-Я - фотограф


0 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Южанка_Анка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2008
Записей: 4512
Комментариев: 19752
Написано: 46407


Соблазн новой «святости» и дух потребления

Среда, 28 Сентября 2011 г. 09:40 + в цитатник
Цитата сообщения Сергий_Разумцев Соблазн новой «святости» и дух потребления

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

Соблазн новой «святости» и дух потребления



В церковном народе издавна живут языческие элементы, которые принято называть пережитками. Однако они так и не пережиты. В какую-то эпоху эти элементы пребывают как бы в анабиозе, чтобы в следующую эпоху при благоприятных обстоятельствах очнуться от вековой спячки и вылезти наружу. Каковы же эти благоприятные обстоятельства? Буйство народной фантазии в церковной среде сдерживается самой Церковью: её иерархией, её богословами, её праведниками. Но стоит лишь немного ослабить хватку, как на поверхность всплывают древние хтонические чудовища, поднимающиеся из глубин народного подсознания. Здесь уместно вспомнить, что «народ» по-славянски – язык, а язычество, таким образом, является синонимом народности.

Сейчас мы живем в удивительную эпоху – эпоху тотальной информационности и, как это ни парадоксально, тотальной же безграмотности. Не «неграмотности» - грамотны, практически все, а именно безграмотности. Информации слишком много, но информации неглубокой, поверхностной. Чтобы принять глубокую и серьезную информацию, нужно потрудиться, а это мало кому интересно. Проще скушать нечто в яркой глянцевой упаковке. Все сказанное прямо касается также информации церковной.

И вот, наблюдается некий переизбыток церковной и околоцерковной литературы. Рынок диктует свои законы, и издательства частенько идут на поводу у «целевой аудитории», вместо того, чтобы просвещать, воспитывать, поучать и научать.

Одним из проявлений данной эпохи является новый совершенно нецерковный образ святости, который начинает потихоньку захватывать, как православный книжный рынок, так и более серьезные сферы.

Чтобы понять намечающуюся тенденцию стоило бы понять, какие святые наиболее популярны сейчас в народе. Узнать это можно и без соцопросов, достаточно посмотреть количество людей, приходящих на поклонение к тем или иным мощам. Достаточно спросить иконописцев – чьи образа самые заказываемые. Достаточно спросить в книжной церковной лавке, какие книги наиболее популярны… Окажется, что наибольшим спросом будут пользоваться те святые, которым народное сознание приписывает особую способность помогать людям в их нуждах: святитель Николай, Пантелеимон Целитель и т.д. Это нормально, ведь святые наши помощники во многих нуждах. Но есть четкая диспропорция – от святого ожидают полезности, но исключительно на бытовом уровне.
...


Культура всеобщего потребления незаметно переползла и в церковь. Здесь всё те же «сиропы от кашля» и «жевательные резинки». Человек не желает менять свою жизнь, не желает каяться, не желает быть со Христом. А зачем, если можно сходить на могилку к «блаженной матушке», приложиться к такой-то святыньке, поставить свечку такой-то иконке?

Вспомним, какую важность для Церкви первых веков составлял культ мучеников. Не так давно наш народ пережил страшную эпоху гонений, мы имеем феноменальное количество новомучеников и что же мы видим? Полное равнодушие и неинтерес к новомученичеству. Будем честны, кроме святых Царственных Страстотерпцев и свт. Луки (Войно-Ясенецкого) все прочие тысячи новомучеников и исповедников почти никому не интересны. Кощунственные перегибы и проблемы в почитании Царской Семьи общеизвестны, чтобы лишний раз о них говорить. Откуда же такой интерес к святителю Луке? Все просто – он целитель. Непочитание мучеников это болезнь церкви. Если мы чтим мученика Пантелеимона не за его исповедничество Христа, а только за целительство – чего стоит такая вера? Видим ли мы такой поток паломников в Бутово или на Соловки, какой практически каждый день можно наблюдать возле Покровского монастыря в Москве к мощам блаженной Матроны Московской?

И вот здесь я хотел бы поговорить поподробнее. Речь не о святости/несвятости Матроны Московской. Вопрос серьезней и глубже.

Вопрос о спросе и предложении. Народном спросе и церковном или псевдоцерковном предложении.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Каков же народный спрос? Сейчас довольно много околоцерковной литературы и проанализировать её не составляет большого труда. Попробуем это сделать и мы на примере Матронушки (точнее её литературного двойника), Алипии, Макарии «Богом данной», Пелагеи Рязанской, Екатерины Вышгородской и т.д. (о «старцах» мужеского пола поговорим в следующий раз).

Мы видим мирянку (реже монахиню). Подчеркнуто «народного» происхождения. Она почти всегда инвалид. Она целительница – в обязательном порядке. Точно так же, она всегда имеет дело с «порчей», «сглазом» и прочими магическими проблемами. Она так же пророчица и визионерка. При чём, в отличие от видений таких великих святых, как, например преподобный Сергий Радонежский или Серафим Саровский, Богородица и святые посещают их не раз или два в жизни – а неоднократно, в некоторых случаях и ежедневно. И последнее: она всегда юродивая. И это не случайно.

«ЮРОДСТВО» И БЕЗУМИЕ

Нездоровость таких персонажей часто бросается в глаза, но «юродство» покрывает и объясняет всё: туманность речи, вздорные утверждения, безумное поведение. Так, например, в житии такой «блаженной», как Екатерина Моленко (Екатерина Вышгородская) встречается примечательный эпизод. 13-летня Екатерина болела, её мать пригласила в дом священника, чтобы он причастил дочь. Реакция на Святые Дары у той была своеобразной: она оскорбляет священника, ругает мать, раздевается и в голом виде бегает по селу. Казалось бы, всё очевидно: так реагировать на Причастие может только бесноватый. Однако в трактовке составителя жития всё выглядит совсем иначе: «Когда же Анна [мать «блаженной» - Д.М.] пригласила приходского священника, чтобы причастить сильно ослабевшую телом Катю, та отругала мать за то, что она ввела к ним в дом «волка в овечьей шкуре», а не священника; после этого разделась и бегала по селу, терпя позор и поношения от своих домашних и односельчан. Так совсем юная девица начала свой подвиг Христа ради юродства».* После такого пассажа, доброжелательного читателя уже трудно будет обескуражить фактом неоднократного лечения «блаженной матушки» в психиатрической клинике.

В этом эпизоде мы видим два очень показательных момента для многих подобных жизнеописаний.

Во-первых, странное отношение к Причастию. Напомню, как по версии Ждановой, Матрона Московская стала инвалидом: «Рассказывала она мне, что сидячей стала так: шла в храме после Причастия и знала, что к ней подойдет женщина и отнимет у нее хождение. Так и было" – т.е. Причастие не спасает от сглаза. Или вот:« “Завтра утром в церковь пойдешь причастишься там... После причастия должна быть у тебя рвота, а ты не жалей покрышку-то, на голове, и прямо в нее, и после этого вместе с платком бросишь в печку”. Прасковья все это сделала, вышел кусок кровяной запеченный и бросила в огонь. И когда горело, из трубы шел столб черного дыма, высоко-высоко шел...»**

Во-вторых, довольно отчетливая проповедь недоверия духовенству. Такими моментами сказания о «блаженних» тоже изобилуют: «Пелагея Рязанская говорила, что Епископы Российской православной Церкви отступят от истины православной веры, не будут верить пророчествам о воскресении России!»***

Совершенно не удивительно, что культ таких «блаженных матушек» наиболее распространен в маргинальных кругах, которые принципиально противопоставляют свои идеологемы официально позиции Священноначалия.

Есть ещё одна интересная деталь, которая объединяет многие данные жития. Это житийная схема: рождение, некое кризисное событие, после которого приходит увечье и, вместе с ним – «дар» и «голоса». Уж очень это похоже на биографию… Ванги.

Юродство же весьма удачно позволяет прикрыть все неприглядности житийных фантазий. Теперь самый откровенный бред, который якобы несла «старица» можно истолковать иносказательно, найдя в нём неожиданный духовный смысл. Ну а если всё это ещё и приправлено простонародной речью…

Тексты о новых юродивых написаны специфическим псевдонародным языком, что очевидно рассчитано на известную целевую аудиторию и в очередной раз подчеркивает «народность», тексты пересыпаны фразочками в стиле: «ейный», «евойный», «ихний», да и само построение фразы частно нарочито лубочное. Герои этих историй сами, как правило, выходцы из деревень, точно также, как и второстепенные персонажи, приходящие за исцелением к «старицам».

БЕДА НЕ В ТОМ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРОСЛАВЛЕН НЕ СВЯТОЙ, БЕДА ЕСЛИ СВЯТОЙ БУДЕТ ПРОСЛАВЛЕН НЕПРАВИЛЬНО

Если же переходить к конкретике, то можно заметить почти полное отсутствие каких бы то ни было конкретных данных о фактах в этих житийных биографиях. То и дело по тексту можно встретить выражения: «Из некоторых источников стало известно»(сами источники при этом не указываются), «одна женщина рассказывает» и т.п. Или рассказывается множество чудесных событий, без указания на конкретных очевидцев, например: «было это в одном городе», «в одной семье», «у некоторых благочестивых людей». При этом из текста следует, что рассказать о таких вещах могла лишь сама подвижница, однако тут же следует сентенция о том, что «старица» была чрезвычайно скромна и никому не раскрывала своих дарований. Т.е. текст строится по принципу «одна баба сказала». Но, в этом то и дело, что именно на чудесах и на народном почитании основываются сейчас ревнители за канонизацию той или иной блаженной. Однако, что стоят такие чудеса, коим свидетельств нет или они весьма сомнительны?

Вообще, в отношении свидетельств о чудесах (в том числе и нынешних) наблюдается некоторая неразборчивость. Как часто, «чудом» может быть самовнушение или прелесть бесовская. Но об этом почему-то мало кто задумывается. Точно так же, как народ свято верит маркетологам, проповедующим свойства новой зубной пасты или новых таблеток, также он верит и маркетологам околоцерковного книжного рынка, которые вместо паст и таблеток предлагают новых святых.

И здесь возникает довольно отчетливая опасность. Беда не в том, что может быть прославлен не святой человек, беда в том, что святой может быть прославлен не правильно. Святому, собственно, все равно – он уже прославлен у Бога, земные канонизации ему не нужны. Они нужны нам – ныне живущим.

Если житие составляется на основе непроверенных сомнительных фактов, если оно переполнено фольклором, когда оно не зовет к покаянию, если сомнительные моменты жития оставляются, но при этом надуманно толкуются «в духовном смысле» - будет ли польза от таких канонизаций? Или это очередное потворство народному потребительству? Тогда и канонизация может на практике вылиться в кощунство, ведь «кононизируется» и оправдывается клевета на святого.

Поэтому, нам стоит правильно расставить приоритеты: либо мы служим Богу, либо мы потворствуем народным слабостям, суевериям и языческим атавизмам.

Примечания:
* «Житие святой блаженной Христа ради юродивой матушки Екатерины Вышгородской (Моленко)» сайт «Проповедь всемирного покаяния. Церковь Иоанна Богослова».
** «Сказание о житии Блаженной Матроны». Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993
*** "Жизнь вечная" N 18 за 1996 г


 

http://bizantinum.livejournal.com/64894.html

 

Рубрики:  Осторожно, лохотрон!

Аноним   обратиться по имени Среда, 28 Сентября 2011 г. 19:43 (ссылка)
Замечательный и очень актуальный пост. Беру в цитатник.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 28 Сентября 2011 г. 20:43 (ссылка)
Несколько очень кратких комментариев по теме.
1.Действительно сейчас есть массовое стремление к "простым решениям". К некоему "простому рецептурнику"... Но этот "рецептурник" еще далеко не все Православие...
2.Насчет юродивых. У настоящих юродивых, прославленных в лике святых никогда не замечалось "бесноватостей", подобных тому, как было с Пелагеей или прочими подобными.. Больше того, известно, что блаженная Ксения Петербургская была обследована психиатрами, которых позвали ее родственники и друзья в начале ее пути юродства.. И эти психиатры свидетельствовали, что она была АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНОЙ, т.е. она добровольно взяла на себя подвиг юродства, чего не скажешь про современных кликуш, явную болезнь которых прикрывают якобы юродством..
3.Насчет т.н. "Екатерины Моленко" из секты Урюпина (Моленко) вообще вопросов нет.. Он и не таких прославить может..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 28 Сентября 2011 г. 20:47ссылка
Ещё у нас носились с книжкой "старицы" Алипии, это тоже ещё та басня
Аноним   обратиться по имени Среда, 28 Сентября 2011 г. 22:05 (ссылка)
Annastasie,
С Алипией повторюсь возникает важный вопрос... А разве можно найти в житиях канонизированных юродивых эпизоды,в которых они прибегали бы к языческим приемам? Вряд ли... Поэтому, конечно Синоду разбираться, но разбираться надо внимательно, чтобы потом не всплывали околооккультные и околоцарьковские мифы..
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку