-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Колено Иссахара

Четверг, 12 Июля 2012 г. 17:22 + в цитатник

Звулон и Иссахар – братья. Рассказывая о колене Иссахара, мне придется повторяться:

http://www.liveinternet.ru/users/2881321/post225322731/

 

Известно, что колено Звулуна, которое успешно занималось торговлей, взялось содержать колено Иссахара, которое, в свою очередь, полностью посвятило себя изучению Торы. К колену Иссахара принадлежали мудрецы, передававшие по традиции тайны расчета периодов движения светил и созвездий.

 

А вот как братьев благословил Моисей: « Радуйся, Зевулун, выходу твоему, а Иссахар – в шатрах твоих. Народ на гору созовут они, там вознесут жертвы благодарности, ибо богатством морей питаться будут и сокровищами, сокрытыми в песке». (Дварим, 33:18-19).

 

Колену Иссахара была отведена в удел северная часть Земли обетованной, от горы Кармель на западе до Иордана на востоке. Сегодня эта территория входит в состав Галилеи, городским центром долины является город Афула.

 

Благословение Иакова Исахару звучало так: «ИСАХАР, ОСЕЛ КОСТИСТЫЙ, ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ ЗАГРАД. УВИДЕВ, ЧТО ПОКОЙ ХОРОШ И ЧТО СТРАНА ПРИЯТНА, ОН ПРЕКЛОНИЛ СПИНУ СВОЮ ДЛЯ НОШИ И СТАЛ ПРЕДАННЕЙШИМ ТРУЖЕНИКОМ».

 О символике осла я писала здесь: http://www.liveinternet.ru/users/2881321/post222670072/

  

иссахар2 copy (518x700, 247Kb)

исс2 (700x372, 188Kb)

Месяц Ияр (созвездие Быка) – посвящен Иссахару.

 

Эмблема на знамени: солнце и луна на черном фоне. Камень колена — сапфир.

Князья колена Иссахара были храбры на войне (Суд. 5:15) и впоследствии содействовали воцарению Давида.

Что это была за война? Дебора — героиня библейской книги Судей, судья и пророчица эпохи Судей (ок. ХII в. до н. э.). Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.),

считается автором «Песни Деборы». (Суд. 5). Как в повествовании об исторических событиях, так и в «Песне Деборы», Дебора предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд. 4:4) и «мать в Израиле» (Суд. 5:7).

Согласно Библии, Дебора была женщиной, вдохновлённой Богом: «сидела под Пальмою Дебориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд»  (Суд.4:5).

Дебора жила в смутную эпоху: со всех сторон на евреев нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского рабства. Ханаанейский царь Явин, правивший в то время в Хацоре, угрожал коленам Израиля, жившим на севере. Его полководец Сисера (Сисра) прославился своей силой. Явин «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3). Призвав к себе Барака, сына Авиноама, Дебора приказала ему собрать десятитысячное войско из колен Нафтали и Звулуна и выступить против ханаанеев; по настоянию Барака сама Дебора также присоединилась к войску. Колено Иссахара поддержало Дебору и Барака в этой войне. (Суд 5:15).

 исс1 (700x283, 146Kb)

 Рассказывая о работе над этим листом, я хочу рассказать об изобразительном языке еврейского искусства.

 

 «Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...» (Исход, 20:4-5) – гласит заповедь Торы. Эта заповедь строго соблюдалась евреями до 3 века новой эры. В I в. до н.э. – II в. н.э. синагоги украшались только геометрическими и растительными узорами. Все изображения живых существ ассоциировались с язычеством, и поэтому ни в еврейском доме, ни в синагоге им не было места. Археологические раскопки в Израиле подтверждают этот факт.

Иудаизм запрещает создание образов, предназначенных для поклонения, отделяя их от изображений, созданных для декоративного украшения ритуальных предметов и интерьеров синагог. Единственное, что мы находим, - это чисто декоративное искусство: орнаменты, переплетения листьев, цветов и плодов. Иудаизм выступает не против изобразительного искусства, а против идолопоклонства.

Несомненно, евреи испытывали влияние  греческой и римской культур. И период с IV по VII века синагоги, ставшие главными центрами еврейской религиозной жизни после разрушения Второго Храма, обильно украшаются мозаиками и фресками. Это  были мотивы, связанные с памятью о Храме - менора, ковчег и еврейская символикой - шофары, лулавы, львы Иудейские и плоды Земли обетованной. Во многих местах сохранились посвящения, а иногда куски текстов.  


 

b_20_02_2010_15_02_09_4665252 (527x527, 157Kb)

В средние века начинается расцвет еврейского декоративно-прикладного искусства.

В богато изукрашенных рукописных книгах поражает удивительное разнообразие способов иллюстрирования священных текстов. В 13-14 веках в Германии встречаются изображения человеческих фигурхы с птичьими или звериными головами. Так, в «Птичьей агаде» 1300 года из Музея Израиля мы видим гибриды человека и птиц. Причем птичья голова неизменно увенчана островерхой шапкой, которую в то время вынуждены были носить в качестве отличительного знака евреи Германии.

На старых еврейских кладбищах Восточной и Центральной Европы каменные надгробия, украшает изысканная резьба. Здесь мы видим изображения зверей и птиц, растений и цветов. Надгробия украшены барокальными картушами, растительными орнаментами.   

.
big (390x207, 32Kb)

bird12 (146x275, 27Kb)

0_26ab0_6954442c_L (319x300, 54Kb)

В своде еврейских законов Шулхан Арух допустимыми признаны плоские (не скульптурные) изображения человека, если какие-либо части его тела деформированы или вообще отсутствуют. В соответствии с этими правилами фигуры людей на еврейских фресках частично драпируются или заслоняются листвой, облаками, камнями. Например, в росписи синагоги в Черновцах на сюжет из книги Ионы: рыба заглатывает Иону - художник показал лишь торчащие из пасти чудища ноги в белых чулках и черных ботинках, типичных для хасидского костюма 19 века. В произведениях анонимных художников того времени часто встречаются образы, свойственные специфически еврейскому художественному мышлению. Так, изображая визит ангелов к Аврааму, художник рисует три пустых стула, придвинутых к накрытому столу, а обвивающая дома сказочная рыба Левиафан символизирует мессианские времена и возрождение Иерусалима.

Ныне действует постановление Виленского Гаона, смысл которого сводится к следующему: запрещено делать выпуклые изображения небожителей, то есть ангелов и им подобных, и можно делать плоские, с тем, однако, чтобы им никто не поклонялся. Иными словами, разрешены портреты и необожествляемая скульптура. Разрешены фотографии.

Проживая в диаспоре, евреи впитывали и перерабатывали искусство народов, среди которых проживали. Рукописные еврейские книги, на первый взгляд, трудно отличимые от рукописных средневековых книг Франции, Италии, Германии. Приглядевшись, мы замечаем характерные еврейские символы, такие как жест коэнов, кувшин левитов, менора, свиток Торы или еврейская шляпа.

Оформления титульных листов рукописей и печатных книг, их изобразительный ряд и символика сходны с аналогами культуры христианской Европы имея в своей основе один и тот же источник (Тора иудаизма, он же - Ветхий Завет христианства). И в то же время изображения традиционных символов наделялись совсем иным смыслом, нежели тем, который они имели в христианстве.

Еврейские европейские книги и старые иллюстрированные рукописи кочевали по Восточной Европе и служили образцами, из которых мастера заимствовали свои образы, заново их осмысляя. Не существовало каких-либо специальных трактатах, в которых оговаривались бы принципы еврейской символики. А между тем, народные мастера выработали художественный язык в котором значительная роль была отведена содержательной символической стороне образов.

Остановимся на некоторых из них.

Шестиконечная звезда – гексаграмма- Маген Давид.

 Первое изображение шестиконечной звезды обнаружено на печати VII века до н. э., найденной в Сидоне. Такими же звёздами (а также пятиконечными звёздами и свастиками) украшали синагоги времён Второго храма, но, скорее всего, у них не было особого значения.

 Существует версия, по которой название символа произошло от щитов, принятых на вооружение в армии Давида, которые имели форму гексаграммы.

Самое раннее упоминание Маген Давида в еврейской литературе было сделано в XII веке иудейским караимским мудрецом Иеуда бен Элияху Хадаси. В своей книге он критикует людей, сделавших этот символ предметом культа.

Шестиконечная же как архитектурный элемент, присутствовала в качестве розы (круглого восточного окна) готического собора, символизируя собой макрокосм и полноту Бога. Синагогальная архитектура «позаимствовала» этот элемент для декора синагог. Отсюда гексаграмма попала на переплеты религиозных книг. Кроме того, часто, например, в Германии, издавались указы, которые предписывали евреям ношение отличительных знаков. Среди таких знаков присутствовала желтая шестиконечная звезда (gelbe Stern).

Ассоциация звезды с иудаизмом берёт начало в Средневековье. Так, в 1354 году император Карл IV позволил еврейской общине Праги поднимать красный флаг с изображением шестиконечной звезды, которую позже назвали Маген Давид (щит Давида). В 1592 году в том же городе Мордехаю Майзелю было дозволено поднять над своей синагогой «…знамя царя Давида, такое же, как над главной синагогой», В 1648 году евреям Праги за их заслуги в обороне города от шведов было даровано право иметь флаг, на красном фоне которого был изображен желтый Маген Давид со шведской звездой внутри. В 1460 году евреи Офена (ныне район Будапешта) приветствовали венгерского короля Матиаса Корвина красным флагом с двумя Маген Давидами.

В XIX веке Звезда Давида была распространена на печатях евреев и на шкафах- Арон-Кодешах, в которых в синагогах хранились свитки Торы.

Нацистская Германия содействовала ассоциации Звезды Давида с евреями тем, что принудила евреев носить на груди жёлтые Звёзды Давида с надписью Jude (еврей).

Бык и рыба появляются на странице рукописи в качестве атрибутов праздника Суккот, который должен состояться с приходом Мессии (Машиаха).

Олень — одно из излюбленных животных для изображения эмблем в европейской, в том числе и в русской, геральдике. Олень является эмблемой воина, мужского благородства, и именно поэтому эта эмблема встречается в рыцарских гербах самых древних и самых воинственных народов. Особенно был популярен олень как эмблема в Англии и Германии. Дело в том, что, согласно древнему поверью германских народов, олень способен одним своим запахом отогнать и обратить в бегство змею. И это качество послужило основанием рассматривать оленя как эмблему борьбы со злом, как эмблему благородного воина, сильного не столько физической силой, сколько идейной убежденностью, силой духа, своими моральными качествами.   (В. Похлебкин. словарь международной символики).

Что касается еврейской символики, то в библейских текстах (Песнь Песней) образ оленя служит метафорой красоты. Пророк Иезекииль используют слово «олень» как синоним слова красота: «краса (цви) она всех земель» (20:15).

В талмудическом трактате Пиркей Авот говорится: «Будь быстр как олень в служении Всевышнему» (5:24). Зачастую в средневековых еврейских рукописях изображается сцена собачьего гона на оленя, которая интерпретируется как образ гонимого Израиля. На надгробиях изображение оленей может иллюстрировать еврейские имена Цви (иврит) или Гирш (идиш) - олень, или Нафтали, имя основателя одного из колен Израилевых, символом которого, согласно библейскому тексту, является олень (Бытие 49:21).

Арон- Кодеш- шкаф для хранения свитков торы в синагоге изображался на титульных листах еврейских книг в виде портала- ворот, куда войдут праведники. В декоре Арон-Кодеша присутствовали свитки Торы,  щита Давида, который поддерживали два льва.

Титульный лист еврейских книг так и назывался - шаар, то есть врата, а внутри декоративных порталов на первой странице помещалось краткое содержание книги.

Римоним- гранат: Навершия стержней, на которые наматывались свитки Торы, изготовлялись в виде фруктов, в частности граната, в подражание навершиям колонн Храма и украшениям ризы первосвященника. (О колоннах Храма – здесь:

http://www.liveinternet.ru/users/2881321/post221616878/  ) 

Позднее словом «римон» («гранат») стали называть любые навершия, украшающие стержни Торы. Хотя эти украшения изготовлялись в виде не только граната, но и других фруктов, корон и даже куполов, их во всех случаях называли «римоним».

«Птицы - самые выдающиеся певцы, восхваляющие Всевышнего». Они стали символом летящей души и основаны на псалме: «...говорите вы душе моей: птицей лети..» Тегилим (Псалмы) 11:1-2.

Аист - хасид, означает праведник. Символика аиста основана на представлении об этой птице как о такой, которая проявляет заботу о своих ближних. Аист изображался на надгробиях. Особую популярность приобрел мотив аиста со змеёй в клюве. Сцена змееборства символизировала борьбу праведности над злом.  

колеса (340x332, 49Kb)

 

Один из фрагментов росписи Могилевской синагоги

Орел. Это один из самых древних символов. У греков и персов был посвящен Солнцу, так как это символ высоты духа, отождествляемого с Солнцем, царем звезд. В разных традициях его рассматривали как священную эмблему Верховного божества - Одина, Зевса, Юпитера, Митры. Как геральдический символ орел встречается во многих гербах и государственных эмблемах. Это символ безграничной власти, победы и отваги, величия и духовного подъема.
Что касается еврейской символики, то ее характеризует фраза из Мишны (Авот 5:20) «Будь лёгок как орёл», где выражен особый характер служения Всевышнему, и метафора из книги Дварим (Второзаконие) (32:11): «Как орёл стережёт гнездо своё, над птенцами своими парит...», где действия орла сопоставлены с отношением Всевышнего к своему народу. Мы можем встретить разные изображения орла: как обычная птица, так и геральдический двуглавый орёл.  Росписи на эти сюжеты встречались в синагогах в Ходорове (1714) и Могилёве (середина ХVIII в.). Геральдический орёл символизирует милосердие к своему народу Небесного Царя и Верховного Судии. Власть земного царя, интерпретируется как власть Царя Небесного. 
 

 

 

2b8c960998d09feefa (539x512, 143Kb)

Лев. Изображение льва может символизировать царский дома Давида. Лев- символ колена Иегуды и его потомков. В то же время лев может означать мужское имя Арье-Лейб.

 

 лев (471x554, 66Kb)

 

"Стела Арье-Лейба, сына Шолома", первая половина 19 века.Яблонов. 

Растительный орнамент напоминает о земле предков и несет не только декоративный характер, но и символическое значение. В еврейском декоративном искусстве мы зачастую встречаемся с растительным орнаментом, украшающим священные сосуды, мебель, менору, посуду, интерьер синагоги.

Виноградная лоза называется  среди семи видов растений, символизирующих плодородие земли Израиля («Дварим», 8:8). Двенадцать лазутчиков, вернувшихся из Ханаана, как символ этой земли доставили в стан израильтян кисть винограда, столь тяжелую, что ее приходилось нести двум мужчинам («Бамидбар», 13:23).

Виноградные кисти – символ урожая. Во все времена период сбора винограда сопровождался большими празднествами. Виноград символизирует радость благословения – киддуш, поэтому его часто изображают на чашах и других предметах шаббата.

Виноград является также символом многочисленного потомства. На брачном контракте – «кетубе» – часто помещают изображение виноградной кисти, исходя из следующей строки псалма: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная…» (Теилим, 128:3).

В Танахе неоднократно встречаются метафорические образы, связанные с виноградной лозой. Наряду с плодородием она символизирует также мир и мессианское искупление: «И будут они сидеть – каждый под лозой виноградной своей и смоковницей своей…» (Миха, 4:4).

В искусстве диаспоры цветы встречаются как декоративный мотив на свитках Торы, в иллюстрированных манускриптах, кетубот (брачных контрактах), на ритуальных объектах, на синагогальной мебели, вырезках из бумаги, лубках, тканях. 
.
1860mejibozh_pinkas (355x544, 106Kb)

Меджибож. Пинкас.

Пинкас- актовая книга еврейской общины. Пинкасы велись главным образом до конца 18 в. (в Восточной Европе до начала 20 в.) не только общинами, но и различными обществами и братствами , включая погребальные общества  и благотворительные учреждения, а также ремесленными цехами. В ПИНКАС общины вносились протоколы заседаний общинных правлений , местные постановления, списки должностных лиц, избиравшихся на ежегодных собраниях общины, дисциплинарные взыскания и штрафы, налагавшиеся на провинившихся (или непокорных) членов, особые внутриобщинные налоги, записи о гонениях и испытаниях, а также о других событиях, имевших отношение к жизни и истории общины. 

ketubah_holland.lg (506x600, 131Kb)

Голландия. Брачный контракт

1900galiz_mizrah (592x493, 201Kb)

Галиция.Вырезка из бумаги

http://www.judaicaru.org/mekorhaim/tema_36.html

http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_157.html

http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13218&query=ПИНКАС 

Серия сообщений "12 колен Израилевых":
Часть 1 - 12 колен Израилевых
Часть 2 - Колено Леви
Часть 3 - Колено Иегуды
Часть 4 - Колено Завулоново (Звулоново, Звулуново)
Часть 5 - Колено Иссахара
Часть 6 - Колено Менаше
Часть 7 - 12 колен Израилевых

Рубрики:  символика
графика
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям

Александра_Пипикина   обратиться по имени Воскресенье, 15 Июля 2012 г. 13:26 (ссылка)
Спасибо, очень интересно, я предыдущие стащила тоже, и вот появилось время все прочитать!!! Очень интересно. Кстати - символ Магадана (я там родилась) олень!!!! Класс!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку