![](https://i.li.ru/images/blank.gif) |
https://vk.com/feed?w=wall1...464_134930
Дети, особенно младенцы, считались наиболее уязвимыми для вредоносного воздействия луны и лунного света. По этой причине сербы избегали произносить слово месяц в присутствии маленького ребенка ; на Лесбосе старались окрестить младенца в такой день, когда «нет месяца». Часто запрет на контакт с лунным светом распространяется и на роженицу. Напр., во Фракии роженицу не должны были «видеть» луна или звезды, чтобы не случилось ничего плохого; в юго-вост. Болгарии ей запрещалось в течение первых сорока дней после родов смотреть на луну, чтобы ночью к ней не явились дьяволы.
![](https://pp.userapi.com/c837233/v837233153/36198/5G6N9PEBNsQ.jpg)
Старались, чтобы день празднования свадьбы или засылания сватов, пришелся на время полнолуния, чтобы молодые жили долго и дружно, чтобы имели много детей. Напротив, на убывающей луне не играли свадеб, чтобы семейная пара не «пропала». В Сфакье (Крит) больше всего опасались, что луна «увидит» жениха и на свадьбе случится несчастье; чтобы этого избежать, старались приурочить свадьбу к такому дню, когда луна была «незрячей» или «смотрела» в другую сторону, либо же обманывали ее, вылезая через окно или выходя из дома с запасного входа.
В народной медицине греков и балканских славян с луной ассоциируются не все, а лишь вполне определенные виды болезней - кожные (бородавки, лишаи, чирьи и т.п.), желтуха, зубная боль и некоторые психические недуги. Эта избирательность объясняется тем, что проявления именно этих болезней соотносятся с некоторыми характерными мотивами лунного «дискурса» - мотивом пятен и вредоносностью лунного света, иномирной природой месяца - в то время как мотив возрастания / убывания луны оказывается универсальным и широко используется в магической практике лечения самых разных болезней. Греки считают, что бородавки получит тот, кто не поклонится молодому месяцу в день его появления или в полнолуние, когда на нем показывается Богородица с младенцем Христом. В греческих заговорах бородавки называются овцами или козами месяца, которых больной «выпас», «выкормил», «напоил» и просит забрать обратно. Сведение бородавок было приурочено ко времени появления молодой луны или же, напротив, ко времени «пропадающей», т.е. убывающей луны, чтобы и болезнь пропала.
Врачевание некоторых других кожных заболеваний, сходное с лечением бородавок, а также ряд запретов, связанных с появлением молодой луны, расширяет перечень кожных болезней, вызываемых и изгоняемых месяцем, несмотря на то, что соответствующие заговорные тексты не фиксируются. На Закинфе при появлении чирья говорят, что больной «подхватил его на месяце», дотронувшись до себя в тот момент, когда увидел молодой месяц; поэтому с появлением следующей молодой луны чирей надо «выкинуть на месяц», т.е., приложив руку к чирью, трижды сказать, сплевывая назад: «Имел я кое-что, но потерял». Ср. в этой связи болгарский запрет переводить взгляд с появившейся в первый раз луны на человека, иначе тот покроется струпьями, чирьями и прыщами, или македонскую лечебную практику в полнолуние, а также на молодом и старом месяце поливать струпья дождевой водой, чтобы избавиться от них. Как и в случае с кожными болезнями, причину заболевания желтухой видят в нарушении ритуального поведения человека по отношению к луне: на Керкире остерегались сидеть под светом появляющегося в первый раз молодого месяца, чтобы не «облуниться» и не заболеть желтухой; на Крите строго запрещалось мочиться против луны, чтобы «не разозлить месяц» и не стать «желтым-прежелтым» и т. д. Чрезвычайно широко распространено в греческой традиции представление о том, что под влиянием луны у человека развиваются психические заболевания. На Крите рассказывали, что в ночь новолуния месяц «портит» воду, выпив которую, человек заболеет или потеряет разум. Слабоумного или душевнобольного человека на Симисе называли tpeyyapomaapévoq [схваченный луной], ср. греческое проклятие «Na оё лют] о (psvyo» [Пусть тебя схватит луна] 'Чтоб ты сошел с ума!', а также словен. luna ga írka [его бьет луна] 'о человеке, который совершает глупые поступки или неразумно говорит'. В наибольшей степени такого рода представления касаются эпилепсии. Считается, что эпилептиком становится тот, кто спит на крыше, не защищенный от воздействия лунного света, или рожденный в полнолуние ребенок.
В некоторых селах Болгарии эпилепсию также называют месчинката, однако в целом в славянской традиции с вредоносным воздействием лунного света связано другое психическое расстройство -сомнамбулизм, лунатизм, распространенный у балканских славян запрет беременной женщине спать под лунным светом, потому что ее может «ухватить» месяц и она родит лунатика, месечара. К появлению молодой луны приурочивалось заговаривание зубной или головной боли, которое иногда могло носить профилактический характер. Необходимо также отметить отсутствие в греческой традиции обращенных к месяцу заговоров от болезней внутренних органов, между тем как у балканских славян фиксируются заговоры для лечения далака, заболевания, под которым может пониматься болезнь селезенки или боль в груди.
В народных представлениях луна наделяется способностью «пить» или (реже) «есть» детей, которые оттого «сохнут», худеют и слабеют. Мотив «выпивания» ребенка месяцем, забирающим жидкость из его тела, получает в греческой традиции дальнейшее развитие: верили, что у младенца, на которого попал лунный свет, случится понос.
Чеха Оксана Владимировна
Новогреческая лексика народной астрономии в сопоставлении с балканославянской: луна и лунное время (этнолингвистический аспект)