Прадо в Эрмитаже |
Вот и случилось то, о чем я мечтал несколько месяцев – я сходил в Эрмитаж на выставку музея Прадо. С каждой неделей росло у меня беспокойство, что я туда так и не попаду… когда наступила середина мая я понял, что больше не могу откладывать. «Отодвинул» часть важных дел и отправился в Эрмитаж (спасибо Лене и Оле, что «поддержали» меня)
66 полотен и исключительно шедевры. Так было обещано… и так оказалось на самом деле…
Выставка занимает всего один, но достаточно просторный зал. Народу на ней было - не счесть, мы специально пошли в будний день и пораньше и все равно было много людей. Это немного "подмочило" восприятие.. Но все равно.. Выставка удивительная.
Шедевры оправдали свой статус- почти все понравились... Что бы избавится от "давления бренда" я сперва "оценивал" работу, а потом уже смотрел название и автора, поэтому что запомнилось, то запомнилось. Ниже небольшой рассказ о впечатлениях и несколько иллюстраций, те работы, которые наиболее врезались в память. К сожалению, в интернете, даже на оф. сайтах нет качественных репродукций полноценно передающих хотя бы цветовую гамму картин.. К тому же эти картинки на плохооткалиброванных экранах не передают ни масштабности, ни эффектности. Так что если есть возможность – до 29 мая сходите в Эрмитаж. Или отправляйтесь в Мадрид
Более всех на выставке меня интересовал один из моих любимых живописцев с труднопроизносимым именем – Доминикос Теотокопулос, более известный, как Эль Греко (с испанского просто грек). Как меня притягивают его космические картины… удивительная гармония цветов, необычная манера (Эль Греко ни с кем не перепутаешь), явное влияние иконописи… Картины Эль Греко выполнены в холодных тонах.. но при этом словно светятся.
Пару лет назад я увидел в Эрмитаже временно выставленную картину «Благовещенье» и буквально влюбился в Эль Греко. На выставке музея Прадо было целых три его работы…
Святое семейство со святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем (1600 - 16005)
Сюжет мирный.. а картина печальная. Пронзительные цвета, замкнутость композиции.. Взоры взрослых обращены на только родившегося Христа и только маленький Иоанн, которого в будущем назовут креститель отвел глаза и призывает к молчанию, словно предрекая судьбы младенца Христа.
Кстати, а что в корзине, которая вроде как в руках у Крестителя? Может кто-нибудь знает?
Христос, обнимающий крест (1600—1605)
А в этой картине наоборот - мрачный сюжет, но как светло написано. В каждом мазке ощущается грядущая радость Воскресения... Христос на этой картине - не мучащийся страдалец, а одухотворенный и освобождающийся от всего земного. Крест кажется совсем легким и только полные слез глаза обращены к небу...
А вот что символизирует жест рук, нежно обнимающих крест (средний и безымянный палец сведены), я не знаю.. может быть аллюзия на благославление?
Портрет неизвестного с рукой на груди (1580)
Кто изображен на этом впечатляющем портрете исследователи спорят. Есть версия, что сам Эль Греко, в виду большого сходства между этим портретом и автопортретом мастера. Хотя, по моему у Эль Греко все герои картин чем-то похожи.
Другая версия, что это Мигель де Сервантес, создатель Дон Кихота. Во первых художник и писатель были знакомы.. а во вторых в момент написания картины Сервантес находился в Толедо, где, собственно Эль Греко и работал.
Третья версия - что это главный нотариус Толедо, кавалер ордена Сант Яго Хуан де Сильва.
Так или иначе картина впечатляет.. и в ней Эль Греко использовал иконописный прием, в какой бы точке зала вы не находились неизвестный с картины будет смотреть на вас
Другой художник, который меня крайне интересовал - это Ерун Антонисон ван Акен, вошедший в историю, как Иероним Босх. Работ его сохранилось не много и крупнейшая коллекция находится именно в музее Прадо. Правда вот испанцы все таки "пожадничали" - на выставке была всего одна работа и то небольшая - "Извлечение камня глупости".
Особенность Босха, которая мне импонирует в нем куда больше, чем то, что он рисовал всякие ужастики в том, что каждая мелочь в его картине имеет хоть какой-то да смысл. Обилие символов и загадок, позволяет распутывать его картины как головоломки. Другое его качество которое мне безумно нравится - это сатиричность многих его работ. Отражать, высмеивать и язвить на злободневную тему.. в этом Босх был мастер (чего стоят, например "Стог Сена" или "Корабль дураков"). "Извлечение камня глупости" - такая же картина-насмешка... над глупостью.
Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости, а голландское выражение «<и>иметь камень в голове» означало «<и>быть глупым, безумным, с головой не на месте». Вот мы и видим на картине, как лекарь извлекает из головы... только не камень а тюльпан. Тюльпан в средние века был символом доверчивости, к тому же тюльпаны были очень дорогие. Это символизирует, что клиента обманывают. На это же намекает и странный головной убор лекаря, напоминающий головной убор ярмарочных шутов. А закрытая книга на голове монахини символизирует то, что знание бесполезно перед глупостью..
Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Лубберт — имя нарицательное, обозначающее дурочка (что-то вроде нашего Ивана Дурака, только без шансов стать мужем принцессы...)
Кстати, Босх написал свою картину пять веков назад, а сейчас вот пошел на кухню заваривать чай, а там по радио реклама какого-то чудо препарата, который исцелит от всех болезней...
Следующий художник, который тоже был мне интересен - Микеланджело Да Меризи Караваджо, вошедший в историю, как просто Караваджо. Легендарный реформатор живописи был представлен работой - "Давид, победитель Голиафа". Очень впечатляющее полотно, необычайно реалистичное и чем-то пугающее...
Легендарный Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, или просто Франсиско Гойя был представлен на выставке целыми четыремя работами. Первая - "Осень (сбор винограда)" из серии времена года. Она мне необычайно понравилась мягкие цвета, нежные тона.. ну очень красивая картина
Вторая его запомнившееся работа - "Портрет генерала Хосе де Уррутия". Хосе де Уррутия - один из самых выдающихся испанских военачальников и единственный в XVIII веке армейский офицер неаристократического происхождения, достигший звания капитан-генерала и вошедший в состав королевского Военного совета.
Особенно внимание привлекает орден - это русский орден Святого Георгия, который Хосе де Уррутия получил от российской императрицы Екатерины Второй за проявленный героизм при штурме Очакова. То, что Хосе де Уррути пожелал видеть на портрете именно российский орден весьма приятно.. Хотя может быть он этим намекал, что при дворе русской императрицы его ценили куда больше, чем при дворе испанского короля
Третья работа Гойи, что была представлена на выставке - Портрет маркизы де Санта Крус. Посто очаровательная картина, удивительно красивая маркиза была известна тем, что покровительствовала поэтам и писателям. Именно поэтому она представлена на картине в образе музы Эрато - покровительницы любовной поэзии (которой потом "досталась" вся литература)
Кстати, в 1986 году эту картину испанское правительство выкупило для своего народа за 6 миллионов долларов...
Еще была картина "Портрет короля Фердинанда VII"... но она в душу как-то не запала... хотя Гойя, конечно же, великий мастер
Диего Родригес де Сильва и Веласкес или просто Диего Веласкес был представлен тоже тремя работами. И они мне так же понравились.. манера письма Диего меня просто пленила.. пара штрихов, пара мазков и такая удивительная воздушность и законченность
На выставке был шут короля Филиппа IV Дон Диего де Аседо, по прозвищу "Эль Примо" - кузен. Помимо "шутовской службы" Дон Диего де Аседо исполнял обязанности королевского посыльного и заведовал печатью короля. По всей видимости, об этих занятиях и говорят изображённые на картине книги, бумаги и письменные принадлежности.
Портрет написан так выразительно, что не сразу понимаешь, что перед тобой карлик...
Был и сам король Филиппа IV. Веласкес сорок лет был его придворным живописцем и написал очень много его портретов. На выставке был представлен особенный.. король на нем изображен в простом черном костюме, без регалий или символов власти. Простой человек, чем-то печальный, усталый и с немного косящими глазами.. Разве что нижняя губа немного выпячена, как у многих Габсбургов... но мало ли....
А от и его вторая жена Марианна Австрийская. Филипп IV женился на ней из политических соображений, несмотря на то, что Марианна была его племянницей. Марианна так и не смогла родить ему здорового наследника из за постоянных инцестов Карл (или Карлос) Второй родился инвалидом, страдавшим как физическими, так и умственными расстройствами. Он стал поледним испанским королем из рода Габсбурги его смерть инициировала войну за испанское наследство.
Но на портрете Веласкеса Марианне всего девятнадцать лет. Она одета по моде 1650-х в платье на огромном каркасе из металлических стержней, с обилием горизонтальных позументов (шитая серебром тесьма), небольшим лифом, округлым скромным декольте и не очень широкими рукавами, сквозь разрезы которых видна тончайшая ткань рубашки. Силуэт прически полностью повторяет форму юбки и придает завершенность этому вычурному костюму.
По моему выглядит очень стремно... но что уж тут поделаешь такая мода
А ниже портрет дочери Марианны Австрийской и Филиппа IV Маргариты Австрийской. Автор этого портрета зять и ученик Веласкеса Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. На портрете Маргарите всего лишь 15 лет и она в траурном черном платье, только что умер ее отец. Через год Маргарита выйдет замуж за своего дядю по материнской линии и кузена по отцовской линии – императора Леопольда Австрийского. Однако, пробыв императрицей всего семь лет, она скоропостижно скончалась в 22-летнем возрасте.
Мальчик на заднем плане - её брат Карлос II, только что унаследовавший трон....
А вот еще один ученик Веласкеса - Хуан Карреньо де Миранда, придворный живописец того самого Крала II. А на портрете.. Петр Иванович Потёмкин, посол русских царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича при испанском дворе. В традиционной русской одежде, расшитой золотом, мехом и драгоценными камнями, он стоит в полный рост с жезлом в руке. Кстати, если взглянуть на портреты русских бояр этого же периода то можно ужаснутся их убогостью.. А вот вот Петр Иванович "выписан" что надо!
Кстати, одно из воспонминаний Петра Ивановича об Испании:
«В Ишпанском Государстве великородные и всяких чинов люди платье носят черное, строеньем особым при иных землях. Они же носят при себе по две: шпаги одна мерная добре, а другая короткая, и ту шпагу короткую скрыто носят. Во нравах своеобычны, высоки. Большая часть их ездят в каретах. Неупьянчивы: хмельного питья пьют мало, и едят по малуж. В Ишпанской земле будучи, Посланники и все Посольские люди в шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись, или идучи по улицам, напився пьяны, кричали».
Были, надо сказать и работы, которые мне совсем не понравились (хотя запомнились), например, полотно "Венера с Амуром и органист" Тициана Вечеллио. Ну не могу я сопоставить этот кусок сала на кровати с образом богини любви от красоты которой люди сходили с ума. И отсюда ни как не выходит оценить все богатство красок и т.д. А вот органисту, видимо очень нравится...
Прием здесь же в Эрмитаже есть очаровательная Даная того же Тициана, которая тоже совсем не худышка, но при этом выглядит куда привлекательнее... Да и его же Венера Урбинская - очаровательна и сексуальна....
Или вот эта картина Питера Пауля Рубенса... "Персей, освобождающий Андромеду". Ну не вдохновляет меня настолько жирное женское тело...
Кстати, на этой картине Персей одет в испанские доспехи XVI века, олицетворяя собой короля-победителя (картина была заказана Филиппом IV)
А, Андромеда, между делом, была дочерью эфиопского царя Кефея и Кассиопеи, которая в свою очередь дочь сына Гермеса по имени Араб (как же у них все сложно). Но вот не видел ни одного ее изображения, где был бы хотя бы намек на смуглую кожу... но это не важно
Кстати, две другие работы Рубенса на выставке мне понравились - Легендарная Мария Медичи, королева Франции. Женщина в летах, но сколько в ней достоинства.
И портрет короля Филлипа II. Рубенс написал его по заказу испанцев, самого Филлипа к тому моменту уже давно не было в живых. Перед художником стояла задача изобразить воина-христианина и у него получилось - король величественно восседает на разгорячившемся от быстрого бега коне на фоне битвы. И никакой излишней полноты...
Чуть выше я писал о святом семейсве кисти Эль Греко. А вот тот же сюжет в исполнении великого Рафаэля. Картина изображает отдых святого семейства на пути в Египет и столь удивительно гармонична, что даже в комментариях не нуждается
А вот работа легендарного Альбрехта Дюрера "Портрет неизвестного". Вид у этого неизвестного вполне себе недобрый.. Существует версия, будто бы на портрете Дюрер изобразил своего близкого друга Виллибальда Пиркгеймера – нюрнбергского патриция, гуманиста и ученого, а так же человека с весьма буйным нравом
Или еще одна впечатляющая картина Поклонение пастухов авторства Хуан Баутиста Майно ( Имя этого художника мне было не знакомо до посещения выставки, хотя теперь я знаю, насколько это выдающийся испанский художник. Эта картина вместе с "Поклонением волхвов" была написана для монастыря Сан Педро Мартир в Толедо. Кстати, в коллекции Эрмитажа оказывается есть более ранний ее вариант (
Другой художник, которого я открыл для себя на этой выставке - это испанский живописец Франсиско Сурбаран. Кстати, его очаровательную работу "Детство Мадонны" я даже видел (
По легенде в детстве Франсуа был пастухом и рисовал на коре окрестных деревьев. Проезжавший мимо богатый сеньор удивился его дарованию и увез учиться в Севилью, где художник смог развить и усовершенствовать свое мастерство.
На выставке были представлены две весьма впечатляющие его работы. Первая - "Агнец божий"... ну очень реалистичное изображение ягненка, приготовленного в жертву
Вторая - очень сильная работа - "Распятие с донатором". Распятие производит очень ссильный эффект.. а вот личность донатора я установить не смог.. просто интересно, кто захотел позировать рядом с рапятым Христом (вообще интересна логика таких людей, которые, например, радостно фотографируются на фоне статуй умирающих в мучениях солдат или голодных детей... но это уже другая тема)
А в конце хочется выложить вот эту очаровательную картину. Хуан де Арельяно - Корзина цветов
Одна из лучших работ художника - известного автора цветочных натюрмортов. Тёмный фон и направленный свет подчёркивают яркость букета. И, хотя некоторые цветы были скопированы художником с других картин или написаны по памяти, а не с натуры, они выглядят удивительно живыми и свежими, кажется даже, что можно почувствовать их запах, привлекающий бабочек и других насекомых.
По мнению некоторых исследователей, в картине даже присутствует аллегорическая трактовка жизненного цикла: дневные и ночные бабочки символизируют время суток, растения в освещенной части картины достигли пика своего цветения, а те, которые в тени, медленно увядают…
Выставка будет проходить до 29 мая. Рекомендую всем, если есть возможность, обязательно на нее сходить!
Кому интересно по ссылкам ниже подробный и очень интересный рассказ о выставке, часть материала я брал оттуда:
Парад живописцев
p.s. После выставки мы очень здорово погуляли по Эрмитажу.. поймал себя на мысли, что был тут последний раз год назад.. когда довелось подняться под потолок Иордановской лестницы.. надо бы посещать Эрмитаж чаще...
Серия сообщений "Икона":
Часть 1 - Китайские православные иконы
Часть 2 - Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи
...
Часть 8 - Симонетта Веспуччи, Джулиано Медичи, Сандро Боттичелли. Мысли вслух
Часть 9 - Выставка Василия Нестеренко в Манеже
Часть 10 - Прадо в Эрмитаже
Часть 11 - Образ женщины в искусстве прерафаэлитов. Эмма Браун
Рубрики: | Живопись/Люди,отношения |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |