-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в По_волнам_моей_памяти

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Про_историю ПОЛИТИКА Книжный_БУМ КРАСИВЫЕ_СЛОВА

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 210


СНГ и права человека

Вторник, 27 Января 2009 г. 17:58 + в цитатник
Бывает, что опубликованная даже в еженедельной газете статья намного переживает свое время! И остается актуальной по минованию многих лет!
Пример тому - статья из "Юридической газеты" за 1998 год: "СНГ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА".
А серьезный разговор на тему эту - необходим!

Юридическая денонсация бывшего Договора об образовании Союза ССР в декабре 1991 г. завершила период фактической национально-государственной "религионализации" республик, что существенно изменило правовое положение граждан ранее единого государства. Данное обстоятельство изрядно подпортило и без того непростую ситуацию с правами человека в нашей стране, ухудшение которой началось в 1987-1988 годы.
Инициаторы денонсации союзного договора 1922 г. понимали, что отныне они несут политическую и моральную, а в определенном смысле - и историческую, ответственность за судьбы граждан некогда единой державы, ибо разрушение единого конституционно-правового поля не могло серьезно не отразиться на положении населения.
Активизировавшиеся в 1991-1992 гг. процессы этнократизации в новых независимых государствах не могли не затронуть гражданские, социальные, политические и культурные права миллионов наших соотечественников.
Подводя ретроспективный итог процессу целенаправленного раздела СССР, следует сказать, что съезд народных депутатов, проходивший в сентябре 1991 г., должен, просто обязан был создать правовые гарантии равноправия граждан СССР независимо от места их проживания и нахождения. К сожалению, приходится констатировать, что своевременно эти шаги не были предприняты ни руководством новообразованных государств, ни Россией как одной из главных правоприемниц международно-правовых обязательств СССР.
Не были необходимые меры своевременно предприняты и руководителями возникшего Содружества Независимых Государств (СНГ), хотя эти проблемы и стали занимать подобающее место в его деятельности.
Парадоксально, но факт, что только 24 сентября 1993 г. главы государств-участников СНГ выступили с Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод[1], в которой подчеркивалась актуальность проблем, связанных с соблюдением прав человека. В ней также содержалось заявление о намерениях новых независимых государств исполнять обязательства в области прав человека, вытекающие из международных договоров и соглашений, участником которых являлся Союз ССР, а также о намерении заключить Конвенцию СНГ по правам человека.
К 26 мая 1995 г., на 5 год существования СНГ такая Конвенция была принята[2]. Статья 34 Конвенции возлагает контроль за ее исполнением на Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ).
Прежде чем познакомить читателей с основными положениями данного документа, следует подчеркнуть, что Конвенция СНГ о правах человека и основных свободах вобрала в себя многие положения из действующих международных договоров (таких, как Международные пакты о гражданских, политических, и об экономических, социальных, культурных правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах), что наглядно подтверждает тезис о превращении международных договоров в один из источников внутригосударственного законодательства.
Следует также отметить то немаловажное обстоятельство, что согласно части 4 статьи 15 и статье 17 Конституции Российской Федерации, Конвенция эта, ратифицированная Россией 4 ноября 1995
г., становится составной частью правовой системы России и в таком качестве даже выгодно пополняет изложение прав и свобод граждан, содержащихся в статьях глава II Конституции.
Учитывая эти обстоятельства, а также тот факт, что ежегодно увеличивается миграция граждан СНГ, а также, что согласно межгосударственным соглашениям на территории государств СНГ находятся военнослужащие Вооруженных Сил и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также члены их семей, представляется целесообразным подробнее остановиться на содержании этого документа, поскольку он создает основы правового статуса человека в любом государстве СНГ, основы юридической внутригосударственной и международной защиты этих прав в случае их нарушений.
Остается только удивляться и сожалеть, что пропаганда, или даже простое информирование населения об этом важном документе, не начались сразу же после его вступления в законную силу.
В преамбуле Конвенции СНГ о правах человека и основных свободах подчеркивается, что ее участники, считая, что соблюдение международных стандартов в области прав человека, развитие и поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, политических убеждений, религии и социального происхождения, содействуют углублению демократических преобразований, экономическому и социальному росту, укреплению законности и правопорядка, в связи с чем выражали стремление "к эффективному осуществлению обязательств по защите прав человека... в духе сосредоточения коллективных усилий Договаривающихся Сторон в деле утверждения идеалов свободы и верховенства закона, предотвращения нарушения прав человека и основных свобод, традицией терпимости и дружбы народов, укрепления гражданского мира и согласия".
Статья 1 Конвенции заявляет о стремлении Договаривающихся сторон обеспечить каждому человеку, находящемуся на их территории, гарантии соблюдения прав и свобод, изложенных далее.
Право на жизнь (ст. 2) объявляется охраняемым законом. При этом признается, что лишение жизни человека не является нарушением этого положения, когда оно является результатом применения силы только в случаях крайней необходимости и необходимой обороны, предусмотренных национальным законодательством.
Статья 5 гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, которые могут быть ограничены только национальным законодательством, но в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и факультативном протоколом к нему, а также иными международными обязательствами по правам человека.
Для России, например, таковыми является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах.
Статья 20 декларирует равенство перед законом и право на равную защиту закона без всякой дискриминации "по какому бы то ни было признаку, как-то: пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного или должностного положения, места рождения или иного обстоятельства".
Представителям национальных меньшинств гарантируется (ст. 21) право индивидуально или совместно беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность.
Статьей 6 конвенции устанавливается равенство перед судом, право на рассмотрение любого дела справедливо и публично. Однако "все судебное разбирательство или часть его может иметь закрытый характер по соображениям общественного порядка, сохранения государственной тайны, либо когда того требуют интересы подростков или защиты интимных сторон жизни участвующих в деле лиц".
Каждый обвиняемый (часть 3 статьи 6) имеет право знать о характере и основаниях предъявляемого ему обвинения, иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты, пользоваться бесплатной помощью адвоката в случаях, предусмотренных национальным законодательством, требовать вызова свидетелей, представления документов, назначения экспертиз и проведения других следственных действий, пользоваться бесплатной помощью переводчика (пункт "е" части 3), "не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным".
Осужденный, согласно статье 7 Конвенции имеет право на пересмотр приговора судом высшей инстанции, а также просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 9 декларирует право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, "за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и которое необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц".
Статья 10 провозглашает право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Право исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, предусмотренным в законе и "необходимым в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц".
Статья 11 гарантирует находящимся на территории стран СНГ лицам право свободного выражения мнений, получения и распространения информации без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Но, поскольку пользование этими свободами (часть 2 ст. 11) налагает обязанности и ответственность, "оно может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законами и необходимыми в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц".
Статья 12 гарантирует право на свободу мирных собраний и создание ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
Пользование этими правами подлежит лишь ограничениям, аналогичным изложенным в части 2 статьи 11 Конвенции (см. выше). Но статья 12 не препятствует установлению законодательных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, правоохранительных или административных органов государства.
В целях обеспечения необходимых условий для полного развития семьи участники Конвенции (ч.3 ст.13) обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни такими средствами, как социальные или семейные пособия, налоговые льготы, обеспечение семьи жильем, пособия для молодоженов и другими надлежащими средствами.
Ст. 14 устанавливает, что каждый имеет право на труд и защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы.
Фактически эта статья направлена против дискриминации по национальному признаку и в отношении неграждан на территории экономического пространства СНГ.
Для работающих женщин (ч. 2 ст. 14) предусматриваются:
- оплачиваемые до- и послеродовые отпуска, пособия по социальному обеспечению, определяемые национальным законодательством стран СНГ;
- гарантии сохранения рабочего места во время до- и послеродового отпуска;
- сокращенный рабочий день для кормящих матерей;
- ограничения на работу в ночное время в промышленности, а также в условиях, которые не подходят "по причине опасности, вредности для здоровья и тяжести" (пункт "д" ч. 2 ст. 14).
В целях обеспечения эффективной социальной защиты материнства и детства (ч.3, ст.16), участники Конвенции обязывались принять "все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов и служб".
Несовершеннолетним лицам декларировалось (ст. 17) право на меры защиты, требуемые их положением, со стороны семьи, общества и государства.
Участники Конвенции (ст. 15) обязывались в сотрудничестве с государственными и частными организациями предпринимать соответствующие меры, направленные на:
а) устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья;
б) обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья;
в) обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических и других заболеваний.
Статья 16 предусматривает установление социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях в соответствии с национальным законодательством государств, участвующих в данной Конвенции.
В целях обеспечения осуществления права на медицинскую и социальную помощь, участники Конвенции (ч. 2 ст. 16) обязывались оказывать такую помощь лицам, не имеющими достаточных средств, в частности, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, а в случаях их болезни - и необходимый уход.
Статья 19 предоставляет гражданам право добиваться восстановления своих прав и свобод в случаях их нарушения (для этого, в частности, статьей 34 Конвенции предусматривалось образование Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств - КПЧ СНГ).
Каждому, законно находящемуся на территории какой-либо из стран СНГ, гарантируется (ст. 22) свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Возможные ограничения этих прав могут определяться (ч. 3 ст. 22) только национальным законодательством в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц, причем эти ограничения, обоснованные общественными интересами, могут распространяться на отдельные конкретные районы.
Иностранец, законно находящийся на территории государства участника Конвенции, может быть выслан (ч. 3 ст. 25) только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки, причем коллективная высылка иностранцев (ч. 4 ст. 25) не допускается.
Статья 26 Конвенции гарантирует право физических и юридических лиц на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права.
Это положение, однако, не препятствует государствам, участвующим в данной Конвенции, принимать законы, необходимые для контроля над использованием предметов, изъятых из общего оборота в государственных и общественных интересах.
Статья 27 устанавливает, что "никому не может быть отказано в праве на образование". При этом Договаривающиеся Стороны обязывались уважать право родителей на обеспечение своим детям такого образования и обучения, которые соответствуют их убеждениям и национальным традициям.
Часть 2 статьи 27 декларирует, ч то начальное и основное общее образование является обязательным и бесплатным.
Участники Конвенции (ст. 28) обязуются:
"Обеспечить или поощрять, по мере необходимости, техническое или профессиональное обучение всех лиц, включая инвалидов, по согласованию с профсоюзными объединениями и предоставлять возможность для получения высшего образования, исходя исключительно из индивидуальных способностей", т.е. без "имущественного ценза", требующего обеспечения платы за получаемое образование.
Помимо этот участники Конвенции (часть 2 ст. 28) обязывались "обеспечивать или содействовать созданию, по мере необходимости:
а) надлежащей и широко доступной учебной базы для рабочих;
б) специальных центров для переподготовки рабочих, вызванной техническим прогрессом или новыми тенденциями в области занятости".
При этом они обязывались (ч. 3 указанной статьи) содействовать полному использованию льгот для обучающихся, а также сокращению или упразднению всяких сборов и начислений, предоставлению в необходимых случаях материальной помощи, обеспечивать по согласованию с профсоюзными объединениями эффективную подготовку учеников и других учебных мероприятий для молодых рабочих, а также соответствующую защиту интересов молодых работающих в целом.
Статья 29 устанавливает, что каждый человек в соответствии с национальным законодательством государства, гражданином которого он является, имеет право и возможность:
а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;
б) голосовать и быть избранными на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
В то же время статья 30 предусматривает, что статьи 11, 12 и 20 не препятствуют возможности законодательного введения ограничений на политическую деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 31 устанавливает, что ничто не может истолковаться как предоставление какой-либо группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение или умаление прав и свобод, изложенных в данной Конвенции.
Ограничения прав и свобод граждан, допускаемые Конвенцией, констатирует статья 32, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены.
Статья 35 подчеркивает, что в период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего высшим интересам участвующих в Конвенции Сторон, каждая из них может принять меры в отступление от своих обязательств, принятых по данной Конвенции, но только в той степени, в какой это требуется серьезностью положения, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву и не влекут за собой дискриминации по признакам, перечисленным в статье 20.
Не допускается никаких отступлений от гарантии права на жизнь (ст.2 Конвенции), за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, а также против пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 3), неправовой ответственности (ст. 7).
Однако, в соответствии с частью 3 ст.35 Сторона, решившая воспользоваться правом отступления от принятых на себя обязательств, обязана проинформировать Исполнительный Секретариат СНГ о принятых мерах и причинах их принятия, а также о сроках (времени) отказа от права отступления и возвращения к исполнению обязательств в полном объеме.

Источники:

______________
1
1См.: Бюллетень международных договоров. - М. - 1994. - N 9. -
С. 8-9.
2См.: Действующие международное право. Том II. - М. - 1997. - С.
188-198.

По_волнам_моей_памяти   обратиться по имени Среда, 28 Января 2009 г. 16:52 (ссылка)
Понравилась реплика по поводу этого поста:

Евгений, 28-01-2009 12:54
Тема: Re: СНГ и права человека

Люди всегда действуют исходя не из знания действительности, а согласно своему масштабу мышления. Крупных в этом смысле людей на самом деле единицы. Основная масса — простые, обычные люди. Они, как дети, остро переживают, если чужой дядя отнимет у них игрушку. Но они и бровью не поведут, если этот дядя вынесет из квартиры все драгоценности. Потому что драгоценности находятся за рамками их мировосприятия. Основное сокровище для большинства людей — игрушки. Так же и при определении масштабности личности. Если у человека ограбят квартиру, для него это будет большим несчастьем. Но если ограбят его страну, он даже внимания не обратит. Потому что эта проблема находится вне поля его зрения.
Отрывок из книги "проект Россия"
Ответить С цитатой В цитатник
Prostushka   обратиться по имени Четверг, 27 Августа 2009 г. 08:31 (ссылка)
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Сильнейший гипноз
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку