Русская свадьба |
Свадьбу и видно, и слышно издалека. Трудно найти более красочный и веселый обряд, в котором было бы столько радости и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи.
Даже в наши дни, когда все сводится чаще всего лишь к посещению загса, нескольких памятных мест и застолью, этот праздник привлекает всеобщее внимание самой своей нарядностью. А уж если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится действом.
Сейчас из предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов наиболее известны только свадебные. Но интерес к традициям велик – и вот уже мы слышим старинные величальные песни, прибаутки. А как же проходило это искрометное действо раньше, с соблюдением всех правил – от сговорок и рукобитья до княжего стола и отводин? Невесте полагалось плакать сразу же, как только в доме появляются сваты. Этим она демонстрировала свою любовь к отчему дому, к родителям. За несколько дней до брака родители жениха едут к родителям невесты на рукобитье. И снова она причитает о том, как плохо ей будет на чужой стороне.
Перед самой свадьбой – девишник. Приезжает жених с подарками; все, кроме невесты, веселятся, не обращая особого внимания на ее плач. День брака – самый торжественный. Продолжающую причитать невесту готовят к венцу, жениха тоже одевают в лучшее и при этом охраняют. В невестин дом сходятся гости, приезжает говорливый дружка с женихом, “выкупает” место за столом. После долгих переговоров, сдобренных шутками-прибаутками, едут в церковь: жених отдельно, невеста отдельно.
После венчания невеста перестает плакать: дело сделано. Новобрачных везут к жениху в дом, где их уже поджидают родители жениха: отец с иконой и мать – с иконой и хлебом-солью.
На второй день – “княжный стол” в доме жениха.
Третий день – семейный, а также встреча невесты с соседями.
И, наконец, отводины тесть зовет к себе зятя с родственниками, молодая прощается с родителями; отводные (свадебные чины) отводят новобрачных в их дом. На этом свадебный обряд считается завершенным.
Сговорки
Когда сваха порешит дело, т. е. уговорится с родными невесты, на каких условиях отдают невесту, с каким приданым и выводом, – уговариваются также, в какое время приходить в дом невесты для “сговорок”. Надо заметить, что сговорки, или пропивание, или слово, дают всегда в доме невесты. Когда придут сватающиеся в дом невесты, то в это время народу – соседей – приходит очень много.
Сговорки (или пропивание) бывают очень недолго: разопьют чай и вино, закусят, возьмут у невесты платок и кольцо, а затем сватовья и уходят. Народ же и подруги-девушки остаются. Невесту приводят и сажают в передний угол, за стол, где она должна плакать и причитать.
Во все время, когда “сговоренка” просватана, до венца родные не заставляют ее делать никакого дела. После сговорок каждый день невеста садится за стол и плачет, причитая. Подруги почти во все время у “сговоренки” шьют приданое – белье и платья.
Рукобитье
В назначенное время, дня за три-четыре до брака, бывает рукобитье. Сват или сватья с отцом и матерью жениха, в сопровождении родственников, едут или идут к отцу и матери невесты в дом для пированья – на рукобитье.
Пришедшие по приглашению хозяина садятся за стол, покрытый скатертью. На нем стоят на тарелке пирог-сгибень и соль.
Сватья берет правые руки сватов (отца жениха и отца невесты) и соединяет их рука в руку, взяв со стола пирог, обводит им вокруг рук сватов, три раза говоря: “Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки”. Над руками пирог разламывает, а потом одну половину отдает отцу жениха, а другую – отцу невесты.
После преломления пирога сватовья иногда меряют, чья половина больше – правая или левая (правая – жениха, а левая – невесты). Есть примета: если половина больше, то у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства. Переломленный пирог должен храниться у жениха и невесты до дня брака, а после венчания новобрачные должны съесть его прежде всего; но есть надо жениху – невестину половину, а невесте – женихову.
После преломления пирога сваты садятся за стол, начинается угощенье. Во время преломления пирога невесту приводят под платком и сажают на лавку, а подруги стоят около нее или сидят.
После рукобитья жених посещает невесту каждодневно. Невеста встречает жениха, угощает чаем, сидит за столом, а жених приносит подарки и закуски, гостинцы: орехи, пряники и конфеты. Все такие посещения женихом невесты называются “побывашки”, “поцелуи” и “проведки”. Так продолжаются посещения жениха до девишника, в котором торжество превосходит все посещения, потому что это – последний день девичья житья-бытья.
Девишник
Девишник бывает в последний день или вечер перед свадьбою. К невесте на девишник сходятся подруги, даже приезжают родные и знакомые из других селений. Ранее жениха и прочих гостей приезжает от жениха сваха с сундуком или коробом, в котором находятся разные подарки невесте, а также гостинцы для подруг, детей и прочих зрителей, которые пришли посмотреть на девишник. Невеста встречает жениха, одетая в лучшее платье. Девушки поют песни.
По окончании девишника жених уезжает со своими гостями, а народ расходится.
День брака
Утром рано к невесте приходят девицы-подруги, чтобы собрать ее к венцу. В доме приготовляются к брачному пированью, потому что от венца все поезжане с новобрачными приезжают для пирования в дом невесты, а отпировав, уезжают ночевать первую ночь к жениху (на другой день у жениха бывает княжий стол). Если же от венца привозят новобрачных в дом жениха, то у невесты стола не бывает и свадьба ограничивается одним княжим столом.
Подруги невесты, собравши невесту к венцу, усаживают ее на лавку, на которой постилается шуба кверху волосом: сидеть на волосе шубы – жить богато, а также – чтоб не могли злые люди испортить молодых.
Невеста, девушки и родные, сидя за столом, ожидают приезда дружки, жениха и прочих поезжан – “новой родни”, которые должны приехать, взять невесту и увезти к венцу.
Собирая невесту к венцу, предохраняют ее от лихих людей, от “порчи”, болезни и проч. Следующими способами: в платье втыкают безголовые булавки, безухие иглы, осыпают хмелем.
Жениха, едущего к венцу, также охраняют, даже кладут ему в карман ножик (а невесте – ножницы). Платье как у жениха, так и у невесты должно быть новое и лучшее.
Невестин отец должен выйти на улицу, встретить дружку с “поездом”, приехавшим за его дочерью, и пригласить в дом; при этом бывает и жених. Если он берет невесту в другую деревню, соседи загораживают дорогу, и дружка обязан дать им вина, пива и закуски-пирогов.
Хозяин (отец невесты) выходит, растворяя двери, кланяется и пропускает гостей в избу. Отец и мать, крестный отец и крестная мать подходят и благословляют жениха и невесту, которые целуют икону, родителей и кланяются.
Дружка первый едет к церкви. За дружкой – жених с братом Потом невеста со свахой, а за ними родные поезжане по старшинству и родству.
Первый день
После венчания новобрачных везут в дом жениха, отец и мать которого встречают их с хлебом-солью и с образами, благословляя отец иконою, а мать – хлебом-солью и иконою, затем новобрачных благословляют крестный и крестная жениха, а потом их вводят в особую избу или горницу, где наскоро кормят, а родных усаживают за столы. Начинается столованье: пьют, едят, что называется, до увалу, одни новобрачные не должны ни пить, ни есть, а сидят плотно за столом, рука с рукой, нога с ногой, чтобы кошка не пробежала. По окончании стола гости бьют тарелки и рюмки, а затем молодых отводят спать в особую горницу или холодную избу, у порога которой бьют горшки. Новобрачных в спальню провожает сваха, делая разные наставления и приговорки вроде: “На первую ночку – паренька и дочку”. Когда новобрачные остаются одни, молодая должна разуть мужа, у которого в сапог положены деньги. Эти деньги новобрачная берет себе, благодарит мужа, а затем он укладывается на постель, а молодая, раздевшись, вскакивает через мужа к стене на постель и ложится. Новобрачных укладывают в холодную спальню для того, чтобы дети у них были здоровыми и не боялись холода, а молодая скачет через мужа на брачную постель для того, чтобы детей родить легко и благополучно, а деньги муж кладет в сапог, чтобы они водились у жены всю жизнь.
Второй день. Княжий стол
Княжий стол приготовляется в доме новобрачного на второй день после свадьбы. Утром подгулявшие еще с вечера родные идут “поднимать молодых”, но в спальню будить молодых входит одна только сваха. Родные стоят у дверей, бьют горшки и тарелки. При выходе новобрачных их поздравляют. Новобрачные входят после умывания и наряжения, и их сажают за стол княжий, а за новобрачными усаживаются и прочие родные, а затем начинается угощение – завтрак.
По окончании завтрака новобрачных снаряжают в путь к тестю и теще и прочим родным новобрачной, звать на княжий стол. Новобрачные уезжают одни. У тестя их угощают чаем и закусками. Новобрачные, пригласив тестя и тещу с новой родней на княжий стол, возвращаются домой, а за ними тотчас же приезжают и званые гости. Все гости усаживаются за столы, и начинается княжий стол.
Отец и мать новобрачного не сидят за столом, а ходят у столов н кланяются, угощая гостей, а прочие родные новобрачного подают за столы кушанья и напитки. За княжим столом новобрачные тоже ничего не пьют и не едят, а только если им подносят вино и пиво, “пригубливают”, т. Е. Обмачивают губы. Новобрачных, как перед первым столом после брака, так и княжим, чтоб не возбудить в них аппетита, кормят отдельно, что и называется “покормить молодых на особинку”. Подгулявшие гости за княжим столом часто обращаются к новобрачным и говорят: “Горько, очень горько!”, Просят: “Нельзя ли подсластить?” Новобрачные должны встать, поклониться, поцеловаться “крест накрест”, сказать: “Покушайте, теперь сладко!” Гости допивают из стакана или рюмки и говорят: “Вот теперь очень сладко”, – а потом подходят к новобрачным и целуют их. Таким образом, за княжим столом только и слышится “горько”, а потому поцелуям нет конца. Гости-супруги, не довольствуясь “подслащиванием” новобрачных, обращаются за словом “горько” муж к жене, жена к мужу и тоже “подслащивают” – целуются.
На княжий стол посмотреть приходит очень много постороннего народа. У небогатых хозяев, когда бывает один стол после брака, а княжего стола не бывает, – все церемонии и обычаи происходят за первым столом после брака, как за княжим.
Третий день
Из новой родни на третий день остаются очень немногие. Третий день имеет вид праздника семейного. Утром молодую заставляют стряпать и выпекать блины, которые она и подает от печки на стол. После обеда, ввечеру, к новобрачным собираются посидеть девицы, молодые женщины и парни. Молодые люди поют песни, заводят разные игры и пляшут. На этом вечернем собрании новобрачная знакомится с соседями и потчует их: блинами, пирогами, пряниками и орехами.
Отводины
Так называемые отводины бывают обычно через неделю после свадьбы. Отводины делает отец новобрачной и все прочие ее родные, бывшие на свадебном пиру. В назначенный для отводин день тесть едет звать к себе зятя и дочь, а также и всех родных зятя. Когда приедут молодые к отцу и отпируют сват у свата, зять у тестя, тогда приглашают к себе по старшинству и прочие родные новобрачной. На отводинах, таким образом, молодые ходят из дому в дом родных, у каждого угощаются закусками и чаем. С окончанием отводин свадьбу считают оконченной.
Русский человек без родни не живет
Мало где можно увидеть столько степеней родства, как в большой, разветвленной русской семье. Не зря говорят: много родни – мало беды.
Далеко не все знают, что, кроме ближайших родственников – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, – есть у них еще шурины и золовки, девери и свояченицы. Приятно, когда в каком-нибудь городке или в далекой деревне обнаружится вдруг хоть и десятая вода на киселе, а все же родня, родная кровь.
Сколько присказок и анекдотов бродит о зятьях и тещах – на целый том хватит! Да и загадок, связанных с родней, немало. Например, шуринов племянник – какая зятю родня? Поразмыслив, ответите: сын. А вот еще одна: шли муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем; сколько их всего? Оказывается, трое: муж с женой да брат жены. Потому что этот брат – он же шурин. А муж шурину доводится зятем.
Постараемся разобраться в степенях родства.
Часто говорят: они единокровные, единоутробные. А ведь это далеко не одно и то же. Единокровными называют детей, которые родились от одного отца, при этом – не от одной матери; то есть родство по крови. Единоутробный дети – наоборот, дети от одной матери и от разных отцов. Родство по утробе.
С тестем, тещей, свекром и свекровью путаницы, как правило, не бывает.
Тесть – это отец жены. О нем говорят: “Тестевы обычаи уважай.” Хотя, с другой стороны, коли зять недоволен, так может и ответить: “Что мне тесть, когда нечего есть!” Но коли уж выдал дочку замуж, то приходится и зятя принимать таким, каков есть. Отсюда – “Тесть, как ни вертись, а за зятька поплатись!”
Теща – мать жены. Она за родную дочь переживает, поэтому старается всячески ублажить зятя.
Свекор – это отец мужа. Соответственно, жена его сына – ему сноха, она же – невестка. О нем говорят, что “свекор – гроза”, но этим, как правило, и ограничиваются. Все прочие характеристики относятся к свекрови.
Свекровь – мать мужа. В старину был свадебный обычай: утром после брачной ночи свекровь ударяла сноху три раза плеткой, приговаривая: “Это – свекрова гроза, это – свекровина гроза, это – мужнина гроза”.
3ять – муж дочери. Но точно так же называется и муж сестры, или, как пишет В. И. Даль, – “золовкин муж”. Родители жены – мужу (зятю) тесть и теща. Брат жены – мужу ее (своему зятю) шурин. А сестра жены – свояченица. Посему один и тот же человек приходится зятем – тестю, теще, шурину и свояченице.
Сноха, она же невестка, – жена сына по отношению к родителям сына. Сноха – от слова сын: “сынова” – “сыноха”. Невесткой также называют жену брата. Жены двух братьев – между собою тоже невестки. Таким образом, невесткой женщина может быть по отношению к свекру, свекрови, деверю и золовке.
Тетка (тетя, тетушка) – сестра отца или матери.
Дядя – брат отца или матери. В зависимости от этого о нем, как и о тетке, говорят с уточнением: “дядя по отцу”, “дядя по матери”. Нередко младшие называют дядей старшего, независимо от родства.
Мачеха – не родная мать детям, вторая жена отца. Дети мужа от первого брака – мачехе пасынки и падчерицы.
Отчим – не родной отец, отец по матери, второй муж матери. Отчиму дети его жены от первого брака – пасынки и падчерицы.
Шурин, он же шуряк, шуряга – родной брат жены.
Деверь – брат мужа. Деверь и золовка – для жены то же, что и шурин и свояченица для мужа.
Золовка – сестра мужа. В некоторых местах так называют и жену брата. Золовка обычно указывает молодой, командует ею. Отсюда и само слово золовка – от “зловка”.
Свояченица – сестра жены, а муж ее – свояк. Свояками называют и двух мужчин, женатых на родных сестрах. Родство это считалось не очень надежным, поэтому говорили: “Два брата – на медведя, два свояка – на кисель”.
Ятровь (она же ятровица) – жена деверя. Но так зовут и жену шурина. Жена брата по отношению к деверю и золовке – тоже ятровь. И жены братьев между собою – тоже ягпрови.
Кум, Кума – крестные отец и мать. Они в духовном родстве не только между собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. То есть кумовство – это не кровное, а духовное родство.
Есть и другие степени родства в русском народе, более отдаленные, о которых говорят, что это “седьмая (или десятая) вода на киселе”.
Порою в большой семье сами с трудом разбираются, кто кому кем доводится, и тут приходят на выручку производные от слова свои: свойственники, свойки, свойники.
Свадебные суеверия
Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: “Венчается раб божий такой-то”, – то последний должен креститься и говорить тихонько: “Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются”. Народ верит, что если у брачующихся есть какие-то болезни да с ними венчают, тогда их никогда не вылечить.
Во время венчания, когда под ноги подстилается полотно или платок, – то кто на него вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет “большим” в семейной жизни.
Во время венчания замечают: у кого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорит, тому прежде и умереть.
Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, а если же будут, а в особенности посмотрят в глаза, то не возлюбят друг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни.
Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки; первый из них дает молодой в руки скляницу с вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидает хмель. Пирог новобрачные должны съесть пополам перед свадебным столом, на “особинке”. Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы жили век весело.
Как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ноги переплести или поставить нога на ногу – для того чтобы между ними не пробежала кошка, а то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою.
Рубрики: | СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ, ОБРЯДЫ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |