-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Летнаб

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Оружие

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 250


Резервный танковый фронт ПВО в советском тылу

Воскресенье, 16 Июня 2024 г. 10:50 + в цитатник
А теперь погрузимся в «уникальное справочное издание, не имеющее аналогов в современной военно-исторической литературе». Вот, полюбуйтесь [1]
Да, текста, таблиц и цифр в этой книге не много, а очень много. А самое главное, это максимально возможно официальное издание. Над ней работали, как сказано в аннотации (на том же листе, где есть индекс УДК, а именно — УДК 355/359, ББК 63.3(2)622 В27) «Авторская группа Генерального штаба и Военно-мемориального центра ВС РФ, ныне Управление МО РФ (по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества». Можно не сомневаться, что в этой книге нет места фальсификациям истории, противоречащим интересам России. Кстати, погибших при защите Отечества мы в данном материале касаться не будем. Будем касаться только бездушных железок, в основном танков и САУ.
 
В данной книге на стр. 336 есть чрезвычайно интересная таблица 78 «Количество основной боевой техники и вооружения имевшихся в Красной Армии* (по годам войны, в тыс шт.». Звездочка не моя, все из книги. А про звездочку в примечании под таблицей сказано: «Учтено также неисправное вооружение».
В данный момент интерес представляет графа «Танки и САУ», где указано в числителе суммарное наличие по состоянию на рассматриваемую дату, а в знаменателе — в т.ч. в действующей армии. И, не забываем, включая «также неисправное вооружение», это важно.
В нашей таблице танки и САУ посчитаны несколько более развернуто, там весьма любопытно. Собственно, сама таблица.

Таблица 1 — Наличие танков и САУ в КА по годам войны, тыс. шт.

По состоянию на

танков и САУ всего

В т.ч. в действующей армии

В тылу на текущую дату

Прирост количества в тылу за год

22.06.1941

22,6

14,2

8,4

-

01.01.1942

7,7

2,2

5,5

7

01.01.1943

20,6

8,1

12,5

6,1

01.01.1944

24,4

5,8

18,6

8,5

01.01.1945

35,4

8,3

27,1

-

09.05.1942

35,2

8,1

27,1

-

Итак, за три полных календарных года количество танков и САУ в тылу увеличилось:

за 1942 год — на 7 тысяч шт.,

за 1943 год — на 6,1 тысяч штук,

за 1944 год — на 8,5 тысяч штук.

Итого за три полных года — на 21,6 тысяч штук.

А теперь главный вопрос — а что это за техника и чем она в тылу занималась? Нет, что это танки и САУ, должно быть понятно. Вопрос в том, почему (или зачем) она там в тылу накапливалась? Конечно, можно вспомнить ходульную в этом материале фразу«Учтено также неисправное вооружение», но это было бы слишком просто и недостойно настоящего исследователя. Объективный читатель может воскликнуть - «Так ведь это же плечо логистики!». Ну конечно, как можно было забыть! Эврика! Из поступивших в 1942 году 28 тысяч танков и САУ ([1], табл. 79) в пути находились 7 тысяч, из поступивших в 1943 году 27,3 тысяч танков и САУ ([1], табл. 79) в пути находилось 13,1 тысяч… Читатель, вы еще не запутались? Я-то нет, я знаю верный результат, но о нем позже. Итак, продолжим - Из поступивших в 1944 году 34,7 тысяч танков и САУ ([1], табл. 79) в пути находились….. Вроде бы, по логике (по какой, интересно?) должно быть 8,5 тысяч, но 13,1 тысяч танков и САУ, на которые увеличилась тыловая танковая группировка за 1942 и 1943 годы никуда ведь не делись? ОК, проверим гипотезу про 1942 год, для примера.

В течение войны, начиная с конца 1941 года, танки и САУ производились на следующих заводах:

112, г. Горький (Т-34, Т-60, Т-70)

№ 264 г. Сталинград (Т-34, Т-60)

№ 37 г. Свердловск) (Т-34, Т-60)

174 г. Омск (Т-34) (Т-34, Т-60)

ЧКЗ, г. Челябинск (КВ, Т-34)

38 г. Киров, Т-70

 

Далее для начала 1942 и для начала 1943 составляем таблицу, где учитывается количество транспортируемых танков и дальность транспортирования по железной дороге. В качестве первого приближения будем считать, что в пути будет находиться месячный объем выпуска танков (декабрь предыдущего года), исходя из средней скорости движения поездов по [2] 90 км/сутки для начала войны. Если время нахождения в пути окажется существенно меньше месяца, количество танков в тылу, отнесенных на «плечо логистики» сокращается, соответственно, в сторону уменьшения. Количество танков в пути определяется путем умножения данных из столбца «Кол-во танков от города» на количество месяцев из предпоследней колонки. Следует учесть, что в действительности скорость движения поездов с танками и САУ была выше 90 км/сутки, ибо этот показатель для дан в [2] народнохозяйственных грузов, нормативная скорость литерных поездов была выше, 300 км/сутки, но они отправлялись не каждый день, возможно, не каждую неделю, приходилось ждать. В общем, так как средняя фактическая скорость доставки танков на фронт с помощью литерных поездов точно неизвестна, используем скорость по справочнику [2] для народнохозяйственных грузов. Кстати, вот эта безусловно завышенная по причине незнания средней фактической скорости доставки танков на фронт с помощью литерных поездов может оказаться довольно близкой к действительности, так как здесь в таблицах только произведенные в СССР танки, а были еще и лендлизовские. В 1942, например, их было около 3,5 тысяч. И какая-то их часть находилась в тылу то или иное время.

 

 

Таблица 2 - начало 1942

Завод

Тип танков

Кол-во танков по типам

Кол-во танков от города

Дальность транспортирования по ж/д

Время нахождения в пути, первое приближение, суток (месяцев)

Танков и САУ в пути, скорректированно

До Москвы

Средняя от Москвы (Сталинграда) до фронта

112, ГАЗ, г. Горький

Т-34

83

708

500

900

15,5 (0,5)

354

Т-60

625

№ 264 г. Сталинград

Т-34

219

264

- 600 7 (0,23) 138

Т-60

45

ЧКЗ, г. Челябинск

КВ

190 190 1500

900

27 (0,87)

171

183, г. Нижний Тагил

Т-34

25 25 1400 900

26 (0,84)

21

Итого в пути, максимально возможно

684

Итого на начало 1942 в пути с заводов на фронт находилось не более 684 танков. Безусловно, на начало 1943 их должно быть больше, в соответствии с увеличением масштабов производства. Кстати, в начале 1943 по сравнению с началом 1942 года начертание линии фронта больших изменений не претерпело. Максимальную величину оценки доли танков и САУ в пути из тех 7 тысяч «добавившихся» в тылу за 1942 год, можно получить, вычтя из количества танков в пути на начало 1943 количество танков в пути на начало 1942. Видимо, какое-то количество танков было в тылу в неких учебных частях, где обучали пополнение, но вряд ли это количество в течение войны увеличивалось в разы год от года. Ну, потому что количество танков и САУ в действующей армии от года к году не менялось более, чем в полтора раза. И не всегда в сторону увеличения, что характерно.

 

 

Таблица 3 - начало 1943

Завод

Тип танков

Кол-во танков по типам

Кол-во танков от города

Дальность транспортирования по ж/д

Время нахождения в пути, первое приближение

Танков и САУ в пути, скорректированно

До Москвы

Средняя от Москвы до фронта

112, ГАЗ, г. Горький

Т-34

325

835

500

900

15,5 (0,5)

418

Т-70

510

УЗТМ, г. Свердловск

Т-34

100

100

1600

900

28 (0,9)

90

ЧКЗ, г. Челябинск

Т-34

275

275

1500

900

27 (0,87)

239

174 г. Омск

Т-34

110

110

2500

900

38 (1,22)

134

183, г. Нижний Тагил

Т-34

758

758

1400

900

26 (0,84)

636

№ 38, г. Киров

Т-70

200

200

850

900

20 (0,63)

126

Итого в пути, максимально возможно

1643

Итак, максимальное расчетное количество танков в пути в начале 1943 получилось на тысячу больше, чем в начале 1942 при в общем неизменной дальности транспортирования из глубины тыла на фронт. Этим объясняется отчасти, почему, с начала 1943 до конца количество танков и САУ в тылу увеличилось не на 7 тысяч, а только на 6,1 тысяч, хотя фронт сдвинулся на большинстве своей протяженности на 150-200 км, а кое-где и больше. Фронт, но не конечные пункты доставки по ж/д.

Пока на начало 1943 года промежуточный результат - из цифры прироста тыловой танковой группировки в 7 тысяч почти 6 тысяч не могут быть писаны на «плечо логистики», и скорее всего, являются неисправными танками, отправленными в тыл на заводской ремонт, но так и не отремонтированными.

 

 

Осталось понять, как движение линии фронта на запад отразилось на продолжительности прохождения танками с заводов «плеча логистики». За 1943 год средняя длина пути доставки по ж/д увеличилась примерно на 200 км. Если в зоне Западного фронта линия фронта сдвинулась на Запад на 200 км, с небольшим, на северном участке восточного фронта не сдвинулась практически совсем, на южном участке фронта (территория Украины) — на 500 км, на северном Кавказе — около 100 км.

 

Таблица 4 - начало 1944

Завод

Тип танков+ САУ

Кол-во танков + САУпо типам

Кол-во танков+ САУ от города

Дальность транспортирования по ж/д

Время нахождения в пути, первое приближение

Танков и САУ в пути, скорректированно

112, ГАЗ, г. Горький

Т-34

276

636

500

1100

17,8 (0,57)

363

СУ-76М

360

УЗТМ, г. Свердловск

СУ-85

176

176

1600

1100

30 (0,97)

171

ЧКЗ, г. Челябинск

Рубрики:  Вторая мировая
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку