Майя Пешкова
В 1879 году, на тогда ещё Александринской площади, (ныне площадь Островского) в её правом верхнем углу, если смотреть с Невского, в двадцати метрах от помпезного Александринского театра постройки Росси, появляется необычный доходный дом. Он совершенно не вписывается в ансамбль центральной городской площади с её величественными жёлто-белыми зданиями украшенными колоннами, скульптурами и прочими квадригами эпохи классицизма.
Дом Басина. Фото: В.Кононов.
Здание, известное как дом Николая Басина, бросает вызов стоящим вокруг него зданиям, выстроенным в духе классицизма. Этот дом вдохновил Александра III на реформы в области армейской моды, и с момента возникновения остаётся одним из главных пристанищ для людей, чья жизнь связана со стоящим поблизости Александрийским театром.
Удивительно видеть доходный дом архитектора Басина на площади Островского: окружённый зданиями в стиле классицизма, он будто является вызовом зодчего архитектору Росси, который задолго до него украсил площадь зданиями в духе прошлой эпохи. Дом Басина словно стремится выбиться из общего ряда и громко заявить о себе при помощи ярких украшений на фасадах дома — рельефных изображений петухов, словно сошедших со стен русских теремов и другим декоративным элементам. На откровенную «русскость» в отделке также намекают различные детали: кокошники, столбики-кубышки, лепнина, напоминающая резьбу по дереву или традиционную вышивку на скатертях в барском деревенском доме.
Дом-терем, дом-пряник, созданный известным русским архитектором, академиком Николаем Петровичем Басиным, прочно обосновался на своём месте привлекая к себе внимание каждого человека, проходящего мимо. Буквально каждого и это не аллегория.))
Дому Басина немало досталось от критиков всех мастей. Его творение называли и «русским китчем», и «кондитерским пирогом» и «дом с петухами», нарушившим и испортившим площадь. К слову, споры по поводу данного здания до сих пор не утихают, и он является общепризнанным хрестоматийным примером игнорирования городского ансамбля.
Знаменитые петухи на фасаде. Фото: В.Кононов.
Действительно, этот дом столь ярок и живописен, что он даже заставляет забыть об окружающем ансамбле. Он настолько привлекает к себе внимание и необычным розоватым цветом, и удивительной сложностью декора, и многочисленными деталями, украшающими два его фасада, выходящих на площадь Островского и переулок Крылова.
Его стены кажутся объемными благодаря эркерам, пилястрам, столбикам-кубышкам, лепной отделке. Еще больший объем зданию придает увенчанный башенками угловой эркер. Здесь можно увидеть наличники, сандрики, кокошники, венчающие карнизы, лепные узоры, напоминающие «деревянное кружево» русских мастеров или традиционную вышивку на скатертях в барском деревенском доме.
Фото: В.Кононов.
Особым же украшением фасада дома являются рельефные петухи, словно слетевшие с русских полотенец или стен русских теремов. Они стали ярким элементом национального стиля в архитектуре, который, за обилие мелких деталей, современники и прозвали «петушиным».
Ряд исследователей утверждает, что многие «знаковые» элементы дома сделаны по рисункам архитекторов Н.Н.Никонова и И. П. Ропета, считавшихся столпами «русского стиля». Здание не вписывается в ансамбль площади – это очевидно. Но справедливости ради стоит сказать, что Басин, видимо, и не собирался ничто и никуда «вписывать».
Фото: В.Кононов.
Правду сказать были не только критики у «Дома с петухами», но и его покровители, да такие… , благодаря которым дому Басина, кроме слов, ничего не угрожало.
По случаю возникновения в городе этого дома сложилась интересная петербургская легенда, связанная с именем императора Александра III. Якобы, увидев по завершении строительства шедевр Басина, царь решил продолжить возрождение национальных традиций, и отрастил бороду, а вслед за этим переодел армию в шаровары и высокие сапоги. На самом ли деле именно это событие послужило резоном для царского указа, мы судить не берёмся, однако сама история заслуживает внимания хотя бы потому, что в ней в очередной раз подчеркивается любовь императора к Родине и его стремление сохранить национальный колорит, не в угоду аристократии, которая стремилась европеизировать страну.
Когда в 1879 году дом был построен, в него заселились зажиточные купцы и люди с прочным финансовым положением. После революции в доме неоднократно сменялись жильцы, впрочем, как и история за его окнами. Сейчас здесь живут представители интеллигенции: работники театра, режиссёры и артисты.
Фото: В.Кононов.
Значительное облегчение для войск было допущено Александром III введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах; дополнением этого явились белые чехлы на фуражки в течение всего летнего периода,
И наконец в1879 году для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки. Да, да. Та самая гимнастёрка, которая пережила и ряд турецких войн, и первую мировую и Великую Отечественную войну. Вот вам и Дом с петухами! ))
Фото: В.Кононов.
После революции жильцы Дома Басина неоднократно сменялись. Теперь здесь в основном живут представители творческой интеллигенции: работники театра, режиссёры и артисты...
А в двух шагах Александринский театр и 265 театральный сезон. Фото: В.Кононов.
[url]https://zen.yandex.ru/
http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/197859/
https://www.citywalls.ru/house1563.html