-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Летнаб

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 244


Документы по танкам КВ. Читаем между строк

Воскресенье, 06 Июля 2014 г. 15:19 + в цитатник

Время – конец весны 1942. Советская военная промышленность в целом преодолела неурядицы эвакуации, к маю 1942 месячный выпуск Т-34 уверенный превысил 700 штук, месячный выпуск танков КВ – 250 штук. Таким образом, влияние эвакуации заводов на количество производимых танков было успешно преодолено целиком и полностью, и довоенный максимум производства танков обоих типов был существенно превышен уже к началу весны 1942. А вот проблемы с качеством танков остались ещё доэвакуационные, в связи с чем на Челябинский Кировский завод была отправлена комиссия Главного Автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА). Задачей комиссии было выяснить причины низкого качества танков КВ и определит мероприятия, необходимые для их устранения. Отчёт – скан архивного документа - взят по адресу:

http://yuripasholok.livejournal.com/3293278.html

Само собой, ситуация была такова, что всего прямым текстом в отчётах того времени писать было никак невозможно, поэтому кое-что я допишу сам в косых скобках – чтобы всем было понятно, что на самом деле происходило. Нет, я понимаю, что квалифицированные рабочие ушли на фронт, что на производстве работали женщины и подростки, что рабочий 3-го разряда считался квалифицированным, но танкистам на фронте от этого было не легче. Им из-за этого тылового героизма приходилось заниматься героизмом фронтовым, а это занятие смертельно опасное.

Секретно

Председателю ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ

тов.СТАЛИНУ И.В.

О выполнения Кировским заводом Наркомтанкопрома постановления ГОКО № 1472с от 20.3.42г. об улучшении качества танков КВ-1

Оcнoвным аварийным агрегатом в танке «КВ» была коробка. перемены передач. В этом агрегате выходила из строя шестерни замедленной и первой передач, были случая поломки картеров.

Кировским заводом Наркомтанкопрома, были проведена следующие работы по улучшения качества коробок перемены передач:

а)         усилен картер ребрами жесткости;

б)         применен более качественный металл для картера коробки и для шестерен замедленной и первой передач;

в)         упорядочена технология литейного производства картеров и технология термообработки шестерен;

г)         улучшен контроль за качеством со стороны ОТК завода и военной приемки.

В результате проведенных мероприятий качество коробок перемены передач улучшилось. Улучшенные коробки в эксплоатации ведут себя более надежно. /ведь нет предела совершенству, а «ещё лучше» - очень удобная формулировка для прикрытия запредельно низкого исходного уровня качества/

Однако, в апреле и мае месяцах на заводе имели место 4 случая поломок зубьев шестерен замедленной и первой передач. /Согласитесь, 4 поломки за неполных два месяца при куцых заводских пробегах – это лучше, чем почти ежедневные поломки такого же рода при столь же куцых пробегах в начале года. К сожалению, на фронте КВ приходилось за суточный марш проходить несколько больше, чем в один такой заводской пробег./ Это показывает, что завод до конца работу по улучшению качества коробок перемены передач не довел.  В частности, eще не улучшена система смазка подшипников и шестерен замедленной и первой передач, не отработана технология и культура сборки подшипниковых узлов в коробке. Над этими вопросами завод в настоящее время работает и предполагает закончить их к 10 июня с.г.

Дальнейшее улучшение /а как звучит! «Дальнейшее улучшение»!/ качества коробок и повышения тактико-технических свойств танка "КВ» может дать 8-ми скоростная коробка перемены передач, которая в настоящее время проходит испытания в танке «КВ».

По времени завод работу над 8-ми скоростной коробкой затянул, нарушив дважды установленные ГОКО сроки (25 марта и 1 мая с.г.) представления заключения и предложения о введении этой коробки в производство.

Завод также не выполнил постановление № 1472с от 20.3.42. в части сдачи ГАБТУ РА улучшенных коробок перемены передач для замены в танках, находящихся на фронтах и в рембазах. Вceгo на 11 мая с.г. сдано ГАБТУ КА - 159 коробок вместо 300 штук, которые завод обязан был сдать до 20 апреля./Сие означает, что на фронте на тот момент находилось не более 300 танков КВ, включая вышедшие из строя по техническим причинам. Выходит, срок жизни КВ на фронте в ту пору – примерно 1 месяц/

Основная причина срыва сдачи коробок в апреле - отсутствие подшипников № 3518 и 7614, поставляемых Наркосредмашем /далее станет понятно, причём  тут какие-то подшипники. Как говорится, следите за пальцем/, в мае - внутризаводские причины - задержка в изготовлении шестерен и непринятие во-время мер со стороны и.о. директора завода т.Махонина и замдиректора по танковому производству т.Ланцберг.

Главный фрикцион. Этот агрегат выходил из строя потому, что заводом были ошибочно применены стальные диски, а также диски ферродо с медной оплеткой вместо дисков ферродо с латунной оплеткой.

В настоящее время качество главного фрикциона восстановлено. На машины ставятся диски ферродо по техническим условиям с латунной оплеткой.

Завод работает над созданием нового, более надежного главного фрикциона, который в настоящее время находится в процессе испытания вместе c 8-мискоростной коробкой перемены передач.

3. Дизельмотор В-2К имел существенные дефекты:

пробивание газов в стыке головка-блок, выпадание седел клапанов, повышенный износ первой коренной шейки коленчатого вала, малая стойкость верхнего поршневого кольца.

Заводом провезены следующие работа по улучшению качества:

а) седла клапанов завальцовываются, что предохраняет их от выпадания при работе дизеля /раньше их просто втыкали и придавливали пальцем. И куда военная приёмка смотрела?/;

б) К первой коренной шейке коленчатого вала подведена центрофугированная смазка, что исключает повышенный износ первой коренной шейки коленвала;

в) проведены технологические мероприятия по улучшению уплотнения газового стыка головка-блок: закреплены постоянные рабочие за затяжке гаек головки блока /раньше, вероятно, были временные. Текучка кадров, да/, увеличена сила натяга гайки, разработана инструкция профилактического дополнительного затягивания гаек через 50 часов в процессе эксплоатации. Усилен контроль за изготовлением алюминиевых прокладок. Этими мерами удалось повысить качество и надёжность работы дизеля, но полностью дефект не устранен /правильно. А что же тогда будет с дальнейшим улучшением? О чём тогда будут радостно рапортовать заводы/

Также остался нерешенным вопрос об увеличении стойкости верхнего поршневого кольца.

Оба последних дефекта (пробивание газов через прокладку и малая стойкость верхнего кольца) могут бить устранены путем изменения конструкции этих мест в дизеле. Над этими вопросами в настоящее время работает коллектив конструкторов завода №76. /Явно до эвакуации было то же самое, раз конструкторам через полтора года производства приходится снова браться за карандаши и логарифмические линейки/

4. По улучшению охлаждения дизеля в танке проведены следующие работы:

а) в карманах засоса воздуха поставлены обтекатели, что увеличивает поток воздуха;

б) устанавливаются над мотором расширительные водяные бачки. Эти мероприятия улучшат охлаждение дизеля, но полностью вопроса не разрешат /Такой вопрос так просто не разрешишь. Если в декабре 1941 из-за плохого охлаждения дизеля выдаваемая им фактическая мощность не превышала 370 л.с. при паспортных 600/.

Заводом разработаны новые радиаторы (водяной и масляный)  новый вентилятор, которые в заводских условиях показали сравнительно лучшие результаты, чем серийные. Танк, оборудованный ими, отправлен в Ташкент на окончательные испытания при высокой плюсовой температуре /Правильно. Раньше чем через месяц, результаты испытаний вряд ли будут известны, а война дело такое, что через месяц либо ишак, либо пресветлый эмир… Шутка. Могли бы сразу – сделали бы сразу, как надо/.

5. Техническая документация проверена заводом с опозданием против установленного срока постановлением ГОКО на три недели, приведена в порядок и предъявлена на утверждение ГАБТУ КА.

6. Технология механической обработки, сборки узлов и общего монтажа разработана, но до рабочих мест в значительной части ещё не доведена. В результате не обеспечивается полная взаимозаменяемость коробок перемены передач из-за отсутствия кондукторов. Посадка роликовых и шариковых подшипников производится из-под молотка, что нарушает правильность монтажа подшипников и пр /Все помнят про недопоставку Наркомсредмашем подшипников № 3518 и 7614? Где же их будет хватать, если их молотком на место забивают!/.

7. Аппарат отдела технического контроля теперь сравнительно в большей мере обеспечен контрольным инструментом, чем было до марта месяца. Тем не менее, достигнутое считать удовлетворительным нельзя, так как в части обеспечения контрольным инструментом и усиления личного состава квалифицированными кадрами ОТК сделано пока мало /Контролёры каждое утро спрашивают, тётки бестолковые, чем эти инструменты надо протирать. Они же понятия не имеют, для чего эти инструменты нужны, и как ими по назначению следует пользоваться/

8. Приемный аппарат ГАБТУ КА в общем улучшил свою работу. Однако, комиссия отмечает, что правильная расстановка личного состава, повышение требовательности к заводу, повышение дисциплины среди состава работников, поднятие квалификации работников, налаживание деловых отношений с командным составом завода не может быть обеспечено при существующих взаимоотношениях между районным инженером т.Шпитановым и ст.военпредом т.Бубякиным.

Необходимо рекомендовать начальнику ГАБТУ КА пересмотреть личный состав руководства приемного аппарата на Кировском заводе и его укрепить.

9. Обращает внимание наличие большой захламленности и грязи в цехах завода, особенно в литейном и кузнечном, разбросанность заготовок и металла по всему двору завода /А потом применяют материал улучшенного качества для изготовления картера и шестерёнок коробки перемены передач. А где же у материала будет подходящее качество, если он весь ржавчиной покрыт/.

 

Предложение.

В целях дальнейшего /ну да, именно дальнейшего, чтобы не было обидно/ повышения надёжности танка КВ, необходимо потребовать от руководства Кировского завода выполнения следующих мероприятий:

1. До 5 июня закончить работы по улучшению смазки шестерен первой и замедленной передач в коробке перемены передач и отработать технологию монтажа в ней подшипников.

2. До 1 июня закончить сдачу полностью ГАБТУ КА коробок перемены передач в соответствии с постановлением ГОКО № 1472с от 20.3.42г.

3. К 10 июня закончить испытания танков КВ с 8-ми скоростной коробкой перемены передач и с новым главным фрикционом. Разработать технологию, подготовить производство и изготовить к этому времени 25 штук 8-ми скоростных коробок перемены передач и новых главных фрикционов для выпуска установочной партии танков КВ с этими агрегатами.

4. Провести подготовку производства по новым радиаторам и вентилятору и не позднее 15 июня 1942 г. внедрить их в производства, с учётом результатам испытаний. Изготовить к этому времени 15 комплектов их для установочной партии.

5. К 15 июня 1942 довести до рабочего места технологию всех деталей и узлов танка КВ с полной оснасткой приспособлениями, кондукторами и инструментом, в первую очередь по коробке перемены передач, главному и бортовым фрикционам.

6. К 10 июня 1942 г. обеспечить аппарат отдела технического контроля всем необходимым для работы инструментом и квалифицированными кадрами, в первую очередь по коробке перемены передач, главному и бортовым фрикционам.

 

Председатель комиссии   Зернов

Члены: Инженер-полковник  Афонин

Инженер-полковник  Гинзбург.

 

Послано:

т.Сталину И.В.

т.Молотову В.М.

т.Малышеву В.А.

т.Федоренко Я.Н.

 

Рубрики:  Вторая мировая
Славное прошлое РФ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку