Настоящие имя и фамилия: Норма Джин Бейкер Мортенсон.
Мерелин Монро родилась 1.6.1926 в Лос-Анджелесе, умерла 5.8.1962 в Брейтвуде (Калифорния). Училась в Актерской студии в Нью-Йорке. Легенда при жизни и легенда после смерти, Мерелин Монро прожила яркую, но короткую и трудную жизнь. Секс-символ Америки, предмет мечтаний тысяч мужчин, красавица, которой завидовали миллионы женщин, актриса, чей стремительный "взлет" на вершину киноолимпа казался чудом, она на самом деле была фигурой трагедийной. Неудавшаяся личная жизнь и напрасные попытки доказать режиссерам, что "красотка Мерелин" способна на нечто большее на экране, чем демонстрация своих прелестей - вот основные причины трагедии, разыгравшейся в богатом особняке, где утром 5 августа 1962 г. полицией было обнаружено тело Мерелин.
Но, наверное, для того чтобы понять всю глубину этой трагедии, имеет смысл вернуться в прошлое, когда белокурая Норма Джин постигала первые уроки жизни. А они были более чем суровы: нищета, истерики матери, изнасилование отчимом, когда девочке минуло лишь восемь лет, ощущение одиночества и тоски.
И кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Мерелин Монро, если бы природа не наградила ее прекрасным телом, удивительной кожей и хорошеньким личиком, где обаяние ангела сочеталось с соблазнительностью искусительницы. Неудачный ранний брак, быстро завершившийся разводом и приглашения работать фотомоделью и манекенщицей - такова была юность Мерелин Монро. Первое предложение сняться в кино поступило в 1947 году, когда начинающая актриса появилась в эпизоде фильма "Опасные годы". Затем последовало еще несколько небольших ролей в фильмах "Скудда-У! Скудда-эй! " (1947), "Дамы из кордебалета" (1949), "Шаровая молния" (1950) и др. Хорошенькая молодая актриса понравилась публике и критикам. Особенно была отмечена ее игра в знакомом нам фильме "Все о Еве", где в небольшом эпизоде Мерелин Монро (к этому времени она уже выбрала себе псевдоним) сумела передать целую палитру чувств и эмоций, которые снедают маленькое честолюбивое создание - ее героиню мисс Косуэлл, начинающую актрису, мечтающую стать звездой и не брезгующую для этого никакими средствами.
Однако для режиссеров Мерелин Монро прежде всего оставалась красивой, сексапильной женщиной, и никто из приглашавших ее сниматься не видел и не хотел видеть в ней актрису. Этим объясняется и репертуар лент с ее участием. О содержании фильмов можно судить даже по их названиям: "Любовное гнездышко" (1951), "Давай поженимся" (1951), "Мы не женаты" (1952), "Можно входить без стука" (1952), "Джентльмены предпочитают блондинок" (1953), "Как выйти замуж за миллионера" (1953) и др. Мерелин становится звездой, ее фотографии в вечерних туалетах и "без" расходятся в миллионных тиражах, а на страницах прессы постоянно смакуются мельчайшие подробности ее личной жизни. Когда же в 1956 году становится известно, что очередным мужем М. М (так ее теперь величают зрители и журналисты) стал знаменитый американский писатель и драматург Артур Миллер, ажиотаж вокруг актрисы достиг своего апогея...
И вновь все попытки Мерелин изменить свой экранный "имидж" обречены на неудачу. Она посещает занятия в театральной студии Э. Казана и Ли Страсберга - это вызывает усмешки, в своих личных интервью говорит о желании сниматься в серьезных картинах и... получает приглашения на участие в очередных мелодрамах, комедиях, где ей по-прежнему отведена роль соблазнительной и пустоголовой красотки ("Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес", 1954; "Через семь лет после свадьбы", 1955; "Принц и хористка", 1957). И хотя многие актеры и режиссеры, в том числе и знаменитый Лоуренс Оливье (партнер М. М по фильму "Принц и хористка") отмечают ее бесспорный талант драматической актрисы, ничто не меняется в жизни Мерелин Монро. Для зрителей - она по-прежнему Душечка - героиня самого известного фильма "Некоторые любят погорячее", 1959 (в нашем прокате - "В джазе только девушки") - милая, хорошенькая солисточка веселого дамского оркестра, мечтающая выйти замуж за миллионера, но нашедшая свое счастье в объятиях такого же нищего, но обворожительного музыканта (Тони Кертис). Пожалуй, лишь раз удалось Мерелин выйти за рамки привычного амплуа - это было в ее последней экранной работе, носящей весьма символическое название "Неприкаянные" (1961).
Увы, в тот момент, когда "родилась" актриса Мерелин Монро, женщине, носящей это имя, оставалось жить совсем немного... Постоянные мысли о приближающейся старости, развод с Артуром Миллером (1961), неудовлетворенность работой закономерно привели актрису к депрессии, и как выходу из нее - злоупотреблению алкоголем, наркотиками и снотворным. И все же... хотя официальное заключение "самоубийство" пока никем не опровергнуто, и по сей день смерть Мерелин Монро вызывает немало пересудов и догадок. И версия убийства по политическим мотивам (в последнее время в прессе много писалось о бурном романе Мерелин с сенатором Робертом Кеннеди) также имеет право на существование. Единственный мужчина из близких М. М., который проводил актрису в последний путь, был ее второй муж, знаменитый спортсмен Джо Ди Маггио.
Но и после смерти Мерелин продолжала привлекать к себе внимание. И в Америке, и в Европе было опубликовано немало книг и статей, где делалась попытка понять феномен М. М., а на экраны было выпущено несколько фильмов, посвященных ее творчеству: "Мерелин" (1963), "До свидания Норма Джин! " (1976), "Мерелин: нерассказанная история" (1980), "Последние дни Мерелин Монро" (1985), "Мерелин Монро: что кроется за легендой" (1987). Каждый по-разному, авторы этих лент стремились проникнуть в душу женщины, которая ушла из жизни непонятой... И то, что спустя более тридцати лет, минувших после ее смерти, жива память о ней, доказывает, что в истории мирового кино М. М была гораздо большим явлением, чем просто красивая и сексуальная блондинка.