-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Символика тела. Часть 6. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока.

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 16:16 + в цитатник

ИНДУИЗМ
Индуизм является древнейшей религией мира и охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

Индуизм трудно считать строго определенным учением, ибо он скорее образует пеструю амальгаму культов, что, однако, не мешает его устойчивости и жизнеспособности. Начало его восходит к доарийской древности, в то же время он и поныне исповедуется миллионами индийцев.
Выход индуизма на авансцену истории совершился почти без борьбы, как бы незаметно. Этому способствовала, во-первых, склонность индийцев сближать различных богов, что создавало терпимость между их почитателями. Индийский пантеизм приводил к мысли о своего рода диффузной природе истины, пребывающей повсюду и в разных обличьях.

ПАНТЕИЗМ (греч. "все" и "Бог") — религиозно-философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.

Вторая особенность индуизма тоже связана с пантеистическим мирочувствием. Любая вера стремится найти средства преодолеть дистанцию между человеком и Высшим. Пантеизм же просто игнорировал эту дистанцию. Убеждение, что все миры пронизаны Божеством и тесно спаяны между собой, создавало чувство близости Священного.
Индуизм восторжествовал именно потому, что вернул людям «религию сердца», воскресил надежду быть услышанными и получить ответ, открыл богатство веры, устанавливающей взаимную связь Бога и человека.
Статуя рассматривалась индусом не только как эмблема, но и как реальное воплощение Божества. К ней относились как к живой: будили утром, омывали, ставили перед ней пищу и цветы, играли и пели для нее. В этом проявилось все то же стремление обращаться не к безликому Нечто, а к конкретному олицетворению Божественного. Храмовые церемонии редко носили публичный характер, ибо предназначались прежде всего для бога. Служение совершали, как правило, без лишних свидетелей, и оно доныне является частью повседневной жизни индусской семьи.
Всенародными же были праздники. Ритуальные танцы, торжественные процессии со слонами в пестрых попонах, игры и состязания, вынесение статуй из храмов, массовые омовения в водах Ганга — все это делало праздники незабываемым событием для людей, внося в их существование чувство священности жизни.
Усвоив разнородные обряды, верования и суеверия, индуизм стал походить на фантастическое переплетение форм, украшающих фасады индийских храмов, где боги и демоны, люди и звери образуют единый узор — картину многоликого бытия. Эта мозаика, сложенная из элементов, заимствованных у разных племен и эпох, — главная особенность индуизма, который в силу своей эклектичности не создал ни единой теологии, ни единого культа. Однако в нем можно выделить некоторые основные черты.
Классический индуизм говорит о трояком проявлении Божественного в лице Брамы, Вишну и Шивы. И хотя прежде каждый из этих богов почитался независимо, важно отметить, что индусское сознание приблизилось к идее «сложной» природы Высшего.
Так, индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом: «Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет себя в различных ипостасях. Человек может поклоняться той из ипостасей Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения».
 (340x273, 80Kb)
Основная разница между различными направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Индуизм (767 млн. сторонников в середине 1998 г.) - обычно подразделяют на два или три основных направления: вишнуизм и шиваизм или вишнуизм, шиваизм и близкий к последнему шактизм. Вишнуиты и шиваиты редко враждуют между собой. Более того, многие из них считают, что молятся одному Богу под разными обличьями, а на некоторых изображениях Бог бывает представлен наполовину Шивой, наполовину Вишну.
Впрочем, следует при этом учитывать, что индуизм - скорее не единая религия, а совокупность религиозных систем, связанных общим происхождением и обладающих некоторыми общими чертами. В связи с этим в каждом направлении индуизма имеется большое число местных культов.
Понятия реинкарнации и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и верованиях. В «Бхагавад-гите» утверждается: Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

КАРМА (санскр. "действие, дело, жребий") — одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары. Исторически восходит к добрахманистско-ведийскому периоду. Входит практически во все философские системы индуизма (за исключением адживики и локаяты).
Понятие "Карма" употребляется для объяснения явлений космической и нравственной причинности. Карма — это Закон этической Причинности. По сути, Карма выражает общую сумму поступков, совершенных любым живым существом за все воплощенные жизни, и их последствий, которые определяют характер нынешнего существования и будущего рождения.

РЕИНКАРНАЦИЯ (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" — переселение душ, перевоплощение) — одна из трактовок гипотетической проблемы бессмертия человека. Сансара — одно из базовых понятий индийской религии и философии, обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход.

БХАГАВАД-ГИТА (Песнь Господа) - религиозно-философская поэма, входящая в 6-ю книгу эпоса Махабхараты. Один из главных текстов древней индусской литературы. Построена в форме беседы между двумя героями эпоса перед началом великой битвы - Арджуной и его колесничим Кришной. Вдохновляя друга на битву ради торжества справедливости, Кришна произносит проповедь, в которой содержится развитие учения упанишад (2) (Бхагавад-Гиту иногда называют упанишадой) и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу индусской этики.

Индуизм отдавал должное всем сословиям, занятиям и возрастам. Эта емкая религия обладала привлекательностью для всех отшельников и воинов, земледельцев и горожан. Она открывала двери вековым церемониям, праздникам и обычаям. Индуизм стал верой народа, он неразрывно сросся с его богатой культурой и питал ее. Все это обеспечило индуизму победу над последователями Будды.

ШИВАИЗМ
Шиваизм или шайвизм — традиция поклонения Шиве в индуизме. Является одним из основных направлений индуизма. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.
Истоки шиваизма коренятся в верованиях автохтонного доарийского населения Индии. Выделение шиваизма как самостоятельного направления в индуизме относится к первым векам н. э. В шиваизме прочно сохраняются пережитки древнейших культов плодородия; с ним связаны религиозные представления о шакти — творческом начале всего живого в природе; почитание символического изображения гениталиев — мужского (линга) и женского (йони) до сих пор является непременной частью шиваитского культа. Большую роль в шиваизме играет почитание богини-Матери, культ которой связан прежде всего с женской ипостасью Шивы — его супругой Дургой (Кали, Дэви и другие имена). Но при этом Шива в Тримурти (троице богов) считается разрушителем, в его свите находятся злые духи, насылающие на людей всяческие беды. В шиваизме дольше всего сохранялись кровавые (в т. ч. и человеческие) жертвоприношения.
Разрушитель миров, Шива представляется индусу страшным и подавляющим воображение. У него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, его украшает ожерелье из черепов. Его называют Натараджа, «танцующий царь», ибо его экстатическая пляска несет конец всему преходящему. То, что в мироздании нет ничего незыблемого, обусловлено характером Шивы.
Может показаться странным, что Шиву называют также и «благим», и «создателем». Однако этот парадокс объясняется тем, что в глазах индуса разрушение не есть полный конец, но составляет лишь фазу в бесконечном космическом круговороте.

 (265x340, 69Kb)
Шива как бы несет в себе загадочное двуединство эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Это бог буйный и неистовый; праиндийцы, вероятно, поклонялись в его лице производительной силе бытия. Естественное желание древнего человека задобрить Некую Силу, пугающую и превосходящую его во всем, совершить поклонение, воздать должное (возлить) этой Высшей Непостижимой Силе свою любовь, остудить ее гнев, заручиться поддержкой в трудные моменты жизни рано или поздно приводит его к мысли обозначить каким-либо доступным способом место дислокации этой Силы, водрузить объект, символизирующий ее. Таким объектом для первобытного человека становится Лингам (Знак) Бога. Возводя Лингамы из песка, глины, используя камни симметрично округлой формы, он возливал на них (на протодравидийском – поливал, совершал пуджу) сначала просто воду, остужая тем самым гнев бога, а по мере усложнения ритуала, и другие жидкости – молоко, соки, кровь жертвенных животных (возможно и человеческую), от чего образ божества приобретал красный цвет, что на протодравидийском означало «шива». Красный цвет во все времена ассоциировался с кровью, жизненной субстанцией, аккумулирующей витальную энергию всякого живого существа и символизирующей саму жизнь. Ее потеря приносит смерть, равно как жертвование ее богам – дополнительные силы и энергию. Резонно предположить, что Шивалингам, символ Красного бога, был древнейшим неиконическим идолом на земле.

 (255x340, 74Kb).
Искусствовед-индолог С.Н. Тюляев считает самым ранним изображением Шивы скульптуру бога (высотой 152 сантиметра) в храме и Гудималламе (на севере штата Мадрас) и относит ее ко II веку до нашей эры. Здесь бог, изображенный молодым, полным сил и энергии человеком, стоит на фоне лингама (фаллоса) и как бы сливается с ним — символом его животворящей силы. На лице Шивы играет улыбка, он стоит во весь рост на плечах якши — чудовища с огромным ртом и выпученными глазами.
 (228x340, 45Kb)
К числу первых изображений относится и рисунок на трех печатях рогатого Шивы, сидящего в «позе лотоса» в окружении животных. (знаменитая печать из Мохенджо-Даро) Это изображение стало прототипом антропоморфного образа Шивы доведийской цивилизации долины Инда. Известный английский индолог А.-Л. Бэшем так описывает это изображение: "Тело бога обнажено, если не считать многочисленных браслетов и, по-видимому, ожерелий. Прическа у него необычная: из его головы как бы вырастают два рога, между которыми стоит нечто вроде деревца. Его голову венчает неестественно-высокий головной убор и пара рогов, символизирующие его монаршее положение (возможно, наброшенная сверху шкура животного)". В иконографии эпического Шивы эти предметы трансформировались в джату и полумесяц.
На печати его окружают четыре диких животных: слон, тигр, носорог и буйвол.
 (340x354, 131Kb)
Другим, наиболее точным выражением Вселенского миропорядка стал Танцующий Шива-Натарадж, по словам Эйнштейна, – лучшее иконографическое изображение Бога. Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.
Выставленная в храме статуя Шивы Натараджи имеет в высоту 5О сантиметров. Почти не тронутая временем находка нуждалась лишь в незначительной реставрации, и в этом, кроме всего прочего, заключалась ее особая ценность. Найденные до тех пор изображения Шивы представляли его обычно сидящим в «позе лотоса», погруженным в созерцание. Эта бронзовая статуэтка представляла вариант танцующего Шивы, который исполняет священный танец, воплощающий космическую энергию.

У танцующего Шивы четыре руки; две верхние держат барабан (источник созидания) и огонь (источник разрушения). Две нижние руки замерли в особых жестах (или мудрах), известных как абхайя (бесстрашие или надежда) и дандхаста (указывает на окончательных выход человека из цикла перерождения), таким образом, они символизируют силы созидания, защиты, разрушения и обновления.
Выражение лица Шивы говорит о величии и в полной мере гармонирует с титаническим ритмом танца. Волосы его уложены в корону. В них – полумесяц, олицетворяющий высшее проявление разума и создания, некое тончайшее свечение, благодаря которому божество нисходит до уровня своего материального воплощения.
Кобра, обвивающая талию Натараджа символизирует Кундалини-шакти, космическую энергию пробуждающую душу, а огненный нимб вокруг – Вселенское Сознание. «Вся вселенная вовлечена в кружащийся поток изменений и деятельности. Это танец Шивы. Мы все танцуем с Шивой, а Он с нами. В конечном счете, мы и есть танцующий Шива» (Ш. Субрамуниясвами, «Танец с Шивой»).

 (272x340, 58Kb)
У буддизма и шиваизма много связующих моментов: оба воспринимают мир как источник мук и страданий. Шива – единственный из Богов способный нарушить этот (им же установленный) миропорядок: «Он – Оковы мира и Тот, кто разрушает эти оковы!»
Таким образом, в индуизме запечатлелась двуликость Природы, рождающей и истребляющей, внушающей одновременно страх и благоговение. Но еще яснее это проявляется в женской ипостаси Шивы Шакти.
ШАКТИЗМ - одна из трех центральных (наряду с вишнуизмом и шиваизмом) современных версий индуизма. Она издавна почиталась в Индии как Богиня-Мать, которая, соединяясь со своим божественным супругом, давала жизнь всем существам. Прорастание растений, половая энергия животных и человека — область ее владычества. Идея космической сексуальности символизируется знаком «йони-лингама».
 (250x188, 28Kb)

Йо́ни ( санскритский термин, часто используемый для обозначения влагалища (как, например, в «Кама-сутре»), вульвы, матки. В буквальном переводе означает «чрево», «место рождения». Слово имеет большое количество различных значений — как в мирском контексте, так и в религиозном: «источник, происхождение, место отдыха, сиденье, вместилище, хранилище, жилище, дом, гнездо».
В индуизме, йони олицетворяет женское воспринимающее начало, пассивный принцип, выступающий как противоположность активному мужскому принципу, которым является лингам. Йони символизирует Шакти и другие женские аспекты Бога. В более широком значении, йони олицетворяет всё, что пусто внутри, воспринимающее или вогнутое.
 (340x268, 53Kb)
В храме Шивы в центре стоит большая йони линга. Это очень популярная в Индии форма, символизирующая гармоничное соединение мужского и женского начала. В основании находится йони (вагина) - символ женского начала. Она расположена горизонтально и имеет подковообразную форму. Символ мужского фаллического начала лингам выходит из отверстия йони (вагины). Это символизирует рождение мужского начала женским. Одновременно лингам олицетворяет ось мира (древо мира, священную гору и т.д.), а кольцо йони энергию циклического времени. А их соединение в йони линге гармоничную жизненную энергию, сочетающую женский и мужской принципы. Вокруг линги три с половиной раза обвивается кобра, олицетворяющая мистическую энергию Кундалини, подъем которой происходит в момент духовного просветления.
Обычно через йони-лингу протекает специальное жертвенное масло, которое заряжается жизненной энергией. После этого оно может использоваться и как гармонизирующий, защитный амулет и как лекарство

 (250x333, 83Kb)
Шакти мыслилась не просто богиней, но сверхбогиней. Уже у первобытных народов высший Бог иногда назывался Матерью. Кроме того, в религиях, которые считали мир не творением, а порождением Сущего, было естественно обратиться к Его «материнскому» образу.
Однако в шактизме есть и другой аспект, тесно связанный с мистическим эротизмом: это учения тантры, которая коренится в земледельческой магии. Пытаясь подчинить природные силы, люди искали способы слияния с ними. Поэтому обряды тантры превращались в своего рода «узаконенную раскованность». То, что в обычной жизни индус считал грехом, в ритуале становилось священным. Во время тайных тантристских действ участники их ели мясо, пили вино и обладали женщинами, тем самым надеясь войти в союз с космическими стихиями, заключенными в Шакти. Тантризм проник даже в йогу, которая ставила одной из своих целей взнуздать «змея Кундалини». Эту энергию отождествляли с самой богиней и верили, что именно она одаряет своих поклонников сверхъестественным могуществом.

ТАНТРИЗМ – возникшая в 1 в. после тайная наука о ритуале, которая излагалась в текстах-тантрах.
Тантризм воспринял методы йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человека-микрокосмоса. Тантризм как и шактизм, отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти. Предполагает умение ощущать различную жизненную энергию, сконцентрированную в 7 чакрах — энергетических центрах в теле человека. В этих текстах (тантрах) процесс описывается как пробуждение энергии кундалини, спящей обычно в самых нижних чакрах, и её подъём к более высоким чакрам — в голове — через позвоночный энергетический канал сушумну.
Особенности тантризма;
• Восприятие секса как практики самосовершенствования.
• Восприятие партнера как воплощённого божества.
• Восприятие любой позы как йогической асаны.
• Медлительность, обеспечивающая длительность и постепенное освоение в новых, более «высоких» энергетических состояниях.
• Утончение и эстетизация наслаждений.
• Осознанность каждого мгновения, с целью «впитывания» сознанием энергии, высвобождаемой в процессе.
• Не всегда предполагает обычную завершенность, такую как оргазм, но предполагает «бесконечный рост» состояния, ограниченный только текущими индивидуальными особенностями данного человека.
Тантризм - изначально связан с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. Считая тождественным строение микро- и макрокосма, тантристы пытались найти ключ к познанию природы в познании человека. Их учение о человеческом теле (деха вада) содержит в себе немало сведений, позволяющих судить о развитии химии и медицины в древн. и средневековой Индии. Характерно, что психофизические упражнения (садхана) тантристов не связаны с аскетическим отречением от мира. Более того, традиционная религиозная цель «мокша» (духовное освобождение) сочетается в них с «бхакти» (наслаждением). Важной особенностью тантризма является его обращение ко всем индийцам, независимо от касты, пола и возраста. Подобно оргиастическим культам Запада, тантризм был распространен среди низших каст, открывая непосредственный путь приобщения к Абсолюту.
Тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства как мужского так и женского начал. Тантрой иногда называют сеансы сексуальной терапии или массовой содомии, организуемые с целью расслабления, снятия комплексов или развлечения.
В движении нью-эйдж под тантрическим сексом нередко понимаются мероприятия, связанные с самим сексом, наделённые индийской или тибетской атрибутикой. Это может быть коммерческий семинар или замаскированная проституция..

Разнообразные толкования слова тантра различными школами и группировками часто приводит к недоразумениям. Поскольку даже в Индии и в Тибете термином тантра обозначают совершенно разные понятия, от обычной магии до пути к просветлению.
Тантризмом разработана целая система соответствий и символики, лежащая в основе различных магических ритуалов. Одни из них связаны с произнесением мантр, сакральных фраз или звуковых формул, наполненных божественной энергией. Другая разновидность ритуалов использует янтры, специальные диаграммы, символизирующие космос. Определенная техника медитации позволяет наполнить янтру смыслом божественного присутствия, войти в нее и приобщиться к божественной энергии космоса. В ритуалах используются различные символические жесты (мудры), медитация, приемы йоги, а также более обыкновенная пуджа, приношение к изображению богов цветов, фруктов, еды. Все действия должны исполняться точно, тщательно и под руководством гуру, авторитет которого в тантризме чрезвычайно высок.
 (223x340, 56Kb)
Почти все символика тантры сексуальна (а потому — красива, притягательна и обладает сильным воздействием на воспринимающего её). Даже конечная цель тантры описывается как сексуальное соединение с Божественной Истиной, которое даёт бесконечную свободу и сопровождается бесконечным блаженством. Многие тантрийские практики описываются как майтхуна садхана (практика сексуального соединения). В тантре майтхуна естественным и очевидным образом символизирует полное слияние двух разделённых частей в одно целое. Вот пример описания подобной практики из "Хатха йога прадипика" ("Разъяснение хатха йоги") Сватмарамы:

"Между Гангой и Джамной (реки в Индии) находится молодая девственница. Нужно силой овладеть ею на царском троне."
Невежественный человек, если он поймёт слова текста прямо и попытается их точно выполнить, окажется в затруднительном положении. Посвящённый же знает, что Ганга и Джамна - это ида и пингала (левый и правый энергетические каналы, проходящие вдоль позвоночника). Молодая девственница - это кундалини , или кундалини-Шакти , или кулакундалини (изначальная энергия, скрытая в области основания позвоночника). Царский трон - это сахасрара (верхняя чакра - важный энергетический центр, находящийся в районе макушки головы) . Таким образом данная техника описывает процесс подъёма скрытой внутренней энергии и её слияние с сознанием. Сознание, разбуженное этой энергией и впитавшее её силу, пробуждается от сна к познанию Божественной реальности. Это ведёт к самадхи (высшему состоянию Божественного Сознания) и овладению сиддхами (скрытыми сверхсилами).

ВИШНУИЗМ
Вишнуизм, вайшнавизм, один из религиозных. толков индуизма, объединяющий целый ряд вишнуитских сект, которые, отличаясь одна от другой некоторыми религиозными догматами и обрядами, признают верховным божеством бога Вишну и почитают его главным образом в виде 2 аватар (воплощений) — Рамы и Кришны.

АВАТАРА — в мифологии индуизма — понятие, обозначающее феномен нисхождения божеств (Вишну, Шивы и др.) на землю и воплощения их как в людей, так и в других смертных существ. Боги, не лишаясь в полном объеме собственной божественной природы, одновременно фрагментарно приобретают мирские черты и характеристики.
К середине I тыс. н. э. формируется представление о 10 основных аватарах Вишну: 1) Рыба (Матсья), спасшая от потопа прародителя людей Ману, его семью, семь мудрецов-риши и Веды (сюжет заимствован из Шатапатха-брахманы);
2) Черепаха (Курма), добывшая погибшие во время потопа сокровища из мирового океана, в их числе напиток бессмертия (амрита), "корову желаний" Сурабху и богиню Лакшми (сюжет заимствован из той же Шатапатха-брахманы);
3) Вепрь (Вараха), убивший демона Хираньякшу, который вновь погрузил землю в воды космического океана, и поднявший землю на своих клыках;
4) Человеколев (Нарасинха), уничтоживший другого демона, Хираньякашипу, преследовавшего своего благочестивого сына Прахладу, почитателя Вишну, и поставившего перед богами условие, что он не может быть убит ни человеком, ни животным;
5) Карлик (Вамана), восстановивший власть над землей, воздушным пространством и небом, порабощенными демоном Бали, который добился всемогущества своими аскетическими подвигами, — сюжет восходит к ведийским представлениям о трех шагах Вишну, посредством которых он устанавливает пределы вселенной;
6) Рама с топором (Парашурама) — брахман, более двадцати раз уничтожавший мужчин-кшатриев, чтобы отомстить за убийство своего отца Джамадагни одним из царей (миф отражает соперничество сословий жрецов и воинов за приоритет под углом зрения брахманской идеологии);
7) Рама, знаменитый царевич Айдохьи, сын Дашаратхи, герой Рамаяны, выигравший войну на острове Ланка с царем демонов Раваной, который похитил его супругу, прекрасную Ситу — воплощение супружеской верности, воинского мужества и справедливого правления;
8) Кришна — еще более популярный герой эпических сказаний, спасшийся от царя Кансы, прославившийся любовными утехами с женами и дочерьми пастухов (гопи), убивший Камсу, овладевший Матхурой, основавший новую столицу в Двараке (Саураштра), ставший союзником и наставником пандавов, произнесший перед их решающим сражением с кауравами знаменитую проповедь Бхагавадгиту на священном поле Курукшетре и случайно погибший после междоусобиц в Двараке от стрелы охотника;
9) Будда — Вишну принимает образ основателя буддизма, дабы не допустить демонов-асуров к пользованию жертвенными долями богов, соблазнив их своим нечестивым учением, отрицающим веру в Веды и священные обряды (позднее разрабатывается версия, согласно которой Вишну стал Буддой, чтобы положить конец жертвоприношениям животных ;
10) Калкин-Вишнуяшас — Вишну будущего времени ("эсхатологическая аватара"), отчасти напоминающий будущего Будду — Майтрею, который явится в конце нынешней мировой эпохи верхом на белом коне с мечом в руке, дабы покарать "варваров" и "воссоздать землю для дважды рожденных".
Классический список аватар в Пуранах насчитывает 22 воплощения Вишну. Известнейший перечень Бхагавата-пураны добавляет к вышеназванным также Первочеловека (Пуруша), мудрецов-риши Нараду, Нару и Нараяну, полулегендарного основателя философской системы санкхьи Капилу, риши Даттатрею, Жертвоприношение (Яджня), джайнского героя и монарха-чакравартина Ришабху, первого царя, праведного Притху, врача богов Дханвантари, легендарного "разделителя" Вед, составителя эпоса и пуран Ведавьясу (Вьяса), Балараму — брата Кришны.

 (340x286, 81Kb)
Аватары Вишну
Верховное божество вишнуитов — Вишну, персонифицированный Абсолют, рождающий Брахму, создателя мира и душ, которые составляют тело Вишну.
Спасение понимается в вишнуизме как освобождение от сансары (реинкарнации) и вечное сопребывание с небесной формой Вишну в раю Вайкунтхи. Путь ко спасению — бхакти — это страстная мистическая влюбленность в божество, образцом для которой является любовь пастушки Радхи к божественному пастуху Кришне. Хотя идеями, вернее, эмоциями бхакти окрашены все направления индуизма, особенно яркое выражение этот тип религиозности получил в культе Кришны и Радхи. Чувственность бхакти в кришнаизме превратилась в мистический эротизм.
Практика бхакти-йоги (в классической йоге бхакти — только элемент подготовительных ступеней) состоит в воспевании и повторении по четкам имен Вишну и его аватар, в отождествлении себя с персонажами вишнуитской мифологии, в поклонении изображениям богов и святых. В вишнуизме возросла роль храмов и «храмовых божеств», в которых, по представлениям вишнуитов (вайшнавов), пребывает сам Вишну. Идолов будят, умывают, украшают и кормят. Особое развитие в кришнаитском культе получили киртаны и бхаджаны — восторженные песнопения, прославляющие различные имена бога и его мифические деяния и сопровождаемые плясками, часто носящими экстатический характер. Одна из основных вишнуитских мантр — «Ом намо Нараянайя».
Для вишнуитского бхакти в целом характерно непоследовательное отношение к кастовой системе. С одной стороны, многие его проповедники теоретически ее отвергали, а в некоторые общины принимали даже неиндуистов, правда все-таки жителей Индии. С другой стороны, как правило, кастовые различия снимаются только непосредственно в религиозной сфере, на время совершения богослужения.

Бхакти-(санскр.,— преданность, любовь к богу), народное религиозно-сектантское движение в Индии, получившее широкое распространение в 12—17 вв. Бхакти обычно понимается как вера в Бога, особенно привязанность к Богу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. При созерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства с Добром, которые простираются далеко за пределы той осознанной привязанности, дружбы и любви, связывающей нас с другими человеческими существами, развиваясь до подлинного осознания Божественного.

Вишну сидит на Гаруде (Орле). Он имеет один лик и четыре или более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда жёлтого цвета. Он несёт в правых руках стрелу, четки и жезл — символ власти, которую дает высшее знание; в левых руках — шкуру, ткань и радугу. Он также держит колесо (чакра) и жезл. Чакра представляет вращение мира, также как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Нет ничего быстрее и сильнее, чем разум. Восемь рук Вишну символизируют четыре стороны света и четыре промежуточные направления. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Можно встретить изображения Вишну с лотосом в руке.

Вишну обычно изображается возлежащим на царе змеев наге Шеша, с сидящей у его ног супругой Лакшми. Согласно одной из легенд, творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира
Когда к концу очередного цикла своего существования Вселенная приходит к упадку и гибели, Вишну спит на свернувшемся кольцами Шеша, защищенный от всех опасностей капюшоном царя змей, пока не почувствует в себе сил проснуться и создать Вселенную вновь, начав новый цикл её существования.
 (192x400, 21Kb)

 (277x400, 24Kb)

 (237x340, 64Kb)
Вишну и его аватары — благожелательные божества, связанные с народными солнечными культами плодородия. Вишнуизм распространён в основном в Северной Индии. С 11 в. н. э. в Вишнуизме появляются сектантские направления; некоторые из них выражали протест против сословно-кастового неравенства и были тесно связаны с учением бхакти. В то время как религия Шивы и Шакти возвращала человека к обожествлению Природы, культ Вишну носил существенно иной характер. В конце I тысячелетия до н. э. его отождествили с рядом других туземных богов, в частности с Нараяной, богом предвечного Океана. Поэтому Вишну стали изображать в виде юноши, покоящегося на кольцах исполинского змея, который плывет по бескрайним мировым водам.
Став одной из ипостасей Тримурти, Вишну, по существу, слился с Шивой и Брамой. Следовательно, Вишну соединяет в себе всю Троицу и вишнуизм можно в каком-то смысле считать синонимом индуизма вообще.
Больше всего в образе Вишну людей пленяла его доброта и сострадание. Как животворящее солнце пронизывает своими лучами мир, так и Вишну поддерживает его бытие, печется о человеке, храня его от зла. Нигде в Индии идея божественной любви к миру не нашла столь совершенного выражения, как в культе Вишну.
Вишну также выступает в роли бога-спасителя.

http://www.prosvetlenie.org/razum/3/6.html
http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0026.htm?text=%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80&stpar1=1.1.3
http://tony.donetsk.ua/_vedic/deewali.html
Энциклопедия эзотеризма
http://www.saibaba.narod.ru/ashram_h5.htm
http://community.livejournal.com/foturist_ru/137707.html
Энциклопедия «Религия»
http://www.textreferat.com/referat-2175-2.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/651077
http://gnozis.info/?q=node/1972
http://www.hatha.narod.ru/kumbha/kumb.htm
http://www.ayurvedatour.ru/info/mat_834.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/83008/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D1%8F%D0%B3%D0%B0
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/7/7198.html?text=%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC&stpar1=1.3.2
Большая советская энциклопедия
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00090/87400.htm?text=%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%BC&stpar1=1.1.1
http://www.sivalingam.ru/page.php?act=siva_sivalingam
http://www.allatao.ru/yvt/dshiva.html
http://krishnababug.blogspot.com/2009/03/gudimallam-papanaidupeta-kaala-hasti.html
http://www.exoticindiaart.com/article/formsofshiva/
http://www.bibliotekar.ru/100sokr/34.htm
http://enc.mail.ru/article/?1900021736
http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s11/a001110.shtml
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3442/%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%97%D0%9C
Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897
http://www.medite.ru/?div=news&item=2
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/84.html
http://gnozis.info/?q=node/4326
Мень А. М История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т.
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=1670338&tagid=1539
http://www.apsara.ru/art_shiva.html
http://www.sunhome.ru/religion/13786
http://www.barracudesign.by.ru/iconography/hinduism/icon/vishnu/vishnu.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17044
 

Серия сообщений "символика тела":
Часть 1 - Символика тела. Часть1. Язык
Часть 2 - Символика тела. Часть2. Глаз
...
Часть 4 - Символика тела. Часть 4. Жесты
Часть 5 - Символика тела. Часть 5. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока
Часть 6 - Символика тела. Часть 6. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока.
Часть 7 - Символика тела. Часть 7. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока.
Часть 8 - Символика тела. Часть 8. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока.
...
Часть 22 - Символика жеста Часть 4
Часть 23 - Символика жеста Часть 5
Часть 24 - Символика жеста Часть 6

Рубрики:  символика
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 2 пользователям

Rele_Vremeni   обратиться по имени Вторник, 27 Октября 2009 г. 15:46 (ссылка)
Иду по дневнику дальше, спасибо, это интересно.
 (200x200, 36Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку