Бретонские легенды |
Эпиграф: "Чтобы защититься от проклятия фантома, достаточно ему крикнуть: "Если ты пришел от Бога, скажи, что ты хочешь, если от дьявола - уйди с моей дороги, как я уйду с твоей". Главное, надо обязательно говорить ему "ты". Если ему нечаянно скажешь "вы", то ты погиб". (Анатоль Ле Бра. Легенда о Смерти).
«Легенда о Смерти» – главное произведение крупнейшего бретонского писателя, исследователя культуры и истории Анатоля Ле Бра (1859-1926). В конце 19 века он собирал предания бретонцев о смерти, рассказы простых людей: фермеров, моряков. Это рассказы не о легендарных временах, а о том, что произошло совсем недавно, где-то по соседству, с кем-то из родни. В этом посте приведу некоторые из заинтересовавших меня поверий.
Тут надо учесть, что бретонцы – прямые потомки кельтов, и их христианство тесно переплетено с верой друидов. У бретонцев, например, нет католического понятия о чистилище: свои грехи душа искупает на земле, рядом с домом, часто занимаясь привычным хозяйством. В одной из легенд старичок- призрак спокойно живет на ферме среди живых, с ним шутит молодая служанка, он даже как-то раз ложится в постель к жене.. и она рожает от него ребенка, очень умного, только с пустыми глазницами.
А в каждом разрушенном замке живет заяц – душа старого владельца. «Они заставляли дрожать всех вокруг, когда были живыми, за это теперь осуждены стать самыми пугливыми животными». Покаяние закончится, когда в этого зайца выстрелят столько раз, сколько он приказывал когда-то стрелять в своих подданных.
Больше чем Христа и Деву Марию бретонцы почитают своих святых. К одному из них, Иву Справедливому, они даже ходят просить управы на обидчиков. Ив при жизни был юристом, он взвесит эту просьбу и если обида действительно была нанесена, обидчик умрет в течение 9 месяцев. Если же просящий о мести сам был не прав, то.. сам и умрет.
Здесь Смерть ездит по дорогам в образе худого мужчины в широкополой шляпе, голова которого все время вращается вокруг позвоночника – чтобы всех видеть. Зовут его Анку, оружие его – коса, лезвие которой перевернуто острым краем вперед. Анку бросает ее перед собой – так он косит людей. И его косы не избегнут – что удивительно! – ни Дева Мария, ни Иисус Христос.
«.. И не пощажу никого из христиан,
Ни даже Иисуса, ни Святую Деву,
Я и к ним не знаю пощады.
С вершины Менеза одним выстрелом
Я убиваю пять тысяч человек разом».
(баллада Анку).
Здесь среди полей до сих пор хранят старые дороги – «дороги Смерти»: ими не пользуется никто, кроме похоронных процессий. Потому что нельзя провожать человека иной дорогой, кроме той, по которой провожали его предков.
Здесь в новый дом обязательно впускают первым какое-нибудь домашнее животные – в качестве жертвы Анку. Сойдет даже насиженное яйцо.
Здесь у ворот кладбища друг напротив друга сидят по ночам мужчина и женщина – последние, кто умер в этом приходе. Они сторожат. Одна тетушка, возвращаясь ночью после жатвы, увидела их: «Они сидели, прислоняясь спиной к столбам ворот и, казалось, прятались от нее. Она подумала, что это влюбленная парочка и крикнула им: «Странное местечко вы выбрали, молодые люди!» Но в ответ она услышала голос, от которого бросилась бежать: «Вот переберетесь сюда, тогда и будете соваться в здешние дела».
Здесь во многих домах в специальной комнате висит, подвешенная за цепь к мощной балке, огромная, в человеческий рост, книга «Агриппа» - в ней имена всех демонов. Владеющий этой книгой может вызывать их и спрашивать о судьбах людей. Но «книга эта – живая. Нужно быть сильнее ее, чтобы вырвать из нее тайны. Нужно биться с ней. Из нее выходишь весь в поту».
Бретонцы живут морем, поэтому много легенд о тех, кто пропал в нем. Эти люди не попадают в рай или ад, они несут покаяние в том месте, где утонули. Потому что «кто вверяет себя морю, тот вверяет себя смерти. Значит, тот, кто умирает в море, умирает по собственной воле».
Но особенно интересны представления простых бретонцев об аде и рае.
«Адская дорога – большая, широкая и содержится всегда в полном порядке. Вдоль нее стоит 99 постоялых дворов. Хорошенькие служанки наливают всякие ликеры, которые всё вкуснее, чем ближе ад. Если путник сумеет устоять, не пьет без удержу и к последнему постоялому двору приходит трезвым, он может вернуться обратно: ад больше не имеет на него прав».
Примерно так же выглядит и дорога в рай: те же постоялые дворы. «Милосердный Господь свой обход совершает здесь раз в неделю, в субботу вечером. Он забирает с собой в рай тех посетителей, кто не слишком пьян». Вот двое друзей умерли пять лет назад, но до сих пор не дошли до рая: застряли в гостинице на полдороге к небу. Каждый раз, когда Господь делает перекличку в этой гостинице, оба друга настолько пьяны, что не могут сказать «Здесь!» «Наутро они раскаивались, а чтобы утешиться, снова начинали пить. Это длится уже пять лет, и нет никаких оснований думать, что это закончится до Страшного Суда».
Наполовину христианские, наполовину языческие, где-то мистические, где-то обыденные, то страшные, то забавные или трогательные - бретонские легеды.
Все цитаты - по изданию Анатоль Ле Бра "Легенда о Смерти" ("Азбука-классика", 2008).
Серия сообщений "готика, мистика":
Часть 1 - Бретонские легенды
Часть 2 - И опять ни о чем... в смысле о том же...
Часть 3 - не проф попытка затесаться в ряды
...
Часть 7 - Фотозарисовки от Alcove
Часть 8 - Приключенческий фотоарт от Dave Hill
Часть 9 - Тайны природы и беседы с архитектурой от фотографа Michael Haydon
Рубрики: | литература/легенды, притча |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |