-Рубрики

 -Метки

2014 адмирал азбука туриста актриса англия анекдот арт балкон бельгия ванная винница винтажные открытки вов водопад германия гороскоп гороскоп отношений гороскоп с юмором горы гостиная греки греция дворец день ангела деревня деревянное зодчество домашние достопримечательности други европа еда по знаку зодиака женственность живописец заброшенные места замки замки и дворцы замки и крепости замки украины замок знаки зодиака измаил иллюстрации индия интерьер испания исторические здания исторические факты история история в фотографии история и археология история картины история украины италия карпаты карты киев кино колористика корейская мифология корея костел коттедж крепость крым кухня лондон львов люди малогабаритка математика места силы мечеть минимализм мифические существа модерн монастырь море москва мост музей мусульмане необычная архитектура нумерология о жизни одесса особняк отель отношения париж парк петербург подол польское восстание польша порода собак прага природа притча прихожая прованс россия руины святошин сказочные персонажи скульптура славянский гороскоп собор спальня ссср сюрреализм тест топ-гороскоп туризм украина фотограф фотопрогулка фотопутешествие франция храм церковь чехия шебби-шик шотландия шуточный гроскоп

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Я - фотограф

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в Кель_РА

       -Подписка по e-mail

       


      Симонетта Веспуччи, Джулиано Медичи, Сандро Боттичелли. Мысли вслух

      Среда, 11 Августа 2010 г. 15:28 + в цитатник
      Цитата сообщения NADYNROM

       (534x700, 43Kb)Есть истории, в которых красивых предположений гораздо больше, чем реально подтверждающихся фактов. Тем более в истории искусства. Одна из таких историй связана с именами Симонетты Веспуччи, Джулиано Медичи и Сандро Боттичелли.

      Теперь немного о героях этой истории. Разумеется, дамы вперед.
      Симонетта родилась в 1453 году (предположительно 28 января) в семье Гаспаре Каттанео, крупного генуэзского торговца и прокуратора Банка Сант-Джорджио. Местом ее рождения называют как саму Геную, так и маленький городок Портовенере. В 1469 году девушка вышла замуж за своего ровесника флорентийца Марко Веспуччи, изучавшего устройство Банка Сант-Джорджио под началом будущего тестя.
      После свадьбы молодая чета перебралась в родной город Марко. Там они были торжественно приняты братьями Медичи, устроившими в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. Обосновались молодожены в семейном доме Барго д’Оньисанти.
      Симонетта стала настоящей звездой Флоренции. Ее называли Несравненной (Бесподобной) и Прекрасной Симонеттой. Современники, включая Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, воспевали красоту и другие достоинства девушки. Она стала центром всех празднеств, приемов и прочих увеселительных мероприятий.

      Деталь фрески Доменико Гирландайо «Мадонна делла Мизерикордия», защищающей семью Веспуччи в капелле Веспуччи в церкви Оньисанти. Считается, что Симонетта — это единственная женщина, изображённая в группе с непокрытой головой.

       (700x472, 70Kb)
      Многие знатные мужчины влюблялись в жену Марко Веспуччи и пытались добиться ее расположения. Среди поклонников Симонетты оказался сам правитель города Лоренцо Великолепный, несмотря на то, что его Прекрасной Дамой уже была Лукреция Донати.
      Увы, сияние звезды Флоренции не продлилось долго. Несравненная Симонетта была больна чахоткой. За ходом болезни, переживая, следил Лоренцо, который переписывался с отцом Марко Пьетро Веспуччи и даже направлял к Симонетте одного из лучших врачей того времени Маэстро Стефано. Но чуда не произошло.
       (502x700, 75Kb)
      Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти.

      26 апреля 1476 года Симонетта умерла в возрасте двадцати двух лет. Последний покой она нашла в семенной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти.
      Все Флоренция оплакивала смерть девушки, погрузившись в траур. Скорбел и Лоренцо, посвятивший впоследствии несколько сонетов на ее уход из жизни.
      Память о Симонетте Веспуччи прожила намного дольше. Однако само ее имя Память связала отнюдь не с Лоренцо Великолепным, которому государственные дела оставляли не так много времени на ухаживания за Прекрасными Дамами.

      Джулиано Медичи – второй сын Пьеро Медичи, прозванного «Подагриком», и его жены Лукреции Торнабуони, родившийся 25 марта 1453 года. Как и его старший брат, он получил прекрасное воспитание и образование (да и могло ли быть иначе в случае с внуками Козимо Старшего!), однако талантами Лоренцо Великолепного не отличался. Зато природа щедро одарила Джулиано красивой внешностью, вызывавшей восхищение современников.
       (507x700, 77Kb)
      Предполагаемое изображение Джулиано Медичи на фреске Беноццо Гоццоли «Процессия старого короля» в Капелле волхвов

      После смерти отца в 1469 году шестнадцатилетний Джулиано стал соправителем Лоренцо Великолепного. Серьезными государственными делами он себя не утруждал, но выполнял некоторые дипломатические поручения. Так, еще незадолго до смерти Пьеро Медичи Джулиано вместе с другими молодыми людьми из знатных флорентийских родов ездил в Рим за будущей супругой брата Клариче Орсини, а позже, по поручению Лоренцо, – ко двору Галеаццо Марии Сфорца с ответным визитом и в Венецию (в 1472 году) для урегулирования экономических вопросов.
      Сначала отец, а затем и брат, пытались добиться для Джулиано кардинальской шапки, но отношения Флоренции с Римом в то время оставляли желать лучшего, поэтому духовный сан младший Медичи так и не получил. Сложно представить, чтобы эти неудачи огорчили его самого.
      Джулиано вел праздную жизнь, принимал участия во всех торжественных празднествах и увеселениях, блистал на турнирах, любил танцы и охоту, легко тратил деньги... Он считался одним из наиболее обворожительных людей высшего флорентийского общества и пользовался большим успехом у женщин.
       (623x700, 77Kb)
      Таким чрез много лет представил себе Джулиано Медичи Аньоло Бронзино

      Джулиано суждено было навсегда остаться для Флоренции Принцем Юности Золотого Века – он погиб во время заговора Пацци, одобренного и поддержанного папой Сикстом IV, по ряду причин ненавидевшим Медичи.
      Заговорщики желали уничтожить обоих братьев, а возможность для реализации их планов представилась с приездом во Флоренцию юного кардинала Рафаэле Риарио, внучатого племянника папы. 25 апреля 1478 года Медичи давали прием в честь кардинала на вилле Фьезоле. Проще всего было убить обоих братьев во время пира. Но Джулиано на охоте повредил ногу и остался во Флоренции. Исполнение замысла откладывалось.
      Пацци и причастный к заговору архиепископ Сальвиати предложили кардиналу напроситься в гости во дворец на Виа Ларга. Лоренцо с удовольствием согласился его принять. Было условлено, что кардинал отслужит воскресную мессу в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, а потом придет со свитой на пир к Медичи.
      И вновь Джулиано спутал все карты заговорщикам, послав к кардиналу сказать, что все еще нездоров и не будет на пиру, однако пойдет в собор. Оставалась единственная возможность - убить братьев во время мессы. Джулиано должны были заколоть Франческо Пацци и Бернардо Бандини.
      26 апреля 1478 года, в воскресенье перед Вознесением, в собор Санта-Мария дель Фьоре пришло много народа. Прибыл и Лоренцо, но Джулиано не было.
      Франческо Пацци и Бандини отравились за ним во дворец, находящийся неподалеку и уговорили его пойти в собор. Молодой Медичи был легко одет и не носил шпаги, чтобы не тревожить больную ногу. Франческо как бы в шутку ощупал его и убедился, что на нем нет кольчуги. Джулиано немного удивился (он знал, что Пацци ему враги), но решил, что приезд кардинала Риарио — знак скорого мира, и доверчиво дал отвести себя на хоры.
      По окончанию мессы сопровители Флоренции направились к выходу. Когда Джулиано оказался рядом с капеллой Санта-Кроче, кинжал Бандини вонзился ему в грудь. Тот зашатался и рухнул. Франческо Пацци яростно набросился на лежащую жертву и нанес Джулиано такое количество ударов и с такой силой, что сам себя серьезно ранил в ногу. Джулиано был уже мертв…
      Заговор Пацци и его последствия – отдельная тема, поэтому буду краткой. Лоренцо Великолепному удалось вырваться из рук заговорщиков. Пацци и их сторонники просчитались – флорентийцы в тот день поддержали не их, а Медичи.
      Убийцы Джулиано жестоко поплатились. Истекающего кровью Франческо Пацци толпа вытащила из постели, голым приволокла к синьории и повесила на одном окне с архиепископом Сальвиати.
      Лоренцо устроил любимому брату пышные похороны при большом стечении народа. В церкви Сан-Лоренцо на всеобщее обозрение в открытом гробу было выставлено тело, пронзенное двадцатью одним ударом кинжала, как тело Цезаря. Флоренция погрузилась в глубокий траур, так как младшего Медичи любили.
      Также Лоренцо велел скульптору Бертольдо выбить медаль со своим профилем на одной стороне и профилем Джулиано на другой. Над портретом Джулиано была надпись "Luctus publicus" - «Всеобщая скорбь».
       (485x500, 46Kb)
      Ниже изображены соборные хоры в тот момент, когда священник оканчивал мессу, а убийцы пронзали молодого человека кинжалом. На другой стороне над портретом Лоренцо было выбито: "Salus publicus" — «Общественное благо». Здесь изображено неудачное покушение злоумышленников на Лоренцо.
      Бернардо Бандини, одному из убийц Джулиано, удалось сбежать, добраться до Константинополя и найти там убежище. Но уже год спустя Лоренцо добился у Мехмеда II его выдачи, и 29 декабря 1479 года он был повешен на оконной решетке Барджелло.
      Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. Имя женщины до сих пор остается под вопросом – ее называют и Фьореттой Горини, и Фьореттой дель Читтадино и даже Ореттой Пацци. Мальчик получил имя Джулио, а Лоренцо воспитал его вместе со своими детьми не как племянника, а как сына. Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII.

      О третьем герое нашей истории, наверное, можно было бы написать больше, чем о двух других, но я остановлюсь лишь на нескольких деталях.
       (604x700, 57Kb)
      Деталь фрески Филлиппино Липпи «Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра» в капелле Бранкаччи. Считается, что это портрет Боттичелли

      Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года. В историю искусства он вошел под прозвищем Боттичелли – «Бочонок», - унаследованным им от одного из братьев (о происхождении прозвища до сих пор спорят). Считается, что семья Филипепи жила по соседству с семьей Веспучии, и именно кто-то из Веспуччи рекомендовал художника влиятельным флорентийским гражданам.
      Боттичелли был близок к семье, сосредоточившей в своих руках власть над Флоренцией, но основным его заказчиком из Медичи был ни Лоренцо Великолепный и не Джулиано, а их двоюродный брат Лоренцо ди Пьерфранческо.
      Принято считать (но далеко не все разделяют эту версию), что Сандро Боттичелли вслед за многими другими флорентийцами попал под влияние яростных проповедей Джироламо Савонаролы и даже бросал в «костер сует» свои работы. Отмечают также, что под влиянием Савонаролы из работ художника ушли свет и радость.
      Боттичелли так и не обзавелся семьей и не оставил потомства. В последние годы художник сильно болел и перестал писать. Умер он 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньиссанти.
      Творчество Сандро Боттичелли не вписалось в эпоху Высокого Возрождения, поэтому о нем вскоре забыли.
      Заново его имя открыли и возвратили к жизни прерафаэлиты , ратовавшие за возврат к искренности и наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства, найдя в Боттичелли свой идеал. Джон Рескин первым разглядел истинную ценность творений забытого мастера, смело назвав его реформатором, подобным Лютеру, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере.

      Рассказав о героях, можно перейти к пересказу самой истории, но… В единое целое история не складывается. Есть очень много красивых предположений, каждое из которых сопровождается не меньшим количеством «НО».
       (693x700, 46Kb)
      Андреа Вероккьо. Женский портрет. Есть предположение, что скульптор создал портрет Симонетты Веспуччи

      Принято считать, что Симонетта Веспуччи после переезда во Флоренцию стала возлюбленной Джулиано Медичи. Мы не знаем, были ли они любовниками, или же он куртуазно и целомудренно поклонялся ей как Прекрасной Даме.
      Самое яркое событие в истории возможного романа Симонетты и Джулиано связано с турниром, состоявшимся 28 января 1475 года. Предполагается, что эта дата приурочена ко дню рождения Прекрасной Дамы младшего Медичи.
      Этот турнир, ставший турниром Джулиано и воспетый впоследствии Полициано, затмил даже состоявшийся в 1469 году турнир Лоренцо, посвященный Лукреции Донати. В оформлении турнира принимал участие и Боттичелли, изобразивший на штандарте младшего Медичи Симонетту Веспуччи в образе Минервы в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках. Джулиано стал одним из победителей и провозгласил даму своего сердца королевой турнира. Увы, штандарт до нас не дошел…
       (688x700, 107Kb)
      Андреа Вероккьо. Портрет Джулиано Медичи, созданный по заказу Лоренцо уже после его гибели

      Как относился к возможному роману между своей супругой и Джулиано Медичи Марко Веспуччи остается только гадать. По одной из версий, он не испытывал неприязни к сопернику и даже, женивший второй раз через шесть лет после смерти Симонетты, назвал своего сына Джулиано. По другой версии, семья Веспуччи была вовлечена в заговор Пацци из-за того, что младший брат Лоренцо удачно наставил Марко рога.
      Стоит также отметить, что Симонетта Веспуччи и Джулиано Медичи умерли в один день – 26 апреля. Разница между их уходами из жизни составила ровно два года.

      И все же, даже несмотря на поэму Полициано, такой романтической истории Симонетты и Джулиано, которую мы знаем, могло бы и «не случится»… Если бы не Сандро Боттичелли.
      Можно только предполагать, в каких отношениях находился с художником Джулиано (если вообще находился). Повторюсь, что основным заказчиком Боттичелли являлся кузен правителей Флоренции Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
      И все же они встречаются на картине Боттичелли «Поклонение волхвов», заказанной Джуаспарре ди Заноби дель Лама, богатым банкиром, близким к семье Медичи, для фамильного алтаря в церкви Санта Марии Новеллa. Картина создавалась в 1470-1475 годах.
       (700x565, 96Kb)

      Все сходятся во мнении, что таким нарисовал свой автопортрет художник:
       (700x636, 103Kb)
      А таким, как принято считать, Боттичелли запечатлел Джулиано Медичи:
       (390x700, 82Kb)
      Правда, мне попались утверждения, что это не портрет Джулиано, а портрет его старшего брата. Но почему-то больше хочется согласиться с теми, кто усматривает черты Лоренцо Великолепного в другом персонаже «Поклонения волхвов»:
       (478x500, 29Kb)
      Еще больше сложностей связано с хранящимися в разных музеях портретами младшего Медичи.
       (460x700, 42Kb)
       (470x700, 46Kb)
      Не все уверены, что написаны эти портреты именно Боттичелли, и что изображен на них именно Джулиано. Но хотелось бы верить…
      Наиболее известен этот портрет:
       (491x700, 63Kb)
      Считается, что написал его Боттичелли уже после убийства младшем правителе Флоренции, о чем свидетельствуют символы смерти – голубь, сидящий на сухой ветке, и открытая дверь.
      Мне попадалось предположение о том, что портрет в память о брате заказал сам Лорнецо Великолепный, так как убийцы ударами кинжалов изуродовали лицо Джулиано, и посмертную маску снять было нельзя.

      С Симонеттой Веспуччи Сандро Боттичелли не картинах не встречается, но принято считать, что именно она стала моделью для многих его работ. И снова много всяких «НО».
      Начнем с портретов, каждый из которых известен просто как "Портрет молодой женщины".

       (465x700, 50Kb)
      Нет полной уверенности, что портрет принадлежит кисти Боттичелли, а на возможность быть запечатленной на нем претендуют как минимум три дамы – Симонетта Веспуччи, жена Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и упоминавшаяся ранее мать папы Климента VII, чье имя также под вопросом.
       (506x700, 69Kb)
      Ага, авторство Боттичелли не доказано. Претенденток снова как минимум три – Симонетта Веспуччи, Клариче Орсини и даже мать Лоренцо и Джулиано Медичи Лукреция Торнабуони.
       (474x700, 52Kb)
      И снова сомнения, что портрет писал Сандро Боттичелли, а изображена на нем именно наша Симонетта.
       (455x700, 68Kb)
      А на авторство этого портрета претендует еще и Якопо дель Селлайо, проходивший вместе с Боттичелли обучение в мастерской фра Филиппо Липпи.

      В сети нередко гуляет вызывающее скептицизм утверждение о том, что Симонетта Веспуччи также служила моделью чуть ли не для всех написанных художником мадонн.
      Наиболее известны из них «Мадонна с гранатом»:

       (700x694, 94Kb)

      и "Мадонна Магнификат":
       (700x694, 96Kb)
      Но в случае с запечатленными в «Мадонне Магнификат» лицами есть и другая не менее интересная версия. Так, в качестве Марии может быть изображена Лукреция Торнабуони. Мальчик с чернильницей – Лоренцо Великолепный, мальчик держащий книгу – Джулиано, а их сестры (включая и сводную) – изображены по бокам. Ну а в образе Младенца запечатлена дочь Лоренцо Великолепного Лукреция, получившая имя в честь матери правителя Флоренции.

      Предполагается, что именно Симонетта Веспуччи изображена на картине «Венера и Марс».
       (700x286, 58Kb)
      По поводу мужчины, изображенного в образе Марса, также существует ряд предположений. По одной из версия Боттичелли таким образом изобразил ее мужа Марко. В соответствии с более романтизированной версией Марс – это Джулиано Медичи. При условии, что картина долгое время хранилась в семье Веспуччи изображение Симонетты, возлежащей рядом с любовником, кажется весьма-таки пикантным.

      С именем Симонетты Веспуччи связывают один из наиболее известных шедевров Сандро Боттичелли – «Весна». Предполагается, что заказчиком картины выступил Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, и она украшала его приемную во дворце во Флоренции.
       (700x497, 104Kb)
      В образе Меркурия принято узнавать Джулиано Медичи.
       (172x700, 35Kb)
       (441x700, 73Kb)
      А с Симонеттой все гораздо сложнее. Существуют предположение, что именно ее черты художник придал всем запечатленным женским образам.
      По более скромным предположениям Симонетта могла быть Венерой
       (356x700, 83Kb)
      или Флорой
       (311x700, 76Kb)
      Но есть и другие претендентки. Например, есть версия, что в образах Венеры и Флоры художник запечатлел ту самую любовницу Джулиано, которая родила ему сына. Также предполагают, что моделью для Венеры стала Лукреция Донати.
      А в лице одной из граций усматривают черты "Тигрицы Романьи" Катерины Сфорца:
       (398x500, 45Kb)

      Связывают с Прекрасной Симонеттой и другой шедевр Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры». Заказчиком и владельцем картины также считают Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
       (700x438, 85Kb)
      Стоит вспомнить, что одним из предполагаемых мест рождения Симонетты называют Портоверенере – «Порт Венеры», получившем свое название благодаря легенде о том, что именно здесь богиня Венера, родившись из морской пены, вышла на берег. Возможно, именно в связи с картиной и возникло такое предположение.
       (306x700, 57Kb)

      Возникает ощущение, что чем больше ты пытаешься разобраться в материале, тем успешнее в каждой изображенной Боттичелли женской фигуре угадываешь черты Симонетты Веспуччи. Поэтому нужно остановиться...

      Практически все работы Сандро Боттичелли, персонажей которых принято отождествлять с Симонеттой, появились уже после ее ранней смерти. Почему же художник стремился каждый раз воскресить и увековечить именно ее черты? Почему она стала для него воплощением Красоты?
      Существует мнение, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей и завещал похоронить себя вблизи от любимой женщины в церкви в церкви Оньиссанти.
      Вряд ли Симонетта, которой поклонялись многие, могла знать об этой любви.
      Если все действительно было так, то эту историю можно смело поставить в один ряд с историями Данте и Беатриче или Петрарки и Лауры.
      Но все могло быть иначе. И нам остается только соглашаться или не соглашаться с различными предположениями и строить собственные догадки.

      Такая вот непонятная история.

      Серия сообщений "Икона":
      Часть 1 - Китайские православные иконы
      Часть 2 - Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи
      ...
      Часть 6 - Edwin Longsden Long- жанровые работы, библейские сюжеты, портреты и исторические сцены
      Часть 7 - Андреа дель Сарто - итальянский живописец флорентийской школы.
      Часть 8 - Симонетта Веспуччи, Джулиано Медичи, Сандро Боттичелли. Мысли вслух
      Часть 9 - Выставка Василия Нестеренко в Манеже
      Часть 10 - Прадо в Эрмитаже
      Часть 11 - Образ женщины в искусстве прерафаэлитов. Эмма Браун

      Рубрики:  Живопись/Люди,отношения
      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку