Кришна о кастах |
"Но, Арджуна, есть один способ восстановления дхармы (праведности) - задачи, ради которой Я пришел. Это установление четырех варн (сословий) в соответствии с деятельностью и качествами людей. Система варн важна для порядка в мире. Ее значение нелегко понять. Некоторые ошибаются, полагая, что она причина волнений и разделения людей. Если рассудить до конца, то станет ясна действительная правда. Умозаключение о бесполезности варн показывает лишь невежество. Такое суждение создает путаницу. Я установил этот порядок, чтобы содействовать благополучию мира, локакшеме. Варны помогают человеку заняться свойственными ему делами и так найти себя. Без этого человек не сможет достичь счастья ни на мгновенье.
Для успешной деятельности варна как дыхание. Те, кто одарены саттвагуной (благостью, чистотой, гармонией), постигшие принцип Брахмана, Брахмататтвам, ведущие духовную, нравственную жизнь, помогающие другим достичь блаженства осознания их действительной природы, - брахманы. Те, кто стоят на страже правильной политической системы, закона, справедливости, а также благополучия и процветания страны, нравственного порядка, установленного для людей, держащие под своей властью злых и безнравственных, приходящие на помощь слабым и страдающим, - это кшатрии.
Те, кто запасают и поставляют широким слоям населения жизненные средства, необходимые для счастливой физической жизни, - это вайшьи. Те, кто закладывают фундамент человеческого благополучия, служа и предоставляя физическую силу, - шудры. Так Я установил эти четыре варны. Если эти варны исполняют отведенные им обязанности, человечество будет развиваться всесторонне. В результате такой системы достигается разделение служения; человек ведет счастливую, гармоничную жизнь для людей, без всяких горя и страха. Эта система - пример милости, дарованной Господом Бхарате (Индии).
Люди Бхараты воистину счастливы, поскольку на каждое действие они смотрят только как на исполнение Его указания, как на ведущее к Его милости. Над этим необходимо задуматься. Это важно. Указание Бога сейчас в великой опасности - его ни во что не ставят. Если правители изменят облик варн, мир не обретет того благополучия, к которому стремиться. Многие люди утверждают, что Бхарата пришла в печальное состояние лишь из-за системы варн. Но этим людям необходимо тихо посидеть какое-то небольшое время и поразмыслить над вопросом: "Не выжила ли страна именно благодаря этой системе? Не пришла ли она в печальное состояние, поскольку система была ослаблена?.." Конечно, правда, что система уклонилась с верного пути и пошла в ложном направлении, это отмечали многие великие люди. Но это не может быть достаточным поводом, чтобы выбросить ее за борт. Ведь если нога исполняет работу руки, а голова - функцию стоп, это не повод для отсечения рук и ног. Нужно пытаться исправить положение, а не уничтожать саму систему...
Данная система важна не только для Бхараты, но для всего мира. Она существует и в странах за пределами Индии. Название ее может быть другим, действие - то же самое... Но в Бхарате варны определяются рождением, в других же частях мира они определяются кармой, работой, которой занят каждый. В этом отличие. Среди брахманов, которым была оказана честь составить первое сословие, можно найти многих, оставивших истинный путь и пошедших низкими путями. А в четвертой варне, среди шудр, можно найти много тех, кем движут святые идеалы, высокие духовные устремления, людей, стремящихся достичь чистоты ума как средства осознания". (Шри Сатья Саи Баба "Гита вахини. Поток Божественной песни").
То, что говорит Господь Кришна, разумеется, касается не только индийской системы варн, но основных принципов человеческой жизни во все эпохи. Что же до якобы сословного ограничения деятельности человека, думается, теперь не осталось ни малейшего сомнения, что это не свидетельство запрета, неравенства, умаления, - Бог любит всех, у него нет предпочтений - но Божественный умысел, п о м о г а ю щ и й человеку выразить себя во всей творческой полноте, это (перечитайте последний абзац) - как раз обожествление л ю б о й деятельности, если она совершается во благо других и очищает самого человека, укрепляет его сердце.
Стоит вспомнить, что по поводу "химеры равенства" говорил Иван Ильин: "...люди от природы неравны; и в этом не "беда", а дар Божий. Нам надо только верно узнавать этот дар и верно с ним обходиться. Верно, - т.е. соответственно, справедливо" ("Идея ранга" - "Наши задачи", 1950).
zhurnal.lib.ru/t/talalaj_k_w/akimova.shtml
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |