Уже прошло много лет с тех пор, как я, открыв когда-то школьную тетрадь своего сына, в тексте, где он упражнялся в усвоении пословиц, обнаружила, что возле первой части одной из них: «Выше головы…», небрежным его почерком было выведено… «небо!». Немало посмеявшись над этим, я все же со временем как бы взяла за кредо своей жизни именно эту нехитрую, но ярко выражающую, как мне кажется, активную жизненную позицию, фразу. Фразу, которая может сопровождать переполненное восторгом естество, ликующее от окружающего тебя такого разнообразного Мира!
Следуя своей непоседливости, один из весенних выходных мы решили провести продуктивно. Признайтесь, кто из проживающих в Судаке, когда-нибудь поднимался на вершину трехглавого массива Эчки-Даг, раскинувшегося границей между Феодосийским и Судакским регионами? Вот и я, признаться, на эти горы поднималась впервые.
Восхождение началось с перевала автотрассы «Судак – Феодосия». От водоперекачивающей станции к первой вершине мы вначале пробирались по давно нехоженой тропе, пролегающей через лес, наслаждаясь щебетанием птиц, любуясь весенними хрупкими первоцветами, вдыхая тонкие лесные ароматы.
Выросшую перед нами Куш-Кая преодолевали с большим трудом, в очередной раз уяснив для себя: «Да, в горы мы ходим редко!». Временами останавливаясь, чтоб успокоить шум в голове от резкого перепада давления, и стук сердца, стремящегося выскочить из груди от непривычной физической нагрузки, преодолеваем последние метры подъема и к своему изумлению обнаруживаем, что такие на самом деле мы не одни! На вершине, куражась, в разных интерпретациях на фоне открывающегося шикарнейшего пейзажа фотографируются молодые ребята - феодосийцы. Делаем общий снимок на память со своими братьями по интересам, и расходимся в разные стороны, чтоб больше, пожалуй, не встретиться с ними никогда.
Через седловину, усыпанную заповедными весенними пушистиками – прострелом крымским, поднимаемся на среднюю вершину – Кара-Оба, обозначенную репером. Ликуем от невообразимого окружающего пейзажа, замечая при этом, как со стороны моря в долину, начиная прикрывать вулканический массив Кара-Даг, просачиваются щупальца густого всепоглощающего тумана.
Далее наш путь на третью – южную вершину Эчки-Дага – Деламат-Кая. Собственно, здесь мы выясняем, что эта вершина на самом деле состоит еще из трех, совершенно самостоятельных возвышенностей – к востоку отпочковывается скала Кокуш-Кая, на западном склоне отрог Пандас. Это там, снизу они все сливаются и выглядят как одна, «- А отсюда, Эчки-Даг, нам сверху видно все! Ты так и знай!» Хотя, на самом деле, видно как раз уже далеко не все – мощные пушистые облака, которые пробегают внизу (!), все сильнее заслоняют обзор. Но от этого еще больше какого-то невообразимого восторга, чувства оторванности от основного мира и его нескончаемой суеты! Последний раз подобное явление я видела только лет двадцать с лишним назад, с воздуха, летая самолетами Аэрофлота.
Программа-минимум практически выполнена, но для этого нам еще необходимо найти разлом «Ухо земли» - карстовую шахту глубиной 132 м, для чего мы наугад спускаемся на одну треть горы Кокуш-Кая и благодаря подсказке еще одной, случайно повстречавшейся группы из Одессы, обнаруживаем эту овеянную легендами пещеру.
Туман внизу, практически под нашими ногами (!), достигает наипредельнейшей интенсивности, а здесь, в горах пока все также лужайки освещаются лучами тихого вечернего солнца!
Вершину Пандас-Кая мы покорить уже не успеваем (собираются сумерки), в ложбине находим старую, поросшую травой дорогу и отдаемся в ее власть во все сгущающихся сумерках, покрывающих нас все более густым таинственным туманом. Дорога, огибая отроги Эчки-Дага с западной стороны, выводит нас на современную трассу «Судак – Феодосия» чуть восточнее скалы Порсук-Кая, нависающей над развилкой на Солнечную Долину. Что-то мы сегодня еще наверняка не успели, что ж, тем больше повода вернуться сюда вновь, и вновь ощутить то невесомое состояние, когда выше твоей головы… только небо!