Династия Романовых |
|
Древняя Русь до начала государства |
|
Древняя Русь до начала государства |
|
Древняя Русь до начала государства |
|
Древняя Русь до начала государства |
|
Древняя Русь до начала государства |
Иоанн - III (1462-1505)
Принятый еще отцом своим в соправители, Иоанн-III Васильевич вступил на великокняжеский престол полным владельцем Руси. Он сперва сурово наказал новгородцев, затеявших перейти в подданство Литвы, а в 1478 году "за новую проступку" он окончательно покорил их. Новгородцы лишились при этом вече и самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна. В 1485 году, после окончательного покорения других, более или менее зависимых от московского княжества уделов, Иоанн наконец присоединил к Москве и Тверское княжество.
|
Древняя Русь до начала государства |
Дмитрий - III Донской (1363-1389)
Когда Иоанн-II умер, сын его Дмитрий был еще малолетен, поэтому хан отдал великое княжение Дмитрию Константиновичу суздальскому (1359-1363). Но московские бояре, которым было выгодно усиление московского князя, добились великого княжения для Дмитрия Иоанновича. Дмитрий Константинович покорился силе, Дмитрию Иоанновичу покорялись и другие князья северо-восточной Руси.
Между тем отношение Руси к татарам значительно изменились. Междуусобия в орде давали Дмитрию совсем не платить дани татарам. Хан Мамай решил напомнить Руси времена Батыя и в союзе с Ягеллом, князем литовским, двинул на русскую землю огромную рать. Князь Дмитрий с подвластными Москве князьями отправился на встречу Мамаю, приняв предварительно в Троицкой обители благословение от преподобного Сергия.
Битва Дмитрия с Мамаем на Куликовом поле, близ реки Дона, 8 сентября 1380 года, окончилась торжеством русских, хотя по словам летописи, благодаря потерям, "оскудела совершенно вся земля русская воеводами и всяким воинством". Необходимость единения для отражения врага стала теперь особенно сознаваться на Руси. Дмитрий, прозванный за куликовскую битву Донским, до конца дней своих не переставал заботится о усилении Москвы.
|
Древняя Русь до начала государства |
Ярослав - III (1264-1272)
По смерти Александра Невского, спор между Василием и Ярославом, братьями Александра, из-за великокняжеского престола решен был ханом в пользу Ярослава, кроме того, он до этого был приглашен новгородцами на княжение, но не сумел поладить с ними, призывал на них даже татар. Примирил князя с новгородцами митрополит и князь снова был "приведен ими к кресту".
Василий-I, Костромской, получив по старому порядку великокняжеский престол, обнаружил свои притязания на Новгород, где княжил уже Дмитрий, сын Александра Невского. Скоро он добился цели. Стремление каждого великого князя овладеть Новгородом обьяснилось желанием усилить собственное княжество, ослабленное делением на уделы.
Великокняжение Дмитрия-I Переславского протекло почти сплошь в борьбе с его братом Андреем Александровичем из-за великокняжеских прав. Трижды спасался Дмитрий от брата и сопровождавших его татарских полков, но возвращаясь, он благодаря союзникам, снова утверждался на престол. После третьего бегства, он наконец попросил у Андрея мира и получил свое переславскогое княжество.
Преследуя возможно большее расширение своих владений за счет других княжеств, Андрей Александровыч задумал овладеть переславлем, в котором князь Иван Дмитриевич умер бездетным. Отсюда возникли междуусобици между Тверью и Москвою, спор этот продолжался и после смерти Андрея.
Михаил Ярославович Тверской, дав больше выходу (дани) хану, получил ярлык на великокняжение преимущественно перед Юрием Даниловичем, князем московским. Но в то время как он воевал с Новгородом, Юрий при помощи коварного ханского посла Кавгадыя успел оклеветать Михаила перед ханом Узбеком. Узбек вызвал Михаила в орду, где долго его мучил, а затем отдал в руки убийц. Михаил при этом, что-бы не налечь несчастья на головы своих ближних, не согласился воспользоваться возможностью бегства.
Женившись на сетре хана Кончака, в православии Агафье, Юрий приобрел большую силу и помощь в лице сроднившихся с ним татар. Но вскоре, благодаря притязаниям князя Дмитрия, сына замученного ханом Михаила, он должен был явится для отчета в орду. Здесь, при первой встрече с Дмитрием, Юрий был убит им, в отмщение за смерть своего отца и за нарушение нравственности (женитьба на татарке).
Дмитрий Михайлович, прозванный "грозные очи", за убийство Юрия-III, был казнен ханом за самоуправство.
Родной брат казненного в орде Дмитрия-II Александр Михайлович был утвержден ханом на великокняжеском престоле. Он отличался добротою и был любим народом, но погубил себя тем, что позволил тверичам убить ненависного ханского посла Щелкана.
Хан послал 50000 татарского войска против Александра. Александр от ханского гнева бежал во Псков а оттуда в Литву. Через десять лет Александр Тверской вернулся и был прощен ханом. Не поладив однако с князем московским Иоаном Калитой, Александр был им оклеветан перед ханом, хан вызвал его в орду и казнил.
Иоанн-I Данилович князь осторожный и хитрый, прозванный за свою бережливость Калитою (кошель для денег), опустошил Тверское княжество при помощи татар, воспользовавшись случаем насилия возмутившихся тверичан над татарами. Он принял на себя сбор дани со всей руси для татар и сильно длагодаря этому обогатившись, скупал города у удельных князей. В 1326 году Митрополия из Владимира, благодаря стараниям калиты, была перенесена в Москву, и здесь же, по мысли митрополита Петра, заложен успенский собор. С этих пор Москва, как место пребывания митрополита всея Руси, приобретает значение российского центра.
Симеону Иоанновичу, наследовавшему после Иоанна-I великокняжеский престол, хан татарский "отдал всех русских князей под его руку" величая себя князем всея Руси. Симеон относился к другим русским князьям как к своим подручникам, умер он бездетный от моровой язвы.
По завещанию брата Симеона Гордого, Иоанн-II Иоаннович, князь кроткий и миролюбивый, во всем следовал советам митрополита Алексея, который пользовался большим значением в орде. За это время значительно улучшились отношения Москвы с татарами.
Благодаря многим благоприятным условиям, вырастает значение Москвы. Удобное географическое положение между юго-западною и северо-восточною Русью и защищенность от внешних врагов влечет сюда все больше и больше населения. Умные и практичные московские князья пользуются увеличивающимися доходами для расширения своих уделов.
Большое значение имело то, что митрополит переехал в Москву. Церковное значение Москвы усилило и ее политическую роль. Одновременно с собиранием северо-восточной Руси около Москвы, на юго-западе складывается Литовское государство.
Таким образом страдания и бедствия народа, унижение княжеской власти под влиянием тяжкого гнета татарских ханов мало-помалу вызывает сознание необходимости обьединения власти. Выявляется центр обьединения-Москва. Нужна только сила и энергия, чтобы обьединение окрепло и возможно было свергнуть угнетателя татар. Не малую роль играют в этом обьединении и представители церкви, которые своим словом влияют и на князей и на народ.
|
Древняя Русь до начала государства |
Всеволод - III (1176-1212)
После борьбы и усобиц, возникших вслед за смертью Андрея Боголюбского между древними (Ростов, Суздаль) и новыми (Владимир, Переславль) городами суздальской области, во Владимире утвердился брат Андрея, Всеволод-3 "большое гнездо"(отец многочисленного семейства). Князь дальновидный и твердый, достигший большой степени мужества - он, не живя в Киеве, однако носил титул великого князя и первый из русских князей заставил присягать "себя и детям своим. "
Великокняжеский престол был передан Всеволодом-III не старшему сыну Костантину, которым он был недоволен, а второму сыну Юрию. В возникшей отсюда распри, сторону Юрия держал и третий сын Всеволода, Ярослав, но Мстислав удалой принял сторону Константина. Константин и Мстислав победили (липецкая битва 1216г.) И Константин занял великокняжеский престол. После его смерти престол перешел к Юрию.
Юрий вел успешные войны с Мордвою и волжскими болгарами. На самом крайнем пункте русских владений на Волге, он построил Нижний Новгород. В его великокняжение на юго-востоке Европы из средней Азии появились монголы в 1224 году при Калке (ныне в границах Екатиринослава) монголы нанесли страшное поражение сначала половцам, кочевавшим в южно-русских степях, а затем и русским князьям, пришедшим на помощь половцам. Пленных князей монголы положили под доски и сели на них пировать.
После битвы при калке, монголы ушли в среднюю Азию и вернулись лишь спустя 13 лет под предводительством Батыя, они разорили княжество Рязанское, Суздальское, разбили большое войско великого князя при реке Сити, при чем пал здесь Юрий, громили южную Русь в продолжении двух лет и разрушили Киев. Все русские княжества должны были признать над собой тяжелое татарское игонстолицей орды сделался город Сарай на реке Волген
Ярослав всеволодович, князь новгородский, милостью хана золотой орды, сел на великокняжеский пресстол. Он деятельно заботился о востановлении разоренной монголами руси.
Александр Ярославовыч, был сперва новгородским князем. В 1240 году он победил шведов на Неве и был прозван за эту победу Невским: Расказывают, что Александр Невский сам избил множество шведов и на лицо предводителя Биргера "возложил печать острым копьем своим". Спустя два года Александр уничтожил немецкое войско в "ледовом побоище": Кроме того он успешно вел войны с Литвою и Чудью. Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр явился "заступником и ходатаем" за землю русскую. Четыре раза он ездил в орду с поклоном, отвозя ханам много серебра и золота. Александр Невский причислен к лику святых, а мощи его Петр Великий перенес в Петербург в Алексанро-Невскую лавру.
В то время как на северо-востоке Руси действовал великий князь Александр Невский, на юго-западе Руси княжил Даниил Романович. Умный, храбрый и благородный Даниил Романовыч Галицкий, после нашествия татар, снова привел свои владения в цветущее состояние. Обещаный ему папой римским крестовый поход против татар не состоялся, и Даниилу пришлось смириться перед монголами, что-бы защитить юго-западную Русь от тяжкого ига. По прекращении его рода, польский король Казимир-III, в 1340 году, овладел Галицией.
В этот период постепенно падает значение юго-западной Руси. Княжеские усобицы, тяжелое обложение низших класов населения, непрерывное нападение на Русь степных кочевников половцев-все это гонит народ из приднепетровья, с одной стороны в область р.Вислы, с другой стороны-на северо-восток, за р.Угру в междуречье Оки и Волги. Усиливается, благодаря этому, на северо-встоке владимиро-суздальская земля, строяться города, оживляется торговля и промышленность, складывается велико-русская народность.
Андрей Боголюбский выдвигает идею сильной единоличной княжеской власти. Владимир на Клязме понемногу становится новым политическим центром Руси. Процесс нового развития задерживается татарским нашествием. Татары, опустошив русь, обложили ее еще данью, (сначала ее собирали ханские чиновники "баскаки", а по том сами князья). К счастью, татары были далеко и не вмешивались во внутреннее управление руси и не стесняли православной церкви.
Но все же влияние татарского ига было тяжелое: Недаром пословицы сложились: "Злее злого татарина", "не впору гость, хуже татарина"и др. Татарское иго остановило промышленность и торговлю народа, затормозило начавшееся просвещение, оторвало от сношения с образоваными народами, внесло в нашу жизнь много грубого (наказания телесные, затворничество женщин, хитрость и обманы притеснения слабых).
Только вера и благочестие продолжают поддерживать русского человека в тяжелые времена татарщины. Истомленные материальными и духовными нуждами, русские люди находили утешение в молитве в монастырях, церквях, приходах.
|
Древняя Русь до начала государства |
Всеволод - I (1078-1093)
Всеволод-1 мог быть полезным правителем. Этот князь был набожен, правдив, очень любил бразование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванного Монахом.
Сын Изяслава-I, Святополк-II, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался безхарактерностью и не способен был усмирить междуусобия князей из-за владения городами. На сьезде в Любиче Переславском в 1097 году, князья целовали крест "каждому владеть отцовской землей", но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька. Снова собрались князья на сьезд в Вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на Долобском сьезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев на реке Сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами земли русской.
Несмотря на старшинство Святославичей, после смерти Святополка-II, на киевский престол выбран был Владимир Мономах, который, по словам летописи, "добро хотел братии и всей земле русской". Он выделялся своими большими способностями, редким умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им "поучение детям", в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей Родине.
Походя на отца своего Мономаха, сын Мономаха, Мстислав-I, умом и характером жил дружно со своими братьями, внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся его князей половецких, изгнал он в грецию, а вместо их в городе Полоцке посадил править своего сына.
Брат Мстислава, Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, "мономаховичи" потеряли киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича - "Олеговичам".
Добившись великого княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит.
Киевляне признали Изяслава-II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и при ветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на велико-княжеский престол Изяслава-II, нарушилось укоренившееся в древней Русси понятие о старшинстве: В одном роде племянник при жизни дяди не мог быть великим князем. Между Юрием Владимировичем, князем Ростово-Суздальским, и Изяславом-II начинается упорная борьба. Изяслав дважды был изгоняем из Киева, но все же удержал престол до самой своей смерти.
Смерть Изяслава-II открывает Юрию, названному впоследствии народом Долгоруким, доступ к киевскому престолу, на котором он спустя три года и умирает великим князем.
После долгих раздоров между князьями, на киевский престол утверждается Мстислав-II Изяславович. Его изгоняет оттуда Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским. При этом Андрей разорил Киев. (1169)
Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т.е. править Русью без вече и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его.
После смерти Ярослава Мудрого, русская земля разделилась между его сыновьями по их относительному старшинству и по сравнительной доходности областей: Чем старше был князь, тем лучше и богаче давалась ему область. Когда кто нибудь из княжеской семьи умирал, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость. Этот передел земли в 12 веке заменился уделами, когда в известной области утверждалась одна какая-нибудь княжеская линия.
Но обычный порядок княжеского владения часто нарушался гибельными ссорами князей, тем более гибельными, что в это время черноморская степь была занята вместо печенегов половцами. Впрочем, если не на юге, то славянская коллонизация (преимущественно новгородская) подымается на восток и северо восток Руси. Во главе области по прежнему был князь, советовавшийся с боярами из дружинников.
Законодательная власть принадлежала вече из горожан. Особенно и на долгое время имело значение вече в Новгороде. Область делилась на округа (вереи, погосты), управляемые лицами по назначению князя. Суд творили княжеские судьи (тиуны) по сборнику обычного права, т.е. на основании народных обычаев "русской правды".
Широкое участие в делах мирских принимала церковь, ведавшая порядок семейный, религиозный и нравственный. Славились в ту пору проповедники Илларион, Кирилл, Игумен Даниил, посетил святую землю и оставил благочестивое описание своего паломничества.
Таким образом в этом столетии развивается под влиянием церкви религиозная вера, семейная жизнь и нравственные основы, происходит коллонизация славянских племен, организуется судебная власть, для которой руководством служит сборник законов "русская правда", но раздробление русской земли на уделы и происходящие оттого раздоры и войны, не дают возможности установится общему государственному порядку, в влекут за собой ослабление народных сил и навлекают поработителей-татар, только проповедь смирения, покорности и любви поддерживает и одобряет в несении народом всей тяготы жизни.
|
Древняя Русь до начала государства |
Святослав (957-972)
Сын Игоря и Ольги Святослав, закалил себя в походах и войнах и отличался суровым характером, чесностью и прямотой. Он шел на врагов с предупреждением: "Иду на вы. "Святослав присоединил вятичей, разбил хазаров, взял область Тьмутаракань и, несмотря на молочисленную дружину, успешно воевал на Дунае с болгарами. После того Святослав пошел на греков-завоевал между прочем Андрианопольи, грозил Константинополю, но греки пошли на мир. "Не ходи на город-говорили они-возьми дань какую хочешь. " На возвратном пути святослав не принял меры предосторожности и был убит печенегами у порогов Днепра.
Междуусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни роздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков червонную русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов.
Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году. Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества.
Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на руси. В народных песьнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.
Владимир святой еще при жизни разделил земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ятославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После смерти Владимира, Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля Болеглава храброго, Святополк вторично овладел Киевом, но должен был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных песнях он, как убийца своих братьев, прозван "окаянным".
По изгнании Святополка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и Юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письмености на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием "русская правда". Сыновьям своим: Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой народ прозвал Ярослава "Мудрым".
Старший сын Ярослава, Изяслав1, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, изяслав снова вернулся в Киев.
Братья великого князя получают в управление отдельные части (уделы) государства, из которых особенно значительны: Киевское княжество (самое большое и сильное), черниговское, ростово-суздальское, галицко-волынское, новгородское. Несмотря на это деление, русская земля еще считается единою. Ярослав мудрый раздвигает ее границы до реки роси (приток Днепра).
При Владимире святом на Руси распространяется христианство, а вместе с ним и просвещение с сильным византийским влиянием. Во главе русской церкви становится киевский митрополит, подчинявшийся патриарху Цареградскому. Представители церкви, большей частью греки, принесли с собой не только новую религию, но и новые государственные понятия (о правах и обязанностях князя и подданных) и новое просвещение. Князья действовали согласно с церковью. Они строили храмы, поощряли монастыри, заводили школьное обучение. Из монастырей самый известный Киево-Печерский, основаный святым Антонием и устроеный святым Феодосием.
В это время является и древний русский историк, записывавший события по годам, летописец монах Нестор и многие другие древние русские писатели того времени, главным образом проповедники. Печатных книг еще не было, а все перепи сывалось, и самое переписывание считалось богоугодным. Таким образом общий уклад жизни устанавливается под влиянием византийским, хотя народная жизнь и отвлекается от прямого пути постоянной борьбой между собой правителей-князей и необходимостью защищать родную землю от набегов соседей.
Важнейшие особенности этого столетия: Начало развития письменности, но и в то же время борьба князей, борьба с соседними племенами, от которой, по выражению "слова о полку Игоря" - "стогнет русская земля". Также важной особенностью было начало развития идеи любви и мира, идеи христианства, начало просветительных идей под покровом церкви.
|
Древняя Русь до начала государства |
Рюрик (862-879)
Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами.
После смерти Рюрика, за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и во инственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика-ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его "вещим Олегом".
Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину которая была с ним.
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей.
С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Великий князь сидит в Киеве: Творит здесь суд, ездит за данью (повоз, полюдье). В подчиненные области он назначает посадников, с правом иметь свою дружину и собирать дань в свою пользу. Главной заботой первых князей является борьба с беспокойными кочевниками: В то время весь юг занимали печенеги, славяне платили дань хазарам. Что-бы дать простор и свободу русской торговле, русские князья препринимают походы в Византию (Царьград).
Религия русских славян была сперва языческая: Поклонялись грому и молнии (перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но сношения военные и торговые с византией, познакомили русских и с христианством. Так, есть указания о крещении Аскольда. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе).
Но несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствии необходимости вести борьбу с соседними племенами (самозащита) и неустойчивости еще порядка внутри страны.
|
Джованни Каналетто |
|
Антонис ван Дейк |
|
Илья Ефимович Репин |
|
Бог Мецтли Мифология ацтеков и майя |
|
Бог Кукулькан Мифология ацтеков и майя |
|
Бог Кецалькоатль Мифология ацтеков и майя |
|
Бог Камаштли Мифология ацтеков и майя |
|
Бог Кавиль Мифология ацтеков и майя |
Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.
|