-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Седьмая_печать

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2008
Записей: 322
Комментариев: 155
Написано: 602


Признаки и причины тоталитаризма.

Пятница, 04 Марта 2011 г. 17:10 + в цитатник

Тоталитаризм отличается предельной концентрацией власти и полным контролем всех сфер жизни (экономика, культура, наука, государственная идеология), является логически абсолютной завершением идеи власти и воплощением всех принципов диктатуры. Авторитаризм более умерен, он запрещает и преследует только политическую оппозицию, но сохраняет автономию личности и общества во вне политической сфере, как правило, не вмешивается в частную жизнь, что особенно важно для полноценной хозяйственной и культурной деятельности.



Его концепция – это разновидность коллективистской демократии, при которой добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство, для защиты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе. Из отдельных, несо- вершенных частей появляется «политическое тело», в котором личность, индивид полностью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным интересом. Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым «сделать свободным», так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.



Отличительные черты власти в таком государстве:

• нетерпимость к любому инакомыслию

• стремление политически или даже физически уничтожить несогласных либо их насильственно перевоспитать в духе правильного учения; все остальные идеи, плюрализм рассматриваются как заблуждение или сознательная ложь;

• присуще стремление к «математически безошибочному всеобщему счастью».

В этом проявился разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции; часто сами вожди становятся заложниками собственных догм. Тоталитаризм не возникает случайно: даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:

1. Индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости.

2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием (радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д.).

3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм – высшая их ступень, всеобъемлющая монополия).

4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь), распространение коллективистских взглядов.

5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований.

6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к «вечным ценностям» (классу, нации, государству, величественной сакральной власти).

7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

Тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию «массового человека», что нашло отражение в социально-психологической причине тоталитаризма. Кризисы и войны первой трети ХХ в. породили у целых групп населения чувство потерянности и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологическом феномене, который получил название «бегство от свободы». Другими словами, это бегство масс от ответственности, сопровождающееся поиском вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности, порядок и разрушенные социальные связи. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований, лежит в основе поиска вождей, способных «железной рукой» восстановить общественную стабильность.

Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяснен психологией «массы». «Масса» не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но сама возвышает этих лидеров. Через подобную связь с вождями «масса» ощущает себя главным субъектом истории. Причина любви «масс» к тоталитарным вождям заключалась в том, что биография вождя отражает в себя биографию «масс» этой эпохи: неудачи в профессиональной и социальной жизни, несчастья в личной жизни и т.д. Поэтому величие вождей воспринималось «массами» как собственное возвышение. Имел место и миф о вождях-героях, активно внедряемый в сознание народа всеми средствами пропаганды (пример И.В. Сталина).

Тоталитарный режим традиционно делят на три формы: 1. «Левая» форма. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель – период сталинизма с середины 20-х до середины 50-х гг.), в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии – Китай периода политики «большого скачка» и «культурной революции» (50-е – середина 70-х гг.), когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.

2. «Правая» форма. Правый, или праворадикальный, режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера.

3. Теократическая форма тоталитаризма (пример: в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979–1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в Афганистане).
 

Рубрики:  История

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку