- Ты не даешь себе право на агрессию?
В ответ слышу: «Я устала от скандалов, устала от бесполезной борьбы, хочу научиться любить, быть спокойной всегда, принимать, смиряться, есть пример моей мамы, она в жизни тон не повысила».
С той стороны конфликта бывает и дочь, и муж, и мама. И вот начинает человек себя подавлять. Мотив кажется ему прекрасен. Цель благородна. Бесконфликтные отношения. Счастливая, всегда улыбающаяся семья. И бедная женщина старается, молчит и улыбается, когда муж не вылезает из телефона вечерами, мама кормит непрошенными пирогами по воскресеньям с 7 утра, сын не желает мыть посуду, и приходить домой вовремя.
Протест, чувство, что тебя используют, душит и отбирает силы. Она приходит и говорит: «Я справляюсь. Целую неделю не кричу ни на кого». На самом деле она кричит. Крик слышу я. Крик слышат близкие. Он звенит у них в ушах, он оглушает, выносит мозг, они сопротивляются ему: они продолжают делать все те вещи, которые она ненавидит.
- чувствую себя половой тряпкой… - я давно выжатый лимон…- мне кажется, я не люблю его… И доводит себя до отчаяния, до беспросветности. Уж если пошел в тоннель, да пробежал, не оглядываясь до середины, трудно увидеть что-либо вокруг себя, кроме мокрых, грязных, тёмных стен.
Агрессия укатана под асфальт мрачной решимостью с красивым лозунгом в руке «всех любить», «быть хорошей», «яжематерью», «ялюблюего», «ялучшаядочь».
С детства в человека закладываются определенные ограничения, которые мешают реализации его ресурсов и раскрытию всех его потенциальных возможностей. Таким образом, многие модели поведения формируются в процессе социализации личности. Почему сегодня происходит неприятие того, что, казалось бы, устраивало людей раньше?
Почему мама этой женщины живет спокойно, абсолютно уверенная в крайней необходимости накормить близких пирожками, не интересуясь, нужны ли они им с утра в воскресенье? Почему в ответ на жалобу дочери о чрезмерной усталости, она отвечает не пониманием, а педагогической беседой на тему «Бог терпел и нам велел», и привычно бежит юношеской походкой, подрываясь на внезапный звонок давно совершеннолетнего сына «а ты где вообще? Носки чистые не нахожу».
Мама не давала себе право на агрессию. А может у нее и не было? На нет и спроса нет. Привычка убирать за всеми в семье, обслуживать и ублажать – это натура? Быть идеалом старозаветной женщины – это быть собой? Где её агрессия? Где её усталость? Этот рецепт счастливой жизни она подарила дочери и не принимает всерьез жалобы и злость. «Дурью маешься» - диагноз окончательный и обжалованию не подлежит.
О, да, еще есть беспроигрышный вариант вовремя ходить на исповедь, читать духовную литературу, советоваться с батюшкой и молиться. Когда-то эта конкретная мама не верила. Не ходила в церковь, а напряжение пихала под подушку, смоченную слезами. Уверовала в 1999, когда осталась без работы, времени появилось много, денег не стало. На образовавшейся пустоте церковь явилась лучшим выходом, и жертвенная помощь другим, свойственная ей и раньше, обрела истинный смысл.
Дочь же продолжала «маяться дурью». Ходила к психологу, не помог. Ругалась с детьми, не благодарила мать, периодически планировала развод. Жить в агрессивном напряжении годами – тяжкий труд. Ну а кому собственно легко? Заблокировав, закрыв на амбарный замок в себе агрессию, она обрекла себя на зависимые отношения.
Даже роль «терпилы» можно играть «достойно», кто бы спорил, я не буду. Видела. Знаю. И в такой роли можно увидеть утешение для себя, украсить себя званиями «хорошая мать», «лучшая жена».
Конечно, и с этим можно смириться. Люди так жили, и мы проживем. И можно даже порассуждать о гибкости, когда «угождают» мне. Скорее всего так и этак найдется «обиженный». Тот же сын, например, когда мама не сможет наконец-то вовремя подавать ему чистые носки и обед из трёх блюд. Ну или пирогов не захочется, а захочется просто поспать подольше.
Мама нашла таблетку, её утешением и спасением стала религия. Дочери «выжатому лимону» еще только предстоит сделать выбор. Агрессия, развернутая на саму себя, слабость и неустойчивость позиции в отношениях с близкими, рано или поздно приведут ее либо к болезням, либо к поискам «утешений», будь то религия или алкоголь.
А может она возьмет, да и выберет жизнь.
Все так стремительно меняется в наше время. Самоосознание накрывает порой неожиданно. И выбрав жизнь, она даст себе право на агрессию. Право на границы и уважение. И сможет отстоять их.
А пирожки у мамы все-таки очень вкусные. И иногда можно пойти к ней в гости всей семьей и помурчать (с капустой, картошкой, печенкой и мясом)…
НЕ клиентская история. Образы героев составлены из многих разных.
Елена Вариошкина
zen.yandex.ru/media/id/5bb2250813212000aa1d8315/v-otvet-slyshu-ia-ustala-ot-skandalov-bespoleznoi-borby-hochu-nauchitsia-liubit-byt
Серия сообщений "Размышления психолога":
Часть 1 - Когда мамы много
Часть 2 - Неумение «откладывать удовольствие»?
...
Часть 6 - Горькая обида, жгучий стыд, шквал гнева... Костер или пожар?
Часть 7 - Не простить и жить дальше
Часть 8 - В ответ слышу: "Я устала от скандалов, бесполезной борьбы, хочу научиться любить, быть спокойной всегда..."