-Рубрики

 -Метки

2014 адмирал азбука туриста актриса англия анекдот арт балкон бельгия ванная винница винтажные открытки вов водопад германия гороскоп гороскоп отношений гороскоп с юмором горы гостиная греки греция дворец день ангела деревня деревянное зодчество домашние достопримечательности други европа еда по знаку зодиака женственность живописец заброшенные места замки замки и дворцы замки и крепости замки украины замок знаки зодиака измаил иллюстрации индия интерьер испания исторические здания исторические факты история история в фотографии история и археология история картины история украины италия карпаты карты киев кино колористика корейская мифология корея костел коттедж крепость крым кухня лондон львов люди малогабаритка математика места силы мечеть минимализм мифические существа модерн монастырь море москва мост музей мусульмане необычная архитектура нумерология о жизни одесса особняк отель отношения париж парк петербург подол польское восстание польша порода собак прага природа притча прихожая прованс россия руины святошин сказочные персонажи скульптура славянский гороскоп собор спальня ссср сюрреализм тест топ-гороскоп туризм украина фотограф фотопрогулка фотопутешествие франция храм церковь чехия шебби-шик шотландия шуточный гроскоп

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Я - фотограф

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в Кель_РА

       -Подписка по e-mail

       


      Дима Зверев: «Настоящая фотография начинается через час»

      Четверг, 24 Ноября 2016 г. 17:51 + в цитатник
      https://kroupski.pro/articl...n-an-hour/

      Друзья, это просто праздник! У меня в гостях – Дмитрий Зверев, один из лучших российских фотографов.

      Дмитрий Зверев на Facebook

      Беседуем с ним о «фотографической зоркости» и о том, как развить ее в себе,  а также об аппаратуре и технических приемах, которые использует Дмитрий.

      Д.Крупский: –  Многие ваши снимки строятся на простых и, казалось бы, обычных вещах, на которые люди либо не обращают внимания вовсе, либо не воспринимают настолько остро.

      Zverev-002

      Zverev-034

      Zverev-003

      Следующий снимок вы поясняете так: «Разлитая вода, на новом асфальте, перед черным забором, перед желтой стеной, на которую светит солнце».

      Zverev-001

      Как это у вас получается? Как и почему вы всё так видите? Было ли так всегда? Насколько здесь врожденный талант, а насколько воспитанное умение и ежедневный труд?

      Дмитрий Зверев: – Я сторонник позиции, что врожденных талантов не бывает. Все мы рождаемся одинаковыми, а потом индивидуальная история идет по-разному. Сама жизнь, ее условия и обстоятельства, определяют развитие тех или иных долей мозга, что в итоге потом и установит ваши склонности и возможности. Процесс этот, судя по всему, в юности уже завершается. Далее что-то изменить или доразвить в нашем восприятии сложно.

      Однако ежедневный труд все равно никто не отменял. Он необходим для освоения техники, шлифовки своих навыков. Но создавать образы и смыслы можно только на основе двух умений:

      Во-первых, фотографической «зоркости», способности к синтезу, которая помогает из окружающего хаоса вычленить цельность; подсказать, что композиция сложилась.

      Во-вторых, способности оценить: какой смысловой вес имеет эта композиция, какую общественную ценность она несет, насколько важное сообщение она делает. Это уже зависит от общей культуры автора, его кругозора, содержания его личности.

      Д.К. – Можно ли эту «фотографическую зоркость» в себе развить? Как это сделать?

      Д.З. – Обязательно надо анализировать свои работы. Чтобы этому научиться, следует несколько раз и очень вдумчиво прочитать Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие». Это поможет работать над содержанием своих снимков. И вообще, чтобы делать искусство, надо интересоваться всем на свете. Тем больше ассоциаций удастся использовать в своем творчестве.

      Ну и физика фотографического процесса (оптика, цвет, свет), как и принципы работы «фотожелеза», должны быть освоены назубок. Потому что это инструмент, которым мы работаем.

      Д.К. – Смотрите ли вы на мир всегда активно, или включаетесь, когда берете в руки камеру?

      Д.З. – Честно говоря, только на съемке. И то не сразу. В это надо войти, настроиться. Настоящая фотография начинается через полчаса-час.

      А без камеры я весь в себе. Могу читать. Или размышлять о чем-то. В конце концов, крайне обидно, оказавшись без фотоаппарата, увидеть хороший сюжет.

      Д.К. – Бывает ли, что вы вынашиваете мысленно некую идею концептуально, а затем реализуете и выстраиваете ее конкретно – подбирая и место, и время, и свет, и объекты? Или чаще просто «выходите на охоту» и смотрите вокруг, что происходит и как это можно использовать?

      Д.З. – Мне очень трудно придумывать сюжеты. Я так устроен. Намного легче находить готовые. Да и элемент неожиданности придает азарта. Так что фотоохота – мой главный метод.

      Но если натура никуда не убегает, вроде городского пейзажа, результат можно и спланировать. Свет, например – фактор предсказуемый. И если хорошо знаете свой объект съемки, тогда тоже можно получать ожидаемый результат.

      А бывает, мне по работе надо сделать подборку рекламных картинок о каком-то очень скучном объекте. Могу первый раз приехать – безрезультатно. Второй – по нулям. Но мозги при этом не дремлют и собирают информацию. Потом (видимо, во сне) всё это единовременно обрабатывается, замыкаются нужные связи, и в третий приезд видны все решения по данной задаче. Я уже совсем перестал бояться трудных случаев в работе. Надо только обеспечить достаточно времени и спокойную обстановку.

      Д.К. – Что вы чувствуете, когда находитесь в процессе съемки? Азарт охотника? Восторг от удачного кадра? Сосредоточенность на «видении»?

      Д.З. – Азарт охотника – это обязательно. Это главное «топливо» для творческого процесса. До съемки ты понятия не имеешь, что принесешь. Тебя и твоего зрителя всегда ждут сюрпризы. Но такого восторга от кадра, как в начале карьеры, уже не испытываю. Потому что тогда это было внезапно и случайно. Сейчас на этапе съемки всё складывается более закономерно и реже удается создавать что-то принципиально новое.

      Д.К. – У вас есть снимки, которые, вероятно, получились не с первого раза – настолько там все идеально выстроено.

      Zverev-004

      Zverev-005

      Сколько дублей у вас может уйти на такой кадр? Как вы технически это делаете – ловите похожие моменты один за другим, или включаете серийную съемку? Бывает ли, что просите кого-то пройти именно здесь и именно так?

      Д.З. – Просить не прошу. Когда-то несколько раз я пытался реконструировать сюжеты, которые не успел снять. И почему-то всегда видно, что человека попросили пройти, или посидеть в нужной позе.

      Однако серийная съемка стоит обязательно. Не всегда можешь точно предсказать, какая фаза движения лучше сработает на сюжет.

      Д.К. – А как такое можно поймать? И в техническом смысле, и в смысле предвидения:

      Zverev-006

      Д.З. – Предвидение помогает. Если вы знаете, как может развиваться сюжет, то у вас будет какое-то время, чтобы занять лучшую точку и подготовиться к моменту. Репортажный кадр нельзя организовать или придумать, но с опытом можно обеспечить бОльшую вероятность его появления.

      Д.К. – Бывают снимки, шикарно пойманные, выстроенные во времени:

      Zverev-008

      Casablanca. Morocco

      А ведь, наверное, было бы проще заполнить зоны-фрагменты отдельными кадрами и потом без проблем объединить их в фотошопе. Или это противоречит принципам?

      Д.З. – Явно противоречит, только если речь о событийном документальном репортаже. Но дело даже не в этом. Просто если уж я вышел на фотоохоту, то щелкаю очень много. Три-четыре тысячи кадров за прогулку – это нормально. Из такого количества всегда можно выбрать. В том числе и «идеально выстроенные» кадры. За то время, что ваяешь шедевр в фотошопе, проще пойти и снять пять сюжетов естественным путем.

      Другое дело – коммерческая съемка. Её обрабатываю скрупулезно. Потому что кадр приходится тянуть к заранее оговоренному результату. Там идут в ход любые приемы, хотя и скучновато бывает проводить так время за компьютером.

      Д.К. – А вообще, насколько допускаете фотошоп?

      Д.З. – Вопрос меры, он внутри художника. Отвечу неожиданно: фотошоп нужен и для репортажной съемки. Потому что камера видит по-другому. И для достижения документальности нужно как минимум настроить баланс белого, яркость, контраст, вытащить детали в светах и тенях. Больше в репортаже я бы ничего не трогал. В нем историческая достоверность – основа образа и главная ценность. В декоративных жанрах (пейзаж, натюрморт… и чем там еще дырки на обоях загораживают) фотошоп можно применить шире. Но и тут стоит вопрос меры. Теряя естественность, вы ослабляете впечатление от работы. Ведь с помощью фотографии зритель как бы переносится в пространство кадра, переживает запечатленное событие как реальное. А явные искажения помешают ему это сделать, и он останется отстраненным.

      Однако все эту меру ощущают по-разному. К примеру, на своей страничке на Фейсбуке (кстати, добро пожаловать в гости), я однажды провел опрос на основе реальной ситуации. Как-то по первому снегу мне было очень трудно подобраться к объекту с нужной стороны, и я оставил следы в кадре. Вопрос состоял в том, в каком случае сюжет более документален: с присутствующими следами, или с убранными на фотошопе, то есть, ровно как было до моего прихода. Так вот, 70% зрителей сказали, что без следов – это ползучий фотошоп, и только со следами этот сюжет документален. Результат был для меня неожиданным.

      Д.К. – Вы много снимаете людей – и очевидно, без предупреждения. Как вы делаете себя незаметным и как справляетесь с ситуациями, когда реагируют негативно?

      Д.З. – С опытом выработался тип поведения, не задевающий и не оскорбляющий невольную модель. Стараюсь быть ненавязчивым, но и не прячусь, иначе это может дать ощущение моей злонамеренности. Разумеется, весь багаж обаяния ношу с собой в готовности номер один. Всегда придумаю на лету комплимент, по-дружески улыбнусь. Плюс маленькая камера – она незаметна, а поворотный экран позволяет не целиться в человека напрямую.

      Zverev-035

       

      Zverev-036

      Zverev-037

      Д.К. – Я так понимаю, что стрит-фото и все другое, что видим мы – это хобби. Оно чисто для удовольствия? Или все же часть работы, раскрутка своего имени?

      Д.З. – Демонстрируя коммерческие картинки, трудно дополнительно раскрутиться. В них ничего особенного нет. Они делаются по готовым лекалам, чтобы быть легко и быстро понятыми неподготовленным зрителем. Заказы, относящиеся к искусству, где ты свободен в реализации и сам генерируешь идеи, появляются, может быть, раз в год. Для портфолио надо снимать отдельно. Практически всё, что выложено под моим именем в сети, снято между делом, в отпуске или на выходных. В этом смысле я с любителями в одинаковых условиях.

      Д.К. – Вы фотографируете на работе, не хочется отдохнуть от этого?

      Д.З. – От черно-белой фотографии отдыхаю на цветной. После репортажа расслабляюсь пейзажем. Или наоборот. Могу почитать о фотографии книгу. Или обсудить новый фотопроект на Фейсбуке. Если вынужден отдыхать совсем без фотографии, то остается неудовлетворение.

      Zverev-010

      Д.К. – У вас много черно-белых снимков (как у многих серьезных фотографов). Почему так, чем хорош монохром?

      Д.З. – У всех всё индивидуально. Я изначально лучше видел контраст светлого и темного. Поэтому начать с ЧБ мне было проще. Но назвать это универсальным методом нельзя. Отбрасывается часть информации, и фотография, будучи обесцвеченной, может потерять определенность. Попробуйте снять в ЧБ тарелку с салатом, и вы просто не поймете, что изображено. ЧБ идеально подходит для строгих, лаконичных, даже минималистических композиций, где избавление от лишней информации играет на руку.

      Zverev-021

      Д.К. – Вы уже в процессе съемки видите, что снимок будет черно-белым? Или это решается при обработке.

      Д.З. – Надо ли решать конкретный сюжет в ЧБ или цвете, с опытом уже вижу сразу. Труднее, если работаю с серией. Перемешивать цвет и ЧБ в серии стилистически почти нереализуемо. Надо заранее, если возможно, проанализировать весь материал. А в процессе съемок от каких-то сюжетов, скрепя сердце, отказываться.

      Zverev-031

      Д.К. – Вот, допустим, ваша серия Русская Зима – там только ЧБ.

      Д.З. – Да, для зимы как темы ЧБ органично. Зимой формы по тону хорошо контрастируют друг с другом. А цвет и так очень скуп, поэтому появление на горизонте, к примеру, красного или желтого пятна может разрушить всю композицию.

      Zverev-030

      Д.К. – Лично я начал следить за вашим творчеством лет десять назад. Тогда вы снимали зеркальным Olympus Е-1. А еще какие камеры у вас были?

      Д.З. – Из последних олимпусов был OM-D E-M5, а раньше – Е-3, E-330 и Е-20р, а до того – пленочный OM-1n. Еще раньше – восточногерманская Praktica с резьбовой оптикой.

      Д.К. – Вы уходили с Olympus, пробовали Nikon и Sony. Почему вернулись к Олимпусу, чем он хорош для вас? Кстати, Е-1 остался у вас и до сих пор?

      Д.З. – Я люблю пробовать технику. Вернулся на Олимпус, потому что он мне удобнее других. Вовсе не хочу принижать другие бренды. Сейчас наука и техника настолько ушли вперед, что перед фотографами стоит выбор между отличным и прекрасным. Считаю, что Olympus как система больше заточена для фотохудожников. У Е-1, первого в мире, появилась ультразвуковая очистка матрицы, что избавило от целого пласта проблем с ретушью. У Е-330 – первый на зеркалке поворотный экран, расширивший возможность ракурсов.

      В гонке маркетинговых и репортерских параметров (разрешение, чувствительность, скорострельность) Олимпус не участвовал, однако всё это само приложилось в ходе технического прогресса. На OM-D Е-М1, которым я снимаю сейчас, уже не знаю, что улучшать. Меня все устраивает.

      А вот морально устаревший Е-1 уже давно не со мной. Однако поскольку камера неубиваемая, я уверен, что поменяв нескольких фотографов, она до сих пор где-то лежит, готовая к работе.

      Д.К. – Для стрит-фото, основного вашего жанра, наверное, небольшие габариты и вес очень важны… хотя выглядите вы весьма атлетично🙂. А для работы? Там ведь это не основополагающий момент?

      Д.З. – Не основополагающий для студии. А фотограф, работающий на выезде, всегда оценит компактность. Когда ты можешь для камеры захватить и рассовать по карманам ВСЁ, тогда и начинается настоящая свобода творчества. Тогда тебе доступны любые конфигурации и варианты.

      Потом, если у вас целый день на шее болтается 500 граммов или 700 граммов – и то разница. Что говорить о принципиальном скачке веса, если у вас зеркалка вместо системной камеры. Олимпус покрывает любые мои нужды в работе. Я им снимаю и календари, и портреты, и репортаж… Никто из заказчиков не жалуется на качество моего продукта. А вот то, что Олимпус удобен, добавляет, условно, еще 50% результата. С ним реально делаешь больше материала.

      Д.К. – Не являются ли ограничением некоторые особенности системы 4/3? Например, большая глубина резкости, которую дает относительно небольшая матрица.

      Д.З. – Для меня большая глубина резкости на 4/3 – чаще благо. Например, снимаешь в репортаже группу людей в действии, а она никак не помещается в резкость целиком. Обычно это проблема, но мне с ней справляться легче.

      Zverev-012

      Zverev-011

      Красивое размытие – больше задача постановочного портрета. Для этого можно в спокойной обстановке надеть фикс (например Zuiko 75/1.8, или 150/2.0) и оторвать от фона даже фигуру в полный рост.

      Вот снимки с 75/1.8, где везде практически одно боке, а резкие только одна-две детали.

      Москва новогодняя. Moscow, Jan'2014

      Zverev-025

      Следующий снимок сделан на объектив 12/2.0. Солнце уже зашло, а на воздухе с этим объективом можно было спокойно продолжать моментальную съемку. И поворотный экран, кстати, помог с верхним ракурсом для более читаемой композиции. Это прелести OM-D в действии.

      Zverev-022

      Картинки с поездом в тоннеле просто бы не существовало бы без поворотного экрана. Она снята на вытянутой руке. Фокус довольно длинный, и вслепую попасть в кадр было бы невозможно.

      Zverev-014

      Д.К. – А сенсорные свойства дисплея вам нужны?

      Д.З. – Постоянно пользуюсь, и очень доволен. Гнать в угол кадра датчик автофокуса, или вместо этого мгновенно нажать там на нужный объект – разница большая. Камера исключительно быстро откликается на прикосновение, фокусируется и спускает затвор. В репортажной съемке – незаменимая функция.

      Zverev-015

      Д.К. – У вас много снимков с длинной экспозицией. Людские волны вокруг милиционера в метро – это штатив?

      Zverev-016

      Д.З. – Нет, это пакет с чаем. Я не шучу! Пакет с любой сыпучей субстанцией – отличное решение, если забыли позаботиться о штативе (либо он не разрешен, как в метро). Можно забежать в ближайший продуктовый магазин, купить за двадцать рублей перловки, к ней бесплатно выклянчить целлофановый пакетик, и штатив готов! Можно положить его на землю, на камень или на перила. Он хорошо цепляется, принимая форму основы. Фотоаппарат кладется сверху, и немного утапливается. Фиксирует камеру эта система отлично, даже для весьма длинных выдержек. Так и фото с милиционером – кадр выдерживался две секунды, с идеальной резкостью на неподвижных объектах.

      Zverev-017Zverev-018

      Д.К. – Получается, стабилизатор все же не заменяет для таких кадров штатив?

      Д.З. – Стабилизатор у Олимпуса исключительно полезен при резком рывке камерой. Если надо быстро схватить аппарат и сделать кадр, я уже не замираю перед спуском, и тем самым выигрываю доли секунды. При обычной неспешной съемке, мне кажется, его эффективность примерно соответствует эффективности монопода. А штатив он, конечно, не заменяет🙂.

      Zverev-029

      Кстати, следующий кадр – пример использования стабилизатора на длинной выдержке (одна секунда) с рук. Ниже меня на ступеньках эскалатора сидел гастарбайтер. Они часто садятся на ступеньки, чтобы даже эти полторы минуты урвать для отдыха. Сразу пришел в голову сюжет с «засасывающей воронкой в преисподнюю»🙂

      Zverev-020

      Д.К. – Наверное, работы фотографа отражают его взгляд на мир и восприятие этого мира… Вернее, не «отражают», а этим взглядом и являются. Ваши снимки дышат оптимизмом и юмором, дают жизнеутверждающий заряд. Вызывают симпатию к вам, как к человеку. Вообще, по снимкам можно ли судить о характере и личности фотографа?

      Д.З. – Думаю, по фото пейзажа трудно судить о человеческих качествах фотографа. Но когда он начинает снимать людей, вот там-то всё и выплывает🙂.

      Д.К. – Дмитрий, что для вас фотография? Что вы говорите людям своими снимками?

      Д.З. – Когда-то, чтобы поведать о путешествии или событии, описать интересный объект, нужно было подбирать много слов, возбужденно рассказывать и жестикулировать. Теперь я могу показывать ровно то же, что отражалось на сетчатке моего глаза. И даже находить впоследствии все новые детали на получившемся снимке. Значение фотографии ёмко выражает пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И что важно, с привезенным материалом я могу предложить зрителям именно свою точку зрения. Именно моя интерпретация может стать устойчивым представлением о чем-либо у людей, которые такого раньше не видели. Это вдохновляет!

      Рубрики:  Фотография/черно-белое
      Фотография/Фотограф
      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку