-Музыка

 -Я - фотограф

РИСУНКИ ЕВГЕНИЯ АНТОНОВА


0 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в хранитель_древностей

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.12.2008
Записей: 328
Комментариев: 502
Написано: 1269


VELASQUEZ

Пятница, 18 Декабря 2009 г. 00:42 + в цитатник

  

Diego Velázquez

(1599-1660) 

 

Это имя свято для каждого художника.

Достаточно вспомнить кто его ценил выше всякого другого мастера. На его картинах учились и именно его работы выбирали для копирования Репин, Серов, Сарджент, Соролла и многие другие величайшие мастера мировой живописи. В испании уже во времена Гойи Работы Веласкеса причисляются к Национальному достоянию Королевства и их запрещено вывозить из страны ни под каким предлогом.

 

Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…

The Waterseller of Seville 
1623 ; Oil on canvas, 106.7 x 81 cm (42 x 31 7/8 in); Wellington Museum, London

 

 

 

Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения). Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

 

 

The Supper at Emmaus 
c. 1620 Oil on canvas, 123.2 x 132.7 cm (48 1/2 x 52 1/4 in); The Metropolitan Museum of Art, New York 

 

У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

 «Старая кухарка»

 

Трактирщик, 1625
Рейксмузеум, Амстердам

 


 

 

 По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански - бодегонес. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос».

 

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. В частности, в Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.

 

Diego Velasquez, Philip IV. in Brown and Silver

Oil, 199,5 x 113 cm, National Gallery, London 

 

Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено кресло для Его Величества. Король, имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника».

The Forge of Vulcan 
1630 Oil on canvas, 223 x 290 cm (87 3/4 x 114 1/8 in); Museo del Prado, Madrid; No. 1171 

 

Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Говорили, что молодой живописец слишком высокомерен и заносчив. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.

 

 

Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет -

«Вакх» или «Пьяницы» (1628-1629).

 

 

 

Los Borrachos (The Feast of Bacchus) 
Museo del Prado, Madrid 

 

Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.

 

 

Innocent X 
c. 1650  Galleria Doria-Pamphili, Rome 

 

Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания.

 

Joseph's Bloody Coat Brought to Jacob 
1630 Oil on canvas, 223 x 250 cm (87 3/4 x 98 3/8 in); Monastery of San Lorenzo de El Escorial 

 

 

The Surrender of Breda 
Before 1635  Oil on canvas, 307 x 367 cm (10' 7/8" x 12' 1/2"); Museo del Prado, Madrid

 

«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Это картина, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите.

 

 

 

Juan de Pareja 
1650 Oil on canvas, 81.3 x 69.9 cm (32 x 27 1/2 in); The Metropolitan Museum of Art, New York 

  

После возвращения из Италии в своих работах он  стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).


Портрет графа Оливареса, Эрмитаж, Санкт Петербург

 

 

The Count-Duke of Olivares on Horseback 
1634 Oil on canvas, 313 x 239 cm (123 3/8 x 97 1/8 in); Museo del Prado, Madrid 

 

В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос, итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес  или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

 

 (431x600, 56Kb)

«Дама с веером». 

На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой, изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние,

The Dwarf Francisco Lezcano, Called "El Nino de Vallecas" 
c. 1642-45  Oil on canvas, 107 x 83 cm (42 1/8 x 32 5/8 in); Museo del Prado, Madrid

 

мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

 

The Dwarf Sebastian de Morra 
 Museo del Prado, Madrid 

 

 

 

Aesop 
c. 1639-40 ; Oil on canvas, 179 x 94 cm (70 1/2 x 37 in); Museo del Prado, Madrid

 

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.

 

«Менипп»

  

К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

 

Веласкес Венера с зеркалом

Венера перед зеркалом. 1657. Лондонская Национальная галерея

 

1650-е годы - время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома. Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-1656, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне).

 

Philip IV 
c. 1624-27  Oil on canvas, 210 x 102 cm (82 3/4 x 40 1/8 in); Museo del Prado, Madrid 

 

Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) - обе в Прадо. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.

Las Meninas (Maids of Honor) 
1656-57  Museo del Prado, Madrid

 

 

В столь же многоплановой по замыслу картине "Пряхи" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.

 

 

 пряхи

 1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени.

 

 

После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

 продолжение следует

 

 

Метки:  

Процитировано 4 раз

хранитель_древностей   обратиться по имени Пятница, 18 Декабря 2009 г. 02:08 (ссылка)
хотелось собрать качественные фотографии всех работ Веласкеса, что невозможно в одном посте- просто не публикуются, если у вас есть действительно качество- прикрепляйте в комментариях.
Ответить С цитатой В цитатник
Jostr   обратиться по имени Суббота, 19 Декабря 2009 г. 00:56 (ссылка)
Спасибо!
52511984_44646758_43689007_43138911_24115064 (278x205, 71Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Irentroy   обратиться по имени Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 19:06 (ссылка)
Давно и с любовью занимаюсь Веласкесом!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 21:22ссылка
Вот очень интересно, в каком смысле занимаетесь?
Я вот занимался, копировал его портрет в Эрмитаже, расскажите поподробнее.
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Декабря 2009 г. 10:48ссылка
Изучаю его творчество, пишу о нем курсовые, да и просто очень люблю этого художника!
Юлия_Курт   обратиться по имени Понедельник, 04 Января 2010 г. 20:34 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост))) очень люблю Веласкеса... лёгкость, сдержанность, изящество.... красиво необычайно...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку