-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в naomijer

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.09.2008
Записей: 815
Комментариев: 39
Написано: 1078


«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

Понедельник, 23 Марта 2009 г. 01:32 + в цитатник
И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...,
кн.Берешит



«Витрувианский человек» - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой.

Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

В 80-е гг 15в. Леонардо да Винчи всерьез начинает интересоваться пропорциями человеческого тела, он делает многочисленные анатомические анализы и исследования, за что его чуть было не заключили под стражу. В 1489г. все свои изыскания да Винчи решает свести в одну книгу «О теле человека», которая, кстати, так и осталась незаконченной.

Эта работа Леонардо является своего рода ответным действием на исследования древнеримского архитектора Витрувия, который в свое время вывел «идеальные» пропорции человека. В своей работе да Винчи неоднократно ссылается на исследования Витрувия, подтверждая либо опровергая их. Надо сказать, что в трактате древнеримского ученого идеальные параметры фигуры определялись исходя из одного конкретного статичного положения. Да Винчи же проводил свои измерения в разных положениях тела. Как художника его интересовали пропорции в движении, так же он учитывает высоту человека в сидячем положении и в положении стоя на коленях.

Витрувий пришел к выводу, что фигура человека с поднятыми руками и расставленными ногами может быть вмещена в две идеальные геометрические фигуры: окружность и квадрат, и в этом случае серединой м для обеих фигур будет точка на уровне пупка. Однако, устанавливая «идеальные пропорции», античный архитектор брал за основу не тело человека, а идеально начертанные геометрические фигуры, «подгоняя» тело под их рамки. Для да Винчи первичной точкой отсчета стал человек. Исходя из своих собственных измерений, он установил, что центр окружности и квадрата, в которые может быть помещено тело человека, не совпадают.

Исследования да Винчи позволили ему оспорить античные стандарты, которым были привержены все мастера того периода, проиллюстрировав все свои наблюдения при помощи знаменитого рисунка витрувианского человека, который и по сей день остается подлинным стандартом пропорций тела.


Рисунок часто используется как символ внутренней гармонии и скрытого присутсвия Божественного начала в человеке.
 (361x500, 31Kb)

По материалам сайта http://leonardo-davinchi.com/vitruvianskii.html

Рубрики:  Мистика
Символы Эры Водолея


Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку