Жемчужины Санкт-Петербурга. Юсуповский дворец
|
|
Воскресенье, 08 Ноября 2009 г. 01:09
+ в цитатник
Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.
![(700x524, 134Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/849/50849526_10461.jpg)
Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.М. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.
![(640x480, 54Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/849/50849700_YusupovPalace_Moyka1.jpg)
Почти два столетия формировался ансамбль Юсуповского дворца, а точнее, обширной городской усадьбы, одной из немногих сохранившихся в Петербурге. Как и другие усадебные ансамбли в историческом центре города, он был связан с судьбами многих персонажей петербургской старины. То есть, в его биографии существовал "доюсуповский период", длившийся более века.
В начале XVIII века на левом берегу Мойки располагался небольшой дворец и усадьба царевны Прасковьи - племянницы Петра Великого. В 1726 году Прасковья Иоанновна подарила это свое владение лейб-гвардии Семеновскому полку, где он и квартировал до 1742 года.
В середине 1740-х эта территория вошла в обширную усадьбу графа Петра Шувалова. Ловкий царедворец, ставший после дворцового переворота Елизаветы крупным сановником, обладал огромным государственным влиянием во все годы царствования "дщери петровой".
![(700x525, 195Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/874/50874977_4322371.jpg)
Время не сохранило имени архитектора, выстроившего дворец в новой усадьбе графа Шувалова. Судя по рисунку 1760 года художника М. Махаева, это был особняк в стиле русского барокко, где граф Шувалов устраивал пышные празднества и принимал свою венценосную покровительницу. В 1754 году в Шуваловском дворце на Мойке роскошным балом-маскарадом было отпраздновано рождение цесаревича Павла Петровича - будущего российского императора.
Сын Петра Шувалова - граф Андрей Петрович продал отцовский особняк. Блестящий вельможа новой эпохи царствования, состоявший в ближайшем окружении Екатерины II, вероятно, считал родительские хоромы старомодными и архаичными. Дворец по своему вкусу - в стиле входившего в моду классицизма - молодой граф Шувалов задумал возвести выше по течению Мойки.
Проект нового здания, выстроенного в 1770-е гг., выполнил архитектор Ж.-Б. Валлен Деламот. Согласно его решению, парадный вход в особняк был расположен со стороны внутреннего двора. Высокая семиметровая ограда этого двора, украшенная стройной классической колоннадой - единственное сооружение дворцового комплекса, сохранившееся до наших дней.
![(700x525, 104Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875052_10591.jpg)
Купленный в казну у потомков графа Шувалова дом на Мойке, по воле императрицы Екатерины, был пожалован фрейлине графине Александре Браницкой в 1795 г. Свидетельств о существенных перестройках дома в эти годы не найдено.
Графиня Александра Васильевна Браницкая, супруга коронного гетмана Польши, владела дворцом 35 лет. Затем почтенная хозяйка продала дом своим родственникам - князьям Юсуповым за 250 тысяч рублей. Купчая была оформлена на имя Бориса Николаевича Юсупова - племянника Браницкой.
![(700x525, 120Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875095_10501.jpg)
Дата 5 марта 1830 года является началом новой динамичной и яркой биографии старинного дворца, вошедшего в историю России и архитектурную летопись Петербурга под именем Юсуповского.
![(421x562, 48Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875513_46771.jpg)
Портрет княгини Зинаиды Юсуповой
Юсуповы принадлежали до 1917 года к богатейшим фамилиям страны, благородство воспитания и образования нашло блестящее воплощение в архитектуре и интерьерах одного из четырех Юсуповских дворцов, расположенного в живописном уголке неподалеку от Никольского собора и исторической части города – Коломны, на берегу Мойки.
![(698x562, 101Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875377_10771.jpg)
![(700x465, 134Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875412_DSC_09921.jpg)
Новые хозяева усадьбы начали с коренной ее перестройки, которая была поручена видному классицисту, «ректору архитектуры» Академии Художеств Андрею Алексеевичу Михайлову. Он капитально переоборудовал дворцовое здание, значительно увеличив его в размерах. С восточной стороны пристроил трехэтажный корпус, в бельэтаже которого разместил самый большой зал нового дворца - Банкетный. Дворовые флигели были реконструированы и объединены в целостное здание, уходящее вглубь усадьбы, - там разместились залы Картинной галереи, завершавшиеся домашним театром. На территории усадьбы были возведены оранжереи, садовый павильон и пейзажный сад. Необычайного великолепия архитектор достиг в создании интерьеров дворца, декоративное убранство которых было выдержано в стилистике торжественного русского ампира.
![(700x525, 133Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876121_46671.jpg)
Ротонда
![(700x525, 119Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876186_46691.jpg)
В период с 1840 по 1860 гг. во дворце работали архитекторы Бернар Симон и Ипполит Монигетти. Их творчество совпало с самым романтическим этапом русской архитектуры - историзмом, когда на основе художественных мотивов прошлого развивались новые стилистические варианты: неоренессанс, неорококко, неоклассицизим. Все эти направления, нашли воплощение в интерьерах Юсуповского дворца. Залы самого различного назначения: домашний театр, зимний сад, музыкальный салон, гостиные, буфетные, библиотеки, спальни, столовые и будуары - были виртуозно оформлены с учетом тенденций, которые явились «отражением мечтательного озирания на минувшее прошлое».
![(700x525, 149Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875808_10891.jpg)
Музыкальная гостиная
![(700x525, 164Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875850_46511.jpg)
Ванная комната
![(700x525, 154Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875892_46551.jpg)
Гобеленовый зал
В начале 1890-х гг. старинному дому на Мойке снова потребовалась модернизация. Юсуповы приглашают архитектора Александра Степанова. Он блестяще решил задачу технического переоборудования здания, которое было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией. Творческая одаренность мастера нашла воплощение в некоторых заново отделанных интерьерах, среди которых Мавританская гостиная, Дубовая столовая и вершина творчества архитектора - миниатюрный Домашний театр.
![(700x525, 146Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875767_10861.jpg)
Музыкальная гостиная
![(700x525, 113Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/875/50875939_46571.jpg)
![(700x525, 132Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876318_46721.jpg)
![(700x525, 99Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876241_46701.jpg)
Римский зал
![(700x525, 114Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876378_46731.jpg)
Римский зал
![(700x525, 148Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876430_46781.jpg)
Домашний театр
В начале XX века архитектор А. Белобородов занимался обновлением апартаментов первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Будучи студентом Академии художеств, он собрал творческую группу молодых художников: С. Чехонин, В. Конашевич, Н. Тырса. Интерьеры были оформлены в стилистике входившего в моду неоклассицизма с «привкусом» модерна.
![(700x525, 148Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876013_46591.jpg)
Зеленая гостиная
![(700x525, 155Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876063_46611.jpg)
Красная гостиная
Декретом от 22 февраля 1919 года за подписью Г. Зиновьева и А. Луначарского дворец был национализирован. Комиссия по делам музеев Комиссариата просвещения приняла решение сохранить Юсуповский дворец, превратив его в художественно-исторический памятник. 20 сентября 1919 года Юсуповская галерея, в которой были представлены произведения искусства из фамильной коллекции, открылась для посетителей. В 1924 году начались экскурсии в исторические комнаты, связанные с убийством Григория Распутина. К сожалению, период, когда художественные сокровища Юсуповых были доступны для обозрения в стенах «родного» для них дома оказался очень кратким. В 1925 году музей «дворянского быта» в Юсуповском, также как и в ряде других особняков города, был закрыт. Началась его ликвидация, то есть беспорядочный и, иногда, бесконтрольный вывоз наиболее ценных произведений искусства и предметов убранства.
![(700x525, 148Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876086_46631.jpg)
Синяя гостиная
![(600x488, 188Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876492_imgB1.jpg)
![(700x525, 131Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/880/50880959_10941.jpg)
Грушевая гостиная
В 1925 году дворец князей Юсуповых был передан педагогической интеллигенции города. До наших дней здесь размещается Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, сочетающий в своей деятельности музейные, театрально-концертные и культурно-просветительские направления деятельности.
![(700x525, 156Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876551_ud1.jpg)
Греческий зал
Сегодня Юсуповский дворец - один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра
![(700x467, 144Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//50/876/50876598_P1010315copy1.jpg)
Очарование атмосферы пышных балов, театральных постановок с участием Федора Шаляпина, Матильды Кшесинской и других блистательных исполнителей прошлой эпохи, роскошная библиотека хозяев Юсуповского дворца и прекрасные лица на портретах не оставят равнодушным посетителей.
Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.
Достопримечательный Юсуповский дворец находится несколько в стороне от непосредственного центра города и туристских маршрутов и привлекает к себе поклонников театрального искусства - парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр и отличающийся исключительными акустическими свойствами концертный зал служат роскошной сценой для выдающихся исполнителей старинной и классической музыки.
Безусловно, дворец является одной из жемчужин Петербурга, и вряд ли можно найти человека, посетившего его, и оставшегося равнодушным.
http://piternights.ru/articles/m4
http://images.yandex.ru/
Метки:
юсуповский дворец
Процитировано 24 раз
Понравилось: 3 пользователям
-
3
Запись понравилась
-
24
Процитировали
-
0
Сохранили
-