-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в naomijer

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.09.2008
Записей: 815
Комментариев: 39
Написано: 1078


ПРАМАТЕРИ: САРА

Пятница, 30 Января 2009 г. 17:52 + в цитатник
Праматери: Сара (Брейшит 11:29-12:20,16:1-18:15, 20:1-21:13)

Образ праматери еврейского народа Сары - один из самых замечательных женских образов Танаха. О ней рассказывается в нескольких местах Священного Писания и каждый раз - в новом аспекте. Но для понимания этого образа особенно существенны два из них: один - это отношения Сары с Аврагамом и другой - ее положение в сфере его деятельности.
Аврагам и Сара были не просто супружеской парой, - они были соратниками. Сара была не только спутницей мужа, но и самостоятельной независимой личностью. И она играла важную роль в деле, которому посвятил себя Аврагам.

В течение многих лет у них не было ребенка, который смог бы продолжить путь своих родителей в служении Всевышнему и передать заложенную ими традицию следующим поколениям. Не случайно уже при первом упоминании о Саре говорится, что она бесплодна (см. «Брейшит», 11:29,30). И то, что лаконичный текст содержит только эту информацию о ней, свидетельствует о том значении, которое в те времена придавали в семье вопросу преемственности поколений.

Еще одна важная линия повествования о Саре - это отношение к ней Авраама. В тех же словах о ее неспособности к деторождению комментаторы видят свидетельство особо трепетного и уважительного отношения Авраама к жене. Ведь в ту эпоху было принято в случае бесплодия жены брать в дом еще одну, чтобы глава семейства не остался без наследника. Авраам же, как вы уже знаете, в течение многих лет не делал такого шага, пока сама Сара не попросила его об этом.


Из библейских рассказов о других патриархах и их женах мы узнаем, что уже в этих семьях существовало определенное неравенство в положении мужчины и женщины. Становясь со сменой поколений все более явным и усиливаясь, оно вылилось, в конце концов, в полное подчинение женщины мужу. Даже выдающиеся героини Танаха, женщины, которые оказались способными на великие дела, находились в подчиненном положении с точки зрения их общественного статуса. Но Сара занимала особое место в общине единомышленников, созданной Аврагамом, и эта община, видимо, признавала ее право на независимое поведение. Это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твердой волей и сильным характером, побуждающим ее принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда этого требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставником мужа.

Сара была не просто супругой Авраама и хозяйкой в их доме, их брак имел и духовный аспект: праматерь активно помогала мужу в распространении веры, была его надежной соратницей. в Торе отражена эта сторона личности Сары _ ее активная роль в событиях, свойственный ей пророческий дар, который, по мнению комментаторов, в некоторых случаях превосходил по силе дар самого Авраама.

Аврагам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить ее согласие, прежде чем принять важное решение. Иногда он действовал даже прямо по ее указаниям, побуждаемый к этому как своим собственным сознанием, так и подчиняясь воле Всевышнего: "Слушайся всего, что скажет тебе Сара" (Брейшит 21:12).

Следуя этому указанию, Аврагам выполнил требование Сары изгнать Агарь и Ишмаэля - своего сына и его мать, что оказалось поистине судьбоносным решением.

/9/ И УВИДЕЛА САРА, ЧТО СЫН ЕГИПТЯНКИ ГАГАРИ, КОТОРОГО ТА РОДИЛА АВРААМУ, ЗАБАВЛЯЕТСЯ, /10/ И СКАЗАЛА АВРААМУ: «ПРОГОНИ ЭТУ РАБЫНЮ И СЫНА ЕЕ, ИБО НЕ БУДЕТ НАСЛЕДОВАТЬ [ТЕБЕ] СЫН ЭТОЙ РАБЫНИ [ВМЕСТЕ] С СЫНОМ МОИМ, С ИЦХАКОМ». /11/ И ПОКАЗАЛОСЬ [ЭТО] ОЧЕНЬ ДУРНЫМ АВРААМУ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЫНУ ЕГО. /12/ НО ВСЕСИЛЬНЫЙ СКАЗАЛ АВРААМУ: «ПУСТЬ НЕ КАЖЕТСЯ [ЭТО ТЕБЕ] ДУРНЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОТРОКУ И К ТВОЕЙ РАБЫНЕ: СЛУШАЙСЯ ВСЕГО, ЧТО СКАЖЕТ ТЕБЕ САРА - ИБО ЛИШЬ ПОТОМКИ ИЦХАКА БУДУТ НАЗЫВАТЬСЯ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ! /13/ НО И ОТ СЫНА ЭТОЙ РАБЫНИ ПРОИЗВЕДУ Я НАРОД, ИБО [И] ОН ПОТОМОК ТВОЙ».

Комментаторы Священного Писания сделали интересное наблюдение: праотцы наши в большей или меньшей степени находились в зависимости от пророческой силы своих жен. Не раз указывает Танах на то, что именно женщины решали судьбы своих семей, по крайней мере в том, что касалось судьбы детей и продолжения рода. В этих вопросах патриархи занимали подчиненное положение: решения принимали не они, и не они определяли будущее. В таких случаях - независимо от того, явный (как в случае с Сарой) или косвенный (как в случае с Ривкой) характер носили эти решения, - праматери действовали не только как "помощник под стать ему" (Брейшит 2:18), но и как независимые личности.

В такие моменты доминировали жены патриархов, и именно их проницательность, их способность предвидеть будущее определяли характер преемственности в семье и преемственности осуществления контроля над судьбой семьи. Сара была наиболее выдающейся в этом отношении личностью. И показательно, что одновременно с изменением имени мужа, получившего имя Аврагам вместо прежнего Аврам, было изменено и имя Сары, - раньше ее имя было Сарай (Брейшит 17:15).

Повеление о новом имени для своей жены, как и для себя самого, Авраам получает в откровении: «…ЖЕНУ СВОЮ БОЛЬШЕ ИМЕНЕМ САРАЙ НЕ НАЗЫВАЙ, ИБО САРА _ ИМЯ ЕЕ. И Я БЛАГОСЛОВЛЮ ЕЕ, И СЫНА ДАМ ТЕБЕ ОТ НЕЕ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ЕЕ, И СТАНЕТ ОНА [МАТЕРЬЮ] ПЛЕМЕН, ЦАРИ НАРОДОВ ПРОИЗОЙДУТ ОТ НЕЕ» (17:15,16)
Новое имя очень схоже с прежним. Так как они образованы от одного корня, то у них общая смысловая основа, связанная с понятиями «господство» и «царственность». Что же изменилось? Имя Сарай означает «моя повелительница» - то есть повелевающая только мною; имя же Сара означает «повелительница» вообще -«повелевающая всеми».


В Танахе описаны и другие случаи изменения имен: так, Яаков стал называться Исраэль (Израиль), Ошеа бин Нун стал Йегошуа, но лишь одна женщина удостоилась такой привилегии, и этой женщиной была Сара. Изменение имени намекает на изменение сущности Аврагама и Сары как личностей, на изменение всего образа их жизни. Произошло фундаментальное изменение функции двух личностей, действовавших совместно. Это функциональное единство выразительно подчеркивается постоянно повторяющимся объединением их имен - Аврагам и Сара, которое не встречается больше нигде в Танахе, в том числе и в рассказах о семьях других патриархов.
В мидрашах* тоже отмечается значимость этой взаимосвязи. Так, слова о том, что Аврагам и Сара (тогда еще Аврам и Сарай), покинув Ур Халдейский, прошли через Харан и взяли с собой "души, созданные ими в Харане" (Брейшит 12:5), толкуются комментаторами в том смысле, что речь идет не о рабах, а о новообращенных, о тех, кто принял новую веру, причем Аврагам обращал мужчин, а Сара - женщин. Аврагам и Сара показаны как партнеры, единые в мыслях, словах и действиях, идущие по одному пути к единой цели. Такой характер отношений между мужем и женой, ставший обычным лишь в гораздо более поздние времена (пожалуй, только в современную эпоху), был чрезвычайно редким в древности.

Эти особые отношения определили и поведение Сары в связи с ее бездетностью, которая была личной трагедией для супругов, хотя и не влияла на их тесную связь. Предложение Сары, чтобы ее служанка Агарь родила Аврагаму ребенка, понятно не только в контексте обычаев того времени, но и в чисто психологическом аспекте. Не опасаясь за свое положение жены, чувствуя, что ее связь с Аврагамом зависит не только от наличия у них детей, Сара предлагает ему связь со служанкой, надеясь извлечь из этого пользу: "Возможно, будет у меня потомство благодаря этому" (Брейшит 16:2).

«СКАЗАЛА САРАЙ АВРАМУ: “ТАК КАК ЛИШИЛ МЕНЯ Б-Г СПОСОБНОСТИ РОЖАТЬ, ТО ВОЙДИ ЖЕ К РАБЫНЕ МОЕЙ _ МОЖЕТ БЫТЬ, БЛАГОДАРЯ ЕЙ ОТСТРОЮСЬ Я!” И ПРИСЛУШАЛСЯ АВРАМ К ГОЛОСУ САРАЙ». («Брейшит», 16:2)

Как же толкует слова Сары Раши? Прежде всего, он приводит мидраш, в котором объясняется слово «отстроюсь»: «[Эти слова] свидетельствуют, что тот, у кого нет потомства, _ не отстроен [т. е. подобен незавершенному строению, не реализовал себя, не выполнил свою жизненную миссию]; [более того,] он _ разрушен [т. е. в бездетной семье разваливается и разрушается даже то, что удалось выстроить]». Затем комментатор объясняет, что могла иметь в виду Сара, произнеся эти странные слова: «может быть, благодаря ей отстроюсь» (т. е. благодаря ~Гагари). Сара могла подумать: «В заслугу за то, что я ввела в свой дом соперницу». Комментарий «Сифтей-хахамим» объясняет: Раши полагал, что Сара рассчитывала самопожертвованием изменить свою судьбу и, в конце концов, самой родить сына.


Характер взаимоотношений Аврагама и Сары проявляется и в рассказе об изгнании Агари. Агарь "стала пренебрегать мною" (Брейшит 16:5), - так объясняет Сара свое требование изгнать служанку и ее сына. Сара поняла, что неуважительное отношение к ней Агари имеет только одно основание: та почувствовала, что может узурпировать место госпожи. Этого Сара не могла допустить. Рожать Аврагаму детей - это была функция наложницы, но коль скоро она начала претендовать на роль его жены и друга, ее следовало изгнать. Сара была согласна пожертвовать своим женским самолюбием и даже жизнью ради Аврагама; она могла согласиться на отказ от физической близости с ним, но не от духовной. Она не могла или не способна была допустить, чтобы ее духовное единство с мужем подверглось опасности.

ПО ИСТЕЧЕНИИ ДЕСЯТИ ЛЕТ. Если за десять лет супружеской жизни у женщины не родились дети, то Тора рекомендует ее мужу жениться на другой.

А УВИДЕВ, ЧТО ЗАЧАЛА. Гагарь вообразила, что, забеременев, она вышла из-под власти Сарай.
СТАЛА ПРЕНЕБРЕГАТЬ ГОСПОЖОЙ СВОЕЙ. Гагарь говорила всем, что Сарай "не такая святая, какой себя изображает": если за все годы супружества с Аврамом она все еще не удостоилась иметь детей, в то время как она, Гагарь, зачала сразу же, это говорит о том, что у Сарай есть какие-то скрытые грехи.

/5/ НА ТЕБЯ [ВОЗЛАГАЮ ВИНУ В ТОМ, ЧТО] ОБИЖАЮТ МЕНЯ! Когда ты молился Б-гу, говоря: "Что же Ты дашь мне? А я - бездетным хожу", - ты говорил лишь о себе. Если бы ты просил Всевышнего за нас обоих, то вместе с тобой Он вспомнил бы и меня. И еще: раз Гагарь твоя жена, ты обязан поставить ее на должное место.
Кроме того, Сарай подозревала, что Аврам без ее ведома освободил Гагарь от обязанностей рабыни, -а это уже было бы нарушением прав Сарай как госпожи Гагарь.

/6/ В ТВОЕЙ ВЛАСТИ. АВРАМ ОТВЕЧАЕТ, ЧТО ОН ОТНЮДЬ НЕ ПОСЯГАЛ НА ПРАВА САРАЙ, А ГАГАРЬ, СТАВ ЕГО ЖЕНОЙ, НЕ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ЕЕ РАБЫНЕ.

И СТАЛА САРАЙ ПРИТЕСНЯТЬ ЕЕ, - Чтобы напомнить ей, что она лишь рабыня и не имеет права пренебрежительно относиться к своей госпоже. Однако, вместе с тем, Всевышний засчитал это в грех Сарай и Авраму (ему _ за попустительство), услышав о страданиях египтянки (см. "Брейшит", 16:11). Он дал ей сына-дикаря, потомки которого будут притеснять и угнетать потомков Аврама и Сарай.

И нашел ее Ангел Б-га у источника вод, в пустыне. И сказал: "Возвратись к госпоже и смирись. Весьма умножу потомство твое. Вот родишь сына и наречешь ему имя Ишмаэль, ибо Б-г услышал скорбь твою. И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него".

Ангел подчеркивает, что Гагарь рабыня Сарай, чтобы, во-первых, дать ей понять, что она удостоилась Б-жественного откровения лишь потому, что была служанкой великой праведницы, и, во-вторых, для того, чтобы указать ей ее место: и сама она должна служить Сарай, и ее потомки в конце дней будут слугами потомков Сарай.

ГАГАРЬ НЕ БЫЛА НАПУГАНА ВИДЕНИЕМ АНГЕЛА _ В ДОМЕ АВРАМА ЭТО БЫЛО ОБЫЧНЫМ ЯВЛЕНИЕМ. ОНА УДИВЛЯЕТСЯ ЛИШЬ, ЧТО ЗДЕСЬ, В ПУСТЫНЕ, ДАЛЕКО ОТ ДОМА АВРАМА, ОНА ТОЖЕ УДОСТОИЛАСЬ ВИДЕТЬ АНГЕЛА.


Идеалистический аспект отношений Аврагама и Сары позволяет понять кажущиеся странными эпизоды их жизни. На первый взгляд, эти эпизоды говорят о том, что Аврагам был не очень привязан к Саре: один раз он уступает ее фараону, в другой раз - царю Грара. Сара, очевидно, и сама поддерживала версию Аврагама о том, что она его сестра, а не жена. Удивительно в этих случаях не столько поведение Аврагама, о чем должен быть особый разговор, сколько молчаливое согласие Сары. Ведь Сара не была пассивным и послушным орудием в руках мужа. Эта ее кажущаяся уступчивость была, очевидно, заранее согласована с Аврагамом. Сотрудничая на основе принятых совместно решений, супруги в данном случае пошли на стыд и унижение, чтобы сохранить целостность своей общины - носительницы нового идеала. Они чувствовали, что лучше заплатить честью Сары и принять все последствия этого решения, чем подвергнуть опасности общее благополучие.

И ПОРАЗИЛ ГОСПОДЬ ФАРАОНА. Раньше, чем тот успел притронуться к Сарай.
ИЗ-ЗА САРАЙ. Эти слова можно перевести и как "по слову Сарай". Это _ намек на то, что язвы поражали фараона по велению Сарай, которая отдавала приказания ангелу Всевышнего.


Договоренность пожертвовать личным ради общего дела подтверждается тем, что Сара никогда не упрекала Аврагама за ущерб, который он нанес ее чести и никогда даже не упоминала об этом, хотя в других случаях резко и прямо высказывала Аврагаму свое недовольство: "(Это) ты виноват! Рассудит меня с тобою Б-г!" (Брейшит 16:5).

Особая сущность отношений Аврагама и Сары и явилась причиной того, что народ Израиля называет своим прародителем не одну личность (что обычно для легендарных генеалогий других народов), а обоих - Аврагама и Сару. Они - исторические, идеологические и духовные прародители народа, так же, как Адам и Ева, представляющие собой два фундаментальных элемента рода человеческого, - его биологические предки. Вот почему Аврагам и Сара действовали не просто как пара, образовавшая семью, но как зародыш народа, как основатели общины, основоположники нации и национального идеала. По сей день те, кто принимает иудаизм, называются "сыновьями Аврагама" или, если это женщины, - "дочерьми Сары", потому что концептуально, - а также согласно еврейскому закону, Галахе, - Аврагам и Сара были основателями еврейского народа прежде всего в идеологическом отношении, и все, кто присоединяется к этому народу, являются их детьми. Аврагам и Сара чувствовали себя лидерами, прокладывающими новый путь к истинной вере, основателей нового народа, принципиально отличного от других.

В Танахе неоднократно повторяется обещание, что Сара станет праматерью нового народа, родив сына, который реализует союз, заключенный Всевышним с Аврагамом: "И назовешь его именем Ицхак" (Брейшит 17:19).

«НО СОЮЗ СВОЙ СКРЕПЛЮ Я С ИЦХАКОМ, КОТОРОГО РОДИТ ТЕБЕ САРА К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ НА БУДУЩИЙ ГОД».

Рассказ о том, как ангелы посетили Аврагама и объявили ему, что Сара родит сына, интересен, в частности, разнообразием средств, которые были использованы, чтобы втянуть ее в разговор.

Один ангел был послан Всевышним для того, чтобы возвестить Саре о рождении сына, другой _ чтобы излечить Авра~гама, третий _ чтобы уничтожить Сдом. Затем тот ангел, который излечил Авра~гама, отправился в Сдом, чтобы спасти Лота. Хотя обычно один и тот же ангел не выполняет два поручения, здесь из этого правила было сделано исключение, поскольку, в сущности, и излечение Авра~гама, и спасение Лота _ одна и та же миссия: избавление человека от опасности.

Комментаторы считают, что не ангелы говорили с Сарой, но Сам Всевышний. И этот разговор имел огромное значение, потому что услышанное изменило всю жизнь Сары. Смирившись с тем, что она никогда не станет матерью, состарившаяся, Сара вдруг снова стала женщиной, способной забеременеть и родить. Получив сообщение о предстоящем зачатии, Сара как бы подверглась обновлению, омоложению. И в тот же год Аврагам совершил обряд обрезания, ритуал перехода в новую фазу жизни, совершаемый в большинстве обществ в пору юности человека. Таким образом, и Аврагам подвергся процессу обновления. По мнению комментаторов, с этого времени Аврагам и Сара и выглядеть стали, как молодые.

Б-г явился Авраму и сказал: "Я - Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен. И заключу Я союз между Мною и тобою, и весьма - весьма размножу тебя, ты будешь отцом множества народов. И впредь Авраам будет имя твое; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И дам тебе и потомству страну Кнаан во владение вечное. Вот союз, который вы должны соблюдать между Мною и вами: обрезан будет у вас всякий мужчина. Восьми дней от роду. Кто не обрежет свою крайнюю плоть, душа его будет отторгнута от народа! Сарай называй Сара. И пал Авраам ниц, и засмеялся в сердце: "Неужели Сара на девяностом году жизни родит?"

Б-г же сказал: «Сара родит тебе сына, назовешь его Ицхак, и заключу Я союз вечный с ним и с потомством его».

Итак, Аврагам и Сара, прожив вместе много лет как соратники и руководители общины, которую они наставляли на указанном Б-гом пути, вступили в новый этап своей жизни. В ней наступил поворотный момент, установивший между супругами новые отношения: были изменены их имена, Аврагам совершил обрезание, Сара снова вошла в женский цикл.

Эта трансформация, это возрождение имеют символический смысл, касающийся всей истории патриархов. Духовная связь, которая существовала между Аврагамом и Сарой, приобрела новые параметры, обогатилась и усилилась биологической связью: должен был родиться сын, которому предначертано было обеспечить передачу их идеала потомкам. Таким образом, Аврагам и Сара стали не только духовными прародителями еврейского народа. Между ними возникла кровная связь, обеспечившая генетическую преемственность, и в этом - значение выражения "сыны Израиля".Духовная связь, которая существовала между Аврагамом и Сарой, приобрела новые параметры, обогатилась и усилилась биологической связью: должен был родиться сын, которому предначертано было обеспечить передачу их идеала потомкам. Таким образом, Аврагам и Сара стали не только духовными прародителями еврейского народа. Между ними возникла кровная связь, обеспечившая генетическую преемственность, и в этом - значение выражения "сыны Израиля".

Ицхак появился на свет, чтобы положить начало роду, возникшему от союза Аврагама и Сары, - роду, из которого возникнет народ Израиля. Те, кого Аврагам и Сара обратили в иудаизм, исчезли с исторической арены, но остался продукт духовной и кровной связи прародителей наших - еврейский народ.


 (500x452, 86Kb)
Рубрики:  Мистика
Символы Эры Водолея

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку