Этимология слова Сфинкс давно решена. Тайна сфинкса всегда находилась у русов Скифы это русы ...
СКАНДА И СВАТИ (сцена "выкупа дня") - (0)СКАНДА И СВАТИ (сцена "выкупа дня") СКАНДА И СВАТИ (сцена "выкупа дня") ...
МЕТАФИЗИКА И КОСМОЛОГИЯ УЧЕНОГО НИКОЛЫ ТЕСЛЫ - (1)МЕТАФИЗИКА И КОСМОЛОГИЯ УЧЕНОГО НИКОЛЫ ТЕСЛЫ Из рукописи профессора Белградского уни...
Настоящий вид египетского Сфинкса - (0)Настоящий вид египетского Сфинкса На древних рисунках и гравюрах показывалось две статуи, одна ...
Утраченные технологии не столь далёкого прошлого - (0)Дамба Тиби в Испании. Построена в 1594 году Дамба Тиби, возведенная в 1594 году, была невероятн...
Уральские туристы обнаружили в горах огромную пирамиду: она в несколько раз больше пирамиды Хеопса - (6)
Ученые показали реальную фотографию черной дыры. Что нужно знать о снимке века? - (1)
на Урале учёные нашли орудия, возраст которых, предположительно, достигает 100 тысяч лет. - (0)
Агуй-Шапсуг. О чём скорбят черкесы? |
Арина: эта статья (она очень большая и не войдёт в сообщение вся, поэтому лучше полностью прочитать её по ссылке) мне стала интересной в рамках истории нартов из книги В.Пятибрата. Также мне показалось интересным то Черкессия была краем священных деревьев
Главными героями уходящего года в моём журнале были черкесы (адыги), или вернее то, что осталось от этого древнего народа на Западном Кавказе. В прошлой части я завершил долгий рассказ про Таганрог, но тематически прошлые части - про Кабарду, Майкоп, Хаджох, Армавир... Вместо эпилога заглянем в Агой-Шапсуг (1,9 тыс. жителей) близ Туапсе - один из нескольких черкесских аулов над курортным побережьем. Но больше сегодняшний рассказ - о черкесах в целом и их трагедии, весьма актуальной и ныне.
На Западе, слышал, считают теперь, будто античной философии эллинов научили африканцы. Ну а мне покою не даёт мысль о том, скольким мир обязан древним жителям зелёных гор от Босфора до Кавказа. С одной стороны от них стоял Урук, 3000 лет единственный мегаполис планеты, а с другой завелись варвары-индоевропейцы. От первых к горцам майкопской культуры проник гончарный круг, а вторые (те же майкопцы или ямная культура) переделали его в колесо да разъехались по планете. Позже, когда Египетские Пирамиды были современной архитектурой, в Малой Азии жили хатты, причём - в государстве с каменными стенами городов и бронзовой металлургией. Более известны хетты, и это не совпадение: подобно нашим современникам туркам, которые взяли Второй Рим и объявили себя румеями, индоевропейцы, покорив Хаттусу, не разрушили, а возглавили её. Итогом тому стало железо, освоенное хеттами около 3200 лет назад и вскоре опять изменившее мир. В Евразии наступил век индоевропейцев, но что почерпнули они у пра-адыгов, как бритты и саксы у римлян? От хаттского мира уцелела окраина - глухие, как джунгли Сайгона, леса Западного Кавказа, куда не было хода чужакам. Там жили, кочевали, враждовали десятки адыгских племён, к которым в третий раз индоевропейцы подошли уже как высокая цивилизация.
2а
На северо-восточных берегах Понта греки нашли дюжину племён, которых сочли потомками пеласгов, живших в Элладе до них. По названиям часть из них явные иранцы, но не только: керкеты и зихи - не черкесы ли и адыги? Общее для всех слово меоты обозначало скорее образ жизни на полпути от кочевого к оседлому, от первобытности к государственности: в греческих хрониках фигурируют меотские землепашцы, скептухи (вожди набегов) и даже цари, которых могло быть по несколько у каждого племени. Меотская элита разъезжала на конях с яркой сбруей:
2.
Они охотно торговали ценным деревом, конями, руном... в том числе золотым, собирая крупинки благородного металла на притопленную у быстрины шкуру.
3
Иные рассудили - зачем покупать то, что можно взять силой? Жизнь под Кавказом уже тогда стала немыслима без страха набегов. И никто не скажет теперь, чем добыты эти вещи из курганов - меною или мечом.
3а
Равнинные племена эллинизировались, а затем стали добычей сарматов. Греки за проливом покорились римлянам. Римляне отчаянно воевали с аланами и готами. Новый порыв степного ветра принёс гуннов... А Кавказ стоял, и дебри его оставались всё так же непроходимы и непроглядны. По виду одежд и украшений в музеях сложно понять, какая на дворе эра. Вот - 9й век:
4
Жителей взморья тогда уже называли зихи (у греков) или джукеби (у грузин), глубинных горцев - папаги, а людей из предгорий - касоги. В том числе на Руси, где они были не менее заметны, чем кавказцы ныне. Особенно в Чернигове, где ходило даже явно адыгское слово (обозначало хозяина) - унеин. В 1022 году Мстислав Храбрый, воюя с племенем сагинов, убил в поединке вождя-силача Редедю и крестил его сыновей. Роман погиб бездетным, а вот от Юрия Редигина разошлись десятки дворянских родов, которым принадлежал, например, Фёдор Ушаков. В 1064-67 годах сплотить касогов пытался ростовский князь Ростислав Владимирович, свергнутый и бежавший в Тмутаракань... но его отравили греки. Ну а как черкесы и касоги соотносятся с черкасами и казаками - отдельный вопрос без явного ответа: вероятно, путаницу внесли турки, называвшие так всех, кто ходил в набеги на их северный фронтир. Сходство же названия адыгов с именем хана Едиге - на мой взгляд, не более чем совпадение.
5
Злейшим врагом адыга веками был другой адыг. Но их языки взаимопонятны, любые новшества быта попадали к соседям, а общий фундамент - Ха́бза. Обозначающее и веру, и понимание мира, и свод законов, и кодекс чести, и этикет, это слово я бы перевёл как Правда - та, по которой живут. Такую жизнь называли "адыгагье" (адыгство), а её отступникам говорили "ты не адыг", что было смерти подобно.
6
Духовный символ Хабзы - Т-образный крест, где горизонталь - всемогущий, вездесущий, непознаваемый и не имеющий облика бог-демиург Тхьа, а вертикаль - мир, который он создал, но не вмешивается в его жизнь. Этим занимались другие его творения - боги, имеющие облик: например, Уашхо не давал небу упасть, Кадис держал в берегах море, Ахин хранил коров, Емишь - овец, особо чтимый Тлепш был кузнецом, а Тхагаледж - пекарем. Впрочем, без письменности и изображений все эти классификации - фолк-история: тот же Уашхо известен по восклицаниям вроде "О, небо!". Иные боги - явно из греческих мифов, тенгрианства, зороастризма, но логика синкретизма тут проста: если бог имеет облик - то адыги прежде его не знали, а если не имеет - это другое имя Тхьа. Ещё мир населяла нечисть, как испы (злые карлики), иныжи (циклопы), абнауаю (местный йети, иногда с лезвием на груди), с которой бились нарты - панкавказские богатыри неимоверно красивых былин. Время адыги сравнивали с колесом, а дошли и до теории Большого Взрыва - Вселенная вышла из яйца, разбитого о небо. Но самой красивой идеей Хабзы мне видится загробный мир без рая и ада, где пса (бессмертную душу) человека судили не боги, а предки.
7а
На обоих фото - ореховые посохи шаманов, ритуальные маски и амулеты, фрагмент дерева из священной рощи
7
Но рядом - покрытый вязью жилет и камни из Мекки. Крестить адыгов пыталась ещё Византия, в 536-1396 годах державшая на побережье Зихийскую епархию с культом убитого здесь апостола Симона Кананита. В горах появились шогены (священники) и карданы (дьяки), но православие ушло вместе с его проводниками, оставив язычникам богов Ауш Герге (Иисус Греческий) и Псатхье (Святой Дух). А также урымов - черкесских греков, потомков скорее православных общин, чем переселенцев и пленников. Близ Анапы до 19 века стоял таинственный крест с надписью "Упокоился раб божий Охормаз Генеджуатаю. Жена Канатола в 11?? году".
далее читать по ссылке https://varandej.livejournal.com/1175934.html
Рубрики: | История Деревья! В.Пятибрат "Глубинная книга" |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |