Символика жеста Часть 6 |
Римский салют — жест, при котором рука протянута вперед с прямой ладонью и пальцами. В некоторых версиях рука поднимается вверх под углом, а в других она протянута параллельно земле.
Если порыться в интернете в поисках сообщений о римском салюте, непременно прочитаешь многочисленные утверждения о том, что фашистское приветствие берёт своё начало чуть ли не от Древнего Рима. Дескать, гладиаторы, приветствовавшие цезаря, вскидывали руки вверх, и поэтому этот жест стал называться saluto romano — «римским салютом». Согласно римским обычаям, такой жест трактуется как от сердца к солнцу. Сторонники этой легенды обычно ссылаются на два источника.
Первый — изображения на Колонне Траяна. Данная колонна — памятник архитектуры, находящийся в Риме, на Капитолийском холме — была создана архитектором Апполодором Дамасским в 113 году н. э. в честь победы римского императора Траяна над древними племенами даками.
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.
Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени.
Вот фрагмент рельефа, который обычно приводится в качестве доказательства.
Как видите, приветственные жесты совершенно не соответствуют так называемому «римскому салюту». Это просто взмахи руками, протянутые руки, зачастую согнутые в локте.
Да и римские статуи, изображающие императоров, не дают нам возможность подтвердить версию «римского салюта».
Статуя Августа с виллы Ливии в Прима Порта. Мрамор. Начало 1 в. н. э. Рим. Ватикан.
Статуя оратора (так называемый Авл Метелл). Бронза. Около 100 г. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
Теперь обратимся ко второму источнику происхождения saluto romano — рассказу древнеримского писателя-историка Тита Ливия про трёх братьев, отправляющихся сражаться и приносящих своему отцу клятву. Этот волнующий момент воспроизвёл на своей картине «Клятва Горациев» французский художник 18-го века Жак Луи Давид.
Клятва Горациев (1784), Жак Луи Давид
Давиду был предложен сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев, из знатного рода Горациев.
В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия (VII в. до н. э.), о том, как трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Этим семьям предстояло породниться, поэтому было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. Горации принесли римлянам почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою.
Горации клянутся выполнить свой патриотический долг. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи.
Вот как комментирует М. Ямпольский в своей статье «Жест палача, оратора, актера»
(Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РАН.
М.: Ad marginem. 1994. С.21-67.) это полотно: «Такое же энергичное и псевдоораторское движение руки, связанное с темой «режущей стали», мы обнаруживаем в «культовой» картине Французской революции - «Клятве Горациев» (1784) Давида (и, разумеется, в его же «Клятве в Зале для игры в мяч»). Современники полагали, что «Клятва Горациев» явилась образцом для основополагающего гражданского акта Французской революции - Клятвы в Зале для игры в мяч.
Жак Луи Давид
Клятва в Зале для игры в мяч. Эскиз . 1791
Бумага, перо, сепия. 66 x 101
Национальный музей Версаля и Трианонов
Таким образом, тот же жест в более поздней картине Давида, возможно, в какой-то степени был инспирирован реальностью, смоделированной его же более ранним полотном».
В октябре 1790 г. Якобинский клуб, объединявший наиболее решительных деятелей Великой французской революции, заказал Давиду большую историческую картину, которая должна была запечатлеть событие, ставшее началом революции. Когда 20 июня 1789 г. король Людовик XVI попытался распустить Национальное собрание, заседавшее во Дворце малых забав в Версале, его депутаты обосновались в Зале для игры в мяч на улице Св. Франциска в Париже и поклялись не расходиться до тех пор, пока не выработают конституцию.
Клятва в зале для игры в мяч — первое открытое выступление третьего сословия против короля в ходе Великой французской революции.
9 июля Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием — высшим представительным и законодательным органом французского народа, призванным выработать для него основные законы. Тем самым третье сословие открыто продемонстрировало непослушание воле Людовика XVI, который соблюдал траур по своему старшему сыну и по стародавней традиции считал какие-либо общественные сборища в это время неуместными. Следуя клятве, они продолжали ежедневно собираться в зале для игры в мяч, пока по настоянию короля к ним не присоединились представители дворянства и духовенства.
К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст. Однако, за два года он успел выполнить в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от работы: в ходе дальнейших событий революции многие участники «клятвы» были объявлены «врагами народа»; они эмигрировали или были казнены.
«…Так, по-видимому, Давид, разрабатывая жест Робеспьера и Мирабо в «Клятве», опирался на рисунок лучников, выполненный Микеланджело. Связь клятвенного жеста с телесностью лучника особенно показательна. Жест, связанный с выбросом стрелы в пространство, преобразуется в жест самого тела, выбрасываемого вовне. Невидимая стрела остается в подтексте, метафорически выражая проекцию тела и ее смертоносный характер.
Э.Винд, изучавший генеалогию «Горациев», обнаружил театральные корни картины. Давид видел «Горация» Корнеля в «Комеди Франсэз» и даже сделал несколько набросков по мотивам этой постановки. Но подлинным источником картины была переработка корнелевской пьесы Гарриком. В гарриковской версии «Римского отца» появилась сцена клятвы, которой не было у Корнеля. Сцена клятвы у Гаррика произвела огромное впечатление на Новерра (балетмейстер) , перенесшего ее в свою балетно-пантомимическую версию той же пьесы - «Осужденный Гораций». Показательно, что реформатор балета Новерр непосредственно вдохновлялся Гарриком как образцом перевода словесного в пантомимическое. Любопытным образом картина Давида затем вновь «вернулась» на сцену. Невероятный успех картины в Салоне 1785 года спустя год вызвал к жизни постановку оперы «Горации», где полотно Давида и сцена клятвы были воспроизведены на подмостках.»
«…Сцена, стимулировавшая цепочку обработок от Гаррика до Давида, изображала отца, вручавшего перед битвой меч сыну. Рука, протянутая к мечу, - не просто жест клятвы, она указывает на меч как на орудие смерти, - его движение сопровождается ослепительной вспышкой, он рубит тело и покрыт человеческой кровью.» (М. Ямпольский «Жест палача, оратора, актера»(Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РАН.
М.: Ad marginem. 1994. С.21-67.)
Дэвид Гаррик (1717, 1779) — английский актер, драматург, директор театра Друри-Лейн.
Френсис Хейман изобразил Гаррика в роли Ричарда III (1760)
Когда, незадолго до Давида, Фюзли изобразил свою «Клятву на Рютли», три швейцарца на его картине поднимали руки к небу, тем самым демонстрируя «истинный» жест клятвы (перед лицом Бога).
(Кстати, в посте о троеперстии я рассказывала об этом событии. Фюссли также изобразил жест троеперстия. Символы троичности можно зачастую встретить в языческой символике. Троичность изображалась с помощью треугольника, который мог обозначать три стихии: огонь, воду, землю. Иногда этот символ означал три ступени человеческой жизни или модель семьи. Два наложенных друг на друга треугольника по значению аналогичны символике инь-янь Т.З.)
У Давида мы имеем нечто иное, а именно: жест, соотнесенный с орудием смерти – мечом»
Иоганн Генрих Фюссли «Три швейцарца клянутся на Рютли»», 1780
Клятва Рютли — национальный миф Швейцарии. В нём говорится, что представители трёх коммун Ури, Швиц и Унтервальден (первоначальных кантонов Швейцарии) 1 августа 1291 на Рютли, отдалённом лугу около Фирвальдштетского озера, дали клятву о взаимопомощи и поддержке. Это было сделано ввиду возможной агресии со стороны Священной Римской Имерии и положило начало очень сложной судьбе народа и страны. Этот союз в народе считается основанием Швейцарского союза. С исторической точки зрения считается Федеративная хартия 1291 грамотой создания Швейцарии.
Т.к. Ж.-Л.Давид был основателем французской академической школы искусств, ему подражали многие художники 19 века. Подражали в частности и в изображении жеста прямой рукой в исторических сценах римской империи.
В середине 19 века Августин Тьерри ( 1795 - 1856 ) французский историк - один из основателей романтического направления во франц. историографии), изучавший ритуалы племён галлов и германцев, пришёл к выводу, что подобные жесты должны восходить к древним арийцам.
Надо заметить, что главную задачу историка Тьерри видел в художественном воссоздании прошлого с помощью интуиции, эмоционального изложения, драматизации исторических событий, любви к деталям, создающим «местный колорит».; Тьерри привлекал в качестве основных источников хроники, легенды.
Этот художественный штамп (римский салют Давида) в середине 19 века стали использовать в реконструкции ритуала восшествия средневековых германских королей.
Картинка из "Illustrated Exhibitor" 1852
В начале 20 века, римский салют показывался как приветствие в множестве ранних американских фильмов о древнем Риме, типа «Ben Hur» (1907), «Nerone» (1908), «Spartaco» (1914). И во всех фильмах из римской жизни римляне демонстрировали «римский салют». Из американских фильмов «римский салют» перекочевал в итальянский фильм "Кабирия" (1914) (не путать с «Ночами Кабирии») по роману и сценарию Габриэлле д'Аннунцио о том, как благородные римляне воюют с карфагенянами.
Габриэ́ле д’Анну́нцио1863 —1938 — итальянский писатель, поэт, драматург и политический деятель.
В своих романах, стихах и драмах отражал дух романтизма, героизма, эпикурейства, эротизма, патриотизма. Повлиял на русских акмеистов. К началу Первой мировой войны был наиболее известным и популярным итальянским писателем. В 1915-1918 годах участвовал в боях на фронтах Первой мировой войны, вначале в авиации, затем в пехоте. После войны стал одним из лидеров националистического движения, связанного с фашистскими организациями. С 1919 года поддерживал Муссолини. Возглавил националистическую экспедицию, захватившую 12 сентября 1919 года югославский город Риека (Фиуме). Присвоив себе титул «commandante», являлся фактическим диктатором республики Фиуме до декабря 1920.
Респу́блика Фиу́ме(Итальянское регентство Карнаро) — непризнанное государство, провозглашенное 8 сентября 1920, итальянским поэтом Габриеле д’Аннунцио в городе Фиуме (ныне хорватский город Риека).
После окончания Первой мировой войны за Фиуме, принадлежавший ранее Австро-Венгрии, развернулась дипломатическая борьба между Италией и Государством Словенцев, Хорватов и Сербов. Оба государства считали город своей территорией. Пока шли мирные переговоры на Парижской конференции, 12 сентября 1919 года Габриеле д’Аннунцио возглавил вторжение итальянских националистов, заставив отступить американо-британо-французские оккупационные силы. Д’Аннунцио настаивал на том, чтобы Италия аннексировала Фиуме, однако правительство не пошло на такой шаг. Напротив, Италия под давлением союзников вынуждена была объявить морскую и сухопутную блокаду Фиуме.
В годовщину захвата города Д’Аннунцио провозгласил Фиуме независимым государством, утвердил конституцию (проект которой он написал лично, в стихах) и поднял над городом «государственный» флаг с хвастливым девизом «Quis contra nos» (Кто против нас?!). Пост министра культуры «Республики Красоты», как называл свое государство сам Д’Аннунцио, согласился занять знаменитый дирижер Артуро Тосканини.
Д’Аннунцио не признал Рапалльский договор, по которому Фиуме не входил в состав Италии, а объявлялся вольным городом, и сам объявил Италии войну, однако, после обстрела итальянским флотом 30 декабря 1920, вынужден был сдать город. Республика Д’Аннунцио, продержавшаяся почти шестнадцать месяцев перестала существовать.
Но, в силу рапалльских соглашений, область Фиуме еще три года формально сохраняла статус «свободного государства». В сентябре 1923 года в городе был спровоцирован мятеж и, под предлогом защиты мирных жителей, высажен итальянский десант. 27 января 1924 года в Риме был подписан итало-югославский договор «О дружбе» (пакт Муссолини — Пашича), по которому Фиуме отходил к Италии.
Во время оккупации Риеки проявились многие элементы политического стиля фашистской Италии: массовые шествия в чёрных рубашках, воинственные песни, древнеримское приветствие поднятой рукой и эмоциональные диалоги толпы с вождём.
Д’Аннунцио приветствовал военные акции итальянского фашизма, прославлял его колониальные захваты (сборники статей и выступлений «Держу тебя, Африка», 1936), хотя в 1921—1922 гг. и пытался создать свой центр политической силы, конкурирующий с фашистским. При фашизме в 1924 получил титул князя, в 1937 возглавил Королевскую академию наук.
Писатель скончался от апоплексического удара. Режим Муссолини устроил ему торжественные похороны.
Фантазии французского художника и итальянского журналиста - вот и вся «историческая» основа «римского салюта».
Салют Беллами
В конце 19-го века в США был чрезвычайно популярен роман «Взгляд назад», написанный в 1888 году бывшим журналистом газеты «Спрингфилд юнион», баптистом Эдвардом Беллами. Это был утопический роман о Бостоне в 2000 году. Автор описал пригрезившийся ему общественный строй, в сущности, американский вариант социализма. Роман этот сделал Беллами культовой фигурой в Штатах. Его романы раскупались как горячие пирожки, его идеи обсуждались и подхватывались молодёжью. Книга была продана более чем в миллионном тираже в последующих годах и привела к формированию националистических клубов среди всего населения.
В США и других странах возникли политические и общественные движения, ставившие своей целью реализацию описанной в романе общественной системы на практике. Это политическое движение просуществовало более пятидесяти лет. Существовавшая в Нидерландах Партия Беллами просуществовала до 1947 года.
В 1892 году к 400-летию открытия АмерикиБеллами стал организатором важного государственного действа: клятвы американцевв верностисвоей стране, произносимой перед флагомСША. В 1892 году, на американском празднике Дне Колумба писатель выступил с предложением сопровождать поднятие государственного флага США чем-то вроде молитвы, которую он назвал «Торжественной клятвой верности». Произношение клятвы должно было сопровождаться соответственным жестом «от сердца – к солнцу». Вскидывание руки было прозвано «салютом Беллами» — ладонь сначала была обращена к груди, а потом рука резко вскидывалась вверх, после чего и произносилась клятва.
В 1933 году в Штатах создаётся организация «Германо-Американский союз». Эта организация выступала за мирные отношения с нацистской Германией и предотвращение вступления США в войну.
Германо-Американский Союз активно принимал в свои ряды новых соратников, и проводил мощную пропаганду американского нацизма. Германо-американский союз проводил многолюдные собрания по всей стране, выпускал журналы и газеты, устраивал летние лагеря для американской молодёжи. В лагерях, естественно, поднимали флаг США. А флаг американцы ещё с конца 19-го века приветствовали «салютом Беллами».
.
Значок Германо-Американского союза
Скаутский значок
Организация проводила митинги, снимала пропагандистские фильмы.
Действия Германо-Американского Союза привела к тому, что его деятельность исследовали в Комитете неамериканских движений под руководством Мартина Диса. Там доказали связи Союза с правительством нацистской Германии. Вскоре после этого, лидер Союза Фриц Кун был обвинён в присвоении капитала организации и приговорён к тюрьме. Новым лидером Союза стал Вильгельм Кунце.
В 1942 году, как только была создана антигитлеровская коалиция, президент Рузвельт, под давлением антифашистской общественности, заменил "салют Беллами" на сокращённую версию — "рука-над-сердцем". Конгресс принял решение впредь произносить клятву, положив правую руку на сердце.
.
Этот жест почему-то стал популярен на Украине после «оранжевой революции».
Римский салют в фашистской Италии
Итальянские фашисты приняли римское приветствие, чтобы символизировать обновленную Италию как модель древнего Рима. Этот жест быстро копируют немецкие нацисты, создав нацистское приветствие.
Бенито Муссолини в 36 лет организовал «Итальянский союз борьбы» и стал «отцом» известного термина «фашизм». Его партия захватила власть в Италии, а Муссолини стал свирепым диктатором («дуче»), почти на десятилетие опередив своего германского «коллегу» Адольфа Гитлера.
Легенда гласит, что однажды Муссолини смотрел кинофильм одного итальянского режиссёра о Древнем Риме. Римские легионеры в фильме салютовали друг другу «римским приветствием». Это произвело на Муссолини такое впечатление, что он ввёл жест в повсеместный оборот. Наверное, чувствовал себя при этом, как минимум, цезарем. А уже от «дуче» «saluto romano» переняли немецкие фашисты.
Другую версию высказывает в своей книге «Бенито Муссолини: Биография» историк Кристофер Хибберт. Он пишет, что именно у итальянской армии «нацисты переняли римское приветствие вскидыванием руки, сделав его собственным салютом». Историк считает, что данный жест «дуче» скопировал у известного итальянского писателя и авантюриста Габриеле д’Аннунцио. С Хиббертом согласен историк Ричард Колье, который в своей книге «Дуче. Взлет и падение Бенито Муссолини» сообщает, что итальянский фюрер позаимствовал у д’Аннунцио также идею чёрных рубашек, сделав их униформой фашистов. Впрочем, Колье тоже считает этот жест приветствием римских легионеров.
Однако, рассматривая фотографии Муссолини, мы зачастую saluto romano не видим — даже в тех ситуациях, где «корпоративное» приветствие, казалось бы, необходимо.
А это уже 1940 год, обложка журнала
Нацистское приветствие
У нас фашизм ассоциируется со свастикой и рукой, вскинутой вверх.
Нацистское приветствие, гитлеровское приветствие, немецкое приветствие, партийное приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов — полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию — полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! — «да здравствует Гитлер!», «слава Гитлеру!» (обычно передаётся по-русски как Хайль Гитлер) или просто нем. Heil!.
Нацистское приветствие являлось частью культа личности Гитлера. Было принято в государственных учреждениях, НСДАП, СС, но широко использовалось и неофициально.
Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных), объявлений, приказов.
23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота, в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте.
Нацисты, культивируя нордическую теорию, заявили, что древнегреческая и древнеримская знать - это пришедшие с севера германцы. Теория происхождения римской и греческой знати давали основание Гитлеру с Гиммлером считать, что это древненемецкий жест, который в Рим принесли как раз германцы. Жесту последователи приписали значение «свободного одобрения своего вождя».
После войны в некоторых странах нацистское приветствие и восклицания Heil Hitler! и Sieg Heil! были законодательно запрещены. В Германии, согласно § 86а действующего Уголовного кодекса, использование данного приветствия наказуемо; в Австрии действует аналогичный закон. Статья 86 немецкого уголовного кодекса предусматривает наказание до трех лет тюремного заключения за любое использование салюта, если он используется не в художественных, научных или образовательных целях.
Нацистское приветствие употребляется неонацистами в историческом или видоизменённом облике; как замена для Heil Hitler многими ультраправыми используется буквосочитание hh или число 88. В современной немецкой армии, несмотря на запрет, встречаются случаи использования приветствия (в частности, неонацистами). Только документированных нарушений закона — порядка 50 в год.
Серия сообщений "символика тела":
Часть 1 - Символика тела. Часть1. Язык
Часть 2 - Символика тела. Часть2. Глаз
...
Часть 22 - Символика жеста Часть 4
Часть 23 - Символика жеста Часть 5
Часть 24 - Символика жеста Часть 6
Серия сообщений "символика жеста":
Часть 1 - Символика тела. Жесты-символы.Часть 1
Часть 2 - Символика жеста Часть 2
...
Часть 4 - Символика жеста Часть 4
Часть 5 - Символика жеста Часть 5
Часть 6 - Символика жеста Часть 6
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |