-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в вилмар

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.12.2008
Записей: 850
Комментариев: 422
Написано: 2641


А память остаётся...

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 00:14 + в цитатник

13 декабря исполняется 80 лет со дня рождения Николая Рыбникова (13.12.1930 - 22.10.1990) , ставшего символом для целого поколения.

Заслуженный артист РСФСР (1964).
Народный артист РСФСР (1981). 

Николай Николаевич Рыбников родился 13 декабря 1930 года в городе Борисоглебске Воронежской области . Вырос в Сталинграде, где во время учёбы в школе активно и с немалым успехом выступал в художественной самодеятельности. Его даже приняли во второй состав Сталинградского драматического театра.
После школы Рыбников поступил в медицинский институт, но проучившись там год, он решил стать артистом и в 1948 году уехал в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Успешно сдав экзамены, он стал студентом мастерской С.Герасимова и Т.Макаровой.

По словам его однокурсницы и будущей жены Аллы Ларионовой Рыбников выглядел так: «Он тогда был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках. Однажды не оказалось масла на завтрак, так он съел с хлебом целую банку майонеза. С того времени видеть майонез не мог, на дух не переносил...»
Во ВГИКе он был одним из самых талантливых студентов, сама Макарова считала его человеком огромного темперамента и необъятного творческого диапазона. На студенческой сцене Николай играл чеховских и шолоховских героев, пушкинского Дон-Жуана . Также во время учебы молодой актер прославился и как один из главных балагуров института. Рыбников умел мастерски имитировать чужие голоса и вместе с друзьями часто устраивал розыгрыши. В апреле 1951 года Николай, прячась в шкафу, зачитал голосом Юрия Левитана правительственное постановление о снижении розничных цен. Согласно этому постановлению, с 1 апреля цены на продовольствие снижались в 5 раз, на винно-водочные изделия в 7 раз, а соль и спички должны были отпускать бесплатно. Сообщение студенты встретили громом аплодисментов и криками: «Да здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!» Естественно, обман вскоре раскрылся. За эту проделку Рыбникова решили отчислить из ВГИКа. Но руководство курса взяло его на поруки…
 Учеба во ВГИКе была завершена дипломным спектаклем о юном Петре. По выражению Т.Ф. Макаровой, это было высшее достижение актера. Вся театральная и кинематографическая Москва была на спектакле. Николай абсолютно не похож на Петра I. Даже своим ростом (176 см) он много «не дорос» до царя, не говоря уж о совсем не богатырском сложении актера. Есть немало свидетельств тому, как играл Рыбников эту роль. Его учитель, С.А. Герасимов, делился своими впечатлениями: «Прекрасно играл – вдруг становился длинным, будто вырастал, и какой-то бас у него образовывался, ломкий бас, срывающийся, – эту роль помнят все, кто видел эту работу. И это была в значительной степени саморежиссура, необходимая и возможная даже на студенческой скамье, в ученические годы».
После окончания ВГИКа в 1953 году Рыбников был принят в труппу московского Театра-студии киноактера и в том же году дебютировал в кино, сыграв роль Дроздова в фильме «Команда с нашей улицы». Но по-настоящему его актерский талант раскрылся у режиссеров А.Алова и В.Наумова в картине «Тревожная молодость» , а также и у М.Швейцера в «Чужой родне», где он сыграл роль тракториста Фёдора Соловейкова ,  по фильму - Фёдор не может ужиться в доме родителей своей жены Стеши Ряшкиной. Родители Стеши в общем неплохие – трудолюбивые, хозяйственые люди, но с одним , зато вызывающим конфликт , «изъяном»: интересы своей семьи , своего двора они ставят выше интересов «общественных» , колхозных. У Федора , молодого сознательного бригадира, такое отношение к колхозной жизни вызывает протест и отчуждение от родственников. Его утверждение на эту роль было трудным. В длинном списке кандидатов на роль сельского механизатора фамилия Рыбникова была самой последней. Актер не надеялся, что режиссер фильма и автор повести, по которой снималась картина (Владимир Тендряков), остановят свой выбор на нем. Но выбрали его. И пришлось Рыбникову, человеку сугубо городскому, срочно переквалифицироваться в сельского жителя. Съемки проходили в Кунгуре, и в первый же съемочный день актеру пришлось выдержать настоящий экзамен на право называться селянином: снимался эпизод косьбы. Как и водится в таких случаях, на съемочную площадку сбежалась чуть ли не вся деревня. Если бы актер с косой в руке выглядел неубедительно, это было бы подмечено крестьянами в ту же минуту. Однако Рыбников экзамен выдержал. «Видать, парень наш, деревенский», — после окончания съемок говорили селяне. Даже Владимир Тендряков, дольше всех сомневавшийся в способностях молодого актера, изменил свое мнение и подарил ему книгу с автографом.
Большой успех и слава пришли к актеру после фильма «Весна на Заречной улице» в 1956 году, поставленной Ф.Миронером и М.Хуциевым , где актёр сыграл главную роль - Сашу Савченко , сталевара-передовика и красавца, покорителя сердец всех заводских девчонок .Режиссер картины М. Хуциев вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И все же Рыбников получил эту роль, достойную его дарования. Но как доставалась Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев писал: «Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться».
Наверное, если не все, то очень многое определяет талант, отмеренный человеку природой. О нем-то ,рассказывая о фильме "Весна на Заречной улице" , и говорил М. Хуциев много лет спустя на одном из вечеров памяти Рыбникова: «Вот я сейчас смотрю, и у меня подкатывается ком к горлу. Потому что он ничего еще не сказал, но как он смотрит на нее! Как он играл любовь! Это ведь невероятно сложно сыграть. Это могут только огромные артисты. Будь другой актер – и сцены бы не было. Уверяю вас».Сложность сцены, в которой Савченко признается в любви учительнице Татьяне Сергеевне, состояла еще и в том, что Рыбников должен был играть влюбленного, пришедшего к ней навеселе! Ситуация явно комическая, явно невыгодная для героя. А сцена потрясает. «Происходит это, на мой взгляд, потому, – пишет биограф Ю. Дьяконов, – что актер в течение нескольких минут сумел убедить нас в своей предельной открытости, в этом одном из главных свойств русского характера, в его гордом простодушии и бесхитростности: „…Вы же видите, я для вас что хотите сделаю. Мертвый – приду, если надо. Только вот я какой. Рабочий. Работяга. Ну такой я есть, таким и буду. Хотите за такого пойти “ Рыбникову не нужен повод или случай, чтобы показать потаенную или явную эмоциональность переходов его героя из одного состояния в другое, потому что в самом его русском характере заложена бескрайность чувств».
 А когда через год на экраны советских кинотеатров вышла картина «Высота» режиссёра А.Зархи, где Рыбников исполнил роль Николая Пасечника - бригадира монтажников, по актеру буквально сходил с ума весь Советский Союз , крылатые фразы из фильма (Светофор!.. Вот для Южной Америки вполне подходяще. Природа там разноцветная: пальмы, зебры, кенгуру...",Николай Пасечник способен творить чудеса — вызвать молнию, он способен изумиться, увидев латиноамериканский туалет любимой..., "Мы еще такое построем, что с Марса будут смотреть и удивляться.." ) были очень популярны в то время . Героям Рыбникова верили, на них хотели походить. И многие мальчишки середины пятидесятых годов писали письма сталевару Саше Савченко и монтажнику-высотнику Николаю Пасечнику с просьбой рассказать, как и где они обучились своей профессии…
. Во время съемок фильма «Высота» Николай женился на популярной актрисе Алле Ларионовой (1931-2000гг.).


Николай Рыбников очень любил свою Аллочку.

Они расписались в Минске, где Ларионова снималась в "Полесской легенде", 2 января 1957 года. Рыбников приехал со съемок картины "Высота" 30 декабря и сказал: "Все, лапуся, идем расписываться!". Она подумала, что он сошел с ума: в праздничные дни все ЗАГСы закрыты, какая же может быть роспись?! Но 2 января все-таки поехали в ЗАГС.
Регистраторша умудрилась не узнать двух самых популярных артистов советского кино, сказала: "Заявление надо за месяц подавать, а так, с бухты-барахты, никто не женится!".
А возле ЗАГСа эскорт машин, свидетели, гости! Что делать? И тут кто-то вспомнил, что в Минске есть ЗАГС , расположенный как раз напротив кинотеатра, — уж там-то наверняка Ларионову и Рыбникова знают, а стало быть, пойдут навстречу. Там их действительно расписали. Это был брак под номером 1 — первый в новом году.
Не обошлось и без курьеза, о котором вспоминала Ларионова: "Регистраторша поставила в мой паспорт штамп и написала: "После замужества фамилия Рыбникова". Я ей говорю: "Что же вы наделали! Вы же мне паспорт испортили". Она так удивилась: "Как, разве вы не хотите взять фамилию мужа?". — "Я, — говорю, — ничего не имею против Рыбниковой, но Ларионова уже состоялась — столько фильмов вышло с моим участием". Тогда она зачеркнула свою запись и написала: "Исправленному верить". Так я до обмена паспортов на новые — уже в 70-х годах — и ходила с почерканным паспортом".
В Дом кино на премьеру "Высоты" они пошли уже вдвоем. И когда герой фильма, которого тоже звали Николай, сказал с экрана: "Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?", весь зал буквально взорвался аплодисментами.Они прожили вместе 33 года... Они вырастили двух дочерей — Алену и Арину (Алена работала на телевидении, Арина окончила полиграфический).По нему сходили с ума женщины, ей объяснялись в любви множество мужчин, в прочность их союза почти никто не верил, однако они прожили вместе счастливую долгую жизнь .
В 1958 году актер попробовал себя в комедийном жанре, снявшись в картине Э.Рязанова «Девушка без адреса» , строитель Паша влюбляется в симпатичную попутчицу с первого взгляда. Но в суматохе вокзала герои теряют друг друга...Хотя публика горячо приняла этот фильм, но критика, как и сам режиссер, сочла его не слишком удачным.   Тем не менее, в 1961 году актер согласился сниматься в комедии «Девчата» Ю.Чулюкина, которая имела огромный зрительский успех и по сей день остается в числе лучших комедий советского кино, а главный герой лесоруб Илья Кавригин был кумиром и образцом для подражания для молодёжи тех лет. Роль в этом фильме принесла не малый успех артисту. Но для этого ему пришлось немало потрудиться. Специально для съемок этого фильма актёр похудел на 20 кг, так как изначально он не очень хорошо смотрелся с Надежной Румянцевой, да и для того чтобы играть идеального советского рабочего-красавца надо было быть в отличной физической форме. Сам актер к новой работе поначалу отнесся более чем прохладно: часто говорил, что сценарий картины откровенно слабый, образы выписаны поверхностно и новую комедию ждет провал. Однако со временем Николай Николаевич свое мнение изменил. Он не только прислушался к мнению режиссера, но и увлекся самим процессом съемок. «Профессионалом он был потрясающим, – отмечала Румянцева. – Фильм снимали на Северном Урале. Мороз – за 45 градусов. Просыпаешься ночью – все в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждем, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лед. И вот предлагаю испробовать этот „суп“ Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил ее с куском кожи. Потекла кровь. „Ну, – говорим, – все“. Видим же – распухает щека. А Коля: „Нет. Будем снимать“. И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал…» Интересно, что отношения исполнителей главных ролей - Румянцевой и Рыбникова, изображавших бурную страсть, сложились не сразу. Сцены ссор получались у актеров гораздо достовернее -- они ругались практически весь съемочный период. Рыбников был уже известным актером, одним из самых популярных в Советском Союзе, в то время как Румянцева, хоть и снялась уже в четырнадцати картинах, только приобрела известность. Николай Николаевич не хотел подыгрывать какой-то там "пичуге".
Говорят, Рыбников очень хотел видеть в этой роли свою жену -- первую советскую кинокрасавицу того времени Аллу Ларионову. Разумеется, это была не ее роль, и все, кроме Рыбникова, это понимали...
Роль Ковригина стала последней звездной ролью Николая Рыбникова, впоследствии он снялся в десятке картин, но ни одна из них, пожалуй, уже не встала вровень с "Девчатами".

В дальнейшем Рыбников исполнил множество интересных ролей, он снялся в фильмах – «Им покоряется небо» (1963), «Хоккеисты» (1964), (стоит отметить, что актер очень любил хоккей и частенько в свободное время вставал на коньки и брал в руки клюшку. Болел Рыбников за ЦСКА, где у него было много друзей, но самым близким был прославленный форвард Всеволод Бобров) , «Война и мир» (1967) - в роли Василия Денисова (прототипом Денисова послужил известный герой Отечественной войны Денис Васильевич Давыдов - гусар, партизан, поэт. В войну 1812 г. показал чудеса храбрости, проникал с небольшим отрядом партизан в тыл врага) , «Круг» (1973), «Потому что люблю» (1975), «Развлечение для старичков» (1977), «Уходя – уходи» (1979) -Девятин, «Вторая весна» (1980) и многие другие. В нескольких картинах Николай снялся со своей женой, самые известные из которых – «Две жизни» (1961) , «Седьмое небо» (1971) -в роли Ивана Мазаева и «Семья Ивановых» (1974).

В 1980-е годы Рыбников в кино снимался редко, и в большинстве роли были эпизодическими. Но даже их актер смог превратить в шедевр. Пожалуй, самая запомнившаяся работа актера этого периода – роль Кондратия Петровича , соседа Лены в фильме «Выйти замуж за капитана» (1985) режиссера В.Мельникова.

По результатам зрительского опроса журнала «Советский экран», актёр назван лучшим исполнителем эпизодической роли в фильме «Выйти замуж за капитана». 
 Многие помнят и любят Николая Рыбникова как прекрасного исполнителя песен , ставших золотым фондом нашей культуры :

1956г. фильм "Весна на Заречной улице"

песня "Когда весна пpидет, не знаю.
Пpойдyт дожди... Сойдyт снега...
Hо ты мне, yлица pодная,
И в непогодy доpога".
(Б.Мокроусов - А.Фатьянов)
 

1957г. фильм "Дом, в котором я живу"

песня "Тишина за Рогожской заставою.
Спят деревья у сонной реки.
Лишь составы идут за составами,
Да кого-то скликают гудки".
(Ю.Бирюков - А.Фатьянов)

1957г. фильм "Девушка без адреса"

песня "О чем я печалюсь, о чем я грущу,
Одной лишь гитаре открою:
Девчонку без адреса всюду ищу
И днем, и вечерней порою".
(А.Лепин - В.Лившиц)

песня "Душа ни о ком до сих пор не страдала,
но ты повстречалася мне.
Куда же ты скрылась,куда ты пропала,
неужто приснилась во сне").
(А.Лепин - В.Лившиц)

1957г. фильм "Высота"

песня "Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет, как нет,
А мы монтажники-высотники,
И с высоты вам шлем привет".
(Р.Щедрин - В.Котов)

1959г. фильм "Нормандия - Неман" | Normandie - Niémen (СССР, Франция)

песня "Татьяна"
 

Николай Рыбников был прекрасным гостеприимным хозяином . Он очень любил готовить. Все соленья делал сам, а его помидоры славились на всю театральную Москву. О том, каким был ее муж в быту, Алла Ларионова рассказывала: «Он очень любил праздники. Мы обязательно отмечали день свадьбы и дни рождения всей семьи, именины. И перед каждым праздником Коля просил достать из "сундуков" какой-нибудь дешевый ситчик, и мы вместе с ним шили кучу фартуков - штук десять. А потом приглашали гостей и готовили стол. Особенно здорово было, когда все вместе пельмени лепили... Кто у нас дома только не бывал: и космонавты, и певцы, и поэты, и хоккеисты, и шахматисты. Коля ведь неистово увлекался шахматами и все время норовил обыграть то Ефима Геллера, то Михаила Таля. Таким мастерам он, конечно, проигрывал и сильно из-за этого переживал, даже спал плохо. А на следующий день шахматные баталии повторялись снова. Причем параллельно с мужским клубом образовался женский - жены шахматистов и я до поздней ночи играли в покер, пока наши мужья не уставали окончательно от шахмат».
Народный артист РСФСР Николай Рыбников стал символов для целого поколения советских зрителей, настоящим героем экрана, идолом миллионов. В жизни, будучи похожим на своих героев, – он такой же простой, открытый, ироничный.

Скончался Николай Николаевич Рыбников утром 22 октября 1990 года от сердечного приступа (по словам близких, он был в бане, выпил рюмку коньяка, лег спать и не проснулся - не выдержало сердце , за несколько лет до этого актер перенес микроинсульт) , похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. 
 

СПИСОК КИНОФИЛЬМОВ В КОТОРЫХ СНИМАЛСЯ -

Рыбников Николай Николаевич

 

 

1953 "Команда с нашей улицы" - Дроздов , дебют в кино

1953 "Таинственная находка" - эпизод на пионерском сборе один из экипажа траулера "Славный"(нет в титрах) 

1954 "Запасный игрок" - Петров ,вратарь укушенный пчелой 

1954 "Тревожная молодость" - Котька Григоренко 

1955 "Чужая родня" - Фёдор Соловейков , главная роль 

1956 "Весна на Заречной улице" - Саша Савченко , главная роль

1956 "Дорога правды" - эпизод 

1957 "Высота" - Николай Пасечник , бригадир монтажников , главная роль 

1957 "Девушка без адреса" - Паша Гусаров , строитель , главная роль

1957 "Рядом с нами" - Чумов Сергей Гаврилович

1958 "Ведьма"(короткометражный) - почтальон

1958 "Кочубей" - Иван Кочубей , герой гражданской войны , главная роль

1959 "Млечный путь" - Глеб Иванович , учитель , главная роль

1960 "Нормандия - Неман" - капитан Тарасенко , главная роль

1960 "Трижды вскресший" - Николай Шмелёв , первый комиссар "Орлёнка"(нет в титрах)

1961 "Гибель Империи" -  Уголовник, который по ходу действия сидит в тюрьме, где и "исполняет" песню "Когда фонарики качаются ночные..."

1961 "Девчата"

1961 "Две жизни" - Семён Востриков , главная роль 

1963 "Им покоряется небо" - Алексей Степанович Колчин , лётчик-испытатель , главная роль

1964 "Хоккеисты" - Василий Ефремович Лашков , хоккейный тренер 

1966 "Дядюшкин сон" - Павел Александрович Мозгляков 

1967 "Разбудите Мухина" -  Бенкендорф, шеф жандармов / его дворецкий / Тит Варей / инквизитор

1967 "Война и мир" - Василий Денисов

1968 "Длинный день Кольки Павлюкова"(короткометражный)

1968 "Люди как реки"(короткометражный) - Григорий , главная роль

1968 "Плечом к плечу"(Heading for Berlin)

(Польша) - Всеволод Иванович Поляк

1969 "Похищение" эпизод

1969 "Старый знакомый" -  Анохин Сергей Сергеевич , физик, заведующий лабораторией. Сыграл "Фантабараса", губернатора несуществующего островного государства

1971 "Седьмое небо" - Иван Сергеевич Мазаев , шахтопроходчик , главная роль 

1971 "Освобождение"- генерал-майор Михаил Панов 

1972 "Круг" - Виктор Степанович Васильцев , коммерческий директор химфармзавода

1972 "Мраморный дом" - Борис "Седой"

1974 "Потому что люблю" - полковник Белый Роман Игнатьевич

1975 "Семья Ивановых" - Иван Иванович Иванов-старший , знатный сталевар из рабочей династии , главная роль

1976 "Развлечение для старичков"  - Непейвода , главная роль

1977 "Вторая попытка Виктора Крохина" - Фёдор Ивнович , отчим Виктора

1977 "Есть идея!" - князь Потёмкин

1978 "Уходя - уходи" - главный бухгалтер Девятин Семён Семёнович , главная роль 

1979 "Бабушки надвое сказали..." - инспектор ГАИ

1979 "Вторая весна" - военком Фёдор Фролов

1979 "Последняя охота" 

1981 "Будь здоров, дорогой!" - Николай Фёдорович Ерофеев

1981 "Преступник и адвокаты" - тренер

1981 "Я -Хортица!" - генерал-мйор

1982 "Без году неделя" - Иван Алексеевич Мищенко , замначальника речного управления

1985 "Выйти замуж за капитана" - Кондратий Петрович , сосед Лены

1987 "Ночной экипаж" - таксист

1988 "Запретная зона" - эпизод

1989 "Молодой человек из хорошей семьи" - Гордей

1989 "Частный детектив, или Операция "Кооперация" - кандидат в депутаты.

1990 "Изыди!" - трактирщик Никифор.  Последняя работа в кино

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку