-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шарадин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2009
Записей: 1327
Комментариев: 25
Написано: 3356


Анне-Софи Муттер исполняет скрипичные сонаты Моцарта

Четверг, 29 Мая 2014 г. 21:59 + в цитатник
Цитата сообщения Barucaba Анне-Софи Муттер исполняет скрипичные сонаты Моцарта

Сонаты - далеко не из самых лёгких для восприятия жанров инструментальной музыки. Но поскольку они представляют для меня профессиональный интерес, тем более в таком замечательном исполнении, то без них никак не обойтись...

Mozart: The Violin Sonatas (2006)

Моцарт жил и творил в ту знаменательную для истории западноевропейской музыки эпоху, когда происходило становление и интенсивное развитие жанров инструментальной музыки в целом и жанров сонаты и симфонии в частности. 

Популярность, которой пользовался жанр сонаты в Европе, объясняется несколькими причинами. Среди них демократизация музыкальной жизни, развитие бытового инструментального исполнительства. Произошли изменения и в технике композиции: постепенно отмирала практика basso continuo, расцвет переживала сольная клавирная литература. 

Одним из основополагающих факторов следует признать расширение сферы бытового музицирования. В отличие от параллельно и интенсивно развивающихся жанров симфонии и сольного концерта, исполнявшихся на публичных академиях, аккомпанированная соната составляла, прежде всего, часть музыкального быта в аристократических европейских домах и салонах. Особенно славился такими салонами Париж. Во французской столице в это время существовали самые различные салоны — литературные, политические, философские. Эти и другие подобные им собрания включали как обязательный элемент камерное музицирование. «Идея музыкальной беседы, — пишет Финшер (немецкий музыковед), — распространяется на любые камерные жанры. Ключевые инструменты (почти всегда скрипки или флейты) рассматриваются как "люди", которые беседуют друг с другом на языке музыки».

 Violinsonate F Dur KV 377



В исполнении аккомпанированной сонаты — подобно другим ансамблевым жанрам эпохи— дилетанты участвовали наравне с профессионалами. Это была повсеместно распространенная практика. Среди любителей было немало аристократов и членов правящих домов; они не только содержали на службе капеллы, но и музицировали вместе с профессионалами в приватных— придворных, домашних, салонных— концертах. Аккомпанированная соната была особенно ценима в этом кругу: помимо Парижа и Лондона, она была также востребована в одном из самых музыкальных и знаменитых городов Европы — Мангейме.

 Violinsonate B Dur KV 378



Развитие концертирования и виртуозности — одна из линий эволюции жанра от аккомпанированной сонаты — к дуэту, от любительского музицирования к концертным формам камерной музыки. У Моцарта меняется представление о роли инструментов в ансамбле и в процессе темообразованиия. Клавир и скрипка становятся равноправными. Если в ранних произведениях скрипка лишь сопровождала изложение темы у клавира, дублируя мелодию, дополняя ее контрапунктирующими фразами или достраивая гармоническую вертикаль, то в зрелых сонатах проведение главной темы в сонатном Allegro чаще всего звучит у обоих инструментов, как правило, сперва у клавира, потом у скрипки, но иногда пальма первенства уже отдается мелодическому инструменту.

Violinsonate G Dur KV 379



Моцарт трактует партии клавира и скрипки не только как полностью равноправные Он сочетает их свободно и гибко. Клавир и скрипка обмениваются короткими репликами, то выходя на первый план в мелодической роли, то отступая на второй — в аккомпанирующей, то сливаясь в унисонах и дублировках, то создавая объемные многослойные фактурные образования, контрастирующие с прозрачными гомофонно-гармоническими эпизодами.

Violinsonate F Dur KV 547 



Моцарту довелось творить в переломную для западноевропейской инструментальной музыки эпоху: вторая половина XVIII века отмечена сменой художественно-эстетической парадигмы, которая не могла не отразиться на всех формах музыкальной практики.

Violinsonate G Dur KV 301



На смену домашнему и салонному музицированию постепенно приходит концерт; на сценах концертных залов дилетанты уступают место профессионалам-виртуозам; весьма значительно меняется и репертуар: на первое место в нем выдвигаются симфония и инструментальный концерт. Разумеется, и камерная музыка не осталась в стороне: на протяжении второй половины XVIII века в значительной степени эмансипируются жанр струнного квартета и клавирного трио. Меняет свой облик и соната для клавира и скрипки.

Violinsonate A Dur KV 305



Этот жанр оказался не только не периферийным, но, напротив, одним из ключевых жанров XVIII столетия. Интенсивность его становления и развития была исключительной: за полвека с лишним она пережила бурную эволюцию. Крайние точки этой эволюции определяют два принципиально различных, но генетически связанных между собой жанра: аккомпанированная соната 1760-х годов, теснейшим образом связанная с бытовым музицированием, и камерная (1780-е годы) «соната-дуэт», масштабное сочинение концертного характера. Изменения, произошедшие в этом жанре, затронули все основные параметры жанра, начиная от сферы бытования, техники исполнительства и вплоть до стилистики, особенностей фактуры и ансамблевого баланса.

Violinsonate F Dur KV 376



«Моцарт вечен и актуален в любые времена, — убеждает нас Алексей Любимов. — Но мне кажется, для творчества ему хватало ресурсов XVIII века, это искусство абсолютно законченное. Моцарт не стремился писать музыку будущего . Он вошел в контекст своего времени вполне естественно. Другое дело, что он преобразил этот контекст в некий микрокосм своего сознания, создал собственный, удивительно яркий и какой-то волшебный мир».

Источник:

Автореферат диссертации "Сонаты для клавира и скрипки В.А.Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации

Рубрики:  Композиторы и музыканты

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку