видел только пешек для своей шахматной игры. После приезда Маргариты старинное здание осветилось ночти семейной теплотой. Глубокая нежность объединила юного короля и его маленькую королеву. Он делал ей подарки, приносил голубей, таких же нежных, как она сама… И, в принципе, ничто не могло омрачить это детски ясное небо.

Анна Бретанская

В принципе! Но существуют ли принципы в политической игре? В 1491 году важнейшая новость привела в трепет мадам ла Гранд: молодая герцогиня Бретанская Анна, которой должно было исполниться пятнадцать лет, собирается предложить свою руку императору Максимилиану, отцу Маргариты. Это было для Карла VIII оскорблением, ибо вассалка, герцогиня, не должна была идти под венец без согласия короля Франции… Но здесь скрывалась еще одна опасность. Этот брак означал, что императорские владения угрожали теперь Франции с двух сторон, и последняя оказывалась окруженной, если императору вдруг вздумалось бы воевать. Любой ценой нужно было помешать браку, и путь оставался один: Карлу необходимо было жениться на Анне Бретанской.

                          
Молодой король смело защищал Маргариту и с ней свое счастье, но был бессилен против старшей сестры, в которой воплотилась — и с какой силой — сама королевская власть. Волей — неволей пришлось ехать в Нант с официальным предписанием привезти герцогиню, следуя самому здравому пониманию своих обязанностей.

Бракосочетание Анны и Карла VIII в замке Ланже

И вот, если говорить о здравом рассудке, то именно его Карл и потерял в Нанте. Безумно влюбившись в Анну, Карл позабыл в одно мгновение Маргариту, Артуа и Франш-Комте. Он убеждает Анну отказаться от затеи стать императрицей ради того, чтобы стать королевой Франции, и 6 декабря 1491 года в замке Ланже женится на ней, и с тем получает замок Плесси — ле-Тур, чтобы там провести медовый месяц. В Амбуазе воцарилась тишина. Тишина была недолгой: через год после женитьбы Маргарита, которая, несмотря на все ухищрения рока, надеялась остаться во дворце, получила приглашение удалиться. Конечно, это был завуалированный приказ: новая королева ревновала и требовала ее отъезда.

И Маргарита уезжает. Вначале она, чтобы собраться для окончательного отъезда, поселяется в замке Мелан с Максимилианом, рассерженным вдвойне. Как же иначе? У него отобрали невесту и вернули дочь. Девушка же приобрела свободу: свободу присоединиться во Фландрии к обществу своей бабушки Маргариты Йоркской, которая уже готовила для нее новую судьбу. Судьбу сказочно странную: выйдя замуж за Жуана, принца Астурийского, она вскоре оказалась вдовой. Позже она стала женой красавца герцога Савойского, Эммануэля — Филлибера, в которого безумно влюбилась.

Наконец, пришло счастье, продолжавшееся до того, как герцог, однажды возвращаясь с охоты, выпил стакан ледяной воды, что и свело его в могилу. Маргарита сделала эту могилу соразмерной своему горю: огромной и роскошной. Это — восхитительная церковь Де Бру, около Бург-ан-Бресс, белым камням которой было доверено тело возлюбленного — невольный подарок дорогим «французским садам». Вновь оставшись вдовой, Маргарита вошла в историю в качестве правительницы Нидерландов, прежде чем заснуть последним сном под стенами Бру.

Могила Маргариты в Эглиз де Бру (Бурк-АН-Брес, Айн, Франция)

Потолки Амбуаза

Но вернемся немного назад — в Амбуаз, который Карл VIII основательно перестроил с целью понравиться своей Бретоночке. Он окружил ее блестящим двором, но сам этими радостями жизни не успел воспользоваться: 7 апреля 1498 года, играя на галерее замка в лапту, он жестоко разбил себе лоб о каменную притолоку низкой двери, отчего и умер к концу того же дня. Иногда считают, что виной его смерти была не низкая притолока, а несвежий апельсин. Одному Богу это известно.

Новый король, неугомонный кузен Орлеанский, превратившись в рассудительного Людовика XII, женится на вдове своего предшественника, прежде жестоко отвергнув несчастную Жанну Французскую, дочь Людовика XI, которая была почти святым созданием с мягчайшим Характером, но хромой и некрасивой. Людовик покидает Амбуаз, предпочтя ему Блуа...

Галереи замка

Войдя в главное здание, попадаем в Зал Стражи с типичными для готики сводами, образованными арками, пересекающимися под прямым углом.Здесь стоят резные скамьи, сундук и буфет XV-XVI веков, а также рыцарские доспехи, сделанные в Милане в XVI веке.

Зал стражи

Из этого прохода можно было держать под контролем вход на этаж, занимаемый королем. Из открытого прохода, называемого Галерей Караульных, было легко обозревать Луару. На одной из стен висит доска с описанием того, что было разрушено в замке во времена Первой империи по приказу Роже Дюкро. Сохранившиеся до сих пор сооружения выделены оранжевым цветом.

В непосредственной близости к суверену охрану несли титулованные особы – в Зале почетного караула. Отсюда контролировался выход к лестнице на верхний этаж. 

Здесь интересна центральная колонна под готическим "пальмовым" сводом, составляющая композиционный центр зала. В помещении располагаются копии доспехов XVI века: слева – боевые доспехи, украшенные вертикальными накладками; справа – более легкие парадные доспехи. Из мебели представлен корабельный рундучок XVII века.

Поднявшись в Зал Барабанщиков, обратите внимание на пол, украшенный изображениями королевских лилий, и фламандские гобелены XVI века с сюжетами из жизни Александра Македонского.

Достойны изучения стол в стиле Возрождения, готическая кафедра, украшенная гербом кардинала Амбуазского Георга, освятившего союз Карла VIII и герцогини Анны Бретонской, сундук эпохи Карла VIII.

По своему расположению это помещение соответствует парадному залу короля, стены которого во время приемов украшали гобеленами. Двор часто перемещался, и предметы обстановки перевозились вместе с ним. В этом зале воспроизведена атмосфера празднеств и балов, столь частых в замке в эпоху Валуа.

Далее следует Зал Генеральных Штатов. В нем во времена Карла VIII была сосредоточена политическая жизнь страны, а в 1560 году здесь пытали участников амбуазского заговора. Колонны, витражи окон со стороны Луары и один из каминов украшены лилиями и геральдическим символом Бретани – хвостом горностая.

Над камином размещена стилизованная под пальмовую ветвь шпага в готическом стиле – герб Карла VIII. На другом камине, выполненном в стиле эпохи Возрождения, скульптурный портрет Александра Великого.

На стенах портреты "Сыны Франции": Генрих IV (по картине фламандского художника Франца Пурбю) и Людовика XIII (копия портрета кисти Филиппа Шампеня).

На потолке монограммы Карла VIII (вензель с буквой С) и Анны Бретонской (буква А). Вдоль стен расположились "шайеры" – скамьи со спинками, украшенными складчатыми резными украшениями в готическом стиле (его еще называют "сложенная салфетка").

Заходим в зал совета

Зал совета

В Зале Виночерпия стоит мебель в готическом стиле (буфет с посудой, два кресла) и в стиле Возрождения (несколько столов и большой резной сундук XVI века из орехового дерева с позолоченной крышкой).

Зал виночерпия

На стенах развешаны гобелены, вытканные на французской мануфактуре в Оюссоне в XVII веке по эскизам Ле Брена. Оконные проемы украшены посохами паломников, кошельками, полными монет, и сумой, напоминающими о том, что Амбуаз был остановкой на пути паломников, отправлявшихся к св.Мартину Турскому по пути в Сантьяго-де-Компостелла.

Зал виночерпия

Зал виночерпия

Это помещение помогает воспроизвести обычая у короля за столом, где напитки разливал специально обученный человек - эшансон. Настил, использовавшийся в Средние века, уступает место столу – появляется "итальянский" стол.

Теперь в королевские покои....спаленка

Он богато украшен и может удлиняться вставными досками. Столовый этикет развивается медленно: в обиход постепенно входит вилка с двумя зубцами (до Генриха III гораздо охотнее пользовались ножом и ложкой).

В спальне Генриха II сохранились его кровать внушительных размеров (2,18 м х 1,82 м), резной сундук, украшенный растительный орнаментом, фламандские гобелены XVI века и брабантские гобелены XVII века. Обратите внимание на кресла – это первые во Франции кресла с подлокотниками. Здесь же представлен ларец для драгоценностей с двойным дном.

Забавен и тот факт, что над спальней короля размещались апартаменты его супруги, Екатерины Медичи. И та приказала провинтить в полу дырку, чтобы подглядывать за мужем и его любовницей Дианой де Пуатье.

Веревочная передняя

Далее, пройдя через Веревочную переднюю, где на камине лилии вновь соседствуют с хвостиками горностая, а кессонированный потолок украшает саламандра в обрамлении орденской цепи св.Михаила, поднимемся в апартаменты, где в XVI веке жил Франциск I, а сейчас воссозданы интерьеры времен Луи-Филиппа.

 

Спальня обставлена мебелью разных стилей:
«Первая Империя» с позолоченным бронзовым орнаментом на кровати «Рокамье» , секретер, столик с четырьмя ножками и деревянный комод, покрытый белым кубинским деревом.«Луи-Филипп» для узкого столика из красного дерева с ящиками и стульев с ажурными перекладинами. 

Кабинет Герцогини Орлеанской-Пентивьер

В реконструированном кабинете можно увидеть портрет герцогини Орлеанской, урожденной Пентиевр, матери Луи-Филиппа и наследственной владелица замка; модель судна "Бель-Пуль", на котором под командованием принца Жуэнвилького, сына Луи-Филиппа, был возвращен во Францию прах Наполеона I, умершего на острове Святой Елены.

Спальня герцогов Орлеанских

В спальне стоят кушетка-рекамье, секретер, столик и комод, отделанный муаровым акажу (кубинская древесина). На стенах – портреты представителей Орлеанского королевского дома: мадам Аделаида, сестра короля, казнена по приговору суда; принц Жуэнвильский и его супруга принцесса Бразильская Изабелла де Браганс, в школе Винтерхальтер; старший сын Луи-Филиппа принц Фердинанд с супругой и сыновьями.

В музыкальном салоне – рояль "Эрар", отделанный палисандровым деревом, привезенным из Бразилии, мебель из красного дерева, портреты Луи-Филиппа и его близких. На мольберте – портрет почетного пленника Амбуаза, Абд-аль-Кадира.

С крыши Рыцарской башни хорошо виден фасад резиденции Карла VIII, выполненный в стиле "пламенеющей готики". Балкон третьего этажа – тот самый "балкон повешенный", с которого Валуа наблюдали за казнью заговорщиков-протестантов.

Часы работы и билеты
График работы: замок открыт для туристов круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря. С 2 января по 31 января — с 9.00 до 12.30 и с 14.00 до 16.45, с 1 февраля по 28 февраля — с 9.00 до 12.30 и с 13.30 до 17.00, с 1 марта до 31 марта — с 9.00 до 17.30, с 1 апреля по 30 июня — с 9.00 до 18.30, с 1 июля по 31 августа — с 9.00 до 19.00, с 1 сентября до 1 ноября — с 9.00 до 18.00, с 2 ноября до 15 ноября — с 9.30 до 17.30, с 16 ноября до 31 ноября — с 9.00 до 12.30 и с 14.00 до 16.45
. Стоимость билетов: вход в замок стоит 10 евро. Студенты (при наличии специальной, подтверждающей карты) платят 8.50 евро, подростки и дети от 7 до 14 лет — 6.50 евро. Дети младше 7 лет проходят бесплатно.

Есть аудиогиды на русском языке. Есть также специальные буклеты на русском языке, выдаваемые при входе, которые представляют собой мини-путеводитель по замку.
Как добраться

Из Парижа в сторону замка поезда TGV отправляются с вокзала Аустерлиц (Gare d’Austerlitz). Остановка носит такое же название, как и сам замок, — Амбуаз. Время в пути в среднем занимает два часа (все зависит от количества остановок). Есть первый и второй класс. Стоимость проезда вторым классом от 28.90 евро.

После прибытия на железнодорожный вокзал (Gare d’Amboise) нет необходимости брать такси или использовать общественный транспорт для того, чтобы попасть в замок. Расстояние в 800 метров легко можно преодолеть пешком. Ориентир — река Луара, которую надо пересечь по мосту Женераля Леклерка (pont du Général Leclerc).


Другой вариант, менее удобный и занимающий гораздо больше времени, добираться до замка Амбуаз с вокзала Монпарнас (Gare Montparnasse). Нужно будет сделать одну пересадку. Для этого сначала на вокзале Монпарнас или через интернет следует купить билет до Saint-Pierre-des-Corps, находящемся в четырех километрах от города Тура (Tours). Время в пути около часа.


Есть первый и второй класс. Стоимость проезда вторым классом — 43-57 евро. Поезда ходят через час-полтора. После прибытия в пригород Тура необходимо пересесть на поезд TER (местная электричка), идущий до Амбуаза. Время в пути — чуть более десяти минут. Самое главное — не попасть в перерыв между поездом и электричкой. Иначе придется ждать в малоинтересном для посещения пригороде.

Подземелье замка

На автомобиле

До замка можно добраться, используя несколько автомагистралей. Из Парижа удобнее всего ехать по автомагистрали А10, съезд — Амбуаз. Далее D31 и N152. Другой путь — автобан А28. Развязка Тур (Tours-Sud), двигаться в направлении A85. Третий вариант — автомагистраль A85. Съезд Блере — Амбуаз — Шенонсо(Bléré — Amboise — Chenonceau). 

Использованы сведения:

Jean-Marie Pérouse de Montclos, Centre - Val de Loire, le guide du patrimoine, Paris, Hachette,‎ 1992
Jean-Pierre Babelon, Le Château d'Amboise, Actes Sud,‎ 2004.
Lucie Gaugain, Amboise. Un château dans la ville, Presses universitaires de Rennes/Presses universitaires François-Rabelais, 2014, 456 p., ill.
Jean-Marie Laruaz, Archéologie à Amboise aux origines de la ville et du château,, édition Centre-Val de Loire-Archea, juillet 2015.

Портреты:архив Викимедия www.ladylib.net

www.chateau-amboise.com

Серия сообщений "Интерьеры":
Рубрики:  Страны и города/Замки и дворцы
История
Знаменитые люди
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку