В самом центре Будапешта, в галерее «Мючарнок» на площади Героев до 12 марта проходит масштабная выставка «Первый золотой век — живопись Австро-Венгерской монархии». В год 120-летия галереи здесь собрали более 200 работ из музеев и частных коллекций шести стран. Шедевры ведущих художников, творивших на стыке XIX — XX веков на территории огромной империи, впервые собраны вместе.
Позволю себе маленький исторический экскурс. Габсбурги управляли входившей в их империю Венгрию железной рукой, жестоко подавляя стремление свободолюбивых венгров к независимости. Однако к концу 1850-х, в условиях политического и экономического кризиса, император Франц-Иосиф оказался вынужден искать в лице Венгрии союзника. В результате, в 1867 году родилось новое, дуалистичное государство: Австро-Венгерская монархия, где Венгрия получила значительно больше прав. Последующие десятилетия стали для Центральной Европы периодом политического компромисса, экономического расцвета, модернизации в промышленности и искусстве — тем самым «золотым веком».
Будапешт, Галерея «Мючарнок»
В 1896 году, в построенном по проекту австро-венгерского архитектора Альберта Шикеданца новом здании галереи «Мючарнок», монарх торжественно открыл художественную выставку из 1350 работ 268 авторов. Просто огромная по тем временам выставка подтвердила общеевропейский уровень венгерской живописи и скульптуры, достигнутый во многом благодаря поддержке государства.
В год 120-летия «Мючарнока» тут вновь собрали изобразительное искусство стран Монархии второй половины 19-го века. Концепция простая: показ разных стилистических устремлений тех десятилетий, а именно историзма, реализма, модерна в хронологическом порядке.
Парадный зал с портретами Франца-Иосифа и его супруги Елизаветы
Кстати, Елизавета Австрийская, Сисси, была большим симпатиком Венгрии, за что венгры ее горячо любили. В преобразовании империи в государство «с человеческим лицом» есть и заслуга Елизаветы. Ее и ее сердечного друга — венгерского графа Андрашши. Естественно, есть в зале и его портрет, а также портрет принца Рудольфа работы Дюлы Бенцура. Здесь же несколько пейзажей, преимущественно тогдашней Венгрии.
Квинтэссенция художественного историзма на этой выставке — три мощные, монументальные полотна, по определению организаторов, «Трёх М»:
«Христос перед Пилатом» (1881) — классический библейский сюжет Михая Мункачи,
«Охота на Ниле» (1876) — чувственная фантазия на тему Древнего Египта Ханса Макарта
и полный трагизма рассказ Яна Матейко о разделении Польши «Рейтан — упадок Польши» (1866)
Эти мастера вместе представляли монархию еще на Всемирной выставке в Париже в 1868 году. К их «созвездию» можем смело добавить и хорватского живописца Влахо Буковаца. Как ни удивительно, хотя мы знаем этого крупнейшего мастера, прежде всего, как импрессиониста в Будапеште представлены его академические работы в духе историзма, в том числе, «Дубравка».
Влахо Буковац "Дубравка" 1894
Напомним: в конце 18-го века Польша была разделена между Австрией, Россией и Пруссией. В искусстве протест поляков проявился в бунтарстве и в драматичной, а порой и сумрачной картине мира талантов новаторского движения «Млода Польска». Таковы и на будапештской выставке полотна символистов Яцека Мальчевського (почти потусторонний «Танатос»), Станислава Выспяньского, модерниста Войцеха Вайса («Демон» («В кофейне»))
Яцек Мальчевский "Портрет Феликса Ясинского" 1903
Яцек Мальчевский 'Танатос"
В более благополучных странах и искусство было более оптимистичным. Вот следующий — чешский — зал. Его прогнозировано открывает арт-нуво Альфонса Мухи.
Альфонс Муха "Зодиак. Календарь для журнала "Перо". Франция 1896
Ян Прейслер "Весна" (триптих) 1901
Из неожиданных подарков — завораживающе-прозрачная, тонкая, каллиграфичная «Волна» Франтишека Купки и меланхоличный триптих «Весна» Яна Прайслера.
Франтишек Купка "Волна" 1902
Дальше — еще более утонченно, еще более декоративно, еще более атмосферно: австрийцы, сплошь члены объединения «Сецессион».
Максимилиан Ленц и пригрезившийся ему "Мир' 1899...