Шедевры польской архитектуры: королевские дворцы |
Многие польские замки дворцы ранее принадлежали баронским семьям,королям Средневековые здания, которые были реконструированы в более позднем периоде истории содержат элементы ренессанса, барокко и нео-готического стиля В их прекрасных покоях можноувидеть коллекции произведений искусства, мебели, тканей и огнестрельного оружия. Резиденции окружены удивительными садами и парками. Сегодня посетители могут не только рассмотреть эти шедевры, но и участвовать в интересных культурных и других мероприях, которые там организовываются.
Дворец Браницких — резиденция коронного гетмана Клементия Браницкого в Белостоке (1689—1771), которая строилась в стиле барокко в середине XVIII века как «подляшский Версаль». По роскошному убранству и изысканности отделки не уступал королевскому дворцу в Вилянуве. В пейзажном парке сохранились павильон для гостей, арсенал, оранжерея и другие здания. В связи со строительством дворца Браницкий добился предоставления Белостоку городского статуса. В настоящее время дворец занят медицинским институтом.
Согласно легенде, город Беласток был основан в 1320 году Гедемином, но в письменных источниках он впервые появляется лишь в 1437 году, когда польский король Казимир Ягеллончик пожаловал территорию вокруг реки Белой Рацко Табутовичу. В 1547 году город перешел во власть семьи Веселовских, построивших здесь каменный замок и церковь.
После смерти последнего Веселовского в 1645 году Белосток отошел в собственность Республики. В 1661 году он был пожалован Стефану Чарнецкому в награду за его подвиги в борьбе со шведами. Четыре года спустя, как приданное его дочери Александры, Белосток отошел к семье Браницких, по ходатайству которых король Август III в 1749 году пожаловал Белостоку городские права и дал ему устав. После этого начинается расцвет города, связанный с именем его владельца — гетмана Клементия Браницкого. Именно при Браницком в середине XVIII века и был построен “Подляшский Версаль” — роскошный дворец в стиле барокко, вокруг которого был разбит прекрасный парк.
По роскошному убранству и изысканности отделки дворец Браницких не уступал королевскому дворцу в Вилянуве.
Этот дворец находится в Варшаве, на Бельведерской аллее — рядом с Лазенковским дворцом.
Раньше на территории современного дворца было расположено несколько зданий. В 1662 году здесь появился первый дворец — его построил для своей жены литовский канцлер Криштоф Пац. В 1764 году замок перешел во владение к стольнику литовскому Станиславу Понятовскому, который после вступления на престол разместил в нём фаянсовую фабрику. После 1798 года дворец достался Онуфрию Кицкому, который передал его своей дочери Терезии, а она, в свою очередь, продала дворец в 1818 году русскому правительству, которое впоследствии разобрало его.
Тот дворец, который мы видим сегодня, появился здесь в 1824 году, по поручению и за счёт русского строительства. Архитектором был назначен Яков Кубицкий. По завершении строительства во дворец вселился князь Константин Павлович. В 1830 году во время польского восстания во дворец ворвалась группа заговорщиков с намерением убить великого князя, но покушение не состоялось – Константин Павлович был заранее предупрежден и успел скрыться. После этого инцидента князь сюда больше не возвращался, а дворец служил резиденцией русского императора во время его пребывания в Варшаве.
В 1918 году, после восстановления польской независимости, Бельведерский дворец стал официальной резиденцией президента Польши Пилсудского, который прожил здесь вплоть до своей смерти в 1935 году. Во время немецкой оккупации Польши здание было перестроено для генерал-губернатора Ганса Франка. В 1945—1952 годах здесь находилась резиденция Болеслава Берута. Памятник маршалу Пилсудскому перед дворцом
Сегодня Бельведерский дворец является одной из резиденций польского президента.
Вавель— холм и архитектурный комплекс в Кракове, на левом берегу Вислы. Высота — 228 метров над уровнем моря.
Замковый Вавель — важнейший символ Кракова. Он был построен в центре известнякового холма и являлся когда-то родовым гнездом польской династии Пястов.
На вавельском холме расположен комплекс архитектурных памятников, из которых важнейшие — Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава (польск. Bazylika archikatedralna św. Stanisława i św. Wacława). Вавель — символ Польши и место, имеющее особое значение для польского народа.
Раскопки показали, что уже в XI веке на месте Вавеля находилось укрепленное поселение племени вислян. Каменные укрепления начали возводиться Вацлавом II в 1290—1300 годах, а в XIV веке холм был перестроен Казимиром III Великим в готическом стиле.
Около 1340 года стены замка и города были соединены. После пожара 1499 года, Александр Ягеллон начал перестройку Вавеля, пик которой пришелся на время правления Сигизмунда I Старого. Однако, новый пожар в 1595 году приводит к частичному разрушению замка.
К концу X века после сформирования польской государственности Вавель становится центром политической и духовной власти. Со второй половины XI века и до начала XVII-го он является резиденцией польских королей. В XIV веке при короле Казимире Великом (1333-1370), когда Краков стал столицей государства, и в дальнейшем, при правлении Ягеллонов, Вавель достигает наибольшего расцвета.
После заключения унии между Польшей и Литвой Краков оказывается на окраине огромной Речи Посполитной. И постепенно теряет свое политическое значение, уступая Варшаве, расположенной в центре государства. Наконец, в 1609 году король Сигизмунд III Ваза переносит столицу в Варшаву. (Де юре Краков остаётся столицей до 1795 года, но де факто, после переезда королевского двора столицей становится Варшава.)
Толчком для переезда явился пожар в Вавельском замке. Король решил его не восстанавливать, а просто переехать в Варшаву.
После третьего раздела Польши в 1795 году Вавель переходит в руки австрийцев. В 1815 году после разгрома Наполеона Краков становится вольным городом. Но в 1846 году на Вавель возвращаются австрийские военные, и размещают там свои казармы.
Наконец, в 1905 году замок выкупают у австрийцев, и сразу же на Вавеле начинаются восстановительные и реставрационные работы. А с 1930 года замок вновь становится парадной резиденцией главы государства, а часть его помещений предназначается под музей. Во время второй мировой войны в замке располагалась резиденция немецкого генерал-губернатора.
Вавельский собор Св. Станислава и Вацлава
В 1905 году Вавель был возвращен Кракову, начались реставрационные работы.
В XX веке вавельская кафедра прославилась тем, что её епископом был Кароль Войтыла — будущий Папа Римский Иоанн Павел II.
В настоящее время в замке расположена экспозиция, посвященная быту польских королей — покои, тронный зал, оружейная палата и сокровищница. В кафедральном соборе похоронены польские монархи (в том числе королева Ядвига, Стефан Баторий, Ян Собеский, Август Сильный), величайшие польские поэты — Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий и Циприан-Камиль Норвид, а также политические деятели — Тадеуш Костюшко, Юзеф Пилсудский, Юзеф Понятовский, Владислав Сикорский.
По узким проходам и крутым лестницам можно подняться на колокольню, где находится огромный колокол Зигмунда.
Конечно же, с крепостью было связано большое количество легенд. Самая известная из них, о «Вавельском драконе», до сих пор рассказывается детям. Речь в ней идет о драконе, обитавшем в пещере под крепостью и державшем в страхе весь город. Только храбрый подмастерье сапожника смог положить этому конец: он набил овечью шкуру серой и поставил ее на деревянных ногах перед логовом дракона. Проглотив это «угощение», страшилище погибло. Король предложил подмастерью выбрать любую награду, и тот пожелал себе сапоги из кожи поверженного дракона. И сегодня все желающие могут окунуться в мир легенд и сказок, посетив пещеру, в которой, как и прежде, обитает злой дракон, правда, только в виде статуи.
Сегодняшние постройки замкового ансамбля выполнены, в основном, в готическом стиле, но содержат и фрагменты романского. Современный вид здания получили, главным образом, в 1504–1535 годах, во времена королей Александра Ягеллончика (Aleksandr Jagiellonczyk, 1501–1535 г. г.) и Зигмунта Старого (Zygmunt Stary, 1506–1548 г. г.).
Строительство замка в стиле ренессанс начали архитектор Еберхард Розенберг (Eberhard Rosenberg), отвечавший за строительство стен и Францишек Флорентчик (Francyszek Florentczyk), творением которого стали декоративные каменные элементы и внутренние галереи. Работу продолжили архитекторы Бенедикт (Benedykt) и Флорентчик (Floretczyk), Бартоломео Береччи (Bartolomeo Berecci). Вавельский замок — один из великолепнейших памятников ренессансной культуры в Европе стал общим творением этих мастеров.
Внутренняя часть замка была перестроена на стыке XVI–XVII веков в стиле раннего барокко. Появились мраморные порталы и камины, а также золочённые рамочные своды. После того, как король Зигмунт III в 1609 году покинул Краков, Вавель утратил функции монаршей резиденции и постепенно стал приходить в упадок.
Сегодня посетители могут насладиться многочисленными изысканными интерьерами королевского замка и посмотреть королевские палаты с красивейшей мебелью в стиле XVI–XVII веков. Здесь представлены также многочисленные предметы искусства, а на стенах комнат красуются бельгийские гобелены.
На цокольном этаже расположена комната, где представлены драгоценности польской короны, наиболее впечатляющим из которых является зазубренный меч, который, начиная с XIV века, использовался при коронации польских монархов. Королевская геральдика размещает коллекцию польского оружия и доспехов, а в западном крыле представлена внушительная коллекция расшитых украшениями турецких палаток.
18 апреля 2010 года в Вавельском замке был похоронен президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, трагически погибшие 10 апреля 2010 года в авиакатастрофе в Смоленске.
Вилянув - дворец ,который называют «самым красивым из красивых" и "польским Версалем".
Вилянувский дворец — дворец и соседствующий с ним сад в районе Вилянув на юго-восточной окраине современной Варшавы. Построен в 1677—1698 Августином Лоцци для короля Яна Собеского. Является шедевром барокко, а также предметом национальной гордости Польши.
Строился в качестве загородной резиденции короля Польши в XVII веке. Несмотря на то, что в последующие два столетия дворец достраивался и дополнялся новыми интерьерами и помещениями, он считается хорошо сохранившимся памятником архитектуры того времени. Обрамлённый обширным садом, дворец представляет собой курдонёр.
Ян Собеский
После смерти Яна Собеского дворец и прилегающие окрестности принадлежали поначалу потомкам короля, а потом уже и другим знатным землевладельцам из различных аристократических семей. В 1720 году шефство над резиденцией взяла на себя видный польский политический деятель Елизавета Синявская, которая впоследствии расширила покои. Смерть Елизаветы замедлила развитие дворцового комплекса и отделка дворцовых интерьеров затянулась до 1731 года. В период 1730 - 1731 резиденцией владели король Август II Сильный и дочь Елизаветы, Мария Синявская.
Каждый новый хозяин переделывал интерьеры и сады дворца под свой вкус. В 1778 году имение перешло в руки Изабеллы Любомирской. Свой след в истории дворца она оставила под именем «голубой маркизы».Прозвище была дано, за вклад Изабеллы в развитие дворцового комплекса. По её инициативе и за её счёт, на территории ансамбля в неоклассическом стиле были возведены кордегардия, кухонный и ванный корпуса. Работы велись под руководством архитектора Шимона Цуга.
В 1805 году Станислав Костка Потоцкий открыл во дворце один из первых в Польше музеев. Потоцкие перестроили придворную церковь св. Анны и соорудили рядом с дворцом фамильную усыпальницу.
Во время Второй мировой войны собрания Вилянувского музея были похищены нацистами, но по окончании войны они были возвращены в Польшу.
Отделка дворцовых интерьеров затянулась аж до 1731 года, когда дворцом владел уже Август II Сильный.
К сожалению, дворцово-парковый ансамбль был разграблен и частично уничтожен в 1945 году, но реставраторам удалось вернуть ему первоначальный облик.
На территории парка расположены также костел св. Анны (1772год) и неоготический мавзолей Александры и Станислава Потоцких. Вилянув считается самой великолепной барочной резиденцией в пределах Варшавы и одной из прекраснейших в Польше. Некоторые его называют малым Версалем. Вилянув — живописно расположенная на южной окраине Варшавы, на территории прежней деревни Миляново, летняя резиденция короля Яна III Собеского, построенная в 17 веке и называвшаяся первоначально Villa Nova.
Магнолии у дворца
Летом по воскресеньям на террасе дворца устраиваются концерты. Сады и парк, окружающие Вилянув, — прекрасное место для отдыха и прогулок. Они полны неожиданностей и сюрпризов: прогуливаясь по зеленым аллеям, вы можете неожиданно для самого себя набрести на спрятанные небольшие постройки: например, Китайский павильон или Оранжерею. В Оранжерее работает выставка изделий прикладного искусства, на которой можно увидеть ценные образцы европейской керамики, фарфора, стекла, предметы мебели, столовое серебро и другие вещи ручной работы. Вилянув считается самой великолепной барочной резиденцией в пределах Варшавы и одной из прекраснейших в Польше. Некоторые его называют малым Версалем.
Во время первой шведской войны Яздовский замок и бывшие при нем сады, строения и зверинец были опустошены. После войны они и вовсе остались без поддержки и постоянно разрушались, кроме главных зданий, которые приспособили для присутственных помещений и монетного двора.
После исчезновения в 1526 году династического рода князей Мазовецких их удельное княжество перешло в состав Королевства Польского. Имение Яздов было присоединено в Варшавскому воеводству и отдано в аренду, за исключением замка и зверинца. Польские короли, посещая Варшаву, всегда останавливались в замке, а на сыром лугу под скалой охотились.
Управление замком взяла на себя королева Бона Сфорца. Она сама была прекрасным знатоком музыки и литературы и потому собрала вокруг себя образованных людей своего времени. Если король Зигмунт I не любил Варшаву и за все время своего правления побывал в ней всего два раза, то королева Бона, наоборот, особенно интересуется именно этими местами. Когда она и две ее дочери (Анна и Катажина) жили в Яздове, который со временем получил название Уяздов, сады и зверинец здесь процветали.
Королева Бона начинает благоустраивать Уяздов: она скупает соседние земли, распространяет в них огородничество, сажает новые, до того времени не известные в Польше сельскохозяйственные культуры, закладывает первые виноградники.
В Уяздове появляется большой деревянный дворец, которым занимается Анна Ягеллонка. Именно она и основала то, что теперь называется Лазенками (в переводе это слово означает «купальни»).
Со скалы, на которой располагался дворец Анны Ягеллонки, выбитая лестница вела вниз к источнику, около которого была устроена королевская купальня. Под скалой находилось обширное, заросшее лесом место, где содержались животные. На них уже не охотились, и они здесь именно содержались.
В зверинце Анны Ягеллонки была сооружена специальная беседка, откуда королева и ее гости могли наблюдать за естественной жизнью зверей и птиц. В одной из поэм того времени есть такоеописание зверинца.
Там животные разные — олени,
Кролики, зайцы и серны.
В прудах плавают рыбы,
Весело распевают птицы.
В таком благоустроенном состоянии находился Уяздов в 1596 году, когда его осматривал кардинал Гаэтано, прибывший послом к польскому королю Сигизмунду III. Деревянный дворец своей тетки Сигизмунд III заменил каменным замком с внутренним двором и двумя башнями, имитировавшими оборонительные укрепления. Практической нужды в них не было, зато новый замок, высоко поднявшийся на скале, служил своего рода маяком для речных судов, оповещая их о приближении к Варшаве.
Главным украшением Парадного зала нового дворца являлась прекрасная картинная галерея, которая во время следующей шведской войны стала жертвой мародеров, как и весь замок, сильно пострадавший и лишившийся всех своих ценностей.
В 1668 году имение Уяздов король Ян-Казимир подарил Теодору Денхоффу — королевскому подкормию, который через шесть лет переуступает права наследства на него своему зятю — маршалу двора Станиславу Любомирскому. Последний в 1683 году исходатайствовал у сейма решение, по которому все уяздовские земли, находившиеся в его аренде, передаются ему в собственность. Неслучайно поэтому Лазенки имеют два названия: Королевские и Любомирские.
Станислав Любомирский выписал из Италии артистов и строителей, восстановил Уяздовский замок, придав ему современный для того времени внешний вид, вновь завел сады и зверинец. Он построил изящные домики, среди которых особенно выделялся один отделанный мрамором, резьбой и картинками. Фасад этого домика украшала составленная в виде ребуса надпись:
Этот дом ненавидит печаль и любит покой
Предлагает купание и рекомендует сельскую жизнь,
И хочет принимать только порядочных людей
Этот купальный павильон называли и Лазенками, и Ипокреной, поскольку этот источник Геликона служил символом поэтического вдохновения, так как покровительницами его были музы.
Центральный зал павильона занимал большой бассейн, в центре которого бил высокий фонтан. Вода в бассейн вытекала из четырехниш, устроенных в стенах прямо над головами гостей. В купальном зале, где находятся две ниши, опущенные ниже пола ванны, для украшения стенных росписей были использованы сюжеты «Метаморфоз» Овидия.
От времени С. Любомирского сохранилось оформление еще двух помещений. В Сенях, с выложенными мелкими изразцами стенами, главная стена украшена двумя нишами. В одной из них стоит скульптура «Отдыхающий Марс с маленьким Амуром у ног», в другой аллегория «Золотого века», сопровождаемая надписью «цветущаяПольша». Смысл подобного сопоставления постоянно повторяется ив более поздних декорациях Лазенок: «Когда Марс отдыхает, Польшацветет».
Польский король Август II, эстет и большой любитель искусства, полюбил Лазенки и в 1720 году взял в аренду от Любомирского весь Уяздов вместе с принадлежащими ему землями, купальней и зверинцем. Этот король еще больше благоустроил дворец, проложилот Вислы Королевский канал и новую дорогу — Кальварию; на месте Ботанического сада он возводит Три Креста — символ Голгофы — и часовню Гроба Господня.
Оранжерея
Август III, сын Августа II, мало интересовался Лазенками, отчего они опять пришли в запустение. Сад и парк превратились в пастбище для диких зверей, а один из ловчих даже устроил здесь гостиницу.
Вся местность вокруг Лазенок покрылась ольховым лесом, который разросся в болотных трясинах. Каналы и пруды были запущены, и только в самом дворце летом еще иногда давались балы и концерты.
Станислав-Август
Новый поворот в истории Лазенок, как и в истории всей Польши, произошел в 1764 году, когда к власти пришел Станислав-Август Понятовский. Он задался мыслью заново перестроить весь Уяздовский замок, однако вскоре отказался от этого своего намерения и ограничился лишь перестройкой Лазенковского дома в летний дворец, а зверинца — в благоустроенный парк.
Но даже и эти намерения осуществить оказалось нелегко. Прежде всего нужно было очистить воздух, зараженный миазмами от совершенно заплесневевших прудов и каналов, да и сами их привести в надлежащий порядок. На мероприятия по очищению затрачиваются огромные средства, но долгое время все они оставались безуспешными. Лишь после многолетних опытов соорудили новые каналы, а пруды наполнили свежей водой, проведенной из источника под Раковцем. Только тогда местность вокруг Лазенок стала здоровой и приятной, когда были срублены старые ольховые кусты и посажены лиственные и хвойные деревья. Было вырыто много новых прудов, проложены новые пешеходные дорожки, низкие и старые места засыпаны и подняты, вырублены просеки.
В 1767 году С.-А. Понятовский присоединил к Лазенкам Бельведер, в котором хотел оборудовать королевскую фарфоровую мануфактуру. Однако опыт с фарфором не удался, зато фаянс оказался отличным. Уже через десять лет С.-А. Понятовский отправляет в подарок турецкому султану Абдул-Гамиду сервиз из 160 предметов.
На ровном месте, окруженный со всех сторон водой, расположился двухэтажный «Дворец на воде», который представляет собой четырехугольное строение с двумя крылами по бокам.
На пруду, перед главным фасадом Дворца, возвышается остров, на котором среди искусственных развалин (изображающих руины Пальмиры) под открытым небом была устроена сцена летнего театра. «Театр на воде» имел три ряда лавок под полотняными навесами. А на ближайшем к острову берегу, отделенному от него каналом, устроен амфитеатр на 1500 мест. Сверху амфитеатр украшен шестнадцатью фигурами из известняка, изображающими знаменитых драматургов.
В Лазенках С.-А. Понятовским была построена и Кордегардия: помещение для личной охраны короля, а вид на нее открывался прямо из окон королевского дворца. Вслед за ней строится Белый дом, окруженный каналом и предназначенный для самых близких королю людей.
В 1775 году в Лазенках появляется еще одна постройка — Мыслевецкий замок, который впоследствии превратился в самый настоящий дворец. Замок отличается богатым внутренним декором, главным образом, стенными росписями. Все многообразие перспективной живописи в украшении залов этого дворца говорит о тяге С.-А. Понятовского к путешествиям — тяге, которая во многом была связана с политической обстановкой того времени.
Поэтому дворцовую столовую украшают виды Венеции, Рима и Ватикана, принадлежащие кисти художника Плерша. В покоях западного крыла посетителей поражают фантастические руины — мастерски написанные полотна А. Эрлишка. Таким образом, в Лазенках возникли три дворца, которыми польский король пользовался поочередно, в течение лета переезжая из одного в другой.
Последний король Понятовский горел желанием переделать варшавский замок, отстроить Лазенки, но из-за отсутствия денег это ему так и не удалось. Поэтому Яздовский замок был передан государству под казармы, а строительство Лазенок так и не закончили.
В 1795 году, после очередного раздела страны, Понятовский уехал в Гродно и отрекся от престола. Лазенки стали собственностью его наследников. В 1817 году племянница бывшего короля продала их Александру I за миллион злотых. Новый хозяин не оценил по достоинству дворцово-парковый ансамбль, чем поспешили воспользоваться хранители дворца: они распродавали и вывозили все, что были в состоянии вывезти. У каждого здания появился свой хозяин. Так, в Кухонном корпусе разместилась Школа офицеров — подхорунжих. Отсюда в ноябрьскую ночь 1830 года вышли руководители восстания во главе с преподавателем школы и командиром Петром Высоцким. Местом встречи повстанцев был памятник Яну Собескому.
После смерти С.-А. Понятовского Лазенки, по праву наследства, перешли в собственность его племянника — князя Иосифа Понятовского, а от него — его сестре Терезе Тышкевич. В октябре 1817 года Лазенковский дворец со всеми находившимися в нем предметами, принадлежащими домами, парками и землями был куплен русским царем Александром I за 60 000 золотых червонцев.
Став собственностью русского императора и переходя по наследству, Лазенковский дворец все более украшался, так как во время посещения Варшавы в нем останавливались члены царской семьи.
Разнообразию впечатлений способствовало и устройство парка. Занимательность его заключалась во множестве каналов, ручейков, прудов и прудиков, мостиков и лужаек, между которыми были разбросаны живописные кофейни, в которых гости могли утолить голод и жажду непременно под открытым небом, чтобы острее ощутить своеобразную прелесть подобных пикников. Любимым развлечением самого короля было плавание по каналам и прудам на богатоукрашенных лодках под балдахином.
Лазенки— настоящее украшение Варшавы и одна из ее достопримечательностей. В парке расположены пруды с плавающими лебедями, кряквами, в воде живут карпы. Каналы пруда проходят под колоннадами боковых галерей и смыкаются снова перед другим его фасадом. Тенистые аллеи ведут к Охотничьему дворцу, к Кухонному корпусу, к въездным воротам на улицу Агриколя.
Летний театр
Обращает на себя внимание и прямоугольная выстриженная лужайка, где по краям расцветают кусты роз. Кроме того, на островке Лазенок был построен театр на открытом воздухе со сценой, напоминающий о Древнем Риме. В театральном Померанцевом павильоне находилась когда-то оранжерея (здесь на фресках изображены театралы XVIII века в польских и французских национальных костюмах).
Фигура, символизирующая Неман, с рогом изобилия. Опирается на тельца, герб Понятовских.
Памятники и аллегорические скульптуры придают Лазенкам особое очарование — здесь находится памятник Шопену, созданный в 1926 году Вацлавом Шимановским. Во время Второй мировой войны гитлеровцы взорвали памятник, осталось только его основание, на котором кто-то написал: „Кто снял меня — не знаю, но знаю почему: чтоб не сыграл ему траурный марш“.
В 1958 году памятник Шопену был восстановлен, правда, другим скульптором — Вацлав Шимановский умер в 1930 году.
Площадь перед памятником в Лазенках сразу стала летним музыкальным салоном в Варшаве. Здесь каждое воскресенье с весны до осени известные музыканты устраивают концерты, исполняют произведения великого композитора. На площадке перед памятником выступают также молодые участники международных конкурсов пианистов имени Фредерика Шопена, которые устраиваются в Варшаве каждые пять лет.
Другой памятник, воздвигнутый в Лазенках еще в конце XVIII века по указу последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, представляет победителя турок под Веной — польского короля Яна III Собеского. Король изображен в римском одеянии, в тяжелом шлеме, на вздыбленном коне над поверженным турком. Станислав, предвидевший войну с турками, надеялся, что памятник всколыхнет патриотические чувства народа. Поэтому реакция со стороны простого люда оказалась для него неожиданной. На следующее утро после открытия памятника на нем появилась надпись: „Станислав, который с позором для страны нас обесславил, Яну Собескому этот памятник поставил. Отдал сто тысяч, я бы вдвое отдал, чтобы Станислав окаменел, а Ян Третий ожил“.
Особое очарование Лазенкам придает Летний дворец, представляющий собой белый воздушный домик с лестницами, погруженными в прозрачную воду. Он растянулся во всю ширину небольшого острова. Боковые крылья слегка отступают назад. Частые окна первого этажа, прорезанные до земли, кажутся начерченными в камне, пилястры, расположенные под карнизом, выглядят тоже плоскими. Окна второго этажа маленькие, словно сдавленные балюстрадой.
Фасад дворца украшают фрески, колоннада, изящные балконы. На крыше располагается причудливая деревянная балюстрада. Двухэтажное здание дополняет небольшой прямоугольный блок бельведера. Средняя часть фасада выступает вперед, здесь расположена четырехколонная лоджия, украшенная на кровле фонарем, который оформлен балюстрадой со скульптурными группами. По сторонам лоджии — полукруглые застекленные двери-окна, выходящие на небольшие балконы.
„Стройный ряд колонн, поддерживая легкую с круглыми вазами балюстраду, скользит по низко пригнувшемуся к воде пролету моста, — пишет Н. Молева в книге „Варшава“. — Тесаный камень арки, позеленевшие плиты тесно сдвинутых набережных, неподвижная буроватая вода — знакомый, слишком знакомый образ. Да это же Дворцовая канавка между Зимним дворцом и Эрмитажным театром в Ленинграде, волей Чайковского ставшая местом гибели героини „Пиковой дамы“. И еще — застывшая в равнодушном ритме пилястр плоскость дворцовой стены, от которой отходит к флигелю на берегу колоннада. В ее ощущении невольно встает другое воспоминание Ленинграда — Мраморный дворец Ринальди на Неве, который Екатерина II построила для одного из своих первых любимцев, Григория Орлова, и который стал резиденцией отрекшегося от польского престола Понятовского. Классицизм и там, и тут, но какой же в конечном счете разный, не по внешним признакам — по сути своей непохожий“.
„В замысле дворца раскрылось характерное для раннего классицизма стремление к изящной простоте и сдержанной интимности. Небольшое по размерам, скромное по архитектурным формам здание дворца отличается благородством пропорций, разнообразием и изобретательностью в использовании самых простых и традиционных компонентов классической архитектуры“, — отмечают авторы „Всеобщей истории искусств“.
Здание и изнутри великолепно отделано. Впечатляют Круглый зал (ротонда), Белый (бальный) зал, зал Соломона с художественной росписью стен, фресками и ценным паркетом. Интерьер дворца отличают ясность и благородство форм.
Вот как описывает интерьер дворца Н. Молева: „За стеклянными дверями, у самых ног гладь воды, далекая, как на театральном заднике, зелень деревьев, скользящие силуэты лебедей. Парк входит в зал, случайными уголками рассыпается по широким зеркалам, раздвигает стены, потоками света дробится на изломанных карнизах, филенках стен, розетках потолка. На одной подробности трудно сосредоточиться. Скульптуры, росписи, барельефы, сочный рисунок наборных полов, лепнина потолка… Суровая прямолинейность бюста римского императора, яркие пятна танцующих менад в узких простенках, шаловливые скульптурные амуры, подхватившие герб над королевской ложей, и рядом с торжественным ритмом статуи Аполлона Бельведерского — ухмыляющиеся козьи лица присевших на корточки сатиров“.
Лазенки Варшавские, как дворец, так и некоторые парковые павильоны, — одно из лучших произведений крупнейшего мастера польского классицизма Доминика Мерлини. Архитектор — итальянец, с 1750 года жил и работал в Польше. Приехав в Варшаву в возрасте двадцати лет, он учился у своих родственников, которые работали при дворе. И спустя десять лет стал королевским архитектором (при Августе III. а потом и при Понятовском). Зодчий специализировался на строительстве загородных резиденций — Яблонна, Круликарня (в буквальном переводе крольчатник), Лазенки.
Создавать интерьеры дворца Мерлини помогал и немецкий мастер Ян Хризостом Камзетцер и другие польские и итальянские архитекторы и художники. Плафоны в зале Бахуса и Купальне, декорация Бального зала — работа И. Плерша. Картины и плафон в зале Соломона со сценами жизни библейского царя — произведения Баччиарелли. Портреты польских королей и римских императоров принадлежат Лебрену, Мональди и Пинку.
Интерьеры дворца, украшенные шедеврами Рембрандта и Рубенса, были полностью уничтожены в годы Второй мировой войны. Реставрационные работы завершились лишь в 1964 году.
Этот дворец находится совсем рядом с уже описанным выше Лазенковским дворцом – между Уяздовским и Лазенковским парками. Здесь располагалась варшавская резиденция короля Польши Августа II Сильного.
Дворец был возведён здесь ещё в XVI веке, но современный облик он приобрёл лишь в конце XVII века, благодаря архитектору Тильману Гамерскому. Станислав Понятовский тоже внёс свою лепту — надстроил ещё один этаж. После раздела Польши дворец всё равно был перестроен под казармы и военный госпиталь. Во время фашистской оккупации дворец был сожжён, а его стены после войны решено было снести.
Однако в 1975 году Уяздовский дворец был вновь отстроен в том виде, который он должен был иметь во времена Августа II Сильного. Сегодня здесь находится центр современного искусства.
Рубрики: | История Архитектуры/История Зарубежной Архитектуры Туристы/Ближнее Зарубежье |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |