Цитата сообщения галина_суханова
Сан-Суси (Потсдам, Германия).
Сан-Суси (от фр. sans souci — без забот) — один из самых известных дворцов
Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II (1740-1786) создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745—1747 годах по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.
Дворец Сан-Суси сохранился с середины XVIII в. и почти не пострадал во время Второй мировой войны.
В 1990 году ЮНЕСКО включила его ансамбль в список культурного наследия человечества.
Во время правления прусского короля Фридриха II (1740-1786), избравшего своей постоянной резиденцией не Берлин, а Потсдам.
Никакой другой дворец не связан так тесно с личностью Фридриха Великого как Сан-Суси. Идеи короля воплотил Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, соорудив королевскую летнюю резиденцию, в которой Фридрих II вдали от официальной жизни намерен был проводить время в интимной обстановке, мог предаваться своему любимому времяпровождению.
Адольф фон Менцель. Круглый стол в Сан-Суси. 1850.
Утеряна при пожаре в 1945. В центре — Фридрих Великий,
слева — Вольтер в окружении ведущих умов Прусской
академии наук во дворце Сан-Суси.Название "Сан-Суси", что означает "без забот", отражает суть желаний короля. Большую часть года король жил в Сан-Суси , выезжая в Берлин лишь по государственным делам исключительной важности; в основном же послов и министров принимали именно здесь.
Парк Сан-Суси с общей площадью 290 га (около трех квадратных километров) создавался в два этапа.
9 августа 1744 года на южном склоне "пустынной горы" был разбит виноградник, а затем 14 апреля 1745 года был заложен фундамент небольшого дворца Люстшлосс.
Так началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. Ее геологическую структуру образует цепь холмов, имеющих моренное происхождение последнего ледникового периода и простирающихся южнее долины древней реки.
1 мая 1747 года состоялась церемония открытия дворца.
К началу 1748 года строительство его было окончательно завершено.
После сооружения увеселительного дворца Сан-Суси выше виноградных террас в 1745-1747 годы были воздвигнуты:
-
дворец Сан-Суси,
В отличие от других королевских садов дворец Сан-Суси не является центром архитектурного ансамбля, а лишь частью виноградника, увенчивающей его. Одноэтажное главное здание с его бесшовно соединёнными с ним боковыми флигелями практически совпадает по длине с верхней террасой. Крытые аллеи, скрывающие боковые флигели со стороны сада, заканчиваются двумя отдельно стоящими сетчатыми павильонами, богато украшенными золотым орнаментом. Благодаря многочисленным стеклянным дверям во внутренние помещения дворца проникает много света. Анфиладу комнат сглаживает полуовальная центральная часть, которая слегка выдаётся своим куполом над плоской двускатной крышей. В купольной части выполненными в бронзе буквами нанесено название дворца.
Фасад, обращённый к винограднику, украшен скульптурными изображениями с пышными формами, которые, сгруппированные попарно между окнами, как атланты и кариатиды поддерживают крышу. Эти скульптуры из песчаника вакхов и вакханок, сопровождающих бога вина Вакха, были выполнены в мастерской скульптора Фридриха Христиана Глуме.
Игриво оформленная садовая сторона дворца резко отличается от фасада северной стороны, в архитектуре которого царит деловая строгость.
Колоннады, отходящие от здания дворца, окружают полукругом парадный двор и раскрываются вновь у расположенной к северу крутой подъездной рампе. 88 коринфских колонн в два ряда образуют крытую галерею. Как и южный фасад дворца, её украшает балюстрада, украшенная вазами из песчаника.
Одноэтажный дворец с двенадцатью высокими застекленными дверями, расположенный над шестью террасами ступенчатого зеленого партера с виноградными теплицами, отделен от уровня парка тремя ступенями.
Длинная лестница из 132 ступеней пересекает 6 виноградных террас соединяет парк и дворец Сан-Суси.
Дворец Сан-Суси и террасами виноградников в 1900 году
Вакхи и вакханки на обращённой к югу садовой стороне дворца и бронзовое название дворца
Фасад северной стороны
Один из двух сегментированных колоннад
Восточное крыло. Два служебных крыла, практически скрыты от глаз листвой во времена Фридриха Великого,
были реконструированы в 19 веке Фридрих Вильгельм IV, который превратил дворец в более традиционную королевскую резиденцию
Сетчатый павильон в дворце Сан-Суси
Интерьеры дворца декорированы в стилях рококо и классицизма. В центре дворца расположены Вестибюль и Мраморный зал (Столовый зал, творение Г.В. фон Кнобельсдорфа). Двойные коринфские колонны, украшающие здание снаружи, повторены и внутри: в Вестибюле они сделаны из искусственного мрамора, в Мраморном зале — установлены великолепные монолитные мраморные колонны.
Мраморные коринфские колонны расположены попарно и поддерживают карниз, где располагается скульптурная группа, символизирующая Архитектуру, Музыку, Живопись, Ваяние и Астрономию. Плафон Вестибюля украшен росписью с изображением богини Флоры, осыпающей входящих цветами.
Над Мраморным залом поднимается величественный купол, в центре которого расположено отверстие, подобное «глазу» в куполе римского Пантеона. Мраморный зал, решенный в стиле раннего классицизма, является одним из самых известных творений знаменитого скульптора Кнобельсдорфа.
В одноэтажном здании дворца Сан-Суси расположены 12 роскошно оформленных залов, великолепных образцов интерьера XVIII века. В центре дворца находятся вестибюль и Мраморный зал. В западном крыле расположены пять гостевых комнат, а в восточном — королевские апартаменты, состоящие из приемной, концертнй комнаты, кабинета и алькова, библиотеки и малой галереи на северной стороне.
Зал 1.Вестибюль. королевские апартаменты: Зал 3. Приемная. Зал 4. Концертная комната. Зал 5.Кабинет. Зал 5а.Альков. Зал 6.Библиотека. Зал 7. Малая галерея.
|
Зал 2. Мраморный зал.
гостевые комнаты: Зал 8. Первая гостевая комната. Зал 9. Вторая гостевая комната. Зал 10. Третья гостевая комната. Зал 11. Четвертая гостевая комната (комната Вольтера, или «цветочная комната»). Зал 12. Пятая гостевая комната (комната Ротенбурга). |
Вестибюль.
Мраморный зал.
К мраморному залу примыкает первая комната восточного крыла - королевская приемная, использовавшаяся как столовая. На стенах, оббитых бледно-лиловой камкой развешаны картины в золоченых рамах. Высокое заркало также прекрасно декорировано, на другой стене – камин. На сегодняшний день в зале выставляются проиведения французских мастеров XVIII в. Над дверями размещены прекрасные рельефы и стихи.
Потолочная картина, в обрамлении вута с растительными мотивами, кисти придворного художника Антуана Пэна, изображает в центре бога ветра Зефира, увенчивающего богиню цветов Флору. Вокруг них реют маленькие пути, высыпающие из корзинок цветочные лепестки, другие фигуры скрыты легкими облачками. Это одна из лучших работ Антони Пезнеса, отражающая легкомыслие и изящество стиля рококо.
Приемная
Язон и Медея.Чарльз Андрэ ван Лоо (1705-1765).
Мадемуазель Клаирон как Медея и Мистер Ле Каин как Язон.
За небольшой приемной следует сияющая светом и золотом концертная комната в стиле рококо, творение немецкого гения. Резная позолоченая деревянная решетка искусно выполнена мастером Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Своей прозрачной невесомостью, в стремлении к свету и природе, концертная комната замка Сан-Сусси напоминает резную садовую беседку. Напротив двух высоких окон на другой узкой стене расположены плоские ниши с зеркалами, расширяющие пространство зала. По стенам зала также размещены зеркала, картины, так, что пространство зала кажется бесконечным. Особенно явственно расширение пространства достигается иллюзорным декором свода.
Концертная комната
Ваза из пятикомпонетного набора (Веймарская ваза).
Кабинет и альков располагаются рядом с соседней концертной комнатой. Мебель и произведения искусства, изначально размещавшиеся в этих смежных комнатах, после смерти Фридриха II убрали. Только в середине XIX в., когда вновь возобновился интерес к рококо, в комнату внесли недостающую мебель фридерицианской эпохи, в т.ч. французский письменный стол, кресло Фридриха (в котором он скончался), шкафчик для документов красного дерева с часами (Париж, ок. 1740 г.).
Королевский кабинет и альков
Письменный стол и шкафчик для документов с часами
Приватная библиотека, в которую можно попасть из королевского кабинета через узкий коридорчик, крайняя круглая комната в восточном крыле замка Сан-Суси. В кедровых шкафах хранятся книги, переплетенные красной кожей с золотым тиснением, которые гармонируют с интерьером библиотеки. Собрание насчитывает ок. 2 200 томов, и включает труды греческих и римских поэтов, летописи (в французских переводах), французскую литературу XVII-XVIII вв., основную часть которой составляют произведения французского поэта и философа Вольтера, которого Фридрих высоко ценил. Но, к сожалению, король питал отвращение к родной немецкой литературе, по этой причине в библиотеке нет ни одной книги на немецком языке.
На парковой стороне восточного крыла, вдоль королевских апартаментов, расположена длинная узкая комната, так называемая «Малая галерея», соединяющая вестибюль с прихожей библиотеки. Традиционно в подобных французских планировках в этом месте размещали комнаты прислуги. В замке Сан-Суси это место было отведено для великолепной коллекции произведений искусства – прекрасных картин и мраморных изваяний.
Фридрих II поместил в «Малой галерее» приобретенные лично им произведения особо почитаемых им мастеров – Ватто, Ланкре и Патера, прекрасно иллюстрирующие галантный век рококо.
В скошенном углу расположен камин с зеркалом, рядом с ним узкая двустворчатая дверь, оформление которой вновь напоминает об основной тематике дворца-виноградника.
Первоначально под картинами были размещены узкие диванчики, а на месте консольных столиков, стоящими в простенках между первыми окнами, под зеркалами, стояли резные деревянные комоды.
Во время войны большая часть картин из Малой галереи была вывезена, и теперь они находятся в берлинском дворце Шарлоттенхоф.
Маленькая галерея
Сватовство в саду. Джон Баптист Джозеф Патер (1696-1736). 1733 г.
Игра в жмурки. Николас Ланкри (1690-1743).
К Мраморному залу примыкает западное крыло, в котором расположены комнаты для гостей. В замке Сан-Суси было всего 5 гостевых комнат, их явно было недостаточно для императорского двора, потому была начата постройка в 1763 г. Нового дворца и переоборудована оранжерея (построена в 1747 году фон Кнобельсдорфом) в 1771-1774 г. Георгом Христианом Унгером в здание для гостей, т.н. Новые палаты.
Как и в королевских покоях, окна гостевых комнат выходят на террасу. Все комнаты для гостей имели одинаковое архитектурное решение. Напротив окна (которое могло служить и выходом в парк) в нише расположен альков с кроватью. С двух сторон от алькова находятся потайные двери, правая открывается в маленький коридорчик, ведущий в комнату для прислуги, левая - в гардеробную.
В первой гостевой комнате стены оббиты деревянными панелями, которые расписаны в китайском стиле. Наряду с китайским чайным домиком в парке Сан-Суси, оформление этой комнаты прекрасно иллюстрирует тот интерес к восточноазиатской культуре, который возник в XVIII в.
Первая гостевая комната. Деталь бра
Вид из воторй гостевой комнаты на первую и Мраморный зал.
Вторая гостевая комната
На стенах комнаты, оббитой бело-голубой полосатой камкой, развешаны в золоченых рамах картины мастеров XVIII в., среди которых творения Ланкре, потрет кисти Песне, два натюрморта голландського художника Яна ван Хейсюма.
Граф Густав Адольф фон Готтер с племянницей Федерикой в образе паломников.
Антонио Песне (1638-1757). Ок. 1750 г.
Четвертая гостевая комната названа именем французского писателя и философа Вольтера, который останавливался в ней в 1750-1753 гг.., когда гостил у короля в Потсдаме.
Первоначально стенные деревянные панели цвета слоновой кости были расписаны серо-лиловым орнаментом, с «тонким серебристым рельефом», который сохранился лишь в алькове.
Впоследствии комната приобрела во многом благодаря работе художника Иоганна Христиана Хоппенхаупта Младшего совершенно новый, необычный декор. Стены и потолок украсили лакированные яркие объемные рельефы-картины – цветы, фрукты, собранные в вазы, перевитые в гирлянды, разные животные - обезьяны, белки, птицы - журавли, аисты, попугаи – придают комнате атмосферу праздника. Дополняет ансамбль причудливая люстра, представляющая собой цветущий куст с фарфоровыми цветками, пышной гирляндой свисающая с потолка. Паркет состоит из квадратов клена и красного дерева, уложенных шахматкой.
Комната Вольтера
Фрагмент оформления стены
Последняя, пятая гостевая комната носит имя графа фон Ротенбурга, близкого друга короля, который занимал ее вплоть до самой смерти (в 1751 г).
-
Портал и обелиск,
Большинство посетителей входит в парк Сан-Суси через
портал с обелиском на восточной границе парка. От входа виден Новый дворец, построенный позднее, их разделяет главная аллея, длиной около 2 км. Портал был сооружен в 1747 году
портал
- Грот НептунаУ подножья холма, на вершине которого расположен дворец, с восточной стороны стоит
грот Нептуна. Это чудесное декоративное сооружение похоже на частицу самой природы. Этот грот Нептуна - последнее строение, спроектированное Кнобельсдорфом, которое он из-за преждевременной смерти (1753) не смог увидеть. Если он в других произведениях отдавал дань классической простоте, то здесь мы видим живописное творение в стиле барокко, удивительно похожее на грот. С 1751 по 1757 год продолжалось создание этого небольшого паркового строения, служащего только декоративным целям. Прелесть его особенно раскрывается тогда, когда из раковины в раковину спадают струи воды. Свое название грот получил от статуи Нептуна из итальянского мрамора, укрепленного наверху грота, с двух сторон от него восседают наяды с кувшинками.
грот Нептун
-
Картинная галерея
Галерея Сан-Суси является первым в истории музеев зданием, предназначенным только для хранения картин, а также первым музейным зданием в Германии.
Галерея строилась по проекту Иоганна Готфрида Бюринга в период с 1755 по 1764 годы на месте, где ранее располагалась теплица для выращивания тропических фруктов. Наподобие дворцу Сан-Суси приземистое, одноэтажное, продолговатое здание в середине разделяется куполом. Со стороны сада в межоконных простенках установлено 18 беломраморных статуй, символизирующих искусства и науки.
В галерее, относящейся к самым красивым немецким музейным помещениям, в позолоченных рамах, выставлены 124 ценные картины преимущественно итальянских мастеров эпохи Возрождения, а также итальянских, фламандских и голландских мастеров барокко. Здесь картины Рубенса, Караваджо, Ван Дейка, Вазари, И. Бассано, Гвидо Рени, Тербруггена и других знаменитых художников. К сожалению, в годы Второй мировой войны были утрачены и перевезены в другие коллекции и другие страны многие шедевры, некоторые из них были возвращены в Сан-Суси.
Скульптура представления аллегорий искусств-галерея-фасад (1755-1764)
Аллегория география (геометрия)
Питер Пауль Рубенс. Святой Иероним. 1608
Питер Пауль Рубенс. Четыре евангелиста,1614
Караваджо. Фома Неверующий
Гвидо Рени - Смерть Клеопатры (1626)
Антонис Ван Дейк - излияние Святого Духа - /1618/20
Ужин в Эммаусе Terbrugghen, Хендрик.
Сад любви (1632) Питер Пауль Рубенс
Мадонна на престоле флорентийского мастера 14-го Века
Картинная галерея
-
Китайский чайный домик (нем. Chinesisches Haus) — это садовый павильон в парке летного дворца Сан-Суси в Потсдаме. Сооружение было построено по приказу Фридриха Великого как украшение для его летней резиденции. Проект был поручен архитектору Иоганну Готтфриду Бюрингу. Затянувшееся строительство, начатое в 1755 и продлившееся до 1764 года, было связано с Семилетней войной. Построенный по эскизам самого короля, павильон является ярким примером увлечения той эпохи изделиями в китайском стиле, смеси орнаментальных стилевых элементов рококо и восточноазиатских строительных форм.
Очертания китайского домика напоминают форму листа клевера. К круглому залу в центре сооружения примыкают три кабинета, которые разделены между собой открытыми верандами. Крыша выполнена в виде шатра. На куполе установлена фигура сидящего под зонтом китайского мандарина. Внутри домика представлена коллекция китайского и японского фарфора.
Китайский чайный домик в Сан-Суси парк
Китайский чайный домик
А после семилетней войны (1756—1763) были воздвигнуты:
-
Новый дворец
Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763-69 гг. по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан-Суси. Был предназначен для официальных приёмов. Ни Фридрих, ни его непосредственные преемники во дворце постоянно не жили. Первое исключение — император Фридрих III (1831-1888), который во время своего 99-дневного правления переименовал дворец в Фридрихскрон (Schlo Friedrichskron) и велел выкопать вокруг него ров. Не менее привязан был к этому зданию и последний император, Вильгельм II (1859-1941). Изюминкой дворца является придворный театр XVIII века.
Простирающееся на 213 метров в длину двухэтажное здание увенчано в середине куполом, на верху которого стоят три грации, несущие корону. Колоссальное строение насчитывает 322 окна, 230 пилонов и 428 статуй.
Голубая камера. Первая прихожая покоев Фридриха II.
Рабочая комната. Новый дворец
Спальня Фридриха II.
Красная камчатная комната. Вторая прихожая нижних королевских покоев
с восемью картинами дворцового художника Антуана Пена (1683-1757),
Овальный кабинет
Спальная комната принцессы
Охотничья камера. Новый дворец 2 этаж
Верхняя галерея. Новый дворец
Дворцовый театр. Новый дворец
Театр занимает весь второй и третий этаж южного крыла главного здания.
- античный храм и Храм дружбы,
Храм дружбы
античный храм
Бельведер на холме Клаусберг,
На северной границе парка Сан-Суси, недалеко от Нового дворца, на вершине холма Клаусберг находятся Бельведер. Ценное по свой архитектуре и интересное по исполнению здание, с высоты которого можно обозревать весь парк, было построено в 1770-1772 годах по приказу Фридриха Великого .Бельведер в переводе с итальянского означает «прекрасный вид», с него открывается потрясающий вид на парк Сансусси и на город Потсдам
домик с драконами.
В XIX в. Домик с драконами был переоборудован, сейчас он используется как ресторан.
Переоборудованием здания оранжереи в Новые палаты и был завершен этот этап.
В противовес к Картинной галерее на той же высоте западнее дворцовых террас расположены Новые палаты. Это название они получили после того, как построенная в 1747 году Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом по приказу Фридриха Великого оранжерея была переоборудована в 1771 до 1774 годах Георгом Христианом Унгером (1743-1812) в замок для гостей с роскошной обстановкой.
В 1980-е годы была восстановлена сгоревшая в апреле 1945 г. голландская ветряная мельница.
На пути от стоянки к дворцу находится т.н. «Историческая Мельница». Построена она 1737 году за несколько лет до дворца. Известность она приобрела тем, что когда построили дворец Сан-Суси, она начала мешать королю Фридриху. Он попросил владельца либо перестать ее использовать, либо снести/перенести в другое место. Владелец отказался, подал на короля в суд и выиграл. Фридриху пришлось смириться с наличием мельницы практически под окнами.
Дворец Сан-Суси. Знаменитая мельница совсем рядом
Тем самым был создан ансамбль, который своей изысканной красотой и удачным сочетанием природы и архитектуры отражает дух фридерицианского рококо.
Дворец Сан-Суси с высоты птичьего полёта
За исключением Нового дворца здесь уже нет стремления подчеркнуть власть самодержавного монарха пышными дворцами и парками, как это демонстрировал в Версале король Франции Людовик XIV. Фридрих II слыл просвещенным монархом. Для работы в Сан-Суси он привлек гениальных архитекторов и художников. Идеи буржуазного просвещения в середине XVIII столетия повлияли на архитектуру парка. Здания в Сан-Суси. относительно небольшие, они вписываются в пейзаж и служат удовлетворению личных склонностей короля. Главная аллея, имеющая почти 2,5 км в длину, не ведет прямо к главному дворцу, как требует этого барокко, а проходит параллельно зданиям.
Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к Сан-Суси. Только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861) "романтик на троне", как наследный принц снова вспомнил о Сан-Суси.
Расширение парка на юг и сооружение дворца Шарлотенхоф в 1826 году положили начало второму этапу строительства парка Сан-Суси. Шинкель и Ленне определили характер этого этапа.
Строения в стиле буржуазного классицизма и открытые парковые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии. После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы здания и парки:
- римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, ансамбль Фриденскирхе с садом Марли, дворец Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, третий парк и дворец Бабельсберг.
Политическая обстановка и финансовые затруднения помешали осуществлению планов строительства других пышных зданий.
Могила Фридриха Великого
Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. В своём завещании он пожелал быть захороненным в могиле рядом со своими любимыми псами. В течение 46 лет своего правления Фридриха постоянно волновала тема смерти. Помимо своего «Политического завещания» 1752 года почти перед каждым сражением, перед каждой войной он составлял подробные завещания. Столь же часто он повторял свои указания касательно погребения: «Я жил как философ и хочу быть похоронен как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши. Я не желаю, чтобы меня вскрывали и бальзамировали. Пусть меня похоронят в Сан-Суси на холме с террасами в могиле, которую я повелел возвести для себя. Если я умру на войне или в пути, то пусть меня похоронят в ближайшем подходящем месте, а зимой перенесут в Сан-Суси» (1769). Племянник Фридриха и его преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил эти указания и повелел захоронить Фридриха Великого в разрушенной в 1945 году потсдамской гарнизонной церкви рядом с его отцом, «королём-солдатом» Фридрихом Вильгельмом I. Однако могила в церкви не стала последним пристанищем прусских королей. Спустя почти 160 лет во время Второй мировой войны солдаты вермахта вывезли гробы, спасая их от возможного разрушения. Сначала в марте 1943 года они были помещены в подземный бункер в потсдамском районе Айхе, в марте 1945 года перевезены в соляную шахту в тюрингском Бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский Марбург. Там останки прусских королей находились в местной церкви св. Елизаветы, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн близ Хехингена в Баден-Вюртемберге.
После объединения Германии завещание Фридриха Великого наконец-то было исполнено. «В остальном, что касается меня, я хочу быть похороненным в Сан-Суси ночью, без роскоши и помпы…» (1757). 17 августа 1991 года ровно через 205 лет после смерти Фридриха его останки в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе Сан-Суси.
Погребение состоялось ночью. Фридрих был похоронен в могиле, подготовленной по его указанию на верхней террасе виноградника ещё в 1744 году. Отец Фридриха II, «король-солдат» нашёл своё последнее упокоение в мавзолее императора Фридриха во Фриденскирхе в парке Сан-Суси.
Источники
http://www.sans-souci.ru/Википедия