Омела- растение , под которыми на Рождество целуются влюбленные пары |
Омела.
Если в Двенадцатую Ночь не сжечь омелу,все пары, которые поцеловались под ней на Рождество, поссорятся до конца года.
Нет омелы - нет удачи. (Уэльские фермеры. Если омела обильно разрастается на Рождество, они надеются, что летом следующего года будет хороший урожай хлеба).
В шотландских графствах Элгин и Мори вплоть до XIX в. считалось, что ветки омелы, срезанные в мартовское полнолуние и свитые в кольца, исцеляют горячку и прочие болезни.Уэльское суеверие гласит, что подорешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад.Однако до XVI в. о кладе никто и не заикался: в ту пору суеверие гласило, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове. Очевидно, со временем змея была забыта, а сокровище осталось.Следует подчеркнуть, что все суеверия утверждали, будто омела лишается своей волшебной силы, если ее срезать железным или стальным орудием. Когда друиды отправлялись собирать свое священное растение (в период, примерно соответствующий нашему Рождеству), они срезали ее побеги с дубов серебряным ножом. Этой омелой они украшали свои алтари. В наше время в рождественские дни омелу переплетают с ягодами остролиста.Друиды считали омелу священной, потому что не только ее цветы, но и ее листья растут попарно на конце каждого прутика.
Однако омела - единственное вечнозеленое растение, которым не разрешалось украшать церковь (очевидно, из-за ее связи с друидами).Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой. А земли омела не касается и по сей день: это растение-паразит, пускающее корни на ветвях других деревьев.Таким образом омела, убившая Бальдра, стала хранительницей его жизни - и это отразилось в шотландском поверье о том, что судьба рода Хэй из Эррола (Пертшир) была связана с омелой, которая росла на дубе в их имении, находившемся неподалеку от Ферт-оф-Тей. Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.Это суеверие нашло свое отражение в стихах "Роберта-Рифмоплета", посвященных эррольскому дубу:"Омела в дубовых ветвях прижилась,А дуб полон соков и сил -Суровые ветры трав не сомнут,Пока их косарь не скосил.Но если корень у дуба сгниетИ засохнут зеленые грозди -Травою очаг зарастет, разорят Вороны орлиные гнезда".
***
Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.
Маги древних галлов — друиды — поклонялись ей. По сообщению Плиния, причиной этого было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве.
В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.
Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.
Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людам, ни животным.
Омела — вечнозелёное растение, растущее на ветвях различных деревьев, в различных мифопоэтических традициях выступает как символ жизни. Римские писатели описывают окружённый таинственностью друидский ритуал собирания Омелы. Вергилии в «Энеиде» сообщает о том, какЭней по совету Сивиллы добывает ветвь Омелы(«золотую ветвь»), приносит её в жертву Прозрепине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом . Дж. Фрейзер связывал ритуал добывания Омелы друидами и «золотой ветви» Энеем с обычаем, при котором жрец святилища Дианы на озере Неми убивал своего предшественника . В развитие идеи Фрейзера в литературе высказывалось мнение о срезании Омелы с дуба как символическом обряде лишения мужской силы старого царя, совершаемом его преемником. В этом смысле об Омеле можно говорить и как о сексуальном символе, образе жизни обвитого ею дуба. В мифопоэтическом сознании Омела, вероятно, могла связываться и с солнцем : именно этой связью можно объяснить обычай срезать Омелу во время летнего и зимнего солнцестоянии, соотносимых соответственно с жизнью и смертью. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п. Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.
В древнеирландской письменности омела олицетворяла знак исцеления и развития духа. Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Среди национальных названий омелы – дубовые ягоды в русском, трава распятья , отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы, во французском, а также птичий клей , из-за клейковины, содержащейся в ягодах и,привлекающей птиц , и панацея - all-heal - в английском языке.
В современной медицине побеги омелы применяются как спазмолитическое средство при ранних стадиях гипертонии, а также как кровоостанавливающее и противосудорожное средство.
Жидкий экстракт из молодых листьев омелы используют как гипотензивное средство при легочных и носовых кровотечениях, при атонии кишечника.
У больных с гипертонической болезнью I и II стадии препарат вызывает улучшение общего самочувствия, снимает головную боль, улучшает сон, успокаивает, повышает работоспособность, снижает максимальное и повышает минимальное артериальное давление.
Рубрики: | Любовь,дружба,счастье Фото Природа Интересное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |