-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вера_Лещенко

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2009
Записей: 223
Комментариев: 259
Написано: 558


ТЫ И ЭТА ГИТАРА

Суббота, 14 Января 2012 г. 16:10 + в цитатник

ТЫ И ЭТА ГИТАРА

Георгий Сухно

 

«Многие песни я слышала впервые, 

очень понравилась «Ты и эта гитара»,

любимая мной по сей день...».


 (Вера Белоусова-Лещенко) 


В тридцатых годах прошлого века польский вариант этого танго был очень популярен в Польше. Первым включил его в свой репертуар один из лучших певцов того времени Тадеуш Фалишевский, певец напел танго на пластинку в 1931 году. 




Tadeusz Faliszewski - Ty i moja gitara (You And My Guitar), 1931




Tadeusz Olsza  Ty i moja gitara (You And My Guitar), 1932

 Eжи Петерсбурский [Jerzy Petersburski] (1897-1979) происходил из знаменитой еврейской клезмерской семьи. Отец матери Ежи был известным композитором, мать Паулина была пианисткой, отец Якуб - певцом, брат Иосиф - скрипачом, другой брат Станислав и сестра - пианистами, двоюродные братья Артур и Генрих Гольды были музыкантами и композиторами.

Альберт Плакс пишет: "Ежи родился ... под фамилией Мелодиста. Как и почему он стал Петерсбурским, как это связано с названием знакомого нам города, к сожалению, мне неизвестно. Впрочем, город-то назывался Санкт-Петербург (без «с» посередине), так что, возможно, никакой связи вообще не существует."

Допустимы две русские формы фамилии: Петерсбурский и (с большой натяжкой) Петербургский. Широко встречаемые в Сети другие формы записи фамилии, по моему мнению, являются недопустимыми искажениями: Петербурский или Петерсбургский. Почему Мелодиста стал  Петерсбурским мне тоже не понятно, но это не псевдоним, ибо братья тоже были Петерсбурскими. По-видимому, фамилию изменили, чтобы избежать путаницы из-за обилия Мелодистов на польской эстраде]

Получив солидное музыкальное образование в консерваториях Варшавы и Вены, Петерсбурский создал много прекрасных произведений лёгкой музыки и быстро получил мировое признание, почти вся жизнь eго прошла вдали от родины: Австрия, СССР, Иран, Палестина, Египет, Бразилия, Аргентина. После гибели жены во время землетрясения в 1967 году он перебрался к дочери в Венесуэлу, а в 1968 году вернулся в Польшу, (всего за год до "окончательного решения еврейского вопроса в Польше", в 1969 году, когда Польшу захлестнула мутная волна антисемитизма, большинство евреев, уцелевших во время войны, были изгнаны из страны). В Варшаве 72-летний композитор создал новую семью, женой стала оперная певица Силвия Клейдиш, в 69-м году у молодожёнов родился сын Ежи.

Песни Петерсбурского проникли в СССР ещё до войны, в городах и посёлках с патефонов звучали песни "Утомлённое солнце", "Листья падают с клёна" или "Песенка о юге". Все эти песни были написаны на мелодию популярного в Польше танго Петерсбурского "Последнее воскресенье". В 39-м году, после раздела Польши между СССР и Германией, Петерсбурский попал на территорию СССР. Композитор оставил яркий след в советской эстраде. Концерты сколоченного на скорую руку из польских беженцев-музыкантов "Голубого джаза" Ежи Петербурского и Генриха Гольда пользовались большим успехом. Популярными стали созданные Петерсбурским в СССР вальс "Синий платочек" и песня "Маленькое счастье".


 Анджей Власт справа

О поэте-песеннике Анджее Власте, авторе текста танго "Ты и моя гитара" я уже писал на форуме. Лёгкость творчества и него была необыкновенная, иногда на создание очередного "шедевра" он затрачивал всего 20-30 минут! Но перейдём к польскому тексту этого танго, к тексту, ибо трудно назвать его стихами: 


TY I MOJA GITARA.

Muzyka: Jerzy Petersburski

 Slowa: Andrzej Wast


Czemu lica stroskane, ozcy masz zapakane, mów?

Moja wina okrutna, e Carmena jest smutna znów?

Skronie pon zarzewiem, serce pacze, bo nie wie nic. 

Czy ty kochasz mnie tak, jak ja ciebie, daj znak,

Cho umiechem daj znak lic!


Ty i moja gitara, jaka pikna to para,

Wino na dnie puchara, czegó wicej nam trza?

Argentyska piosenka to rytmiczna, to mika...

A na strunach twa rka o mioci naszej gra!


Tw serenad fermata duga koczy,

A soce blade ar naszych ust rozczy...

Ty i moja gitara, jaka pikna to para,

Niechaj nikt si nie stara znów rozdzieli cerca dwa!

Bd piosenki mej echem i sonecznym umiechem po!

Kocha ci nie przestan, schyl w me rce stroskane skro...


Ju nie pacz, jedyny, chod do swojej dziewczyny, graj. 

Co da jutro, kto wie? co mioci si zwie,

To w piosence mi swej daj!

y i moja gitara...

 

Перевод-подстрочник:

ТЫ И МОЯ ГИТАРА 

 

Почему огорчённое лицо и заплаканные глаза у тебя, скажи мне.

Ужасна моя вина в том, что Кармен снова грустна.

Виски горят, как раскалённые угли, сердце плачет, ибо не знает ничего,

Любишь ли ты меня, как люблю я тебя, дай знак.

Хотя бы улыбкой дай знать 

 

Ты и моя гитара, как прекрасна эта пара,

Вино на дне бокала, чего ж больше нам надо?

Аргентинская песня, то ритмичная, то мягкая...

А на струнах твоя рука о любви нашей играет!

 

Твою серенаду фермата длинная завершает,

Пока солнце бледное жар наших уст разделит...

Ты и моя гитара, как прекрасна эта пара,

Пусть никто не посмеет вновь разделить сердца два!

 

Перевод на русский язык у Ратиновского ограничивается первой строфой и припевом.

Но у Власта была ещё одна строфа:

 

Будь песни моей эхом и солнечной улыбкой гори!

Любить тебя не перестану, наклони к моим рукам огорчённое лицо...

Уже я не плачу, мой милый, подойди к своей девушке, играй

Что завтра будет, кто знает? То, что любовью зовут,

То в песне своей мне дай!

Ты и моя гитара...

 

Русский вариант танго принадлежит  А.Ратиновскому (встречается запись: Ротиновский)

Кто он? 

 

Как попала песня к Петру Лещенко?

Этих сведений мне не удалось найти. А перевод, надо признать, замечательный,

в исполнении Петра Лещенко танго приобретает особенную красоту.

 

ТЫ И ЭТА ГИТАРА

Музыка Ежи Петерсбурского

Русский текст A. Рaтиновского 

 

Отчего ты печальная такая средь этих стен?

Расскажи мне скорей, моя родная, моя Кармен.

Слезы льются, и сердце плачет тоже, не удержать.

Если любишь меня, как люблю я тебя,

Хоть улыбкой мне дай знать.

 

Ты и эта гитара - неразлучная пара,

И шампанского чара, и на сердце весна.

Этой песенки звуки полны страсти и муки,

И дрожат твои руки, как гитарная струна.

 

О, серенада звенит и замирает,

В душе отрада, душа поет и тает...

Как и эта гитара, неразлучная пара.

Пусть никто не узнает, что на сердце ты одна.

 

Пётр Лещенко напел это танго на пластинки два раза, в венском филиале фирмы "Columbia" в 1933 году и в рижской фирме "Bellaccord Electro" в 1934 году. Вероятно, певец услышал его во время посещения Варшавы и вскоре включил в свой репертуар. Танго это в его прекрасном исполнении получило новую жизнь.

 


©Георгий Сухно

©http://petrleschenco.ucoz.ru

Рубрики:  Петр Лещенко
Метки:  

Процитировано 7 раз

Nina_Filatowa   обратиться по имени Суббота, 14 Января 2012 г. 18:16 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку