-Я - фотограф

Турбаза "Култушная" Посольский сор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Edisson

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) псевдо_мысли eau_de_source liru О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 1671


10 добрых деяний

Среда, 01 Февраля 2012 г. 07:37 + в цитатник
Сравнительный анализ заповедей буддизма и христианства
[info]mardongblog
20 мая, 2010

в Софийском соборе Киева древнейший символ Учения Будды – колесо с восемью спицами. Оно венчает своды собора.      Важность знания и соблюдения морально-этических норм постулируется во всех мировых религиях. Они являются необходимой основой для нравственного роста и развития личности, регулируют эстетические нормы в обществе, удерживают человека от впадения в сугубо материалистический прагматизм.

 

      Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Истинная же вера не может быть без добрых дел. В своей статье “Православная апологетика”, известный православный богослов Иван Андреев писал: «Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии - подобна срубленной смоковнице».

    В этом аспекте интересно будет сравнить морально-этические нормы  двух мировых религий: буддизма и христианства. Морально-этические постулаты буддизма изложены в 10 добродеяниях и христианства в 10 заповедях.

    Сущность буддийской практики - добро и сострадание, т.е. любящее все живое сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним. 10 заповедей буддизма - это 10 добрых деяний, которые совершаются тремя видами деятельности: физической, вербальной и ментальной.

    10 добрых деяний - это то, что противостоит совершению 10 не благих деяний, или прегрешений, которые также совершаются тремя видами деятельности: телом, речью и умом:

     Прегрешения тела

1. Не убивай, но спасай чужую жизнь.

2. Воровство. Не бери то что тебе не дано, но уважай собственность других и практикуй щедро подношения.

3. Прелюбодеяние. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни.

Таким образом, три перечисленных заповеди относятся к физическим действиям.

     Прегрешения речи

4. Ложь. Не лги в речах своих, будь честным и искренним.

5. Клевета. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми.

6. Грубость и гнев. В любой ситуации веди себя сдержанно и не сквернословь.

7. Пустая болтовня и суесловие. Не трать время на пустую болтовню или сплетни.

Данные заповеди относятся к вербальным действиям.

     Прегрешения ума

8. Жадность. Пресекай алчные помыслы свои.

9. Зло. Не причиняй вред кому бы то ни было.

10. Ересь, или Ложные взгляды. Верь в закон причинно-следственной связи (кармы), не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.

Последние три заповеди относятся к деяниям ума.

 

     Заповеди правоверного православного христианства состоят в следующем:

1-я заповедь:

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред ликом Моим». Творец требует поклонения Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Творец не может быть ограничен образом из дерева или камня.

3-я заповедь:

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она запрещает суесловие, упоминание имени Господа всуе.

4-я заповедь:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Верующие должны соблюдать его и помнить о нём как о деянии Творца.

5-я заповедь:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь:

«Не убий». Источник жизни есть Творец. Только Он единолично может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, по собственной воле. Лишить жизни другого или себя - значит попытаться встать на место Бога.

7-я заповедь:

«Не прелюбодействуй». Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь:

«Не кради». Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Более того, она осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Это также есть великий грех.

9-я заповедь:

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью.

10-я заповедь:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего». Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний.

    Таким образом, не смотря на одинаковое количество, заповеди хотя и отличаются некоторым внутренним наполнением, но соотносятся наличием определенного количества параллелей.

     Первые четыре христианские заповеди постулируют отношения между богом и человеком. Они естественно вытекают из основной цели христианства - привести человека к Богу. Так же вполне естественно отсутствие данного рода заповедей в буддизме, отрицающего Бога-творца.

     Пятая христианская заповедь хотя и не нашла своего отражения в перечислении буддийских благих деяниях тем не менее она логически вытекает из всей совокупности нравственного учения. Более того, великий индийский буддийский философ Нагарджуна в  своем произведении «Письмо другу» пишет: « Как грустно оттого, что существа идут в дурные рождения по причине элементарного неуважения к родителям».

     Не смотря на то, что заповедь «не убий» прямо указана в обеих религиозных системах, осмысляется данный грех по-разному.  В буддизме убийство ведет к накоплению очень сильной негативной кармы, ведущей к не благому рождению и уменьшению собственной жизни. В христианстве - это попытка стать  вровень с Богом, нарушив Его промысел.

     Седьмая, восьмая и девятая христианские заповеди в целом очень схожи с аналогичными буддийскими добродеяниями.

     Десятая христианская заповедь имеет явные параллели с буддийским пресечением алчных мыслей.

     Последняя буддийская заповедь о пресечении ложных взглядов имеет некие параллели с первой христианской, с той лишь разницей что вместо веры в единого Бога необходимо верить в непреложность основных постулатов Учения Будды.

     Таким образом, не смотря на различия в догматических постулатах буддизма и православного христианства, проявляющихся в некоторых заповедях, существуют общечеловеческие морально-этические нормы, нашедшие свое отражение в виде заповедей в обеих великих мировых религиозных системах.

 

Сотрудник переводческого отдела хурула,

младший научный сотрудник отдела письменных памятников и буддологии КИГИ РАН Чагдыр Санджиев

Источник: khurul.ru

Метки:  

Процитировано 2 раз

Павелъ_Невский   обратиться по имени Пятница, 03 Февраля 2012 г. 13:20 (ссылка)
Буддизм и христианство имеют абсолютно идентичное учение.
Но обе стороны этого не ведают.
И у тех и у вторых нет методики духовного развития; в буддизме есть лишь поверхностное рассмотрение духовного, в христианстве - нравственно-этическое развитие личности, не более того. В Каббале то же самое (впрочем как и в йоге и в эзотерике) - те же библейские и буддийские постулаты, но их надо многими годами постигать и примерять на себя.
Здесь моя точка зрения. А как Вы думаете об этом?
Ответить С цитатой В цитатник
Edisson   обратиться по имени Возможно... Пятница, 03 Февраля 2012 г. 14:08 (ссылка)
Пути господни неисповедимы...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку