Резервный танковый фронт ПВО в советском тылу |
Таблица 1 — Наличие танков и САУ в КА по годам войны, тыс. шт.
По состоянию на |
танков и САУ всего |
В т.ч. в действующей армии |
|
Прирост количества в тылу за год |
|
22.06.1941 |
22,6 |
14,2 |
8,4 |
- | |
01.01.1942 |
7,7 |
2,2 |
5,5 |
7 | |
01.01.1943 |
20,6 |
8,1 |
12,5 |
6,1 | |
01.01.1944 |
24,4 |
5,8 |
18,6 |
8,5 | |
01.01.1945 |
35,4 |
8,3 |
27,1 |
- | |
09.05.1942 |
35,2 |
8,1 |
27,1 |
- |
Итак, за три полных календарных года количество танков и САУ в тылу увеличилось:
за 1942 год — на 7 тысяч шт.,
за 1943 год — на 6,1 тысяч штук,
за 1944 год — на 8,5 тысяч штук.
Итого за три полных года — на 21,6 тысяч штук.
А теперь главный вопрос — а что это за техника и чем она в тылу занималась? Нет, что это танки и САУ, должно быть понятно. Вопрос в том, почему (или зачем) она там в тылу накапливалась? Конечно, можно вспомнить ходульную в этом материале фразу«Учтено также неисправное вооружение», но это было бы слишком просто и недостойно настоящего исследователя. Объективный читатель может воскликнуть - «Так ведь это же плечо логистики!». Ну конечно, как можно было забыть! Эврика! Из поступивших в 1942 году 28 тысяч танков и САУ ([1], табл. 79) в пути находились 7 тысяч, из поступивших в 1943 году 27,3 тысяч танков и САУ ([1], табл. 79) в пути находилось 13,1 тысяч… Читатель, вы еще не запутались? Я-то нет, я знаю верный результат, но о нем позже. Итак, продолжим - Из поступивших в 1944 году 34,7 тысяч танков и САУ ([1], табл. 79) в пути находились….. Вроде бы, по логике (по какой, интересно?) должно быть 8,5 тысяч, но 13,1 тысяч танков и САУ, на которые увеличилась тыловая танковая группировка за 1942 и 1943 годы никуда ведь не делись? ОК, проверим гипотезу про 1942 год, для примера.
В течение войны, начиная с конца 1941 года, танки и САУ производились на следующих заводах:
№112, г. Горький (Т-34, Т-60, Т-70)
№ 264 г. Сталинград (Т-34, Т-60)
№ 37 г. Свердловск) (Т-34, Т-60)
№174 г. Омск (Т-34) (Т-34, Т-60)
ЧКЗ, г. Челябинск (КВ, Т-34)
№ 38 г. Киров, Т-70
Далее для начала 1942 и для начала 1943 составляем таблицу, где учитывается количество транспортируемых танков и дальность транспортирования по железной дороге. В качестве первого приближения будем считать, что в пути будет находиться месячный объем выпуска танков (декабрь предыдущего года), исходя из средней скорости движения поездов по [2] 90 км/сутки для начала войны. Если время нахождения в пути окажется существенно меньше месяца, количество танков в тылу, отнесенных на «плечо логистики» сокращается, соответственно, в сторону уменьшения. Количество танков в пути определяется путем умножения данных из столбца «Кол-во танков от города» на количество месяцев из предпоследней колонки. Следует учесть, что в действительности скорость движения поездов с танками и САУ была выше 90 км/сутки, ибо этот показатель для дан в [2] народнохозяйственных грузов, нормативная скорость литерных поездов была выше, 300 км/сутки, но они отправлялись не каждый день, возможно, не каждую неделю, приходилось ждать. В общем, так как средняя фактическая скорость доставки танков на фронт с помощью литерных поездов точно неизвестна, используем скорость по справочнику [2] для народнохозяйственных грузов. Кстати, вот эта безусловно завышенная по причине незнания средней фактической скорости доставки танков на фронт с помощью литерных поездов может оказаться довольно близкой к действительности, так как здесь в таблицах только произведенные в СССР танки, а были еще и лендлизовские. В 1942, например, их было около 3,5 тысяч. И какая-то их часть находилась в тылу то или иное время.
Таблица 2 - начало 1942
Завод |
Тип танков |
Кол-во танков по типам |
Кол-во танков от города |
Дальность транспортирования по ж/д |
Время нахождения в пути, первое приближение, суток (месяцев) |
Танков и САУ в пути, скорректированно |
|
До Москвы |
Средняя от Москвы (Сталинграда) до фронта |
||||||
№112, ГАЗ, г. Горький |
Т-34 |
83 |
708 |
500 |
900 |
15,5 (0,5) |
354 |
Т-60 |
625 |
||||||
№ 264 г. Сталинград |
Т-34 |
219 |
264 |
- | 600 | 7 (0,23) | 138 |
Т-60 |
45 |
||||||
ЧКЗ, г. Челябинск |
КВ |
190 | 190 | 1500 |
900 |
27 (0,87) |
171 |
№ 183, г. Нижний Тагил |
Т-34 |
25 | 25 | 1400 | 900 |
26 (0,84) |
21 |
Итого в пути, максимально возможно |
684 |
Итого на начало 1942 в пути с заводов на фронт находилось не более 684 танков. Безусловно, на начало 1943 их должно быть больше, в соответствии с увеличением масштабов производства. Кстати, в начале 1943 по сравнению с началом 1942 года начертание линии фронта больших изменений не претерпело. Максимальную величину оценки доли танков и САУ в пути из тех 7 тысяч «добавившихся» в тылу за 1942 год, можно получить, вычтя из количества танков в пути на начало 1943 количество танков в пути на начало 1942. Видимо, какое-то количество танков было в тылу в неких учебных частях, где обучали пополнение, но вряд ли это количество в течение войны увеличивалось в разы год от года. Ну, потому что количество танков и САУ в действующей армии от года к году не менялось более, чем в полтора раза. И не всегда в сторону увеличения, что характерно.
Таблица 3 - начало 1943
Завод |
Тип танков |
Кол-во танков по типам |
Кол-во танков от города |
Дальность транспортирования по ж/д |
Время нахождения в пути, первое приближение |
Танков и САУ в пути, скорректированно |
|
До Москвы |
Средняя от Москвы до фронта |
||||||
№112, ГАЗ, г. Горький |
Т-34 |
325 |
835 |
500 |
900 |
15,5 (0,5) |
418 |
Т-70 |
510 |
||||||
УЗТМ, г. Свердловск |
Т-34 |
100 |
100 |
1600 |
900 |
28 (0,9) |
90 |
ЧКЗ, г. Челябинск |
Т-34 |
275 |
275 |
1500 |
900 |
27 (0,87) |
239 |
№174 г. Омск |
Т-34 |
110 |
110 |
2500 |
900 |
38 (1,22) |
134 |
№ 183, г. Нижний Тагил |
Т-34 |
758 |
758 |
1400 |
900 |
26 (0,84) |
636 |
№ 38, г. Киров |
Т-70 |
200 |
200 |
850 |
900 |
20 (0,63) |
126 |
Итого в пути, максимально возможно |
1643 |
Итак, максимальное расчетное количество танков в пути в начале 1943 получилось на тысячу больше, чем в начале 1942 при в общем неизменной дальности транспортирования из глубины тыла на фронт. Этим объясняется отчасти, почему, с начала 1943 до конца количество танков и САУ в тылу увеличилось не на 7 тысяч, а только на 6,1 тысяч, хотя фронт сдвинулся на большинстве своей протяженности на 150-200 км, а кое-где и больше. Фронт, но не конечные пункты доставки по ж/д.
Пока на начало 1943 года промежуточный результат - из цифры прироста тыловой танковой группировки в 7 тысяч почти 6 тысяч не могут быть писаны на «плечо логистики», и скорее всего, являются неисправными танками, отправленными в тыл на заводской ремонт, но так и не отремонтированными.
Осталось понять, как движение линии фронта на запад отразилось на продолжительности прохождения танками с заводов «плеча логистики». За 1943 год средняя длина пути доставки по ж/д увеличилась примерно на 200 км. Если в зоне Западного фронта линия фронта сдвинулась на Запад на 200 км, с небольшим, на северном участке восточного фронта не сдвинулась практически совсем, на южном участке фронта (территория Украины) — на 500 км, на северном Кавказе — около 100 км.
Таблица 4 - начало 1944
Завод |
Тип танков+ САУ |
Кол-во танков + САУпо типам |
Кол-во танков+ САУ от города |
Дальность транспортирования по ж/д |
Время нахождения в пути, первое приближение |
Танков и САУ в пути, скорректированно |
|
№112, ГАЗ, г. Горький |
Т-34 |
276 |
636 |
500 |
1100 |
17,8 (0,57) |
363 |
СУ-76М |
360 |
||||||
УЗТМ, г. Свердловск |
СУ-85 |
176 |
176 |
1600 |
1100 |
30 (0,97) |
171 |
ЧКЗ, г. Челябинск |
|