France pavilion in Epcot Франция… при звуке этого слова в тот же миг на м...
Акварельный Париж Тьерри Дюваля - (0)Тьерри Дюваль - французский художник-акварелист. Живет и работает в Париже. ...
Красиво и интересно. Гранд Опера - (0)Grand L'Opéra Гранд-Опера - крупнейший французский театр оперы и балета в Пари...
NOTRE DAME de PARIS - (0)http://www.x-lines.ru/icp/bcW03/4c4c4c/0/40/ENEoEtErEePEDEaEmEePEdEePEPEaErEiEs.png http://i077.rad...
Репортер Парижа Жан Беро. - (1)Жан Беро Письмо Жана Беро можно назвать художественным репортером Парижа конца X...
Символ Парижа |
Каких только эпитетов не удостаивалась она за свою недолгую жизнь. Трагическим уличным фонарем, скелетом колокольни, тощей фабричной трубой виделась она в раздраженном воображении одних. Нежной пастушкой, прощальным «жестом» ускользающей готической эпохи называли ее другие.
Официальное мнение приписывало ей роль символа нового века, называло началом новой индустриальной эпохи, прорывом инженерной мысли, предвестницей новых форм в искусстве...
А начиналось все так...
К Всемирной выставке 1889 года, посвященной столетию Французской революции, правительство решило построить на Марсовом поле гигантскую башню. Отцом ее стал инженер-мостостроитель Александр Густав Эйфель - национальную известность получил после строительства «висящего в воздухе» моста в Бордо. Он автор здания первого в мире универсального магазина, парижского универмага «О-бон марше» и «Галереи машин», стеклянная крыша которой опиралась только на стальные арки - внутри не было ни одной колонны! Его мост - через французскую речушку Труир - долгое время считался самым высоким в мире - 120 метров высотой, пока рекорд не был побит самим же Эйфелем: в Португалии он построил 160-метровый мост.
Умер конструктор глубоким стариком, в возрасте 91 года, в окружении 25 (!) своих детей и в ореоле славы, принесенной ему несколькими десятками архитектурных детищ, самым известным из которых была, конечно же, она, непревзойденая Эйфелева башня.
Однако тогда, в те далекие времена, когда башня начала подниматься над Парижем, для многих стало очевидным непреодолимое противоречие между этим ажурным, легким, непонятным созданием и монументальным имперским стилем самого Парижа. Многие художники, поэты и писатели рьяно запротестовали. Они выступили с открытым письмом, в котором доказывали, что башня уродует исторический облик Парижа и, что правительство не должно финансировать ее строительство.
«Во имя подлинного вкуса, во имя искусства, во имя истории Франции, находящихся сейчас под угрозой, мы - писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные поклонники до сих пор безупречной красоты Парижа, с глубоким возмущением протестуем против сооружения в самом сердце нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни. Эйфелева башня, которую, уж будьте уверены, не пожелала бы и жирующая Америка, - позор Парижа. Головокружительной высоты башня возвысится над Парижем, словно огромная фабричная труба, и задавит своей варварской массой Нотр-Дам, Сент-Шапель, башню Сен-Жак, Лувр, купол собора Инвалидов,Триумфальную арку и прочее».
Так встретила появление знаменитой ныне Эйфелевой башни французкая интеллигенция. Это возмущённое письмо было подписано цветом нации - Шарлем Гуно, Ги де Мопассаном, Александром Дюма-сыном, Франсуа Коппе, Леконтом де Лилем, Сюлли Прюдомом, Эрнестом Мессонье, Шарлем Гарнье и другими деятелями культуры и искусства.
Масла в огонь добавил какой-то математик, «доказавший» своими расчетами, что башня развалится сама собой, едва достигнет высоты в 220 метров. однако постройка башни все-таки началась!
Georges Garen - Embrasement de la Tour Eiffel pendant l’Exposition universelle de 1889
Эта знаменательная дата - 26 января 1887 года. По тем временам самая высокая башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок – 2 года, 2 месяца и 5 дней - без единой технологической проблемы. Основным материалом стало пудлинговое железо, технология которого была разработана в начале XIX века англичанами. На заводе в Левалуа-Перре было изготовлено 18038 сборных элементов. Для монтажа башни потребовалось 2,5 миллиона заклепок. Эта операция была на две трети выполнена 150 рабочими в цехах завода. На строительной площадке работали от 150 до 300 рабочих, а руководила ими команда специалистов, имевших опыт строительства виадуков.16 опор, на которых держится башня (по четыре в каждой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы. Без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда.
Когда башня, наконец, вытянулась в свой полный рост посреди Марсового поля и стала неизбежной, Ги де Мопассан один из самых безжалостных ее хулителей, стал регулярно ходить обедать в ресторан, расположенный на первом уровне башни. Объясняя свое непоследовательное поведение, он говорил: «Это единственное место в Париже, откуда не видно «чудовища».
А строители тем временем, не обращая на шпильки интеллигенции, завершали последние работы. За полтора месяца до официального открытия выставки на верхушке башни был укреплен трехцветный французский флаг длиной 7,5 и шириной 4,5 метра. 26 мая 1889 года заработал один лифт, а 16 июня еще четыре лифта.
Стоил символ Парижа около 5 миллионов франков, причем, большую часть суммы Эйфель выложил из собственного кармана.
Однако,травля продолжалась, и она была такой неуемной, что башню решено было снести. Делались даже подсчеты расходов, связанных с этим. Спасло ее то, что на неё верхушку водрузили антенну, а, кроме того, она стала источником крупных доходов города.Она стала основным событием и главным аттракционом Всемирной выставки 1889 года и окупилась в течение полутора лет .
Luis Jiménez Aranda. Дама на Всемирной выставке 1889 г.
Только за время работы Всемирной выставки ее посетили два миллиона человек, т.е. по 12 000 в день.. Со всего мира в Париж стягивались туристы специально, чтобы посмотреть на самое высокое сооружение в мире. А она была фантастически высока - на 130 метров выше самого высокого, на тот момент, сооружения в мире, Вашингтонского обелиска. И оставалась рекордсменкой до 1931 года, когда в Нью-Йорке был построен небоскреб Empire-State-Building. Высота башни 320 метров, состоит она из трех уровней: первый этаж находится на высоте 57 метров, второй- 115, третий- 276.
Несмотря ни на что, периодически разговоры о сносе башни все-таки возобновлялись. В 1925 году этим воспользовался некий Виктор Лустиг. Он прочел в одной из газет заметку о том, что Эйфелева башня находится в ужасном состоянии, и городские власти подумывают о ее демонтаже.
Авантюрист снял номер «люкс» в отеле Crillon, пригласил туда крупных торговцев металлоломом. Представился заместителем министра почт и телеграфов, а то, что принимает их не в министерстве, объяснил строгой секретностью предмета обсуждения. Лустиг предложил дельцам закрытый тендер на демонтаж Эйфелевой башни. Своей жертвой он наметил дельца из провинции Андре Пуассона. Во время второй встречи в отеле - уже один на один - Лустиг намекнул Пуассону насчет взятки. Обнадеженный доверием чиновника, Пуассон выписал чек. Лустиг, извинившись, вышел на минутку и… исчез вместе со сказочным планом превращения Эйфелевой башни в гору металла.
В начале восьмидесятых прошлого века все лестничные пролеты Эйфелевой башни были заменены лифтами. С тех самых пор и началась погоня музеев и коллекционеров за «золотыми» ступеньками. Из двадцати лестничных пролетов только два безвозмездно попали во французские музеи и одна – в Московский музей современного искусства. Остальные же были проданы за баснословные деньги на аукционах. Высота нашей «винтовой француженки», соединявшей некогда второй и третий ярусы, всего четыре метра шестьдесят сантиметров. Каждый метр весит 160 килограммов.
Под действием ветра верхушка Эйфелевой башни отклоняется в сторону на 6-7 сантиметров. Максимальное отклонение было зарегистрировано в 1999 году – 9 сантиметров. Под действием жары верхушка может сместиться по кривой до 18 сантиметров.
Гюстав Эйфель говорил: «Регулярно возобновляемое красочное покрытие – главный фактор сохранности металлического сооружения». Каждая операция по обновлению красочного слоя требует:
- 50 километров веревок безопасности
- 2 гектара защитной сетки
- 1500 малярных кистей
- 1500 комплектов рабочей одежды.
Красится башня вручнуюс помощью кисточек с короткой ручкой, как завещал Гюстав Эйфель. На покраску 200 тысяч квадратных метров поверхности уходит около 60 тонн краски.
Переодевается красавица каждые 7 лет. Эйфель выкрасил ее в волнующий красный цвет. Такой она простояла до 1892 года. Затем был желтый. Еще дважды - в 1954 и 1961 годах - ей возвращался оригинальный красный цвет. 31 декабря 1985 года была введена в действие новая система иллюминации башни. Прожектора установили внутри самой башни. Их направленный вверх свет делает ее похожей на тончайшее ювелирное изделие.
С момента ее строительства Эйфелева башня 17 раз покрывалась новым слоем краски. Цвет менялся от красно-коричневого до охряногоВ настоящий момент башня покрыта бронзовой краской. Стоимость работ по покраске башни оценивается в 3 млн. евро.
Но правительство не скупится на эти расходы. Ведь башня приносит огромные доходы Парижу, например, в 2002 году мэрия получила от управляющей компании более 30 млн. франков. На первой платформе башни был открыт ресторан. На второй - газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию. На последнем этаже восстановлен кабинет Гюстава Эйфеля, в котором две восковые фигуры изображают встречу Эйфеля с Эдисоном. Благодаря антенне, завершающей изящную вертикаль, все парижские FM-станции нежно окутывают город музыкой.
По материалам сайта www.infrance.ru и
журнала "Уральские авиалинии"(статья К.Николаевой)
Рубрики: | Прогулки по Парижу Памятники архитектуры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |