-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Обо

Пятница, 15 Января 2010 г. 19:26 + в цитатник

Обо - обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма.
Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Природа была единым Божественным Храмом, к которому относились бережно: нельзя было рубить деревья у источника, передвигать камни, под которыми жили муравьи, мять траву, убивать животных больше, чем нужно для пропитания и т.д.
 (591x393, 141Kb)
ОБО – древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место где надлежит поклоняться духам. Чаще всего встречается в виде пирамидальной груды камней («приношение камней»), но может быть сложено и виде шалаша из веток.
 (576x395, 164Kb)
Подношение хозяевам местности широко практикуется в Тибете, Монголии и Бурятии. Раз в год, обычно летом, проводится обряд «обоо тахилга». На этот обряд съезжается все местное население, принося с собой угощение духу – хозяину местности. По обычаю, который особенно соблюдает местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина — хозяина этого места, иначе не будет удачи. В XVII–XVIII вв. многие шаманские святыни в Монголии и Бурятии были ламаизированы и на них стали проводиться буддийские обряды. В соответствии с буддийской космологией, изменился и внешний вид обо, из простой груды камней обо превращается в трехмерную мандалу, символизирующую гору Меру.
С годами обо увеличивается в своих размерах, за счет жертвенных камней во время ежегодных обрядов и от проходящих мимо путников. Обо в виде пирамидальной груды камней встречаются чаще всего. Реже в виде шалаша из веток. Еще реже «жилище духа» – специально сложенное по буддийской космологии, трехуровневая каменная башня-алтарь для приношений и жертвоприношений и двенадцать малых пирамидальных обо вокруг. В местностях, где мало камней, например, на озере Хубсугул, над небольшой грудой камней можно встретить высокий шалаш из срубленных молодых деревьев и веток. В Тибете в священных местах устанавливаются каменные алтари, состоящие из двух каменных плит с поперечной каменной плитой, а на перевалах сооружаются пирамиды из камней – «дочё» («приношение из камней»). В Монголии, под влиянием космологии буддизма, вокруг главного обо сооружается 12 малых, символизирующих мировую гору и двенадцать островов вокруг нее. Обо часто возникает в местах поклонения духам на перевалах, где проходят караванные тропы, или вершинах почитаемых гор, в святых местах и вблизи буддийских храмов. Груды камней на перевалах часто являются единственным ориентиром для путешественников в пустынной местности.

Обо – определяет место, где надлежит произносить молитву и преподносить жертвоприношение духам местности, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для проживания в данной местности.
У подножия обо, как правило, есть плоский камень, выполняющий функции алтаря, на который раньше ставилось блюдечко с ячменными зернами и чашка с водой, а ныне кладут монеты или конфеты. Перед жертвенным камнем-алтарем непосредственно и произносится молитва. Чтобы духи понимали, лучше эту молитву произносить на их языке, т.е. санскрите, бурятском, монгольском языках. Считается необходимым регулярно класть еду, так как духам, хоть они и бестелесные существа, постоянно требуется пища. Перед подношением или возлиянием белой пищей (молоко, саламат и т.д.), тарасуном или водкой, свежезаваренным чаем или жертвенным бараном, необходимо сделать очищение огнем. Обряд очищения подношений и самих людей можно выполнить, сжигая в огне душистые травы: богородскую, можжевельник или кору пихты, и обкуривая дымом и огнем жертвенные вещи.

 (591x443, 150Kb)
Обряд жертвоприношения предкам с мясом и вином известен со времен хунну (III в. до н.э.), получил широкое распространение в эпоху Чингисхана. Со временем культ предков слился с вошедшим в практику культом обо. Во время шаманских обрядов над обо приносились кровавые жертвы: резали баранов, козлов, вырывали их сердце, лили кровь. После ламаизации культа обо кровавые жертвы были запрещены и заменены жертвоприношением молоком, вином, сыром.
Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Достаточно подносить мандалу, воду, воображаемые дары. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт жертвоприношения.
По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия, и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.

 (330x234, 37Kb)
Верховным божеством у народов Центральной Азии считалось Вечно Синие Небо – высший представитель сил природы, которому подчинены прочие божества и все земные духи. Среди звезд выделялось созвездие Семи Старцев (Большая Медведица) о важности которого повествуют древние легенды, и которому необходимо было регулярно приносить жертвы. Возлияние-подношение духам в древние времена делалось молоком, что символизировало чистоту помыслов и мыслей. В настоящее время вместо молока брызгают водкой. Сначала брызгают к небу, а потом на четыре стороны света для угощения и задабривания духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. При проведении специальных обрядов, после молитв, на специальных шестах, устанавливаемых в центре обо, привязывают матерчатые ленты голубого или белого цвета – хадак. Иногда на материи пишется священная молитва или мистическое изречение. Как правило, такая церемония проводится один раз в летний месяц, когда, как считается, снисходит с неба владыка духов. Видимым знаком схождения должны быть моросящий дождь, радуга и благоприятные сны.
Пришедшие к обо, ставят вокруг обо по четырем странам света четыре шеста, между которыми натягивают веревку и прикрепляют к ней множество цветных дарцоков.

 (261x395, 20Kb)

 (576x415, 160Kb)

Рубрики:  символика
буддизм
Метки:  

Процитировано 4 раз

vasily_sergeev   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 19:59 (ссылка)
Огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
осень_осень   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 20:06 (ссылка)
Очень интересно,как и все, о чем Вы пмшите)
Спасибо сердечное)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 20:11 (ссылка)
vasily_sergeev, я-любопытная дилетанша. Начала исследовать символику жестов. Оказалось, что в каждой религии свои особенности. И если о символике христианства и иудаизма я хоть что-то знаю, то о символике буддизма, синтоизма и ислама я не знаю почти ничего, принялась вникать. Что сказать? Я знаю, что ничего не знаю. Надеюсь, что к теме жестов еще вернусь.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 30 Января 2010 г. 16:24ссылка
Основные пражесты сохранились у многих народов и выполняют почти одинаковую роль. Кроме таких отклонений как у болгар, где ДА это НЕТ и наооборот. Два основных объекта: жесты рук и мимика лица и явл. основными в диалектике жестов. Потом идет язык тела. Вот это и есть основная трада, где первое место отдано рукам, второе лицу, и третье телу.
Перейти к дневнику

Суббота, 30 Января 2010 г. 16:24ссылка
читать:ТРИАДА.
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 20:13 (ссылка)
осень_осень, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
juerg   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 22:41 (ссылка)
Da, interesno bulo bu vstretit'sja s
shamanami. Spasibo, za informaziju.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Пятница, 15 Января 2010 г. 22:52 (ссылка)
juerg, с экзотикой встречаюсь только в интернете и по телевизору.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 16 Января 2010 г. 16:35 (ссылка)
Ламаизм - ненаучное название тибетского буддизма.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 16 Января 2010 г. 16:49 (ссылка)
Аноним, Ламаизм, одно из течений в буддизме; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах. БСЭ

ЛАМАИЗМ — тибетская разновидность буддизма. Окончательно отстроена в кон. 14 — нач. 15 в. тибетским монахом и философом Цзонхавой, который решил реформировать существовавшую с 11 в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к "первоначальному" учению, а также поднять авторитет монахов (лам). Теория Л. излагается в 108-томном собрании, именуемом "Ганджур". Л. уделяет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам буддизма. Для Л. характерно: 1) усиление влияния жречества как особой группы людей, отвечающих за Спасение самих себя и других; 2) "наследственность" сана великого ламы; 3) тщательнейшая разработка медитативных упражнений различного рода — достижение кататонии, левитация, путешествия духа; 4) чрезвычайно детализированная астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например, китайская или даже индийская; 5) высокоразвитая тибетская медицина, включающая богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты рождения и текущей ситуации. В отличие от буддизма Махаяны, равно как дзен-буддизма в Китае и Японии, предполагающих, прежде всего, открытость Пути (см. Благородный Восьмистадийный Путь), его доступность всем и каждому, Л. скорее хинаянского толка (см. Хинаяна), открывающий эту возможность лишь посвященным. Кроме этого, Л., хотя и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и кончая религией бон-по. Таким образом, Л. можно трактовать как частное, специальное учение в основном прикладного, т. е. магического, характера.
Энциклопедия «Религия»
Ответить С цитатой В цитатник
usta777   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2010 г. 16:15 (ссылка)
На древнетюркском -ОБО, ОБА место особое. Иногда "оба" применяется в значении как родовое место. Поэтому обычай отмечать подобные места чем либо сохранился на Алтае, Сибири, Азербайджане, Туве и во многих местах где исконное население уже забыло свои тюркские корни как Мордовия, Чувашия.
Эльоба- народ, люди, соплеменники
Юрдоба- место рода, родина, основное место народа
например: ня дияр эльоба? - что же скажут люди -имеется в виду соплеменники, а не просто люди как общее понятие.
Ответить С цитатой В цитатник
usta777   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2010 г. 16:19 (ссылка)
Насчёт обкуривания человека, жилища дымом специально собраннной травы сохранился до сих пор и применяется во всех тюркоязычных странах. Только один вид растений пригоден для этих целей - узяррик. Не знаю как перевести на русский. Искал в интернете это растение-не нашел.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2010 г. 16:31 (ссылка)
usta777, Мир Теймур, спасибо за комментарии. Очень интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку